Ледниковые озера. Туристы против вампиров

Странница Любовь
- А давайте вместе напишем рассказ о нашем путешествии! Вы сейчас вспомните впечатлившие вас моменты, а я их опишу, и получиться у нас совместное творчество.
Но занятый игрой в подкидного народ не отреагировал и я, оставив свою затею, стала смотреть на проносившийся пейзаж за окном и летящие над нами, как в убыстренной съемке облака. И вдруг… со всех сторон посыпались предложения, я даже не успевала их записывать.
- Меня поразила вся та нереальная туса сноубордистов, что приехали на снежники. Середина июня, а они гоняют.
- Мне понравилось, как мы на Арарат ходили и на цветочных полянах фотографировались!
-А как мы Павлика в горах потеряли?
- А как мы золото в отвалах приисков искали?
- А я не представляла, что могу в сандалиях без носков километры по снежникам идти и ноги не отморозить!
- Для меня самым запоминающимся моментом стала твоя игра с парнем на варганах. Вот это был концерт! Хоть и маленький…

ВСЕ ПО ПОРЯДКУ

Идея попасть на ледниковые озера, а правильное их название Ивановские, долго жила во мне и ждала своего воплощения. И дождалась. Наш городской клуб туристов организовал заброску в Хакассию, за поселок Приисковый, к горам. И разве я могла отказаться от такого подарка, посланного судьбой?
Дорога была долгой и первую ночь мы в Макараке ночевали. Первый раз я побывала на Макараке зимой и была поражена этим чудным местом. И вот я снова окунулась в этот мир и снова погрузилась ночью в совместное туристско-краеведческое сновидение... ведь когда люди лежат так плотненько, рядышком на нарах, один на всех сон, мир посылает, в целях экономии сновидений… но досмотреть этот сон не дал ранний подъем. Мы быстренько умылись, перекусили и вперед! В пять утра мы уже неслись по просторам Кузбасса, затем Красноярского края и Хакассии… а виды вокруг открывались все грандиознее и грандиознее, по мере удаления от цивилизации. Я заметила, одну закономерность в нашей Сибири, что чем хуже дороги и безрадостнее населенные пункты, тем величественнее природа вокруг. Видно не ужиться природе с цивилизацией и нет у нее никакого желания оцивилизовываться… хочется ей быть «дикой природой» и все тут! Но не так-то прост Гомо Сапиенс, он везде свою цивилизацию таскает за собой… завоеватель, блин, «дикой природы». А вот диче человека я в природе ничего и никого не встречала. Сотни километров варварски вырубленного леса, уничтоженные популяции животных. Вроде двадцать первый век на дворе… а человечество из варварского состояния так и не выкарабкалось.
Ну, это так… наболевшее…

