Дорога в небо

Татьяна Юдина
1

Лестница была настолько крута, что старик, не выдержав подъема, тяжело опустился на ближайшую ступеньку и несколько минут сидел не шевелясь. Он прекрасно понимал, что сделать хотя бы один шаг наверх будет для него непосильной задачей. Старик закрыл глаза и задремал. Он не знал, сколько времени прошло с тех пор, как усталость пригвоздила его к этой жесткой и неудобной ступеньке.
- Старость, проклятая старость, - с сожалением подумал он и приоткрыл глаза. Мимо него со счастливой улыбкой на губах поднималась пара пожилых людей. Мужчина крепко держал за руку свою спутницу, а она счастливыми глазами смотрела на него. Шли они легко, иногда преодолевая сразу две ступеньки.
- Как это у них получается? – недоумевал старик, с тревогой глядя на свои распухшие ноги, и тут же позавидовал. – Везет же людям! Кому-то все, кому-то ничего.
Но возникшая неожиданно перед глазами картина вдруг вернула его назад в недалекое прошлое, где он, восседая среди гостей за столом, жадно уплетал сладкий арбуз. Тогда он был доволен всем: и дорогим ремонтом в квартире, и изящной, кричащей своей вычурностью мебелью, и своим положением в обществе, и кучей денег, позволяющих ему удобно и с комфортом пристроиться в этой жизни.
Здесь же ничего этого не было. Все осталось там, в том мире, возврата назад не предвиделось, а все барахло вдруг стало ненужно далеким. Дверь в этот мир, как ни странно, имеет способность открываться только в одну сторону.
Он снова тяжело вздохнул, но сил подняться не было, и он ясно осознал для себя, что никогда уже не сможет сделать ни одного шага наверх.
Старик опустил голову на грудь и замер в этой позе с покорной надеждой на случайное везение.
- Везло же мне всегда, - думал он, снова и снова возвращаясь к прошлому. – Жил для себя, для себя искал удовольствий, холил свое тело, искал для него наслаждений – и находил. Может, повезет и сейчас.
Он не знал, как долго сидел на жестких каменных ступенях. Легкий ветерок неожиданно принес прохладу и ощущение чего-то близкого. Старик поднял глаза и прямо перед собой увидел женщину. Старик сразу узнал ее и обрадовался встрече. Это была его вторая жена. Лицо ее было сосредоточенно серьезным, но потухшие глаза смотрели куда-то поверх его головы. Старик обрадовано кивнул ей, но она, презрительно взглянув на него, старательно отвела взгляд в сторону.
- Помоги мне, - попросил старик, пытаясь приподняться. Но силы окончательно оставили его, и он бессильно рухнул на холодные ступени. Женщина отрешенно взглянула на него и отвела глаза в сторону.
- Нет, - сухо и неприязненно проговорила она. – Мне самой тяжело, еле иду. Да и зачем ты мне здесь? По правилам этого мира подать руку я могу только одному. Уж лучше я помогу сыну или внучке, чем буду стараться для тебя.
- Подожди! – разволновался старик. – Но разве не я стал для тебя мужем, когда ты прозябала в глухомани одна с сыном? Разве не я сделал твою жизнь сытой? Ты мечтала посмотреть мир, и я дал тебе такую возможность. Ты хотела жить в роскоши, и я заполнил твое пространство кричащим барахлом. Почему же сейчас ты так поступаешь со мной?
- А кому ты был нужен, кроме меня? – рассмеялась женщина. – Вспомни, с какой характеристикой ты приехал к нам. Но мне нужно было растить своего сына, и я поняла, что ты как никто подходишь на роль мужа. Больше мне негде было его взять. Это не ты выбрал меня! Это я решила за тебя, как жить дальше. Ты зря рассчитывал на большие чувства с моей стороны. Иногда необходимость сильнее их.
- Но ты же говорила, что любишь меня! – все сильнее возмущался сидевший. От волнения его руки стали дрожать, но ни подняться, ни справиться со своим волнением он не мог.
- Да мало ли чего я говорила, - зло прошипела женщина. – Я говорила и лгала, ты слушал и делал вид, что веришь. Видишь как все просто. Жили так, как нам было удобно.
Женщина устало взглянула на старика и с трудом стала подниматься наверх. Она подолгу стояла перед каждой ступенькой, словно соизмеряла свои силы и возможности.
Старик с ненавистью смотрел ей вслед и удовлетворенно крякнул, когда та тяжело опустилась на очередную ступеньку и уже больше не поднялась.
- На, попей, - услышал он голос рядом с собой и от неожиданности вздрогнул. Невысокая женщина поднесла к его губам ладошки, сложенные лодочкой, и старик с жадностью приник к прохладной влаге, плескавшейся в них.
- Вот, это тебе.
Женщина сняла с себя платок, свернула его несколько раз и подложила под спину старика. Тот облегченно вздохнул, когда жесткая ступенька перестала давить.
- Я пойду, - улыбаясь, проговорила женщина, и он сразу вспомнил и эту улыбку, и эти руки. Старик вздрогнул от воспоминаний. Он  поник головой и старательно разглядывал свои ноги, боясь поднять глаза.
- Ты не обижаешься на меня? – неожиданно для себя робко поинтересовался он.
- Я ни на кого не обижаюсь,- тихо проговорила женщина. – Да и как я могу на тебя обижаться, когда ты подарил мне таких чудесных детей. Да и обижаться мы имеем право только на самих себя.
Она помолчала, словно припоминая что-то, и нежно улыбнулась своим воспоминаниям.
- Я пойду, - проговорила она, делая шаг наверх. – Прости, но помочь подняться я смогу только одному.
Она остановилась на верхней ступеньке и сказала твердым, не терпящим возражения голосом.
- Если мне придется выбирать между тобой и детьми, не обижайся, я выберу детей!Даже если мне придется пожалеть об этом.
Она легко зашагала наверх, и старик с удивлением увидел, как она остановилась около его жены, и протянула к ее губам руки, сложенные лодочкой.

