Отель Гранд Будапешт - рецензия на фильм

Оксана Аболина
Страна: США, Германия, Великобритания , 2014
Режиссёр: Уэс Андерсон
Сценарист: Уэс Андерсон, Хьюго Гиннесс
Первоисточник: Стефан Цвейг
В главных ролях: Рэйф Файнс, Тони Револори
Жанр: трагикомедия, детектив, приключения, сказка

___________________________

Вы только не ругайтесь, я про комедии вообще писать не умею. А если я сравню «Отель Гранд Будапешт» Уэса Андерсона с суриковским «Человеком с бульвара Капуцинов», то подозреваю, меня и вовсе помидорами закидают, и вполне правомерно, ибо общего в стилистике и киноязыке совсем ничего. Но первый, с кем ассоциируется главный герой «Отеля» консьерж Густав – это мироновский мистер Фёст. И одинаковы они только в одном: в своей уникальной доброй и деликатной интеллигентности, которая становится прощальным кивком уходящей эпохи.

И ещё, как и «Человек с бульвара Капуцинов», фильм Андерсона – это трагикомедия. По-настоящему смешная, хотя в ней есть элементы и саркастически кровожадного чёрного юмора (сцена с котом или с отрубленными пальцами). Но в основном смех в «Отеле» добрый. Смешное скрывает за собой серьёзное и порой печальное, как это и бывает в лучших картинах комедийного жанра, начиная с фильмов Чарли Чаплина и до наших дней.

Однако помимо юмора, в «Отеле Гранд Будапешт» немало сказочного (начиная от красочных бело-кремовых декораций и заканчивая картонными злодеями, виртуозно исполненными Эдрианом Броуди и Уиллемом Дефо), и это роднит его с далеко уже невесёлой картиной Гильермо дель Торо «Лабиринт фавна». Там ведь тоже о катаклизмах нелёгких времён войны повествуется в форме балансирования между реальностью и сказкой.

Ну, и несомненно, к сказочному и комедийному жанрам примешалась немалая доля сентиментального романтизма, навеянного режиссёру романами и новеллами Стефана Цвейга.

За полтора часа экранного времени зритель пробежится по Европе 20 века, захватив и наши дни. Некая девушка посещает памятник Неизвестному Автору в вымышленном восточноевропейском государстве Зубровка. Это происходит в растяжимом по времени «сейчас», из которого зритель сразу же окунается в конец 20 столетия, где Неизвестный Автор (Том Уилкинсон) рассказывает историю, случившуюся с ним в годы его молодости - в 60-ые, куда незамедлительно и переносится действие. В 60-х молодой Неизвестный Автор (Джон Лоу) знакомится в отеле Гранд Будапешт с его владельцем – стариком Мустафой (Ф. Мюррэй Абрахам), который, в свою очередь, поведает ему о своей дружбе с консьержем мсье Густавом (Рэйф Файнс), начавшейся незадолго до 2 Мировой войны. Основная сюжетная интрига закручена на головокружительных приключениях Густава и юного Мустафы.

В «Отеле» виртуозно выстроены не только каждая мизансцена, но любой кадр – совершенен. Это, кстати, касается не только визуального ряда, но и музыкального тоже, и будет несправедливо не отметить ненавязчивый, но блистательный саундтрек. Безупречный стиль.

В фильме приняло участие немало звёзд, некоторые сыграли даже в эпизодических ролях. Роль полицейского инспектора исполнил Эдвард Нортон, а Тильду Суинтон я вообще не узнала, так невероятно она переменилась в облике Мадам Д., олицетворяющей одряхлевшую, а затем и умершую старую Европу, богатства которой терзают жадные наследники. И Билл Мюррей тоже отметился в этой картине в роли мсье Ивана.

Шедевр, однозначно к просмотру. 11 из 11