Все в памяти моей... Гл. 71. Домой...

Светлана Компаниец
    ...Ночью  прошел  дождь. Я  поднималась  по  влажному  трапу  в  самолет  и  свежий  ветер  опять  нес ароматы цветущей степи, как  и  в день  моего  приезда.  Чуть  приостановилась  на  верхней  ступеньке, посмотрела  вокруг: сколько  видит  глаз  -  зеленые  травы  и  перелески,  в  Сибири  их  зовут  околками.   Как-то  само  собой  пронеслось  в  голове: «Прощай!»  Кто:  прощай?  Россия?  Все,  кто  меня  здесь  знал?  И  уже  отчетливо  подумалось:  больше  я  ЭТО  не  увижу...  Защекотало  в  носу. Ну, вот, сейчас  еще  и  слезами  потеку!  Глубокий  вдо-ох!  А  теперь  медленно,  чуть-чуть  тянуть  воздух  в  себя,  почувствовать  в  нем   все  запахи.  Запомнить  их!
               
   И  снова летели без посадок. Полет  показался  коротким. Дорога  домой  всегда  короче!  Не  спала,  смотрела  в  окно.   Сквозь   редкие  облака  хорошо  видно  землю.  Пролетели  Сибирь,  всю  в  реках  и  зелени.  Черное  море.  Коричневые  горы.  Зелени  не  видно.  Говорят,  летим   уже  над  Турцией. Под  нами  и  над  нами  уже ни  облачка. Только  небо,  земля  и  солнце.  Земля  внизу  бурорыжая.  Темные впадины, чуть светлее – возвышенности. Далеко  показалась  синяя  полоска.  Все  шире  и  шире.  Море,  уже  Средиземное.   И  вдруг  у  самой  кромки  этой  синевы  я  увидела   крохотную  узенькую  полоску  темнозеленого  цвета...
 
   Признаюсь  честно:  я  замерла  на  вдохе – ха-ах!  Израиль!
 
   Пошли  на  посадку.  Чем  ближе  земля,  -  тем  ярче  это  зеленое  пятнышко.  Как  оазис  в  пустыне.  И  я  разревелась...  Трудно  передать,   что  я  тогда  чувствовала.  Любовь,  восхищение,  жалость,  даже  гордость,  что  это  уже  моя  земля,  мой  дом. За  эти  два  года  я уже  изъездила ее почти  всю.  Посмотрела  кажется, все,  что  только  можно  здесь  смотреть.(Хотя,  как  поняла  потом: не увидела  еще  и  десятой  толики  всего  самого  интересного!)    Я  поняла,  что  полюбила  эту  землю,  как  всегда  любила  свой  дом,  где  бы  он  ни  был.

   Здесь   теперь  у  меня  всё:   дети,  внуки,  новые  друзья,  моя,   хоть  и  съемная,   но  всё  же  любимая  квартира.   Здесь  Хайфа,   которая  мне  очень  нравится,  здесь  Маша,  я  ее  люблю  и  она  уже  знает  обо  мне  всё-все,  и  я  всё-всё  знаю  о  ней…  И  еще:  меня  уже  ждет  здесь  новый  член  семьи – щенок,  которого  я  еще  не  видела,  но  тоже  уже  люблю!…
 
