1986 г. 25 авг. А рыба всё гниёт и гниёт

Вячеслав Вячеславов
         Сверху поступило распоряжение на публикацию статей о наркомании в Союзе. И за одну неделю многие газеты разродились тревожными статьями.

«Литературка» даже призналась, что наши врачи не умеют лечить наркоманов.  Раньше эта тема была под запретом, закрывали глаза и уши, и говорили, что у нас нет почвы для наркомании, следовательно, нечего зря будоражить народ, сеять панику.

Ещё 25 лет назад в Средней Азии я видел наркоманов, и местные парни говорили, что этим увлекается чуть ли не всё мужское население Туркмении. Единственное утешение, что их пристрастие никому не доставляет хлопот. Если воруют, то лекарства, на улицах с выпученными глазами не ходят, поэтому все уверены, что у нас наркомания слабо выражена.  Это, действительно, так, по сравнению с капиталистическими странами.

Помню, в Батуми в 1970-м году судья при мне допрашивал одного, хранившего наркотики. Но молодежь мы уже упустили и продолжаем упускать, так как  ничего не меняется, несмотря на заверения и реформы. В МАИ недобор, а в торговых — конкурс.  Мир перевернулся.  Раньше юноша постеснялся бы говорить о таком желании — это было  не престижно, сейчас в инженеры идут слабаки и неудачники.

Сергей Хлебников — фигура атлета, кровь с молоком, занимался гимнастикой, мечтал о торговом техникуме. Не прошел.  Через три года, в разговоре со мной, заметил, что пришел к выводу – не в деньгах счастье. Но мне почему-то не поверилось в его перерождение, не потому ли, что слова расходятся с делом? Что из него получится, можно узнать через 15-20 лет, а сейчас даже армия мало ему даст.  Не закалит и не покажет по-настоящему, что такое служба, так как уже выбрали комсоргом, то есть начнут тянуть за уши и давать поблажку.

Вчера приехала Люда Титаренко  с Властой  и Анжелой, которые пробыли в Таллинне 10 дней, большей частью спали до 12 дня и читали книги. Стоило ради этого ехать в Таллинн? И снова меня поражает их равнодушие ко всему новому, может быть, всё это потому, что они девчонки, то есть генетически устроены по-другому.

Им ничего неинтересно из того, что в их возрасте волновало меня, обидно за себя и за них. Эта черствость души, неблагодарность, эгоизм. Я таким не был. Если мне делали хорошее, я старался ответить тем же, а они принимают как должное. Это всё идет от разности условий, в которых мы воспитывались. Они не знают и сотой доли тех трудностей, в которых мы росли. Отсюда и разность характеров.

Влада подавала документа в педучилище. Написала сочинение на троечку, а по геометрии не знала неравенство треугольников, и отказалась от ответа. Сейчас хочет пойти нянечкой в детсад. Я не возражаю. Пусть узнает, каков этот хлеб.

Заведующая сказала, прийти с родителями. Вика пошла, и отсоветовала Ладе, так как заведующая не хотела давать положенный час, как несовершеннолетней, заставляла работать полностью день, мол, и отгулами не могу оформить.

В прошлую неделю заметно похолодало, но сейчас снова потеплело. Так же часто идут дожди, и, похоже, в этом году самое дождливое лето. Отказался бегать по "десятке" — уходит 1,5 часа. Слишком много, и на следующий день не могу бегать. Лучше снизить норму и бегать каждый день, что я и делаю,

Я, всё же, наивный и доверчивый. Ведь знал, что Леня Галушко мелкий пакостник, трус и подлец, но, все же, доверился, подумал: если ему не трудно, то почему бы и не выполнить мою просьбу — взять из БОТиЗа справку для меня. Тем более ему для этого надо сделать 20 шагов, а мне надо потратить полтора часа.

Он доброжелательно выслушал, даже записал, чтобы не забыть, а на следующий день сказал, что ходил, но инспектор была на скользящем. По его излишней развязности я понял, что он врет, он и не думал заходить, а обещание дал, чтобы отвязаться. Так легче, чем отказать и оправдываться. Пообещав, он ничем не рискует, даже наоборот, остается благодетелем, и в хороших отношениях. Отговорка найдена,  пойди докажи, что не так. Тем более что доказывать никто не будет, никому это ничего не дает.