ПРИЕХАЛИ

Мы разбили свой лагерь за Приисковым, на большой поляне у отрогов Кузнецкого Алатау. Надо сказать, что на этой поляне уже присутствовало приличное количество народа. Стояли палатки всех мастей от скромных эконом вариантов до шикарных, навороченных. Я даже не представляла, что столько народу приехало для общения с той «дикой природой», но я ошиблась в своих предположениях, ведь большая часть приезжих приперли с собой цивилизацию…из машин ревела музыка, с одно стороны надрывались блатяки, с другой попса…мангалы источали запахи пережаренной плоти, столики с кучей снеди и выпивки…  у каждого свой способ с природой общаться…
Но скажите мне, люди добрые, как можно с природой общаться усевшись спиной к ней, вокруг такого «достархана» и отвалившись от него в невменяемом состоянии? Чего перлись то за сотни километров?
Да, и фиг с ними, ведь наша команда прибыла в эти места с конкретной целью: места дивные лицезреть и общаться с единомышленниками. 
Свой лагерь мы разбили вдоль дороги или ручья… тут даже не понятно то ли ручей превратили в дорогу или вдруг по дороге, проложил свое русло ручей. Короче, все по этому ручью на машинах гоняли, посуду в нем мыли, а кто-то умудрялся и зубы чистить. Универсальная дорога-ручей однако. Итак, наш лагерь расположился с двух сторон этого не пойми чего. Часть палаток поставили на пригорке у леса, взбирающегося в горку, а часть на лужайке с болотцем. Красиво так, расположились и главное по интересам. Ищущие уединения девушки в возрасте повыше, а молодежь пониже… Мужчин среди нас было поменьше, а женского полу, как водится… побольше. Мужчин на одного сразу стало меньше, Павел - любитель фотограф, ушел в горы за интересными кадрами и обещал вернуться только через день.
 Ну, разбили лагерь, обед добровольцы готовят… общаемся… кто что ест, вкусовые предпочтения… сразу видно обед скоро. А народ и правда разношерстный попался тут и ярые мясоеды свое право на поедание «братьев наших меньших» отстаивают, веганы требуют им мяса не подкладывать, но когда я сказала, что нынче я сыроедствую и основной прием пищи у меня в ужин, горсть талкана распаренного, то получила и от мясоедов и от веганов… да и правильно, извращенка одним словом. Пообедали все, я же яблоко схрумкала… Скоренько собрались, послушали инструкции наших проводников – братьев близнецов, веселых и задорных парней и… отправились на Арарат. Правы вы, конечно сказав: «И  где тот Арарат, а где Хакассия?»…но кто-то назвал одну из вершин  горного хребта Арарат, название так и осталось. Мы шли сначала по дороге-ручью, потом по разлитым среди травы ручьям образующим небольшие болотца… по камням, куруму… шли кто в чем, кто в крассочах, кто в сандалиях… я вообще тапочки для хождения по кораллам в море одела… и вы знаете не пожалела! Мы то в воде бредем по щиколотку, то по каменным руслам… вода в тапки наберется и выльется… в кроссовках хуже дела у народа обстояли.
Мы шли в гору, все выше и выше, а природа вокруг становилась все краше и краше. Не поляны, а прямо альпийские луга раскинулись на подступах к вершинам и цветы, цветы… запахи дурманящие… и небеса так близко… Самолет реактивный чикнул по небу, а Тимофей его поймать решил, даже подпрыгнул, так близко над нами он пролетел, конечно он придурялся, но мы и правда были в шаге от неба… Так хотелось лечь навзничь и смотреть в то небо бесконечно долго, ибо такого прозрачного, чистого неба нет над нашими городами к сожалению. Но мы шли и шли… сначала вверх к вершинам, потом вниз к снежникам причудливыми языками лежащим в ложбинах между гор, а из под этих снежников выплёскивались яркими брызгами ручейки, а ручейки каскадами стекались к речушкам, а речушки несли воды дальше, к озерам…

ЗОЛОТО МАККЕННЫ ОТДЫХАЕТ

И вот мы вышли к странным штрекам в горе, вокруг царил хаос… отвалы горных пород, где за двадцать лет даже не одной травинки не проросло… это место напомнило, что-то постапокалиптическое… жутковатое. Из темнеющего старого штрека несло могильной сыростью. Деревянные сваи, державшие когда-то вход, повалились. Идеальное место для съемок фильмов апокалипсиса. Как объяснили нам наши проводники, это заброшенная золоторудная шахта, а эти отвалы породы вокруг из той шахты.
- А золото тут еще есть? – спросил кто-то.
- Есть! Если поискать хорошо…
Дослушивать народ не стал, а начал хорошо искать. Все встали в позу огородника и активно перебирали камни под ногами. Нет не все… я пошла бродить вдоль речушки, разглядывая причудливо изогнутые деревья, кто-то просто ушел по дороге вниз к лагерю. Мы не поддались золотой лихорадке… А в голове назойливо крутилась песня из кинофильма «золото манит нас…». Я побродила… вернулась… наши золотодобытчики перерабатывали уже переработанный давным-давно  отвал… Да, «золотая лихорадка» заразная вещь! И чтобы не заразиться, как наши сотоварищи я снова ушла "от греха подальше"…
Когда наши проводники оттащили люд, жаждущий золота от отвалов, все спустились по дороге вниз… меня догнал Яша и сунул в руку небольшой камешек.
- Это тебе, подарок!
Я с удивлением разглядывала белый кусочек камня с блестящими вкраплениями. Золото? Да какая разница… это же подарок! Камешек лежит сейчас на полочке и когда он попадает в поле зрения, я с улыбкой вспоминаю нашу «золотую лихорадку»…

