Новопровинциал и гений места

Антон Данилец
Рисунок: Стива Данильца НОВОПРОВИНЦИАЛ

Сегодня, НОВОПРОВИНЦИАЛ – грустит…
Точнее, не грустит…
Он…
Вспоминает те места, города и веси…
Где, он был…
Счастлив…
Когда-то…
Вот – Петербург…
Гордый и величественный…
Прекрасный и обманутый…
Великолепный…
И…
Такой родной…
Ещё, недавно – Ленинград…
И, как казалось, он навсегда, останется Ленинградом…
А еще – он почти 10 лет…
Пробыл – Петроградом..
С 1914 по 1924 год…
Такой, вот, чудесный город…
Как будто-бы…
Бог. Его создал…
Полюбовался…
И…
Не – завершил…
А, что?
А, куда, собственно, Ему, торопиться…
«И сказал он, что это –
- Хорошо…
И, отложил…
На Время».
Пусть – это будет, началом апокрифа…
Апокрифа Евангелия…
Евангелия от НОВОПРОВИНЦИАЛА…
Я шел по Пискаревскому проспекту
В Часовню Благовещенского
Храма
И там принес свои молитвы Богу
И Лик Его
В киоте драгоценном
Свет тонких собирал свечей.
Там я увидел мельком
Свое лицо
В стекле иконы отраженным
И понял вдруг,
Что я еще не кончен.
Но только начато мое творенье
Богом
Так же…
Неожиданно, и как будто случайно…
Петербург, вернул себе первоначальное Имя…
Как будто бы…
Просто…
Захотел и – вернул…
Не важно…
Как…
Почему…
Что это был за референдум –
- 1990 года…
Кто такой был…
Этот самый – Собчак…
И как он связан, с существом,
Которое зовут Собчак сегодня…
Всё это – неважно…
Важно, что город, пожелал вернуть себе, своё имя…
В ИМЕНИ СУДЬБА
(Nomen est omen)
В старину на Руси говорили: «местность, в которой нет церкви – это так, деревня, а вот если там строился храм, то – это уже село».
И это действительно было так. Но в нашей статье речь уже и не о селе, а о городе.
Что же делает городом – город?
Изучив множество литературных источников, переговорив со знающими людьми, я пришел к выводу, что город – это поселение у которого имеется свой небесный покровитель.
Из истории мы знаем, что Рим чтит как такого покровителя св. апостола Петра, Москва – св. Георгия, а Санкт-Петербург – св. Александра Невского.
Эти небесные покровителя, олицетворяют «свои» города, защищают и берегут их, вселяют в них душу и саму жизнь.
Санкт-Петербурге. Он был заложен в день празднования Пресвятой Троицы, назван в честь святого апостола Петра, но в духовное основание нового града Петр I призвал также святого благоверного князя Александра Невского.
Не удивительно, ведь его дела и подвиги связаны именно с этой землей.
Именно в Невской битве он получил свое почетное прозвание.
Его мощи были привезены в новую столицу из Владимира и помещены в учрежденной здесь Александро-Невской лавре.
С тех пор св. благоверный Александр Невский стал небесным покровителем Санкт-Петербурга.
За триста лет прекрасной и удивительной истории этого города в нем просияли и другие святые, которые сегодня так же полноправно называются небесными покровителями Питера.
Это и блаженная Ксения Петербургская, и святой праведный отец Иоанн Кронштатский, и святые Царственные страстотерпцы император Николай II и его семья.
Петербург…
Санкт-Петербург…
Величественный!
Блистательный!!
Славный!!!
Я – был счастлив, в Петербурге?
Да…
Несомненно…
Я, был счастлив: на Пискаревке и на Невском, на Бестужевской улице и на канале Грибоедова…
Я – был счастлив…
В Весёлом поселке…
Гений места…
- Nullus [enim] locus sine genio est. -
-У каждого места есть свой гений…
Писал, когда-то, не самый известный и почитаемый римлянин - Мавр Сервий Гонорат, озаботившийся составлением примечаний к «Энеиде» Вергилия.
Но, никто, не ответил ещё…
- Что же, для человека его Родина?
- Что он считает своим Домом?
- В чем смысл той неуловимой субстанции, которой ты безоговорочно доверяешь?
- О чем беспокоишься и чем гордишься, куда бы не занес тебя злой рок или счастливая фортуна?
Для того чтобы определить эту тончайшую, неуловимую материю, а точнее энергию связи, видимо надо быть Гением.
