1986 г. 2 мая. Приезд Горбачёва

Вячеслав Вячеславов
                Девочки научились делать вкусные торты. Власта уехала с подругой на машине на пикник, и я решил, что впечатления от пикника перевесят торт, съел последний кусок.

Она приехала голодной, предвкушая вкусный торт, узнав, что он съеден, в сердцах сказала:

— Собаки так не поступают, — потом поняла, что переборщила, вышла к нам. — Папа и мама, извините, у меня это сорвалось.

Но, всё равно...

Конечно, в какой-то степени она права.  Я решил, что больше ни одного куска торта не съем, пусть ей будет, хотя бы, немного стыдно. Плохо, когда дети растут без стыда.

Власта начинает гордиться своей честностью и праведностью. Встретив у опушки людей с цветами, начинает их стыдить:

— Вам не стыдно передо мной, девчонкой, за ваш поступок?    

Люди оправдываются, мол, нашли уже сорванными, и от такого маленького букетика ничего не случится. Смущение людей доставляет ей удовлетворение. 

Я уже сейчас её боюсь.  Обеих.

Может быть, лет через 15 и станут хорошими людьми, но сейчас... правда, в их возрасте и я был не лучше, но за моей спиной была тяжелая жизнь, а у них сытое благополучие.

Мне кажется, что в старости им и вспоминать будет нечего, жизнь была бедной событиями и впечатлениями, не то, что у меня. Иной раз думаю, согласился ли бы я променять мои воспоминания на сытую и спокойную размеренную жизнь, без всех тех приключений, и думаю, что был бы намного беднее.

Когда два года назад, я узнал, что Олимпийские игры будут проходить в Сеуле, подумал, что наши не поедут, слишком там неспокойно. Посмотрим, какой из меня провидец. Думаю, на Игры Доброй воли США не приедут, найдут предлог, чтобы насолить нам.

В печати, в основном, критикуются только те производства, которые  затронуты на съезде или в речах Горбачева, словно очерчена зона дозволенной критики.

Так, 6 мая вдруг статья про куйбышевский завод "Экран", который продолжает выпускать бракованные, черно-белые телевизоры, несмотря на то, что прошел целый месяц после приезда Горбачева.

Перемен можно было бы ожидать, если бы в три шеи выгнали директора, а рабочим разъяснили, за что получают зарплату, а за что – нет.

Но ничего этого не сделано. Такое положение везде. Все сидят и ждут, когда начнется изобилие.

                Льву Толстому сказали:

—  Какой вы счастливый. Вы имеете всё, что любите.

                Он ответил:

— Нет, я не имею всего, что люблю.  Но я люблю всё, что имею.
      
"Пожар при наводнении во время землетрясения" — невеселая шутка ремонтников ВАЗа в адрес сызранского ПО "Пластик". Пресс-формы и отливки из них некачественные.

7 мая.  Всё снится один и тот же кошмар:  моих товарищей демобилизовали, а я должен служить ещё один год. Невыносимая тоска, хочется горько зарыдать, и чувствую, если заплачу, мне станет намного легче. У меня даже прорываются первые всхлипы, но заплакать не могу, и не стыжусь своего состояния.

А ведь кому-то приходилось гораздо хуже, чем мне, можно представить его  состояние, и воспоминания, которые и через 20 лет кажутся кошмаром. Лишение свободы на три года. 

А каково тем, кто оказывается в тюрьме? В молодости я, почему-то думал, что мне надо посидеть в тюрьме, чтобы быть богаче опытом. Лишь потом понял, что это ненужный опыт, и без него можно прожить, достаточно представить. И ужаснуться.

                Вчера закончилась дешевая картошка по 15 копеек. Вот, уже месяц, как в магазины не привозят, обошлись закупленным. Хранить негде, и эта сильно увяла и проросла.

Неожиданно рано, 6 мая выдали зарплату, и утром поехал на рынок и купил за пять рублей ведро картошки.

Холодно. Я в пальто, но без свитера, в вечной, черной, безразмерной рубашке.

Температура  +5.   Вышел из автобуса у "вставки", и начался град с дождем. В конце апреля загорали, окна настежь, а сейчас снова отопление включили.

То ли от холода дала знать невралгия, и сразу вялость, легкое головокружение, клонит на сон, и нет желания бегать.

Часто думаю, что нет желания работать на заводе, хорошо бы, пойти проводником, повидать мир, людей, но не уверен, что там понравится,  придётся снова возвращаться к разбитому корыту. Боюсь риска. Плохо, что там много беспорядка, придется терпеть.