НОЧЬ ВАМПИРОВ

Люблю на природе засыпать под щебет птиц, шум реки и шелест листвы… но в этот раз я засыпала под грохот дискотеки и визг упившейся ребятни – сноубордистов и их «групп поддержки». Я сама ярая дискотечница, с десяток лет в молодые годы дискотеки разные создавала, на конкурсе дискотек Сибири и Дальнего востока лучшем ди-джеем была… короче, «мы тоже были молодыми, но чтобы так…». Я ведь не поленилась, выползла из палатки и сходила посмотреть на «праздничную дискотеку в честь Дня России», эх лучше бы я этого не делала… Ди-джей упитый в хлам, орал что-то невнятное в микрофон в перемежку с матами, на полянке дергались какие-то зомби, залившие «шары»… оборотни, упыри и прочая нечисть скромно покуривала в сторонке… куда им до нашей молодежи.
 Это, конечно же классно, что молодежь едет на природу, по снежникам гоняет… одно но! Они все это делают в коматозном состоянии! Упившись в усмерть…
Я смотрела с жалостью на эту вакханалию… Господи, прости нас за то, что мы сделали с этими детьми! Мы не научили их любить и ценить природу, мы не даем им возможности встать в круг у костра и петь под гитару песни о походном братстве, о своей Родине в ее день, в ее праздник… Мы не оградили их от этого беспощадного врага – под названием алкоголь, калечащего молодые, неокрепшие души… Мы не дали им цель в жизни…
 Вакханалия продолжалась до утра, и только когда забрезжил рассвет, все потихонечку  угомонились. Ну, и кто они после этого? Все правильно – вампиры, с первыми лучами солнца, уползшие в свои палатки и машины.
И тут же я услышала щебет птиц, шелест листвы и шум бегущей по камням воды… благодать… пора спать.