Поэтому мне сегодня пришлось выйти на полтора часа раньше. Оказалось, Ботиз остался, на старом месте, а Леня говорил, что его перенесли. Против моих опасений, справку на дополнительный день к отпуску, дали без проволочек. Я от души поблагодарил инспектора и извинился за беспокойство. Перед этим она поинтересовалась, доволен ли я переходом?

— Ещё ни один из перешедших, не пожалел о переходе, — ответил я.

         Когда я проходил мимо бригады, Анна Якунина сделала вид, что не заметила меня, но когда я прошел в бригаду, улыбнулась и кивнула. Я не стал к ней подходить — было бы лицемерием с моей стороны. Она тоже понимает, что я ушел из-за нее. Её обижало, что я не стал считаться с ней, как с бригадиром, меня же обидело ее отношение ко мне. Своей властью она хотела переломить меня, заставить делать то, что ей хочется. Два раза мы круто поругались, она даже плакала.

Но никто никому ничего не доказал, каждый остался при своем. Чтобы избежать повторных нервотрепок, я даже обрадовался предложению Комарова, хотя и потерял в зарплате. А сейчас нисколько не жалею. По сути, я был лишним в бригаде, все это чувствовали и удивлялись, как это я получил квартиру и всё работаю.  Отсюда и зависть.

        Раньше, видя всё новые и новые художества на туалетных стенках, я недоумевал, каким же надо быть кретином, чтобы заниматься этим, и кто это делает? Я не в силах был представать человека способного на подобное.

 Впрочем, одного я вспомнил. Иглин работал у нас в бригаде0, и не стеснялся при всех вырезать на столе мужские и женские органы.  Но у него и внешний вид соответствовал внутреннему содержанию, маленький, плюгавенький, с идиотской ухмылкой на хмуром лице. Он был на хорошем счету в ОКО, регулярно ходил дружинником. Вероятно, они и дали ему рекомендацию в милицию. Там у него сейчас полная свобода к проявлению своих низменных страстей и наклонностей.

Но вот, чтобы Сергей Кулешов этим же занимался, не мог и предположить. Рослый, симпатичный парень, портрет на Доске почета, любит читать газеты, книги, правда, лишь развлекательного содержания, философия и авторские рассуждения ему неинтересны. Лишь бегающие глаза, и не к месту потупленные, "говорили" о его неутоленной страсти и необузданности, которая и появляется в срамных надписях и рисунках. Я бы не догадался обо всем этом, если бы не получил от него газету с похабными надписями к фотографиям девушек.

Он видел, что я всё время читаю, вот и поделился информацией. Диски, проверенные на моих приборах, поступают по конвейеру к нему. Иногда по каким-то причинам диски перестают к нему поступать, тогда у него появляется свободное время для чтения. В любом случае, за сорок минут до конца смены мы успеваем сделать норму: отключаем приборы, станки, делаем уборку, в субботу подметаем свою территорию.

29 августа. Снова похолодало, чувствуется приближение осени. Все лето не притрагивался к повести, трудно заставить себя сидеть за столом в прекрасную погоду, да ещё когда знаешь, что все потуги бессмысленны и не нужны.

Но желание писать с каждым днем растет. Сдерживает лишь то, что не в силах отказаться от чтения. Решил больше не брать книги, и тогда появится больше времени. Но каждый раз приходит одна и та же мысль: а нужно ли это, ведь ясно, что ничего не получится, зачем лишать себя удовольствия на старости лет – чтения?  Но тогда пропадает смысл в жизни, которая сразу становится бестолковой и ненужной, такой же как и у миллионов других,  не нашедших себя в любимом деле.  И вот я обманываю себя тщетной надеждой, что меня заметят и начнут печатать.

В "Известиях" статья, что в металлургии у нас работают станки 60-90 летней давности, и в ближайшие года они не будут заменены на более современную технику, нет возможностей.  А новые ткацкие станки, которые в два раза металлоемкие, в 1,5 раза больше потребляет  энергии, а продукции производят меньше старых станков. Это последнее слово конструкторов.

В «Литературке» корреспондент написала, что сейчас наш закон не в состоянии защитить человека от мести за критику. Зачем же тогда всюду пишут, что не надо, бояться критиковать, мол, правда, рано или поздно восторжествует. Но каково человеку 20 лет терпеть издевательства, теша себя подобной иллюзией, что правда вынырнет из океана лжи? 

