Некоторые аспекты совершенствования Конституции Ро

Хасбулат Рустамов
Некоторые аспекты совершенствования Конституции России


В древнем Риме конституциями называли указы императоров. Следует иметь в виду, что Конституция относительно молодой правовой акт. В нынешнем сконцентрированном виде она впервые появились в Европе  со времен буржуазных революций 17-18 веков.
Сейчас в мире насчитывается около 180 стран, имеющих собственную конституцию. Но и есть такие страны как Англия, Израиль и Канада, которые, обходясь  без конституции, не испытывают особого правового дискомфорта.
Если предпринять  попытку для именования базового  закона найти более удачное слово, чем «конституция», то она окажется тщетной. Низкий поклон латинскому языку,  подарившему  человечеству для обозначения фундаментального,  стержневого  политико-правового документа  такое величественное слово как «конституция».
Согласитесь, не так воспринимаются такие альтернативные слова как «свод законов», «устав», «декларация» или же «кодекс основных правоположений». Эти термины звучат не столь торжественно и не так церемониально, магия восприятия слова «конституция» особенная и неповторимая.
Если образно выразиться конституция – это некий юридико-политический «скелет», «несущие конструкции» государства, от устойчивости которой во многом зависит стабильность государственного устройства. Конституция по своей динамике не только консервативный, но и весьма чувствительный документ. Она не терпит к себе фамильярности, неуважительного отношения, к ней надо относиться с особым почтением. В то же время  следует иметь в виду, что конституция - «живой» правовой организм, как и все правовые акты подвержена влиянию нарастающих политических и социально-экономических отношений, имеющих высокую степень общественной значимости.  К ней  нельзя относиться как некой «недотроге» или  «священной корове» так как и она в силу своего значения и положения в иерархии правовых актов  нуждается в дозированном, осторожном и точечном совершенствовании. Радикальные изменения в конституции могут породить крайне нежелательные,  я бы даже сказал, турбулентные общественно-политические процессы. Так,  в США более чем за двухсотлетнюю историю в конституцию внесли всего лишь 27 поправок.             В России с момента падения монархического режима принято шесть конституций, многие из которых отличались друг от друга фундаментально.
В России к конституции не всегда относились так трепетно,  по государственному ответственно как в цивилизованном мире. Многие эксперты - конституционалисты единодушны во мнении, что по своей структуре, содержанию и объему конституции должны быть стройными, лаконичными, демократичными и социально ориентированными.  Конституции не должны быть такими  емкими и пространными как Конституция  России (137 статей), не зря даже Наполеон рекомендовал «писать конституцию коротко и неясно». В этой формуле кроется немалая разгадка  стабильности конституций США и  многих европейских стран и определенный  рецепт ее написания.
Проанализировав конституционные принципы и нормы, хотелось бы высказать  некоторые соображения, которые бы, на мой взгляд, могли усилить качественные характеристики Конституции России.
1. Так,  в пункте 3 статьи 5 Конституции  Российской Федерации (далее – Конституции) сказано, что «федеративное устройство РФ основано… на единстве системы органов власти…». Мне представляется, что  эта формулировка входит в коллизию со статьей 10 Конституции, в которой говорится о самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Более того в данной статье указано, что государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. 
2. Было бы разумно перенести  пункт 3 статьи 6 Конституции из              главы 1 («Основы конституционного строя») в главу 2 («Права и свободы человека и гражданина»), так как по теории конституционного права институт гражданства относится к основам правового статуса личности.
3.  В пункте 4 статьи 15 говорится:  «Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ.  Если международным договором РФ установлены иные правила, то применяются правила международного договора». А как быть, если этот договор:
а)  не ратифицирован  парламентом РФ?
б) противоречит  конституционным принципам и нормам России?
4. В статье 43 Конституции законодатель указал право на дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование, но  забыл упомянуть про среднее (полное) общее образование, предусмотренное статьей 19  Закона «Об образовании Российской Федерации».
5. Статья 52 Конституции гласит: «Государство обеспечивает потерпевшим компенсацию причиненного ущерба». В данной статьей имеется несколько погрешностей.
Первая. Чтобы блюсти юридическую чистоту желательно термин «компенсация» заменить словом «возмещение».
Вторая. Выражение «компенсация» применимо, когда затрагиваются проблемы восстановления причиненного  морального вреда.
Третья. В понятийном аппарате юридических наук и нормативных правовых актах наиболее часто употребимым понятием является не «ущерб», а  «вред» (см. ст. 151;  ст. ст. 1099 – 1101 ГК РФ).
6. В  статье 59 Конституции предусмотрена замена военной службы по убеждениям или вероисповеданию альтернативной гражданской службой. Однако по сегодняшний день Государственной Думой не принят Федеральный закон «О государственной гражданской службе» и названная категория граждан продолжает служить в Вооруженных Силах России.
7. В соответствии с пунктом «а» статьи 71 принятие и изменение Конституции РФ относится к исключительной компетенции РФ,  а в статье 136 утверждается, что поправки к Конституции РФ вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов РФ. Очевидна неувязка между указанными правоположениями.