А может быть, стоить рискнуть? Сколько можно сидеть в болоте? Вероятно, надо выдать девчонок замуж, а потом уже экспериментировать.

                Обычай отдавать честь на флоте появился в 1588 году, когда, пират Дрейк, принимая на борту английскую королеву Елизавету, лицемерно, закрыл ладонью глаза, якобы, ослепленный ее красотой.

8 мая. Наша страна располагает 1/4 всех научных кадров планеты. Количество открытий, приходящихся на нашу долю, увы, значительно меньше.

                Наш мастер Комаров решил прославиться, выступил с почином безвозмездной помощи пострадавшим в Чернобыле. Он уже давно мечтал выступить с подобным подвигом, но всё опережали, а тут он всех опередил.

Чтобы не делить славу с мастером Колотовым из другой смены, так и сказал:

— Смена "А" выдвинула почин.

               Почины на ВАЗе становятся модным делом, выдвигай — и ты в почете и в зените славы. Единодушно проголосовали "за". Своим, людям, как не помочь?
 
Одного он не учел: почин становится почином, если о нем широко узнают, или администрация предлагает сделать такой почин и информирует прессу.

Здесь же, о почине Комарова никто не узнал, кроме администрации цеха, которая сочла наш почин преждевременным, и никак не отреагировала на него, лишь через два месяца решили перечислить двухчасовой заработок через бухгалтерию.

 Так как наша смена уже перевела деньги, то нас освободили от оброка.

Читаешь газеты и видишь такую замшелую беспросветность, что становится тоскливо, до того всё безнадежно, что не хочется и газету в руки брать.

 В моем архиве сохранилось выступление Житкова после ХХVI съезда, тот же самый оптимизм и шапкозакидательство, ничего не меняется. 

Рассказали анекдот:

Летит паровоз истории по рельсам. Вдруг состав остановился, прибегает машинист:

- Топливо кончилось.
- Рубите лес.

Вырубили. Поехали дальше. Снова остановились.

- Рубите лес.      
- Уже вырубили, больше нечего.
- Разбирайте шпалы сзади поезда.

Разобрали. Поехали. Скоро снова остановились.

- Шпалы кончились!
- Закрывайте шторы и раскачивайте вагоны, будем создавать иллюзию езды.

10 мая Вармяк отказался работать наладчиком, оператором спокойнее, нервотрепки и ответственности меньше.

Рассказал, как в Узбекистане Брежневу втирали очки и показывали "потемкинскую" укладку труб. Всем работникам ИТР выдали новенькую спецовку, никелированные ломы, проложили канал, где он совершенно не нужен, и при виде кортежа сделали вид, что усиленно работают.

— Как жизнь мужики?
— Все хорошо! Спасибо партии за Работу!   

По слухам, Горбачёв отказался от доставки продуктов на дом, его жена сама ходит по магазинам.

Но из ближайших соратников больше никто не последовал его примеру.

 Подозреваю, что эти слухи распространяло КГБ, как это они обычно делают.

В Узбекистане Вармяк работал начальником растворного узла, куда его устроили по протекции, в надежде, что он окажется благодарным и понимающим.

Но он оказался непонятливым, и отказался работать бракованной продукцией, на него оказывали давление.

Ему пришлось уйти с должности. А они продолжали строить бракованным раствором насосную станцию,  которая однажды потекла, начали делать пробки, заделывать дыры, расследовать, кто виноват?

Вызывали и Вармяка, но он объяснил, что он сигнализировал о недопустимости подобной работы, а все начальники давили на него, заставляя работать.

В Узбекистане очень многих начальников пересажали, всё лагеря забиты, и начальство жалуется: где раньше один рабочий справлялся, там надо ставить трёх  начальников.

В Газли после второго землетрясения решили, не строить город, а возить вахтовиков.

После второго землетрясения увидели, что дома построены на живую нитку, арматура не сварена, а положена друг на друга, или, просто, привязана кусочками проволоки. Корреспондент, пафосно, спрашивает, где рабочая совесть сварщика?

 Вармяк говорит, что арматуру поставляли некачественную, после сварки она лопалась. Ее можно было только связывать, а специалистов по связке не было.

 Хотя, какое нужно сверхумение, чтобы связать проволокой арматуру? Даже двух классов образования не нужно!

Алла Владыко говорит, что Туркин, нынешний мэр, сейчас на отдыхе в Болгарии.

После возвращения его переведут на другую работу в обком. Его расстрелять надо за причиненный вред Союзу, а он сам продолжает оставаться властью.

В "Правде" за апрель написано, что вор и жулик не понес наказания только потому, что до суда его не исключили из партии, а это сделали намеренно, чтобы он, как коммунист попал под амнистию.