Напечатали коротенькую заметочку, что министр хлопкоочистительной промышленности приговорен к расстрелу за приписки и взятки на сумму сотен тысяч рублей. Все сейчас ведут себя, словно проснулись и посмотрели вокруг ясными, незамутненными глазками, и удивились: как много зла вокруг, надо искоренять.

Я предвижу: Китай в скором времени догонит нас и перегонит по всем отраслям. Там действуют, а у нас одна говорильня.

31 августа от новороссийского причала в 22 часа отошёл теплоход «Адмирал Нахимов» водоизмещением 17 тысяч тонн, который направлялся в Сочи. Он был военным трофеем и давно отслужил свой срок, и сама конструкция теплохода не отвечала требованиям безопасности, железные перегородки проржавели. Комиссия вынесла заключение: «К пассажирским перевозкам не пригоден». Но пассажиров надо было перевозить, поэтому разрешили эксплуатацию. 

В это же время по направлению к Цемесской бухте двигался сухогруз «Пётр Васев» водоизмещением четыреста тысяч тонн. В его трюмах находилось около 30 тысяч тонн ячменя из Канады. Командовал им капитан Ткаченко, который должен был снизить скорость и пропустить теплоход, но самонадеянно решил проскочить узкий фарватер.

Капитаны лишь посмотрели, как их суда сближаются, и спустились в свои каюты.
Теплоход Маркова затонул за рекордное время — семь минут. Не больше было и у «Адмирала».

 Обоим капитанам присудили по 15 лет, хотя Марков не был виновен. Советский суд оставался верным своим принципам, судить, не соблюдая законы.

После распада СССР капитанов освободили. Хоть кому-то распад принёс пользу.

4 сентября увидел свою фамилию в альманахе "Истоки". Ни радости, ни возбуждения, опустошенность, рассказ изуродован. Отрезали окончание, которое, по их мнению недостойно советского гражданина.  Появилась другая, тональность, и даже название иное, правда, более подходящее к "этому" рассказу.

Какая может быть радость, когда даже в таком виде он напечатан через десять лет после написания? На первой встрече в ЛитО снова не выдержал, разгорячился, говоря, что литература бывает разной, и не должна всем подряд нравится. Они же подходят с одной оценкой:  мне не нравиться, значит, это не литература, а чтиво, не имеющее право на существование.

На нашем горизонте снова появился Волочилов, который 12 лет не приходил, и вдруг заявился уверенный, что все ахнут и раскроют объятия. Этого не произошло, и, думаю, что на этот раз он исчезнет навсегда. Валя уже судит безапелляционно, привыкла к руководящему тону.

Все поражены нелепостью катастрофы в Новороссийске, похоже, капитаны сделали всё, чтобы корабли столкнулись. Я же, с самого первого дня был уверен, что оба капитана были пьяны, ничем другим подобное поведение нельзя объяснить. Трезвый, хотя бы ради солидарности, или бог знает чего, от греха подальше, но подождет в рубке, пока корабли не разойдутся. Если же они были трезвы, то положение на флоте ещё хуже, распущены до некуда.

Несмотря на ускорение и прочие реформы, продуктов, даже в разгар сезона, нет. Огурцы только парниковые, помидоры, если и не зеленые, то подавленные, похоже, колхоз спешит   выполнить госпоставки любой ценой, чтобы потом торговать излишками и получать чистую прибыль, без канители.

Ямполец приехал из Горького:  там с обеспечением ещё хуже. И того нет, что у нас есть, а мы ещё жалуемся.

В "Соц. индустрии" всё же решились написать правду о новом "Москвиче",  а то я всё удивлялся, как это они смогли переплюнуть ВАЗ, а оказывается, это была очередная приписка, только в другом качестве: сляпали вручную  30 машин к съезду партии и раструбили о скором серийном выпуске. И это всё в Москве, под боком ЦК. И не боятся. Что ж говорить о дальних,  коль и в Москве так делают? Понимают,  что пришло время новой болтологии, в новом аспекте, в другом ракурсе.

У Ямпольца сидел инженер,  рассказывающий, что Япония продает нам станки 70-го года, которые для них морально устарели, а для нас даже такие станки откровение, так как  наши отечественные на порядок, если не больше, хуже. А по телевидению и в газетах продолжают твердить о нашем преимуществе и успехах. Пора бы очнуться. Партия, по-прежнему считает себя, как сейчас говорят, вне зоны критики.  А очистительный ветер только пошел бы на пользу.