В ГОРЫ

Утром наша команда собралась в поход быстро. Те, кто вчера, поддавшись молодежной вакханалии, приняли «на грудь» выглядели плачевно, как пособие о вреде алкоголя…  остальные на их фоне  были рекламой правильного образа жизни.
Нам снова предстояло форсировать реки и лезть высоко в горы. Что мы и сделали. Преодолев первое препятствие – бурливую, но мелководную реку мы углубились в лес с причудливо изогнутыми  деревьями. Сначала мы бесконечно фотали удивительные деревья, но поняв, что их в этом лесу огромное множество, успокоились. Сначала дорога… потом тропа бежала вверх по горе… вот уже и первые снежники у воды… деревья все меньше и меньше… а вот и карликовые березы, россыпи цветов на полянках, воздух становится прозрачнее и прохладнее, а над вершинами сопок, появляются другие вершины покрытые снежниками, сверкающими на солнце. Я заметила за собой странную штуку, чем выше поднимаешься, тем легче становится тело, но при этом тяжелее ему идти, какая-то не состыковка, надо как-нибудь поразмышлять на эту тему…
И вот мы стоим на краю снежника струящегося с вершины прямо в огромное, идеально круглое озеро. Это одно из Ивановских озер.  Вода  озера наполовину покрыта мощными льдинами… само озеро лежит в котловине… как будто в кратере вулкана… а из под ледника на его правом берегу бьёт водопад и, рассыпаясь о скалу на мириады икр каскадами падает в озеро…
Кто-то крикнул:
- Вперед!
Или мне это показалось? Но мы все, как по команде ринулись вниз, обгоняя друг друга, поскальзываясь на мокром снеге,  пытаясь спуститься к озеру. Я недолго думая уселась на попу и помчалась  по снежнику, аж ветер в ушах засвистел, я орала  от восторга и только чудо не дало мне свалиться в озеро, затормозив у самой кромки… Самые храбрые окунулись в холодные воды, самые ловкие скакали по льдинам озера… короче все нашли себе занятие по душе. В озеро войти было очень трудно, берег у кромки воды покрывал лед уходящий в озеро, покатый лед ломался под ногами, но я кое как, преодолев это препятствие, окунулась в свою любимую стихию, постояв в ледяной воде у берега,  решила пройтись в сторону льдин, но чуть не ушла ко дну… а дна у озера не было! Оказалось, что я стою на каменном выступе, а подо мной глубина в 140 метров! Черная зияющая пустота… Я пулей выскочила из воды…
 От озера мы поднимались по каменным осыпям, на которых буйно рос  бадан,  я собирала ферментированные листья и рассовывала их по карманам, что бы потом насладиться неповторимым вкусом чая из этого удивительного растения. Конечно, без казуса не обошлось, увидев, что я собираю бадан,  один из  ребят заинтересовался,  зачем я это делаю. Объяснила, что это очень хороший тонизирующий напиток. А парень вдруг начал жевать зеленые листья, наверно  для быстрого эффекта.
-Эй, они же ядовитые, чай только из старых листьев!
Потом, мы все поглядывали на экспериментатора, что с ним будет? Но все обошлось. Я ведь тоже свой первый бадан пила из зеленых листьев, пока меня опытные люди не вразумили.
Поднимаясь все выше и выше, мы снова шли по  километровому искрящемуся снежнику вверх, я радовалась своим китайским военным ботинкам, они не скользили по снегу, носком легко выдалбливали ступеньку…. и тут я остолбенела, меня легко обошла наша шестидесятивосьмилетняя дама в сандалиях на босу ногу! Километры по снежнику в сандалиях в таком почтенном возрасте? А совсем недавно эта дама искренне восхищалась тому, что я морж… а сама что вытворяет?
С вершины горы Бобровая мы спустились к следующему озеру. По склонам крутой горы, что как стена возвышалась на противоположном берегу водоема, текло десятки ручьев от снежника, с чистейшей водой. Я и в этом озере искупалась, уйдя от нашей компании устроившей привал и перекус. Купаться в чистой воде восхитительное занятие. Впечатление, что все тело  пьет эту воду, наслаждается и нежиться в ней… но меня  позвали и я нехотя побрела от хрустального звона ручьев разбивающихся о гладь воды… эх, встать бы здесь на бережку с палаткой да посозерцать эту красоту денек - другой…
И снова крутой подъем… и вот мы с вершины горы любуемся на два озера, расположившиеся с другой стороны горы.
Ивановские озера, как ожерелье из драгоценных сапфиров, на шее царственной особы, окружают гору Бобровая. Красиво и величественно!
На пологой вершине горы возвышался каменный ступенчатый пьедестал или  пупырь (как его наши проводники окрестили) мы все уселись на этот пупырь созерцать мир вокруг… бегущие над нами облака, снежники на соседних вершинах… К нам присоединилась компания сноубордистов из Красноярска, притащившие  собой на вершину свои сноуборды… и водку... они ее в стаканы налили и отпраздновали взятие высоты… один из красноярцев варган достал… я в ответ достала свой хомуз и мы дуэтом заиграли - заимпорвизировали. Походная братия слушала с восторгом, а потом долго аплодировала (я даже себя почувствовала виртуозом мирового значения)… получился у нас такой небольшенький концерт-экспромт среди снегов и цветов…

А вечером наши проводники играли на гитарах. Компания, собравшись у костра, пела песни... и даже та вампирская братия сноубордистов не включали свою попсу, а слушали замечательные песни походного братства. А я, счастливая, засыпала под щебет птиц и звон гитар…

***
Мы вернулись в городскую суету, поулеглись эмоции, все встало «на круги своя»… но драгоценное ожерелье ледниковых озер продолжает манить своей прохладой и идеальной чистотой.И хочется все бросить, плюнуть на свои безконечные дела и заботы... и снова окунуться с головой в Мир, где главенствует природа. Где свободная душа парит над Миром.

Позволь,  мой читатель дать тебе хороший совет. Когда достанет тебя хлорированная вода, «благоухание» синтезированных запахов, гарь бензина и депрессняк…  плюнь на все и езжай к Ивановским озерам, подлечить свою измотанную цивилизацией душу.
Но, не тащи ты эту цивилизацию с собой... природа и цивилизация понятия не совместимые!