    Подобные  чувства  уже  знало  мое  сердце…

  ...1977  год.  Виктор уже  четвертый  год  работает  в винобьединении,  вернее,  на  его  головном заводе  главным  инженером. В  полном  разгаре встречи– проводы
высоких  гостей (а  где  же  их  встретят  и  проводят  должным  образом, как  не  на  винзаводе?),  дегустации,  просто  застолья,  и  просто  встречи…  На  одной   из  таких  встреч  его  знакомят  с  человеком,   который   в  недавнем  прошлом  был  заместителем  директора  завода,   на  котором  работаю  сейчас   я  и  где  работал  Виктор.   Сейчас  этот  «ответственный  товарищ»,  кстати,  очень  даже  неплохой  человек,  насколько  знала  его  я,  -   тоже   заместитель  директора,  но  уже  другого  завода.  И  этот  завод ,  -  почти  двойник  нашего,  -  пока  только  еще  строится,  но  очень  ускоренными  темпами,  и  не  где-нибудь,  а  в  Смеле,  на  Украине,  в  шестидесяти  километрах  от  такого  родного  нам  с  Виктором  Златополя-Новомиргорода!  Все  это  выясняется  в  душевном  разговоре    двух  земляков  после  «энной»  по  счету  рюмки  «разливанного»  родным заводом коньяка:

-  Ну,  Александрыч!  Ну,  ты  даешь!  Новомиргород?  Черкасской?    Дык,  мы  же  земляки!  Я  почему  и  пошел  туда?  Эт-то  же  моя  родина…  Черкассы! И  завод  такой-же!
               
   Словом:  «…приезжай,  дорогой,  все  сделаем!  Через  пару  лет    квартира  в  Смеле…   Начнешь  начальником  энергоцеха,   а  там  и  начальником  отдела,  и  замом  директора!… А  жена!… Помню! Будет начальником  конструкторского  бюро!..»

   Во  как!  Ни  больше,  ни  меньше…
 
   И  уже  в  более  узком  кругу,  с  моим  начальником,  договорились,  что  я  еду  в  командировку  на  Украину.   Кононов,   главный   энергетик,   мой  шеф,  долго  не  мог  придумать  причину  моей  командировки:

-  Ничего  там  у  нас  нет, -  сказал  он  мне. -  Попробую  пойти  к  директору  сам.
               
    На  следующий  день  вручил   мне  подписанное   директором   командировочное  удостоверение.  Рассказывал:
    
-   Сказал  все,  как  есть:  хочешь  посмотреть,  там  твоя  мать  и  прочее…  А  он  вспомнил  тебя!
   
-   Так  это  одесситка?  Землячка?  Ладно,  пусть  едет, -  сказал директор. - Я     в  день  подписываю  по  полсотни  командировок.  Подпишу.    Придумай  там  сам,  зачем  она  едет...

     И  полетела  я  в  Полтаву,   на  какой-то   вентиляторный  завод,  уже  не  вспомнить, -  зачем.  Помню,  что  Полтава  мне  очень  понравилась:  чистенькая,  тихая,  провинциальная,  даже  какая-то  захолустная.   Дома  белые,  улицы  все  в  зелени.   Утром  за  открытым  окном  гостиницы  громко  воркуют  голуби,  а  вечером,  уже  при  луне,  кричала  сова.  Середина  мая.  Всё  в  цвету.
 
    Пробыла   я   там  два   дня,  отметила  командировку.   Позвонила  маме  в  Златополь, сказала,  что  завтра,  в  пять  часов  вечера, уже  буду  на  станции  Шевченко,  а  там  уже  пригородным  или  любым  другим  поездом   сорок   минут  до  Новомиргорода.
 
     В  Шевченко  меня  встречал  Лев,  уже  прилично  навеселе,  очень  шумный,  возбужденный.   Тут  же  вытребовал  у  меня   трешку  на  пиво  и  заявил,  что  поедем  через  час,  товарняком,   так  как  пригородный  будет  теперь  только  утром,  а  на  московский  билетов  нет.   Спорить  с  ним,  как  всегда,  было  бесполезно.  Пока  принимали  пиво-воды -  час  прошел.  Пошли  искать  товарняк.  Я  сопротивлялась, как  могла:  чувствовала  себя  ужасно, голова  раскалывалась, хотелось   присесть-прилечь.   Но  Лев  в  наших  препирательствах  уже  перешел  на  мат  и,  чтобы  не  распалять  его  еще   больше,  покорно  пошла  следом  за  ним  по  каким-то  задворкам  станции, по  шпалам, переступая  через  раскаленные  на  солнце  рельсы.

