Заново открываю для себя рубаи Омара Хайяма

Александр Богранд
ru.wikipedia.org/wiki/Омар_Хайям

Перечитал некоторое количество рубаи (четверостиший) Омара Хайяма. Восторг! И решил поделиться своими мыслями, на примере некоторых из его четверостиший.
1. Начну с близкого для себя, с рубаи ... для тангеро (танцора танго).

"Все, что видим мы, видимость только одна.
  Далеко от поверхности моря до дна.
  Полагай несущественным явное в мире,
  Ибо тайная сущность вещей не видна"

Танцуя и обучая аргентинскому танго, я давно заметил следующее.  Увиденный эффектный набор красивой цепочки движений, связок, элементов никогда не может быть так же красиво повторен никаким начинающим танцором путем простого копирования, без знания внутренней логики, законов и механики танцевальных движений, которая абсолютно не видна, но до которой можно дойти самому или "получить в подарок" от владеющего ею мастера.

"Не исполнивши мудрых велений тебе,
Свойств души благородной ты жаждешь себе.
Не искавшему путь вряд ли путь и укажут -
Постучись - и откроются двери к судьбе!"

Если на мастер-классы ведущих маэстро приходят начинающие танцоры, которые самостоятельно не пытались соединить последовательность движений в единую гармоничную танцевальную фразу, то из семинара или мастер класса они мало что могут получить. И это будут потерянные для них деньги. Но те, кто сам не раз пытался что-то построить, но которым чего-то не хватало, вот таким начинающим танцорам мастер класс или индивидуальное занятие сразу открывает дорогу к новым вершинам, достижениям, они как бы получают "ключи от закрытых дверей".
 
2. А вот рубаи и для психологов.

"Ад и рай - в небесах", - утверждают ханжи.
Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай - не круги во дворе мирозданья,
Ад и рай - это две половины души"

Или это:

"Ни к другу не взывай, ни к небесам
О помощи. В себе ищи бальзам.
Крепись в беде. Желая кликнуть друга,
Перестрадай свое несчастье сам"

Что? Разве не так? Кстати, первое четверостишие из п.1 - тоже подходит для них.

3. А вот стих о взаимоотношениях понятий веры и знаний. Мы все во что-то верим и что-то знаем. Если мы верим, то уже как бы и не знаем, а принимаем на веру, т.е. логически уже не рассуждаем. А если мы обладаем знанием и умеем выстраивать между его частями логические цепочки, устанавливать связи и доказывать, то вера нам вроде бы и не нужна. Ну,  разве что для простоты рассуждений...
Вот как это выразил средневековый персидский гений.

"Люди веры проникли в высокую суть,
Недалеким туда не дано заглянуть.
И забавно ведь, что в постижении Правды
Часто видит народ еретический путь! "

Ну да, и заодно Коперника сожгли. Но, хочу обратить внимание, что сжег его на костре все же не народ, а его "духовные наставники". Малограмотный народ лишь поддержал эту "инициативу"... Что же касается взаимоотношений людей с Богом, божественным, совершенным, то, как вам такой стих? Без комментариев.

"Ищешь Бога ты всюду и ночью, и днем,
Ищешь ты вне себя, слеп в мечтаньях о Нем.
Бог тебе говорит на наречиях разных:
"Ищешь где и кого? Я - в тебе же самом!"

...
4. А теперь о профориентации или о нашем предназначении. Как вам это?

"Смело к нищим иди, независимым будь,
С лика сердца пятно только смыть не забудь!
А заблудшему молви:  познай свою душу,
И по сердцу тогда выбирай себе путь!"

Что за пятно такое на сердце? Наверное, это гордыня, ложная гордость, высокомерие. Или что-то такое, что мешает нам разглядеть свои истинные желания и устремления. Ну, не знаешь ты себя и что из этого? Иди, пробуй, действуй. Признайся себе,  что не умеешь чего-то и учись. Не бойся начать даже с нуля! Правда, лично я все же рекомендую стартовать с  того,  что знаешь и умеешь.

5. И напоследок.  Иногда я не согласен с великим Омаром Хайямом. Имею же я такое право? Например, с одним из смыслов следующего высказывания:

"Ты представь, что ты в жизни высоко взлетел,
Ты представь, что сполна получил, что хотел.
Взял сокровища в жизни ты полною мерой,
Ты представь: все оставить - конечный удел!"

Красиво написано! Один из позитивных смыслов этого стиха - не стоит уж так рваться за мирские блага. Задумайся!  И все же оттенок полной пассивности, покорности судьбе тут есть. Если идти в рассуждениях до конца, то «недеяние» может получиться лучшим выбором. Я же с этим не согласен, т.к. это просто ... скучно. Скучно ничего не делать. Душа запросит действий. Так, зачем тогда представлять свой "конечный удел", тормозить себя и портить нервную систему?

 В заключение хочу сказать, что немного жалею о том, что у нас в школах не учат понимать скрытую в разных высказываниях мудрость. Нет таких уроков. Не обязательно именно Омара Хайама, не обязательно восточную. Сказки, притчи, пословицы, поговорки, басни - все они имеют скрытые смыслы. А то, что буквально воспринимается, это всего лишь форма для настоящего содержания. Главное научить их понимать. Иногда даже между строк. А вот те, где явно, с ложечки дают мораль, как в некоторых баснях, наверное не стоит. Нужно оставлять тайны для развития понимания. А при затруднениях давать только устные наводящие пояснения. Тогда это были бы своеобразные и замечательные развивающие задачки по литературе. 
 Я очень рекомендую его почитать и в каждом стихе стремиться найти не одну, а сразу несколько скрытых смыслов. В интернете, его рубаи - навалом. Правда, говорят, что  не все им написаны. Так что поразмышлять придется.  А это полезно! Будет развиваться сеть синапсов у нейронов коры нашего  головного мозга! Глядишь, и поумнеем, лучше и тоньше понимать все начнем. Тогда и проблем в жизни станет поменьше.