2

Отчаяние время от времени овладевало стариком. Желание подняться становилось все сильнее, а сил все меньше. Иногда ему начинало казаться, что дорога вниз намного удобнее, но он испуганно гнал от себя эту мысль. Легкий ветерок опять привлек его внимание, и старик с любопытством поднял глаза. Невысокий чуть полноватый мужчина решительно направлялся наверх. Старик сразу узнал его и тут же приободрился. Это был родной сын его второй жены. Старик вспомнил, сколько добра он сделал для того, и теперь, уверенный в своих ожиданиях, с улыбкой закивал головой. Но мужчина, махнув рукой в знак приветствия, не останавливаясь, зашагал прочь.
- Ты куда? – испуганно закричал старик.
- Тебе что-то нужно? – с недоумением поинтересовался пасынок и слегка повернулся в сторону говорившего.
- Помоги мне, - простонал старик, с трудом протягивая к нему руки.
- Мне есть, кому помогать,- равнодушно проговорил тот, кивнув в сторону сидевшей на ступенях матери.
- Но я столько сделал для тебя, - продолжал умолять старик. – Образование ты получил только благодаря моим вложениям. Я купил тебе машину, давал деньги, нянчился с твоей дочкой. Почему ты такой неблагодарный?
Стоявший усмехнулся и, не меняя позы, заговорил.
- А кому ты нужен был, кроме моей матери? Решил возместить любовь деньгами. Сначала откупился алиментами от своих родных детей, а потом подачками от меня. Да если бы не мать и ее настойчивость, навряд бы я увидел что-либо. Ей и помогу, а твое место здесь!
Он презрительно хмыкнул и зашагал наверх, но ноги его тяжелели с каждым шагом, и он, усталый,  опустился на ступеньку рядом с матерью.
Старик закрыл глаза. Он с ужасом осознал никчемность  своей жизни и свою ненужность в этом мире. Ему захотелось уснуть, но сон не приходил. В этом мире его просто не могло быть. Страх постепенно стал сковывать его тело, и он заплакал.
- Отец! – неожиданно услышал он тихий голос и открыл глаза.
- Тебе плохо, отец?
Рядом с ним стоял мужчина. Его глаза излучали столько доброты и сострадания, что старик растерялся.
- Вы кто? – поинтересовался он, уверенный, что говоривший с ним просто ошибся.
- Я твой младший, родной сын, - услышал он в ответ и сразу узнал своего мальчика, так возмужавшего со временем.
-Сын? – переспросил старик, все еще не веря в происходящее. Ему неожиданно захотелось спрятаться, вжаться в ступени, но слабость не позволяла сделать даже это. Он вспомнил, что последний раз он видел своего мальчика незадолго до того, как давал письменный отказ от него и заверял его у нотариуса.
- Тебе плохо? – снова услышал он голос сына и еще ниже опустил голову.
Говоривший присел около старика.
- Не могу подняться, - честно признался старик и посмотрел на свои опухшие ноги.
- Это бывает, - с улыбкой ответил сын. – Все дело в том, каким путем мы идем по жизни. Если там идем неправильно, то и здесь подниматься к свету неимоверно трудно.
- Ты иди, - сухо произнес старик. – Иди, вдруг тебе нужно кому-нибудь помогать, а ты тут возишься со мной. Иди, не задерживайся.
- Глупости, - произнес сын. – Я помогу тебе, не бойся.
- Но у тебя тоже есть дети, внуки, - забеспокоился старик,- а вдруг помощь понадобиться им?
Но юноша улыбнулся и придвинулся ближе к старику.
- Тебе нечего бояться. Мама научила нас любить мир, а вместе с любовью приходит и сила, и выносливость. Это ненависть утяжеляет наши шаги, а любовь дарит крылья.
Он  решительно поднялся,  осторожно взял старика на руки и легко зашагал наверх, перепрыгивая через две ступеньки.