Не Гением места…
Но…
Просто…
Гением…
Вспомните, как у бессмертного Александра Сергеевича:
«… нам целый мир – чужбина,
Отечество нам – Царское Село».
Я повторяю эти слова и вижу уже не современный пригород Санкт-Петербурга, а что-то одухотворенное, овеянное совершенно необычным и неповторимым настроением…
В котором можно жить, с которым можно сливаться и наслаждаться его красотой и гармоничной незавершенностью.
Не знаю…
Возможно…
И я – гений…
Но, скорее, всего, это не так…
Пока…
Во всяком случае…
Но, Гений Пушкина…
Не будет мне образцом…
И, даже, ориентиром…
Я, буду искать в этом мире…
Своих путей…
И пусть даже…
Не найду…
Бог с ним…
Но кто же, помешает мне погрузиться в ПЕТЕРБУРГСКОЕ НАСТРОЕНИЕ и, насладиться им.
Хотя бы сейчас…
Хотя бы – на миг…
Веселый поселок – местность для многих питерцев сомнительная, далекая от маршрутов передвижения, культурных и просветительских запросов.
Между тем этот район, имеющий, пожалуй, самое эмоциональное и поэтичное название в городе (конкуренцию которому может составить, пожалуй, только романтичнейший «Поцелуев мост») и есть - «моя Родина».
Происхождение и самого поселения и его названия загадочны, хотя и не уходит вглубь веков: «Веселая колония около суконной фабрики Торнтона», появилась на картах Питера и в официальных документах городской управы в 1880 году в это время население правого берега Невы «элемент гораздо более сельский, нежели городской».
Здесь проживали 9000 обывателей, из которых лишь около 1,5 тысяч были коренными жителями, остальные же - по большей части выходцами из различных деревень близлежащих губерний.
Почему же такая необычайная «весёлость» городской окраины была официально легитимизирована.
Ответить на это могут только легенды, более или менее правдоподобные и подтвержденные фактическими свидетельствами. Наиболее распространенным при этом остается «цыганский след».
Мол, в посёлке этом, а точнее в поле, рядом с ним, разбивали свои шатры цыгане, а у них - вся жизнь это какой-то вечный, безумный праздник.
Царь Пётр праздники любил, но праздность подданных не уважал.
Поэтому в столицу «прожигателей жизни» не пускал.
Вот и слушали петербуржцы шумное веселье и хоровое пение за полночь с «веселой» окраины.
Вообще-то в Петербурге все лично «основал и строил» Великий Император, поэтому ему же лично приписали именной Указ ссылать в «веселый поселок» буйных столичных пьяниц. Вряд ли, конечно, но чего только не бывает в жизни.
Ну а если что в Питере пошло не от Петра, то уж точно от Екатерины, тоже кстати Великой.
Немецких бауэров в Россию пригласила именно она, а эти колонисты, осевшие как раз на невском правобережье и назвали свой анклав Lustdorfом – Веселой деревней.
Это тоже легенда, но краеведы считают ее наиболее исторически достоверной версией топонимического феномена «Весёлого посёлка».
Другие легенды, созвучные идеям народников и социалистор-революционеров возводят название Весёлого посёлка к ироничной насмешке над одной из неблагоустроенных окраин столицы.
Рабочие здешних суконной и писчебумажной фабрик жили скученно и крайне бедно.
Им было не до веселья.
Возможно, именно легенда о беспросветных тяготах царизма породила фантазии социалистических застройщиков района в 70-х годах прошлого века.
Тогда далекая окраина превратилась в «шедевр» типовой, массовой застройки…
Который буквально ошеломлял и поражал местных жителей и гостей обилием имен революционных деятелей (Крыленко, Подвойский, Тельман, Огнев и т.д.), политических партий (большевиков), революционных боевиков (латышских стрелков), средств революционной агитации и пропаганды (газеты «Искра») и другой пролекультовской терминологии (товарищей, солидарности) и т.д.
Неудивительно, что в среде людей, надышавшихся атмосферой агитпропа, вперемешку с вредными выбросами множества заводов, тянувшихся вдоль берега Невы, появилась так же осовремененная, сугубо химическая версия появления названия «веселого» городского района.
Дело в том, что между Октябрьской набережной и Дальевосточным проспектом якобы имелся химический завод производивший химическое вещество «веселящий газ», то ли для наркоза, толи для боевого применения. Вкупе с окружающим топонимическим беспределом версия «химической атаки» не казалось совсем уж утопичной.
Легенды легендами, но для городского района в имени проявилась судьба, тот самый знаменитый латинский Nomen est omen.