8. В силу статьи 93 Конституции  Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене  или в совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда  Российской Федерации о наличии в его действиях состава преступления.
В диспозиции данной статьи нельзя не заметить следующие недоработки:
а) государственная измена относится к категории не тяжких, а особо тяжких преступлений;
б) наличие в действиях признаков преступления – неудачная формулировка (Президент может совершить особо тяжкое преступление и в состоянии бездействия), потому с точки зрения уголовно-правовой науки будет правильно указать «…наличие в деяниях не признаков преступления, а состава преступления). 
9.  Несмотря на то, что глава 7  именуется «Судебная власть», тем не менее,  статья 129  этой главы посвящена  органам прокуратуры. Было бы разумно, если упомянутую главу назвали «Судебные власть и органы прокуратуры».
10. По содержанию статьи 118 Конституции судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Данная норма нуждается в доработке.
Во-первых,  в РФ еще не созданы административные суды, эти функции возложены на суды общей юрисдикции.
Во-вторых, в данном правоположении  вообще не упоминается об арбитражном судопроизводстве, хотя в статье 127 Конституции говорится о системе арбитражных судов, разрешающих  экономические споры.
11.  Глава 2 Конституции называется «Права и свободы человека и гражданина».  Было бы правильно эту главу именовать «Права,  свободы и обязанности человека и гражданина». Такие правовые категории как «права и обязанности» не разделимы, эти понятия находятся в неразрывном единстве. В данной главе 37 статей посвящены правам человека и гражданина и лишь 3 статьи их обязанностям, а остальные конституционные обязанности, упомянуты в других главах и статьях Конституции, потому  необходимо их систематизировать  в главе  2.  В юридической науке также эти субстанции изучаются и исследуются в «одном флаконе».
12. В нынешней Конституции закреплена сверхцентрализованная система федеративных отношений, которую можно классифицировать следующим образом:
а) 21  субъект - республики (государства);
б) 49 субъектов – области, 6 субъектов - края  (территориально-государственные образования);
в) 10 субъектов – автономные округа, 1 субъект - автономная область;
г)  2 субъекта – города (Москва и Санкт-Петербург).
Несложный анализ  показывает, что в российской системе государственного устройства сочетаются институты федерализма, унитаризма, автономии и муниципальных образований.
Между субъектами наблюдается определенный дисбаланс статусных полномочий.
Несколько аномально выглядит правосубъектность автономных округов и автономных областей, которые одновременно  являются субъектами  федерации, а также субъектами краев и областей.
Мне представляется, что в далекой перспективе будет выглядеть избыточным придание статуса субъекта федерации таким городам-мегаполисам как Москва и Санкт-Петербург. Не исключено, что  через  энное время и ряд других городов могут обрести такой же  политический, социально-экономический и культурный потенциал, что даст им основание претендовать на статус субъекта федерации. Такой вариант субъектности в федерации может привести к неоправданному расширению состава федерации за счет крупных городов России и размыванию принципов федерализма.
13.  В ведении РФ (пункт «в» статьи 71) находятся вопросы регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина; регулирование и защита прав национальных меньшинств. В спектре предмета совместного ведения (подпункт «б» пункта 1 статьи 72) предусмотрены также вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина; регулирования и защиты прав национальных меньшинств. Очевидно некое дублирование функций на уровне федерации и субъектов. Было бы разумно за РФ сохранить только функции регулировании вопросов защита прав  и свобод человека и гражданина, а также прав национальных меньшинств, а полномочия по защите этих прав передать исключительно субъектам. Такое делегирование функций обосновано тем, что субъекты ближе соприкасаются с этими жгучими проблемами, в режиме упреждения осуществляют их мониторинг, прогнозируют динамику их развития и принимают меры по их   разрешению.
14.  В пункте 2 статьи 135 указано, если предложения о  пересмотре положений глав 1,2 и 9 Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Реализация данного правоположения не представляется возможным, так как до сих пор не принят федеральный конституционный закон «о Конституционном Собрании Российской Федерации».
15. В пункте 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения», в котором  сказано, что «Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией Российской Федерации, со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия со дня истечения срока, на который он  был избран», имеется упущение следующего свойства:
Б.Н. Ельцин, вынесший 12 декабря 1993 года ныне действующую Конституцию на референдум, был в то время не Президентом РФ, а  Президентом РСФСР, избранным на основании Конституции РСФСР и Закона РСФСР «О выборах Президента РСФСР».
Не исключено, что ряд актуальных  предложений, выдвинутых мною в данной статье, кем-то ранее озвучивались, а может и нет. Я не претендую на безапелляционность и бесспорность своих суждений в ней.  Я полагаю, что Конституция России, достигшая своей юности, тем не менее, нуждается в свежем, компетентном и ответственном взгляде. Нельзя конституционные принципы и нормы превращать  в предмет политического торга или в разменную монету как на Украине. Кто бы не был, будь то Президент России или рядовой гражданин к Конституции должны относится как к священной книге, по особенному  бережно и высочайшей ответственностью.

Судья Конституционного Суда
Республики Дагестан,
доктор юридических наук                Х.У. Рустамов