Jah, muidugi, kuid ei

Джеймс Александр Даркфорс
JAH, MUIDUGI, KUID EI.
 
  В переводе с эстонского эта фраза означает: «Да, конечно, но нет». В оригинале, разумеется, была другая фраза, по-эстонски она звучит: «”Jeesus Maria!” – karjatas eit». Это перевод фразы из книги Ярослава Гашека о Швейке: «”Иисус Мария!” – вскричала старуха». По крайней мере, наши эстонские гости именно так объясняли то, почему они – JMKE.
  Наверное, очень несправедливо, что Джеймс Александр Даркфорс ни разу не написал обзора на ту самую группу, без которой, собственно, он не стал бы тем, кого знает омская (и не только, если разобраться, как следует) неформальная публика. Да, друзья мои, я стал тем панк-рокером, которого в Омске многие помнят и сравнивают с Сидом Вишесом («только с мозгами», как сказал Дэмиен Роттен из CRYSTAL CITADEL), благодаря фотографиям из книги Евгения Фёдорова «Рок в нескольких лицах», где мелькал персонаж, имени которого Фёдоров не знал. О том событии, которое было запечатлено на фото, я ещё упомяну, поскольку оно важно и в нашей истории в частности, да и в истории группы JMKE вообще.
  Началась эта история в 1986 году. На квартире, которую хозяева сдали на пару дней для попойки, собирались друзья-неформалы, среди которых был участник VELIKIJE LUKI Виллу Тамме (Villu Tamme), его друг Мати Порс (Mati Pors), басистом становится Тарво Ханно Варрес (Tarvo «Nahvits» Hanno Varres), барабанщиком – Венно Ванамёльдер (Venno Vanamolder), Мати предполагалось сделать вокалистом, а Виллу по старой привычке взял в руки гитару.
  Да, чуть не забыл, название группы надо читать, как «Йот-Эм-Ка-Э», а не в английской транскрипции, я помню некоторых знакомых, которые так делали, и один из них даже подарил мне кассету с их первым магнитоальбомом «Kulmale Maale». О чём немного попозже.
  Итак, Виллу, Венно, Тарво и Матти – но как раз последний надолго в группе не задержался, потому что… Были на то у него какие-то свои причины, и важно то, что он ушёл. И как раз в то время группа иногда принимала в состав «гастролирующих вокалистов», участники основных групп которых на тот момент были в армии. Так в группе «засветился» Тыну (Тони) Трубецки (Tonu Trubetsky), известный, как «Князь Трубецкой», вокалист группы VENNASKOND. Этот состав стал известным под названием VURST TRUBETSKY & JMKE. К 1987 году же группа пришла к составу, в котором вокалистом и основным гитаристом стал Виллу.
  В то время, когда JMKE начинали, к ним не очень хорошо относилась поп-ориентированная публика (Виллу Тамме называет их «дискомужиками»), их очень не жаловали КГБ и русское население Эстонии, поскольку ходила нелепая басня о том, что JMKE – антирусская группа, хотя это часто ставили в вину и другим эстонским панкам, а также записываемому в их ряды из-за одного из своих ранних проектов PROPELLER Пеэтера Волконского, аристократического уникума и выдающегося артиста. При этом, что весьма интересно, панков-эстонцев довольно часто брали на съёмки «фильмов про заграницу», где они играли массовку панков из тех стран. Как минимум, о таком гарантированном заработке Виллу упоминал в одном из своих интервью.
  Первые три года JMKE не могли покинуть границ СССР именно по причинам, связанным с КГБ и «культурными властями». Из-за аутентичной внешности в духе «UK-82», которой обладали музыканты – в первую очередь это был Виллу, – группа часто задерживалась милицией на улицах. И эта же самая аутентичность сделала их звёздами даже среди русской публики, которую не смущало то, что у JMKE от века не было своих русскоязычных текстов: поют они до сих пор по-эстонски, а русский в обычной речи у них весьма «акцентированный». «Дискомужики», «дали 15 дней» (вместо «15 суток»), «интересный жизнь был», «мы не такая группа, которая всё время вместе выпьет и гитару играет», «немножко по морду». Опять же, «антирусская» репутация.