Сейчас они вынуждены сначала исключать из партии, а потом уже судить, и создается, такое впечатление, что преступники заводятся только в партии, а среди б/п их нет. И это почти правда, так как в партию без труда лезут карьеристы и выжиги. Честный человек чурается их общества и остается б/п.

Бездеятельность стала характерной чертой любого нашего специалиста. Коррупция и взяточничество проникли во все сферы нашего общества.  Это стало национальной, бедой не только американцев, но и нашей. 

Могу сделать предсказание - радикальных мер на съезде ВЛКСМ не будет, лишь незначительные, лакировочные, по устранению пассивности.

Именно об этом я писал 25 лет назад в «Комсомолку», что в комсомол и партию принимают недостойных.  А это самое главное. Получилась дискредитация. Чтобы вернуть былую престижность, нужны годы незапятнанной репутации, а этого невозможно добиться при существующем положении.  Насильственные колхозы 30-х годов,  репрессии и пр. Сплошное нарушение соц. завоеваний.

Получилось, что революцию делали с одними лозунгами, а после восторжествовали другие, и всё под прикрытием защиты завоеваний революции. И последняя революция закончилась тем же, чем и предыдущая, верх взяла новая зародившаяся буржуазия, её новая разновидность. Бывшая чернь стала новым господином. Не ново в Истории, когда бывший раб становился царем — Цинь-Ши-Хуанди, Бабек, Сталин, Мао и пр.

Из "Правды" для укрепления нашей местной газеты прислали своего человека, который когда-то писал прозу, и так выдвинулся. Сейчас же, он первым делом отругал Орлова за слабую литературную страницу и отсутствие хорошего материала, и она, вообще, перестала выходить.

Валя сказал, что напишет на него жалобу в газету "Правда", что он, вместо того чтобы помогать, душит таланты, которые у нас есть, не зря же нас везде печатают.

 Если же быть честным, то он прав: печатаются очень слабые рассказы и стихи; создается такое впечатление, будто редактор совершенно не разбирается в своей работе. И за неимением лучшего, печатают то, что есть под рукой.

9 сентября. Месяц назад, если не раньше, написал заявление на отпуск. Подсчитал, должно быть не менее 20 дней. Сегодня выяснил, что заявление в ОТиЗе потеряно, в глаза не видели, поэтому ничего не оформили, а у меня уже билеты куплены на 13-е. После моего ухода инспектор, которая удивила меня своим любезным обхождением и тем, что знала меня в лицо, и кое-что обо мне, полистала внимательнее в папке, и нашла мое заявление.

Теперь, даже если и оформят отпуск, то лишь 19 дней, один день надо оформлять по ходатайству совета бригады, а это надо было делать раньше.  Не ожидал такой заварушки.

Неприятно. Хорошо, что чуть заблаговременно стал беспокоиться и расспрашивать о своем отпуске, если бы полностью доверился, то ничего не успел бы. Опустошённость и какое-то бессилие перед превратностями судьбы. Как ни стараешься свести их на нет, ничего не получается. А нужно ли их сводить, делать свою жизнь пресной? Но тогда можно дойти до абсурда.  Нарочно увеличивать трудности.

Недавно прочитал поразившую фразу: "человек стремится к счастью и удовольствиям". Вроде бы банальная фраза,  но в ней заключен весь смысл человеческого существования. Именно так живут все люди; стремятся избежать неприятных ситуаций и доставить себе наслаждение. Лишь фанатики и люди с извращенной психикой начиняют свою жизнь трудностями, иногда даже не во имя возвышенной цели, а просто ради собственной прихоти и зауми, которая выходит боком не только ее создателю, но и миллионам людей, погибающим в войнах.

 Счастье всегда завит от других людей, человек не может быть счастливым один. Одному для счастья не хватает "Волги", другому — гарема в сотню жен. Да и нужно ли это стремление к счастью, не мираж ли это? Оно недостижимо. Значит, бесполезно и стремиться? Надо разобраться. Что мне нужно для полного счастья? Допустим, слава, признание народа.

Ещё раз можно допустить, что это случилось. Буду ли я счастлив? Нет! Только лишь идиот и недалекий человек может оказать: я счастлив. То есть ему больше ничего не нужно, ему и так хорошо.

