моя борьба с вредными привычками -2, 1949-54 г. г

Евгений Щукин
Продолжение – 1949-1954 г.г.  На  снимке: -я первокурстник.
далее: мой Военно-Механический техникум в Перми в районе  Мотовилихи.
далее: Я, - защитивший  диплом.

Шли годы,  я взрослел,  в 14 лет я  закончил  семилетку деревни Черная  и в августе  1949 года решил  ехать в   Пермь (тогда город  Молотов) поступить в техникум.

Мне очень  хотелось  поступить  в Речное училище, где учащиеся получали 3-х разовое питание   и щеголяли в мичманках с золотым якорьком  и, вообще, обеспечивались летней и зимней морской формой.
Поступай и  через  какие-то 4 года  учебы, ты уже  ходишь по Каме и Волге  от Перми до Астрахани, в качестве механника или штурмана, а с годами, возаожно, и капитана речного 3-х  палубного   красавца-лайнера,  -  чем не мечта маьчишки в 14 лет!

Но конкурс был огромен, на каждоле место 20  желающих, да  и  матросов, отслуживших нафлоте срочную службу, принимали  без конкурса. У меня шансов поступить было мало, а я еще  был  не уверен пройду - ли медицинскую комиссию?  Но прошел и был допущен к сдаче экзаменов.
Экзамены  я сдал, но троечка по математике стала роковой причиной зачеркнувшей мечту   стать, пусть не морским, но  хоть речным волком!

Август   подходл к концу и многие техникуы  города уже набрали себе  учеников и не захотели принять мои докумены.  И только на окране города в Мотовилихе  в техникуме  при  военном заводе  попросили меня  перездать математику, причем,  оценили мои знания на 4 и  я  был за числен в группу номер 105 - на  специальность электрооборудование промышленных педприятий.
 
Так    я стал   студентом      Военно-Механического техникума   при  военном (оружейном) легендарном  заводе  Мотовилихи.  Где    мне  предстояло четыре  года   учиться на техника - электрика  и проживать  в  его  общежитии.

Мама,  провожая  меня,  сказала: - «Курить, я уверена, ты  не  будешь, а вот в отношении  выпивки, -  в любом коллективе нельзя  быть  «белой вороной»!
Если сможешь отказаться  от выпивки,  не обидев компанию, - хорошо,  а если нет, - то выпей так,  чтобы месяц потом  было противно».
Может и не так было сказано, но смысл  мной был понят:  - быть  осторожным с "зеленым змеем".

Вот так закончились детские годы.  Настал момент, когда  мальчик из деревни должен  покинуть привычную обстановку, уйти из-под надзора  матери и окунуться  в новую, неизвестную,   почти взрослую  жизнь.

Я придерживался  маминого  совета,  да и денег лишних  на  выпивку   у  меня  не  было,   смыться  же  из общежития,   избегая  наметившися  выпивки,     я всегда мог, -  в  Перми  жили своими домами  6 родственников по отцовской  линии, там  мой приход всегда  был желанным.

Бывая у родственников, я сразу понял,  что  употребление алкоголя у них не приветствовается  В  праздники  у них  на  столе был   обычно чай  из самовара, сдоба, а если  делались  пельмени, то  на  столе бывал    графинчик  водки для мужчин и какое-нибудь вино для  женщин, причем,  каждый  мог просто пригубить свою рюмку  -  поддержать  произнесенный   кем – то тост.

Конечно  в общении с сооучениками  убегать от застолья   мне удавалось не  всегда. В общежитии мы жили по 4 человека,  да  и в соседних комнатах жили  товарищи, с которыми  пару раз в месяц мы ходили на "шабашку" - ночью разгружать вагоны на станции Пермь-1-я. Ну а  на полученные деньги  (сам бог велел)  покупали водки, жарили на маргарине макароны   или картошку и коллективно отмечали это событие.

Денег  у всех у нас  было не так много,  что бы уж сильно  напиться,  каждому хотелось оставить  з зараболтанных  денег   что -то  на кино, на каток и   на другие  доступные  развлечения.

По праздникам в учебном корпусе техникума бывали торжественные вечера с  художественной самодеятельностью, танцами и, конечно, с буфетом, в котором  из-под прилавка буфетчица  могла налить стакан водки. А на закуску шли  китайские мандарины по 15 копеек за штуку.

Я как-то выпил тот стакан и почувствовал, что многовато, - забрался в пустую  аудиторию  и  проспал там торжественную часть, а к  танцам был "как огурчик".

Мне повезло, что среди моих друзей не было  пьяниц,  все хотели успешно закончить техникум, получить диплом и начать работать по специальности.  "Зеленый  змей" как-то не стал нашим другом за все время учебы.

Но вот  - диплом защищен и  "зеленый змей" был  призван  на помощь,- как было  всегда  традционно принято,  пришлось обмывать  целый  ряд торжественных дат: получения диплома   и прощания с друзьями по поводу окнчания  техникума.

Затем  пришлось делать "прописку" в коллективе  завода  "Почтовый ящик 608 в городе Кирове, куда я был направлен работать пом. мастера  электроцеха. И в новом заводскм коллективе я соблюдал совет мамы - не  быть  "белой вороной", но  не допускть близко  к себе  "Зелоного змея".

В октябре 1954 года я получил повестку из военкомата, меня призывали в ряды Советской Армии.

Из Перми приехала моя  мама, а коллектив цеха организовал в ресторане мои проводы.  Там  в ресторане, я тоже выпил, но держал норму, а   между тостами и напутствиями,  мама   обо мне услышала много хорошего  и убедиллась, что  экзамен на борьбу с "зеленым  змеем" я  пепед ней  сдал успешно.

А  впереди вновь предстоял новый,  почетный для  парня, отрезок жизни - защищать  Родину.

Продолжение  будет.