   В 1987 году Виллу пишет довольно саркастичный сольный номер «Tere, Perestroika», который какое-то время играет и поёт один, в итоге образуется облегченная версия, а потом – утяжелённая, «групповая», в дебютном альбоме есть обе эти версии.
  Вообще стиль JMKE – это нечто, застрявшее между punk-77 и punk-82, в известной степени их песни политизированы (впрочем, это больше относится к раннему творчеству), плюс группа на самом деле долгое время технически была не идеальна. Сейчас это куда более профессионально, хотя прежние воззрения у JMKE до сих пор сохранились.
  До 1989 года группа имела невыездной статус, всё же сумев получить в СССР удивительную популярность для столь неформатной группы, не поющей на «титульном» языке. Этому во многом способствовало появление JMKE на фестивале «Подольск-87», где организаторам несколько раз пришлось их вызволять из милиции, куда их забирали за внешний вид. Виллу не привёз из Таллинна свою гитарную педаль, одолжив таковую у группы ДОЛИНА, выступавшей непосредственно перед эстонцами. Это привело к известным проблемам со звуком, но всё же кое-что удалось сделать, плюс группу (заведомо не «конкурсную», кстати) сразу выделило то, что по части экстерьера они дали массу очков форы ОБЪЕКТУ НАСМЕШЕК и БОМЖУ, также прибывшим на этот фестиваль, но участвовавшим в конкурсе (хотя Джона и компанию с конкурса сняли за мат со сцены). Как бы там ни было, Виллу, Тарво, Венно и ещё кто-то непонятный на втором микрофоне свою «минуту славы» получили, заслужив славу «настоящих панков, как на Западе» – даже Евгений Фёдоров оценил то, что это была реальная внешность группы в жизни, а не «театр», JMKE действительно так ходили по улицам.
  В 1988 году из группы уходит Нахвитс, который становится участником ROOVEL OOBIK, А его место очень надолго занимает Лембит Крулл (Lembit Krull). Годом позже группа записывается для финского лейбла «Stupido Twins» – так выходит их первый альбом «Kulmale Maale». Это был уже второй финский релиз у «имкян», первым была «Perestroika», которая помогла группе перестать быть «невыездной» и начать играть в той же Финляндии. Тогда же, в 1989, группа вынуждена была попрощаться с Венно Ванамёльдером, который перешёл в PVA, сочтя прежнюю группу слишком коммерческой. На его место пришёл Ардо Пыдер (Ardo Poder). С ним группа пережила распад СССР.
  В этот момент группа пишет мини-альбом «Savist Saar» (1992 год), а в 1993 году пишется новый полнометражный альбом – «Gringode Kultuur», на сей раз он был посвящён тематике эстонского «общества потребления» и внедрения в Эстонии «американской гамбургер-культуры». Вообще, если по части политики, то JMKE всё-таки куда ближе к левым, хотя их дебютный альбом имел некую популярность у правой публики в Эстонии и Финляндии. В частности, говоря о моменте убеждений, стоит отметить недовольство Виллу Тамме тем, что PVA, когда из их состава ушёл Венно, стали расистской группой. А что касается «антирусской» позиции группы, то лучшим её опровержением стало то, что она не раз приезжала с концертами в Россию, не говоря уже о хороших отношениях с ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ.
  В 1994 году группа выпускает единственный в карьере альбом не на эстонском языке, впрочем, состоящий из каверов – «Sputniks In Pectopah» (русский вариант названия – «Спутники в ресторане»). Многие наверняка уже успели попенять Виллу, что, мол, с таким страшным акцентом петь русские песни как-то не очень, песни плохо выглядят. Но ещё больше оказалось тех, кто этот альбом оценил положительно, и его можно смело считать едва ли не самым популярным в России альбомом JMKE.
  JMKE – наверное, единственная эстонская панк-группа, по-настоящему популярная в России, да и не только, пожалуй, к моменту выхода «Спутников» это была одна из самых известных эстонских рок-групп вообще. При этом они до сих пор поют почти исключительно по-эстонски.