Вот, они и чувствуют полнейшую безнаказанность и продолжают вытворять мерзкие действия, выдавая себя за святошу, и это им удается. Люди привыкли верить словам.

 Если ни во что не верить, то, как же жить? На этой вере и держится дерьмо.

                Одна надежда на Горбачева. Страшно за его жизнь, потому что врагов он приобрел больше, чем любой другой деятель.

Создается такое положение, что за реформы выступают только рабочие и печать. Но у рабочих нет реальной власти, и они ничего не могут изменить, а  администрации изменения не нужны, так как иначе ей придется работать и за страх и за совесть. А у печати только слова, власти нет. За словами беспомощные люди со своими страстями и недостатками.

                В городе уже несколько лет как появились подростки, нюхающие пары бензина, ацетона, вплоть до несчастных случаев. Но узнал об этом недавно, и очень удивился, как такое может нравится?

В армии мне часто приходилось мыть бензином двигатель, после этого была, только, сильная головная боль.

Правда, приятен тонкий аромат ацетона, запах яблок, всегда вспоминается резиновая фабрика в Батуми, откуда несся этот сильный запах, и всегда удивлялся, как люди там работают, ведь ясно, что это нездорово для организма, одно дело — раз вдохнуть, другое — часами дышать, и за это получать деньги?

Вполне возможно, что человек не очень далеко ушел от крысы, нажимающей на педаль, замыкающей цепь раздражения  центра удовольствия.

Человек всю жизнь стремится к блаженствам: хорошо поспать, поесть, насладиться живописью, музыкой.

Если в этом счастье, то надо идти до конца, и дать человеку эту педаль, и ему больше ничего не будет нужно, ни крыша над головой, ни любимая женщина, согласится на любую грязную работу, лишь бы, вечером нажать на педаль.

И на человечестве можно будет поставить крест. Может быть, счастье не в удовольствии, и надо избегать удовольствий, быть выше низменных страстей, быть разумным человеком? Стремится к чему и ради чего?

И для чего, вообще, возникла человеческая цивилизация? Просто так, как выросла былинка? Ни для чего: Так уж получилось? Природа здесь ни при чем. Варианты.

Что из этого получится? Может, в нашей Вселенной проводится опыт, и кто-то смотрит, наблюдает и записывает полученные результаты? Что из этого получится, если разум дать динозаврам? Вымерли через 50 млн. лет.

Человеку? Уничтожили себя через 50 тысяч лет разумной жизни.

Кто следующий? Крысы? Они могут выдерживать чудовищную радиацию, и достаточно сообразительны.

При облучении возникнут мутанты, которые проявят ещё большую сообразительность, разум и начнется новая крысиная цивилизация, которая тоже будет гадать, был ли разум до них, или они одни во Вселенной? Как мы сейчас ничего не знаем о разумных динозаврах, на что они были способны, и, в чем проявлялась их цивилизация?

Может, кто из них улетел на другие планеты? Может, они вернулись, но, увидев Землю, занятой новой цивилизацией, решили не мешать ей, и кружат над нами в виде летающих тарелочек. Всё возможно, ничто недоказуемо.

11 мая.   После работы поехал к Хлебниковым, как и договаривался с Викой,  чтобы потом, через три часа, уйти и не надоедать людям, у которых ещё впереди много хлопот, связанных с проводами Сергея в армию.

Меня не ждали так рано. Гена выглянул и сразу ушел. Я снял пиджак с плащом и вошел в зал. Там сидела Дина. Мы расцеловались в губы, хотя этого не люблю, но чего ни сделаешь ради родственников.

— Хоть посиди рядом со мной. А-то, не приезжаешь, и на свадьбу ни к кому не приехал. Наташа-то, Петро-Завадовская. И к ней не приехал, и на проводы. У  тебя девочки будут выходить замуж, я тоже не приеду, — отчитывала Дина.

Это была её коронная тема, каждый раз при встрече принималась отчитывать меня.

Я, то отмалчивался, то пытался оправдываться, то переводил разговор на другую тему, но она ни о чем другом не могла говорить, просто не знала о чем, а тут такая благодатная тема, связывающая по-родственному.

Сейчас я сказал!

— Я ведь могу  подняться и уйти.

Проговорив, я почувствовал, что именно так и надо сделать, сколько можно терпеть подобные разговоры: объяснять, что у меня не было денег на свадебный подарок, что не выношу пьяные сборища, — она не поймет. 

От обиды у меня затряслись губы, и слёзы, чуть не брызнули.