    Наконец  нашли  нужный товарный  состав. Теперь  предстояло  искать  открытый  вагон.  Вот  он,  есть.  Внутри  полно  соломы,  послышались  голоса,  смех.  Я  увидела  сидящих  на  полу,  на  соломе,  двух  парней.
 
-  Левка,  я  не  поеду, -  сказала  тихо.

-  Поедешь, -прошипел  он
       
-  Не  поеду!

-  Тогда  я  поеду  один,   а  ты  иди  сама  в  вокзал  и  сиди  там  до  утра.  А  мать  дома  с  ума  будет  сходить!
               
   Он  забросил  в  вагон  мою  сумку, свой  рюкзак  и  запрыгнул  сам.  Протянул  руку:

-  Ну,  давай!

   Куда  деваться? Я  подала  ему  руку.  Никакой  ступеньки,  никакой  подножки,  ногу  пришлось  поднимать  чуть  ли  не  выше  своей  головы!  Хорошо,  что  была  еще  молода,  весу  во  мне  было  всего  ничего  и  Левка  легко  втянул  меня  в  вагон. Усадил  рядом  с  сумками,  приказал: «Сиди!». Сам  подошел  к  парням,  о  чем-то  тихо  заговорил  с  ними.   А  у  меня -  душа  в  пятках!   Одна,  с  худеньким,  щупленьким  и  далеко  нетрезвым  братом в  пустом  товарном  вагоне,    и  два  бугая, что  сидят  на  соломе  и  рассматривают  меня! И  вдруг  услыхала  Левкин  смех,  а  следом  громко  захохотали  и  парни...
    
   Словом,  ехала  я  с  полным  комфортом:  весь  час пути  спокойно  продремала  на  душистой  соломе,  на  чьей-то  расстеленной  ветровке.

   Лев  и  парни  устроились  у раскрытой вагонной  двери, курили, тихо  смеялись  над  анекдотами  и  байками  моего  брата, а он «травил»  всю  дорогу  и  изредка  покровительственно  посматривал  в  мою  сторону.

   На  завод  попала  на  следующий  день,  приехав  утренним  поездом  в  Смелу.  Встретилась  с  Олегом  М.,   он  тоже   в   недавнем  прошлом  был   работником  нашего  завода  и  одно  время  работал  инженером  в  отделе  вместе  со   мной.  Сейчас  встретил  меня  уже  тоже  в  чине  заместителя   директора  завода.
 
   Теперь  уже  не  Виктор,  а  я  слушала  про  золотые  горы,   молочные  реки  и  кисельные  берега...  Взяла  анкеты, которые  уже  не  собиралась   заполнять,  посмотрела  из  окна  на  разрытые  котлованы,  огромные  кучи  песка  и  глины.  Мгновенно,  мысленно  представила  нашу  жизнь  здесь:  два-три  года   с  мамой  в  ее  развалюхе;  дети  в  украинской  школе  (язык!);  осень,  зима,  весна -  слякоть  и  грязь;    пригородным  поездом  на  работу,  а  до  вокзала  автобус  один  раз  в  час!  И  пусть  здесь  сейчас  в  магазинах  мясо  и  колбасы,  о  которых  мы  у  нас,   на  Алтае,  уже  почти  забыли,   пусть   больший  выбор  обуви  и  тканей, -  я  хочу  домой,   и  переезжать  сюда    желания  у  меня  нет!
    
    Возвращалась   скорым  поездом  в  Москву,   чтобы  оттуда   уже  следующим  утром   лететь  самолетом  в  Барнаул,  в   мой   «занюханый»,   как   выразился  Лев,  Алтай.

    Было  раннее  утро. Места  в  спальном  вагоне  берегли  до  узловой  станции  и  в  купе  я  сидела  пока  одна.   За  окном  было  пасмурно,   сыпал  мелкий  теплый  дождь.
 