  К району 1994 года в группе снова меняются участники, Лембита Крулла сменяет Стен Шерипов (Sten Sheripov), вернее сказать, они подменяют друг друга (в частности, во время российской поездки в 1999 году на басу в группе играл Лембит Крулл – к тому моменту уже создатель самой политизированной эстонской группы HOT COMMUNIST). Примерно тогда же на барабаны вместо Ардо приходит Андрес Ару (Andres Aru). В дальнейшем всё-таки Лембит и Ардо совсем уходят из группы, которая в 1996 году выпускает сборник «Rumal Nali», а позже делает такой альбом, как «J;neste Invasioon» («Вторжение кроликов», 1996). Этот альбом ознаменовал сильный отход группы от текстовой политизированности – но это не качалось экологической составляющей.
  В 1997 году выходит сборник лучших песен «Totally Estoned».
  Уже к 2000 году группа не только расстаётся со Стеном Шериповым, которого сменяет Реймо Ва (Reimo Va), но и обзаводится бэк-вокалистками Ливией Курик (Livia «Tirts» Kurik) и Промилле Промилле (Promille Promille). Этот состав существует до сих пор. С ним были записаны такие релизы, как «Ohtumaa viimased tunnid» (2000), «Ainult Plaanet» (2002), «M;lestusi Eesti NSV-st» (2006) и «Jasonit ei huvita» (2011). Группа обещала прекратить существование в 2012 году, но в итоге так этого и не сделала, более того – продолжает выступать в разных странах, лишь сделав свой музыкальный стиль несколько профессиональнее. Что же до визуальной стороны, то все изменения в стиле одежды и личные предпочтения участников группы не слишком сменили общего момента – экстравагантности фронтмена, который, казалось бы, перестал ещё в 1989 году носить именно «ирокез», как-то перейдя к «помойке», иногда плавно сменяющейся обычной взлохмаченностью, но уже в наше время снова выбривший виски, а узкую бородку-косичку превратив в нечто окладистое, не говоря уже о любви выходить на сцену с ярко окрашенным волосами. Разве что его манера одеваться всё же с годами стала сдержаннее и рациональнее, хотя «солидность» Виллу никогда не «грозила», как нет этого и сейчас.
  Виллу Тамме прославился не только своей экстравагантной внешностью, многие наверняка хорошо помят хотя бы по «Подольску-87» его небольшую, похоже, собранную из первых попавшихся деталей гитару с «обшарпанной» раскраской. Впрочем, если эта гитара ещё в рабочем состоянии, то сейчас она уже не используется – Виллу сменил несколько инструментов за всё время. Только самая известная гитара «главного эстонского панка» – «Lead Star» с красно-жёлтым корпусом, реплика «Stratocaster». Было ещё несколько в разное время, но самые известные – та первая и нынешняя, красно-жёлтая, с которой Виллу не раз выступил и в России.
  Но в группе что главное? Это её музыка, и как раз она претерпевала куда меньше изменений, нежели имидж Виллу, не говоря уже о смене гитар. Средней степени тяжести, весьма напористый панк-рок, который почему-то некоторым казался похожим на ANTHRAX, а иным закономерно напоминал DEAD KENNEDYS. Никакие смены состава и прожитые годы не сделали этот стиль иным, нежели тот самый чистый, как слеза младенца не то punk-77, не то всё же punk-82, с годами как-то «обросший» более аккуратным гитарным саундом, в который всего один раз вклинилась на поздних стадиях скрипка, но это осталось только недолговечным экспериментом, в итоге группа вернулась к привычному звучанию, которое демонстрирует и по сей день.
  И напоследок стоит вспомнить самое эпическое мероприятие, которое произошло при активном участии JMKE. Вернее сказать, серию мероприятий, которые называются «Punk Laulupidu». Эти мероприятия представляют собой смесь хорового пения и панк-рока, естественно, поются песни ставшие классикой панк-рока, а также песни эстонских групп, относимых к панк-року. Разумеется, в этом участвовали не только JMKE, но и другие музыканты, которые имели отношение к сцене, в общем охвате и не совсем точно называемой «эстонским панк-роком» – среди ветеранов сцены были замечены VENNASKOND, Пеэтер Волконский и Харди Волмер, не говоря уже о более молодых музыкантах. Своеобразная тусовка, конечно, и даже можно сказать, это такое местное явление. Сложно сказать, какова доля именно JMKE в этих мероприятиях, но факт в том, что Виллу и компания действительно очень активно что-то организуют.
  История, разумеется, продолжается. Возможны кардинальные изменения.