Анчутка

Наталья Ладица
- Васятка! Васятка. Куда подевался, неслух бесстыжий?
Мальчишка сидел в малине и старался даже не дышать. И чего бабушка так раскричалась? Ну, забыл он закрыть калитку в огород, и козы добрались до капусты. И что с того? Не надо было отбирать у него планшет и отправлять полоть грядки. Его, исключительно городского ребёнка! А всё родители. Решили вдруг, что летом, в деревне у бабушки будет лучше!
- Васятка! Вот погоди, найду – уши надеру.
На самом деле Васе было очень стыдно. Как будто ему, взрослому человеку девяти лет, и доверить ничего нельзя. Бабушка так и сказала: «Ничего не можешь, кроме как своих дурацких монстров гонять». Выходит, права оказалась. Глупо как-то получилось.
- Вот вредный мальчишка, анчутка тебя забери!
Ох, видать сильно бабушка разозлилась, раз так ругаться начала. Теперь точно попадёт! Пора тикать.
- Что, прячешься?
Васятка чуть не подпрыгнул.
- Кто здесь?
Ветки малины раздвинулись, среди листвы и сочных ягод показалось забавное, очень сосредоточенное лицо. Ни бровей, ни ресниц на щекастой мордашке, глаза большие, круглые, губы тонкие.
- Анчутка я, кто же ещё. Бабка твоя позвала, я и пришёл.
- Врёшь!
- Вот ещё!
Анчутка вылез из кустов и присел рядом с мальчиком. Он оказался невысоким, пузатеньким, волосатым ребёнком в зелёных штанишках на лямке. Забавным и очень милым. Если бы не волосы на теле и отсутствие их на лице, решил бы, что это – обычный деревенский мальчишка лет шести.
- А бабка-то тебя того и гляди найдёт, - деловито сообщил Анчутка. – Хочешь, я тебя спрячу?
- Хочу.
- А со мной пойдёшь?
- Пойду.
- Ну, тогда держись.
Анчутка схватил Васю за руку, и мир с невообразимой скоростью завертелся вокруг. Миг – и нет уже ни кустов малины, ни бабушкиного огорода, ни самой бабушки. Лишь большая земляничная поляна, окружённая дремучим лесом.
- Ух ты! – протянул мальчик. – Быстро! Телепорт, что ли?
- Какой ещё телепорт? – насупился его новый друг. – Мы, анчутки, сызмальства перемещаться быстрее ветра умеем.
- А сколько вас? И где живёте?
- Мы-то? Да везде. В поле, в бане, в озере, на полянах и лугах. Я вот в огороде живу.
- А чего это я тебя раньше не видел?
- Так невидимые мы. Показываемся, только если нас позвать. И то не всегда. Вы нас ещё духами называете.
- Что-то вроде Лешего, что ли?
- Не совсем, - уклончиво ответил малец. – Дядька Леший строгий, а мы строгости не любим.
- Ещё бы! Кто ж её любит?
- Слушай, а пойдём на озеро?
- Не знаю, - замялся Вася. – Я и плавать не умею.
- Не страшно, - подбодрил его Анчутка. – Со мной можешь вообще ничего не бояться.
Такого интересного и весёлого дня у Васятки ещё никогда не было. Они плескались в озере, объедались земляникой, голубицей и лесной малиной, кувыркались в свежескошенной траве. Анчутка показывал ему лесных зверей, птиц и насекомых, рассказывал о травах. Оказалось, что насекомые в увеличенном виде будут пострашнее монстров из компьютерных игр, а травы лечат покруче, чем волшебники из сказок. Раньше Вася в лес не ходил – боялся заблудиться, но Анчутка рассказал ему, как из лесу выйти к жилью, по каким приметам подмечать дорогу и направление, что можно есть в лесу, а что – нет. Огромные кряжистые деревья, раньше пугавшие и угрожающие, теперь казались добрыми, приветливыми великанами.
Но даже такой замечательный день рано или поздно должен закончиться. Опомнился Васятка, лишь когда небо стало тёмно-синим, а тени совсем чёрными.
- Ну, ладно, - проговорил довольный Вася. – Спасибо тебе за интересный день, а теперь веди меня домой.
Анчутка вдруг насупился:
- Куда это ты собрался? Ты теперь мой.
- Как это твой? – опешил мальчик.
- А вот так. Ты сам согласился со мной пойти, я тебя за собой не тянул. От бабки тебя спрятал. Так что теперь ты мой.
Тут-то Васятке и стало страшно.
- Сам посуди, зачем тебе домой? – продолжал зловредный дух. – Уже месяц здесь живёшь, а ещё ни с кем, кроме меня, не познакомился, не подружился. Только целыми днями сидишь, уставившись в этот свой агрегат непонятный. Монстров я тебе и так найду, бабка, опять же, тебя здесь не достанет. Будем веселиться целыми днями да народ пугать.
- Нет, я не хочу, не хочу! Я к бабушке хочу! Пусть уж лучше попадёт. Она же волнуется, нельзя так! Да и мама с папой…
- Вспомнил! Раньше думать надо было, - ответил Анчутка и зловеще расхохотался.
- Мама, мамочка! – неожиданно для самого себя выкрикнул Вася, из глаз его брызнули слёзы.
- Это кто здесь кричит? Это кто здесь шумит?
Из-за деревьев неожиданно выступил высокий, бородатый дядька. Анчутка сразу присмирел.
- Ах ты, проказник! – Дяденька казался рассержен не на шутку. – Опять за старое принялся? Опять детей из деревни заманиваешь? Вот я тебе покажу!
- Кто это? – тихонько спросил Васятка.
- Это-то? Дядька Леший, кто же ещё. Ох, и строг он.
- Дяденька Леший, помогите мне, - кинулся к нему под защиту мальчик. – Я домой хочу, отведите меня к бабушке!
- К бабушке, говоришь? – гневный взгляд Лешего обратился на него. – А раньше-то чего от бабушки убёг? Наказания боялся? А разве ты не заслужил его, наказания этого.
Васятка потупился. Правильно Леший говорит. Сам натворил, самому и отвечать надо было. Крупные слёзы вновь закапали на рубашку.
- Ладно уж, не разводи сырость, - сменил гнев на милость Леший. – Не в болоте. Пойдём уж, отведу тебя.
Всего-то три шага сделали Леший вместе с Васяткой и Анчуткой, а уж оказались прямо перед бабушкиной калиткой. Взволнованная бабушка стояла на крыльце.
- Бабушка! – радостно воскликнул Вася и кинулся к ней на шею.
- Ну, слава Богу! – пробормотала бабуля, крепко прижимая к груди внука. – Вернулся. Я уж не знала, что и подумать. Иди, неслух, мой руки, ужин на столе стынет.
Васятка украдкой обернулся. Две неясные фигуры – одна большая, другая маленькая – неспешно уходили в лес. Мальчик ещё крепче прижался к бабушке. «Какая же она у меня хорошая! – подумалось ему. – И чего я её боялся?»