    Мимо  проплывали   цветущие  белые  майские  сады, лесопосадки, уже  покрытые  яркой  молодой  зеленью,   поляны,  усыпанные  звездочками  ромашки,  побеленные  аккуратные  хатки  и  кирпичные  дома.  В  палисадниках  пышно  цвели  кусты  роз  и  сирени. А  я  представляла  еще  не  оттаявший от  зимы,  серый  после  только   сошедшего  снега,  свой  «занюханый»  Алтай,  поселок  Южный  с  его  полупустыми  магазинами,   сумрачный,  с  еще  нерастаявшими  сугробами,  лес, - и лила  слезы  от  любви  и  жалости...

   Но  вот  с  гордостью  подумала: что  ж, у  вас  здесь и  красивее, и  теплее,  и  сытнее,  но  у  нас -  там!,  все  же,  жизнь  и  ярче,  и  интересней! И  это  было  правдой!  Я  была  еще  молода,  работала  в  коллективе  ровесников.  На  работу   бежала,  как  на  праздник. Интересовало  нас  тогда  все: новые  книги,  кино,  театр,  хоккей,   и  даже  гипноз!   Втихушку   читали   Солженицына   и    Пастернака.  Болели  за  своих  детей  на  олимпиадах.   Устраивали  праздничные  вечера,  шутили  с  утра  до  вечера,  ссорились,  мирились…  И  все  это  бурно  обсуждалось,  равнодушных  не  было!
 
   А  здесь, мне  показалось, я попала  в  какое-то средневековье, "межвременье":     разговоры  только  о  «шмотках»,  -   кто  что  купил  и  за  сколько;  кому  и  что  нагадала  гадалка!   Кому  «поставили  могорыч»  (сунули  взятку)!  О  чем  говорил  поп-батюшка  в  церкви…  Я  слушала  разговоры  своих  родственников  и   была  почти  в  шоке!   Многие  из  них  имели  высшее  образование,   работали,  в  основном,  в  школах!
 
   А  однажды  просто  потеряла  дар  речи!

   Как-то в  Златополе, в  этот свой  приезд,  шла  я  из  магазина  с  покупками  и  встретила  двух  своих  бывших  учительниц.   Одна  из   них   была   когда-то   моей  классной  руководительницей.  Остановилась,  поздоровалась.

-  Ой!  Та  цэ Света!   Здравствуй!  Ой,  какая  ты  стала!  Ну,  как  ты?  Как  детки?  Как  работа?  Рассказывай!   Давно  приехала?  В  отпуск?   Надолго?  Як  же  ж  ты  далеко  от  мамы!  Та,  мабуть,  и  холодно  там? -  в    два  голоса  запричитали  они.

   Я  уже  было  собралась  с  духом  и  открыла  рот,   чтобы  повествовать  о  своей  семье,  работе...  И  вдруг  вижу: обе  мои  собеседницы  как  по  команде  отвернулись  от  меня  и уставились  на  противоположную  сторону  улицы, -  кого  они  там  увидели,  я  не  рассмотрела,  но  заговорили  они  разом:

-  Смотри!  Смотри!  С  кем  это  она?  А  как  иде-ет!  Ну,  надо  же!    И  где  только  нашла  его!…

   Про  меня  уже  забыли! Меня  уже  не  существовало! Я  еще  постояла  немного (рот  уже  закрыла!),   затем   тихонько   обошла  их  стороной  и  пошла  своей  дорогой.  А  позади  еще  какое-то  время  слышалось:
 
-  А  он?...

-  А  она?...

Все    это  пронеслось в  моей  голове,  а  колеса  стучали  по рельсам:  до-мой!  до-мой!  ско-рей!  ско-рей!... 

   ...И  вот  теперь я  возвращалась  в  Израиль  с  тем  же  чувством,  с  одной  мыслью:  хочу  домой!

