Судьба и вера

Валерий Камаев
(интермедия-версия)

И был день одиннадцатый месяца июля. В стародавние времена его называли липенем, а часто грозенем, из-за обильных и частых гроз. Славяне думали, что бог Перун гневается, приносили обильные и кровавые жертвы до и после дождя. В стольном граде Киеве всё было спокойно. Киевляне дивились великому чуду. Недавно княгиня Ольга прибыла из самого Константинополя. Привезла с собой мастеров из самой Византии, и на аскольдовой могиле возникло нечто небывалое: дом не дом, чертог не чертог, а белокаменный собор с большим золотым куполом и белыми крестами.
Сама Ольга каждый день ходила туда. Слуги видели, что она там много и долго плакала, а теперь всё больше радуется и смеется. В тризнах кровавых не участвует, а всё больше остается одна. Что-то будет сегодня?
Утром Ольга открыла свои глаза. Странное видела она — то ли сон, то ли явь. Будто идёт она по берегу реки, вдруг смотрит, лодка плывёт. На ней стоит возлюбленный её муж Игорь и тянет к ней руки белые. Сам улыбается, а в глазах печаль видна. Вдруг пропало всё, заволоклось туманом. Затем видит Ольга, идёт к ней Богородица, на руках Христос маленький. Подходит Мария и говорит:
— Иди за мной, Елена! Час твой близок. Не бойся.
Протягивает руку и улыбается. Тут Ольга открыла глаза, позвала девку.
— Милонега, сестра моя, пойди сюда.
Та явилась тот час же.
— Чего изволишь, Княгиня?
— Варяг Свенельд где? Зреть его хочу. Покличь!
Спустя малое время предстал дружина Свенельд. Силой и статью его Бог не обидел. Разве что голова поседела да борода стала молочно-белой.
— Ты звала меня, Хельга?
— Да, Свенельдушка. Подойди сюда. Зри мне в глаза. Что видишь?
— Печаль вижу великую. Помнишь их?
— Как не помнить. Сколько слёз я за них пролила, ведаешь ли.
— Нет, не ведаю. Вера моя другая.
— Бог с тобой, — Ольга освятила варяга святыми крестами. — Иди! И пусть знамя господне будет с тобой до конца дней твоих.
Варяг удалился.
— Эй, кто там?
Опять явилась Миланега.
— Патриарх божий прибыл?
— Давно, матушка, дожидается тебя.
— Проси. Видеть его хочу.
Явился Фотий, рядом толмач Георгий из страны Болгарии.
— Желала видеть, дочь моя?
— Да, Владыка.
— В чём печаль твоя?
— Опять видела во сне убиенных мною. Опять лила слёзы горючие.
— Блаженны плачущие, ибо они утешатся, — проговорил Фотий.
Прочитав «Отче наш», Фотий соборовал великую княгиню и тихо удалился. После полудня позвали за Святославом.
— Сын мой, похорони меня по византийскому обычаю в ограде храма, рядом с Аскольдом. Лиха соплеменникам твоим не твори. Идолов забудь. Верю, что вера Христа придёт на Русь, на то и жизнь положила. Ступай, Сыне!
Ольга отошла на закате. Глаза её были полны покоя.
А завет Ольги исполнился через двадцать лет, в июне 988 года. Великий и равноапостольный князь Владимир, узрев чудо господне, прозрел от слепоты и принёс на Русь веру во Христа из Византии.
Будет много ещё испытаний, много смут и войн, но купола на Руси всегда будут крыть чистым золотом, чтобы не оставил её Господь.