Сейчас Веселый поселок уже далеко не окраинный жилмассив, а, пожалуй, один из самых динамично развивающихся городских районов. Он близок к историческому центру Петербурга (до площади Александра Невского 10-15 минут на машине или 3 остановки на метро), в такой же близости выезд на КАД, в микрорайоне развитая инфраструктура (детские сады, школы, поликлиники, магазины), наконец, здесь есть земля для строительства новых домов.
Но при этом он продолжает чудить в народной памяти и в городском фольклоре.
Посёлок пересекают улицы Дыбенко, Крыленко и Антонова-Овсеенко. Такое «удачное» сочетание однотипных украинских фамилий со сходными судьбами их обладателей не могло остаться незамеченным. Весёлый посёлок превратился в «Посёлок трёх хохлов» и «Район убиенных», «Поле чудес в Стране дураков».
Окутанная ореолом секретности «глушилка вражеских голосов», что на даче Чернова, привлекала и пугала людей не только высоким, глухим забором, за которым додумывались вооруженные до зубов часовые и баскервильского вида собаки внутренней охраны, но и удивительным подземным ходом, что вел аккурат на другой берег Невы.
Об этом даже в Википедии писали.
Станция метро в Веселом поселке отдает некоторым сюрреалистическим садо-мазохистским оттенком.
А как еще можно оценить предложение:
- Встретимся на «Дыбе»?
Известнейший в Весёлом посёлке памятник старины Киновиевское кладбище, открытое в 1848 году и получило свое название от домов Киновеевского братства на Малой Охте, превратилось в речи веселопоселянами в парадоксальный речевой оборот «Кладбище в Весёлом посёлке».
Рассказывать о чудесах и мифах Веселого поселка можно долго и это никогда не наскучит. Но нам пора уже переходить к морали и выводам.
За узкой полосой строений за неширокими полями и зарослями кустарника, сразу начинался лес.
Каждый его участок носил название, напоминающее о тех, кому принадлежали его участки.
Так был лес Ямской - за Веселым поселком (принадлежавший в XVIII веке семьям ямщиков); был лес Болатовский - по фамилии купца Болатова; был лес Черновский - бывший гагариский парк.
Все они вошли в восточный лесопарковый пояс города.
Один из этих зеленых массивов сформировался уже в наше время и получил название «Парк Сергея Есенина».
Не думаю, что когда-нибудь Сергей Александрович, в этих краях.
Хотя кто знает, ведь именно здесь я когда-то придумал своих первых литературных героев и написал о них по-детски неловкие, но веселые и жизнерадосные рассказы.
Сейчас парк, что называется, облагорожен, хотя ему и далеко до парадного лоска центральных питерских садово-парковых Парадизов.
На его окраине, поближе к знаменитой «Дыбе», находятся гигантский торговый центр «Невский», гипермаркет «О.КЕЙ», городок аттракционов.
Так вот, опираясь на авторитет великого и вдохновенного певца Руси и знаменитый дух «Веселого поселка» хочется обратиться к девелоперам и арендаторам торговых и зрелищных предприятий: создать если не музей, то хотя бы экспозицию о народном понимании и восприятии Веселого поселка.
Такого, как он был и будет впоследствии.
Вспомнить об интереснейшей и по-народному поэтической истории и сегодняшнем дне этого легендарного района, озаботиться собранием памятников фольклора, свидетельств старожилов, экспонатов, дающих представление о своеобразии и очаровании жизни «спальных» районов, систематизировать и разместить все это под своей крышей было бы достойной задачей для современных предпринимателей.
Таких экспозиции в современном Петербурге немного (да и есть ли они вообще?), потому, можно быть уверенным, что он будет пользоваться успехом у публики.
Родители обязательно приведут сюда своих детей, чтобы они могли окунуться в атмосферу юности своих «предков», молодые люди и девушки смогут пополнить здесь запас новых эксклюзивных шуток и хохм, для путешествии по виртуальным пространствам И-нэта, старики-ветераны поделятся своими воспоминаниями, сохранят и зафиксируют их в памяти народной.
В парке Есенина, нельзя, конечно же, не вспомнить слов этого великого певца Родины:
«Если кликнет,
Рать Святая,
Кинь, ты, Русь,
Живи, в Раю,
Я скажу: Не надо Рая,
Дайте Родину мою»
Путь всегда людям будет присуще стремление к ускользающему совершенству и прозрачной ясности, а «Веселый поселок», конечно же не Рай земной, но он стоит того чтобы любить его, знать и бывать здесь постоянно.