    Хотя  многое  здесь было  не по  мне,  многое  удивляло, а  то и  шокировало.  Поначалу  очень  бросалось  в  глаза,  как  одеты  израильтяне.  Порой  казалось -  в  чем  спал,  в  том  и  пошел:  мятая  майка, такие  же мятые  то ли  шорты,  то  ли  трусы  и  растоптанные  шлепки  без  задников  на  босую  ногу.  Женщины  почти  поголовно  все  в  брюках  разной  длины.  Много  черного  цвета.   Много  блестящих  побрякушек  на  шее, в  ушах,  на  руках  и  даже...  на  ногах.  Лица  всех  цветов  и  оттенков, от молочно  белого в  рыжих  веснушках  до  шоколадно-   коричневого  и  блестяще-черного.   Дети  в  памперсах  до  трех-пяти  лет,   с  пустышками  во  рту,  и  летом,  и  зимой  с  непокрытыми  головами   и   голыми  ногами.  Религиозные  женщины  в  шляпках,  фуражках,  косынках,  париках, - и  в  воздушных  платьях  с  длинными  рукавами,  с  теплыми  футболками  под  ними  и…  в  кроссовках.   Однажды  Сергей  с  Мариной  были  приглашены  на  свадьбу...

    Молодые  стояли  под  хупой   (специально  натянутой  на  шесты  праздничной  тканью).  Раввин  читал  молитву, ему  вторили  родители, родственники,  молодые.  Все,  как  положено.  Жених  в  черном  костюме,  с  кипой  на  голове,  невеста  в  шикарном,   длинном   белом  платье  и  в…  кроссовках.  Так  удобнее!

   Позже  и  я  поняла:  лучше  одеваться  не  вычурно,  а  в  чем  тебе  удобно!

   Моя  подруга,  израильтянка  Ора,  все  говорила  мне:
   
-  Здесь не  принято  одеваться  элегантно, особенно повседневно. Это  в  офисах, там - да!  А  так...  Надо  одеваться  просто  и  удобно.  Вас, русских,   сразу  выдает  элегантность.  Это  Восток!

    Она  и  сейчас,( дружим  мы  с ней  уже  больше  десяти  лет), все  критикует  меня:
 
-   Что  ты  все  шьешь  костюмы (халифа  вэ  халифа!)? Надо брюки одного  цвета,  а  блузку  другого!…

    В  аэропорту  встречал  Андрей.  Маршруткой  доехали  до  моего  дома,я  жила  еще  в  первой  квартире-малютке.  Андрей  занес  вещи  и  заторопился  домой.  А  здесь  уже  ждали  меня  Сергей,  Ирина  и  Антон.
               
    Конечно  же,  первым  делом  - распаковать  сумки  и  достать   подарки.  Вот  она – сумка  с  подарками! Даю  Антону  ножницы. Он  торопится, разрезает  скотч,  которым  перебинтована  сумка.
   
-   Ну,  открывай  молнию! – я  помогаю  ему,  мы  вместе  тянем  язычок  замка.

-   Что  это? - спрашивает  ребенок  и  достает из  сумки  старую  мужскую  белую  фуражку.

     Под  ней  какие-то таблетки  в упаковке, дальше  несвежая  мужская  сорочка,  куртка…

     Вот  так  подарки!  Я  в  аэропорту,   в   суматохе  багажного   отделения,     схватила  чужую  сумку,  -  тоже  сиреневая,  тоже  перебинтованная  скотчем!  А  ручки – то  черные!!  Как  же  я  не  доглядела!
 
     Дозваниваемся  в  аэропорт.  Кое-как  обьясняемся  и  в  результате  узнаем,  что  моя  сумка  целехонька,  лежит  в  камере    хранения  и  дожидается  меня!

    Следующим  утром  мы  с  Ириной  едем  в  аэропорт  и  меняем   сумки.

    А  в  октябре  Лена,  Машина  дочь,  устраивает  мне  и  Маше   поездку  на  Мертвое  море  на  три  дня.