Сон, как явь

Альберт Сорокин
Прочитал в Прозе.ру у кого-то, о сне. Обычный сон со всякими обычными деталями. Полёты во сне, невозможность убежать или догнать, хотя мчишься с большой затратой сил...

Есть сны оригинальнее. Вещие, например. Может быть и есть. Я, по крайней мере, не верю.

Но есть сны, которые наверняка известны сомнологам (так, кажется, называются учёные, что снами занимаются?), но о которых я нигде не читал. А вот сам был свидетелем (более, действующим лицом!)подобного сна. Это сон, в котором ты точно так же и летаешь, и теряешь вещи, и всё остальное, но при этом - ЗНАЕШЬ, что это СОН. Возможно вам приходилось испытывать во сне какие-то неразрешимые муки или безвыходную ситуацию. И тогда вы были близки к состоянию сознания, что это сон, и, чтобы спастись - нужно скорее проснуться.

 Со мной такое было. Но проснуться не просто. Приходится делать огромное усилие над телом, шевелить руками, пытаться открыть глаза, сказать что-то вслух... Наконец просыпаешься. Но, это ещё не то. А именно:

Я несколько раз обнаруживал во сне, что я именно во сне. После этот сон рассказывал приятелю. Но однажды я, догадавшись во сне, что у меня просто сон, решил сделать эксперимент. Слышал не разприсловье: "Ущипни меня, не сплю ли я?" И во сне взял и ущипнул себя за руку. Было чувство боли, как и наяву. Во сне я это отчётливо ощутил и удивился.
 
Вспомнил, что сны забываются почти напрочь, хоть было и очень интересно. Я (во сне!) решил постараться ЗАПОМНИТЬ всё, что наблюдаю. И стал во сне ОСОЗНАННО наблюдать. И запоминать. Проснувшись обнаружил , что память скверная. Знал, что ощущал себя во сне, но чего-нибудь конкретного не помнил.

Зато обнаружил у себя способность НАСТРАИВАТЬ себя на сон с присутствием сознания, что я во сне. Такое было несколько раз (давно, лет 20 назад), но не практикуя эту особенность сознания, вскоре потерял такую способность. Зато в другой раз продолжил эксперименты. Например, как во сне ощущаешь ВКУС. Я, во сне, подумал о жареной картошке, которую обожаю на ароматном подсолнечном масле. И тут же приснился эпизод: Дом родственницы, которая когда-то меня и угощала таким блюдом, жарила картошку в открытых на улицу сенях, и по улице разносился запах восхитительного жареного масла, а вышедшая на порог тётка, предложила угоститься. Я ЧЕСТНО предупредил её, что это СОН и мы с ней во сне. Она не возражала. Я ел картошку и замирал от удовольствия: во сне вкусы сохраняются.

 Потом, в этом же сне, я решил, что можно же летать? Я вообразил себе на горизонте какую-то башню, расписанную интересным орнаментом по окружности над верхними окнами. Тут же полетел к нужному объекту, тщательно всё осмотрел и пожалел было, что не могу нарисовать необычный орнамент. Попытался его запомнить. Но утром вновь обнаружил неспособность хорошо помнить детали. Но главные события запомнились.

Другие сны бывали не менее увлекательны. Один раз я решил проверить, насколько точно сон рисует свои "картины". А именно: я шёл по улице и остановился у дома с причудливой архитектурой. Я залюбовался конструкцией. Потом пошёл дальше. Остановился и воспроизвёл увиденное в памяти. Потом, неожиданно вернулся к тому дому и проверил: не попадётся ли сон на халтуре? Нет, дом был точно такой, каким я его видел минуту назад.Тогда я решил усложнить задачу. Сел и сочинил четверостишие, но мотивам сна. Повторил несколько раз, чтоб проверить, вспомню ли утром, проснувшись. Признаюсь, вспомнил одну лишь строчку, которую на сегодня уже тоже не помню.

Экспериментировал я много и часто, пока такие сны меня посещали. Нередко я, как уже говорил, сам умудрялся их вызывать. Был эксперимент и на провидение. Не буду его рассказывать, но странно то, что частично он сбылся. А был сон на, что называется, "сон в руку".  Сотрудница отдела, которой я рассказал сон, сразу его расшифровала. Но, увы, ничего не сбылось. Юлия Ивановна, толковательница снов, отнесла этот случай к простой разгадке: да ты либо всё выдумал, Фома неверующий.
Если кому-либо известны подобные случаи или есть сведения о подобных странностях человеческого сознания, буду рад с ними познакомиться.