Можно лишь сказать: Я был счастлив, но не сознавал этого. Это единственно верная формула, остальные лживы. Даже волшебник не может быть счастливым, он утомлен от избытка своих чудес и сознания своего бессилия, создать единственное чудо, чтобы осчастливить всех людей, то есть он уже неполноценный волшебник.

В воскресенье побежал за медгородок за дом егеря. Конюшню убрали, сейчас там картофельные огороды. Бульдозер недавно прошелся ножом вдоль опушки леса, как бы подчёркивая дорогу, и проводя меры пожарной безопасности.

Я дальше никогда не бегал и, хотя намерение было не выходить за пределы часа, побежал по дороге, которая чуть свернула в лес и пошла в сотне метров вдоль опушки.  На этом расстоянии и располагались одноэтажные дома, огороженные забором, кое-где висела табличка "запретная зона", а дальше, на проволочном заборе "Стреляю без предупреждения".

Хотя дом обыкновенный, деревянный.  Что это? Чья-то шутка, или, в самом деле,   запретная зона, каких много в нашем лесу, и непонятно, что же там секретного, лишь для того, чтобы не заходили любопытные?

Увидел поселок, ребят на дороге, услышал брех собак и побоялся,  повернул назад. Моя ближайшая мечта — купить велосипед и объездить округу, а то старость придет и будет не до этого.

Вчера не стал бегать, а сегодня затратил 45 минут, то есть в два раза меньше, чем в последний раз. Бегаю охотно,  погода отличная.  А я не могу заставить себя выбегать в холод. Вес не снижается,  хотя резко ограничил сахар, для сбалансированного питания нужно получать раза в три больше, чем я сейчас получаю.

В первый раз за 12 лет подумал, что пора бы съездить в Батуми, что, вероятно, и сделаем на следующий год. То я все экономил, а сейчас жизнь приближается к концу и экономить глупо.

В "Советской России" интересная публикация о Лермонтове, который все время подшучивал над Мартыновым, называл его Мартышкой и т. п. Тот, в конце концов, не вытерпел и вызвал на дуэль, что вполне естественно, и не надо делать из него изверга и показывать каким-то чудовищем или плохим человеком. Мне Лермонтов  никогда не нравился, в его поэзии слишком много холода, и Печорин всегда был далек, и не понимал всеобщего восхищения им.

Конечно, у него есть великолепные стихи,  но, как прозаик и драматург, он на порядок ниже поэта. Хотя, если бы он остался жив, то создал бы более значительные произведения, по мере возмужания своего таланта. Это все равно, как Толстой прекратил бы свое существование после Севастопольских рассказов.

В "Известиях", в трех номерах, статья про министра хлопкоочистительной промышленности Усманова, который приписывал добычу хлопка на миллионы рублей, кладя в карман премию и стоимость самого хлопка. Ученики вплоть до нового года не учились, работали на уборке хлопка, хотя там уже нечего было собирать.

 Шараф Рашидов, писатель и председатель Узбекистана говорил, что каждый должен убирать хлопок; кто не хочет, для проживания есть другие республики, которые не выращивает хлопок. Они были заинтересованы во все увеличивающемся плане, хотя и с этим не справлялись. "Чем было труднее, тем для них было лучше". Так и написано, то есть в мутной воде рыбу ловить удобнее. А у нас-то чистой воды и не видно, одни рыбаки.

 Все знали о приписках и все молчали, лишь изредка проскальзывали заметки о нарушениях, о плохом качестве хлопка, в который намеренно клали камни, грязь, для увеличения веса. Если бы только по хлопку у нас были приписки! Это уже вошло в кровь, и трудно будет вытравить. Сейчас говорят, что Громыко был против назначения очередного старика, мол, сколько можно таскать гробы по Москве?

Только благодаря его поддержке и был назначен Горбачев, который отблагодарил его, назначив председателем. Ты мне, я — тебе, а интересы партии побоку.

В другой газете так и написано: «Это правда, что рыба гниет с головы, но чистят ее с хвоста». Непонятно, для чего это напечатано, и кого нужно чистить? Народ? Он-то чем провинился? Что выполнял приказа партии и правительства? Может быть, и так, но, в любом случае, рыбе отрубают голову.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/07/30/1081