Я стремительно поднялся в прихожую, надел плащ, и начал зашнуровывать туфли. Вышел Гена:

— Ты чо, обиделся? Ну, ты даешь, парень!

На холодном ветру немного успокоился. +5. Стал вспоминать, когда в последний раз я был в таком же состоянии, и не мог вспомнить. Может быть, никогда.

Даже себе удивился, что способен на такое. Конечно, она права, надо было поехать  на свадьбу и на проводы, и я поступил плохо. Но, каждый раз отчитывать за это!
Я не мальчишка, чтобы молча сидеть и слушать выговоры. Ответить можно было только грубостью, поэтому я и ушел, чтобы не сорваться.

Дома Вика стала выговаривать, что я эгоист, очень тяжелый человек, так нельзя, иначе совсем один останешься.

Я же, чувствовал себя вялым и разбитым, как после сильного стресса. Самому стало смешно и неловко, что способен так остро реагировать.

Пожалуй, я, как был обидчивым в детстве, так до сих пор и остался. Конечно, можно было   деньги собрать, занять, но когда столько дыр, то трудно отдавать деньги почти чужим людям, которым никогда не был нужен, и знаются с тобой, лишь в силу вынужденных обстоятельств — оказался в числе родственников.

У них на книжке несколько тысяч рублей, я же, должен отдавать последние рубли, на моей книжке 2 рубля.

Как-то, и тетя Паша выговаривала, что я не поехал на свадьбу, мол, и, тебе придется женить дочек. Но говорила она мягко, и я сдержался от реплики, что не собираюсь никого приглашать. Подтекст этой фразы:

«Я не собираюсь зариться на чужие деньги».

                Вечером остался один, все ушли на проводы, и слушал музыку, потом смотрел ювелирные изделия из Эрмитажа и несмешную кинокомедию "Суета сует", где в главной роли Фрунзик Мкртчян, лишь только потому, что он комедийный актер, и, должно быть смешно, а на самом деле — грустно.

Плохо выспался, голова чугунная, кожу стягивает, раньше такого не чувствовал. Надо бы, к невропатологу, но к таким врачам и ходить не хочется, многие и не ходят, терпят.  Пусть у них отчётность будет хорошей, мол, снижена заболеваемость.

Нет, мне с таким характером нельзя лезть в бригадиры, лучше рядовым, спокойнее. Слишком всё близко к сердцу принимаю. И обидно, никто не поддержит.

8 апреля в Тольятти приехал Горбачев. Такие слухи давно ходили.  Видимо,  ещё в прошлом году была такая задумка, так как я заметил, что вдруг в центральных газетах стали писать о Тольятти.

Неспроста, подумал я. Потом все затихло, как и началось. И, когда в конце марта снова стали раздаваться такие слухи, я уже не поверил:  что, ему больше делать нечего? 

Возле "Руси" скопилось множеств народу, кто-то сказал, что он сюда приедет. Но он там даже не остановился. Заехал во 2-ой комплекс общежития,  перед заводом поговорил с рабочими, и на самом заводе,  был на прессовом, и там, где Ямполец.

 Вопросы задавились глупейшие: какие меры будут приниматься к несунам? Почему не вводят сухой закон? И ответы были столь же, содержательными.

Приезд абсолютно ничего не изменил. Предложил не равняться на мировой стандарт, а опередить.

Глупо. Полнейшая неосведомленность в автопроме. Потом мы несколько лет подшучивали над этой фразой.

С такими станками, как у нас, можно подойти к мировому стандарту, но при очень большом напряжении, и при больших издержках, когда себестоимость повыситься в два-три раза, если брак не выпускать за пределы завода.

"Мицуи сейки" — фирма продемонстрировала вертикальный обрабатывающий центр, где частота вращения шпинделей — две тысячи оборотов в минуту,  максимальная скорость рабочей подачи – 10 м/мин и перемещения 12 м/мин.

"Одна птичка осталась, а другая полетела на все стороны".

Эта фраза приснилась мне 15 апреля. Произносил ее режиссер, требуя от актрис показа, как это можно — полететь во все стороны. Аж, самому смешно.

Василий Аксенов обращается к своим соотечественникам: "Добрый вечер, господа". Как его после этого назвать? Дурак.

Но он не дурак. Что же тогда? Неужели он не понимает, что появилось новое поколение,  которым не только странно, но и смешно услышать такое обращение. К кому же он тогда обращается? К тем, кто хочет стать господами? Или ко всем, в виде обращения, чтобы заменить ненавистное "товарищ"? И в этом случае, нелепо и глупо. Я думал, что он окажется умнее.

Маленькая девочка хвастается:

— "А у меня папа маклером работает".

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/07/30/864