Театр двух лицедеев

Дмитрий Александрович Билибин
                ПРОЛОГ

     По улице небольшого немецкого городка прогулочным шагом шествовал интеллигентного вида прохожий.

     Хотя он и пребывал уже в преклонном возрасте, но ни визуально, ни по лёгкости походки не производил впечатления человека, чрезмерно обременённого годами довольно сложно прожитой жизни. Лишь за окулярами элегантных дымчатых очков скрывались глаза, в которых без труда читалась бесконечная усталость...
 
     Со стороны его можно было принять за одного из многочисленных туристов, часто посещающих эти живописные края. Казалось, что он всецело поглощён созерцанием красочных витрин всевозможных лавок, продолжающихся одна за другой непрерывный вереницей.

     И едва ли кому-то из местных бюргеров могла придти в голову мысль, что сей праздный джентльмен давно и тщательно вынашивает некую уникальнейшую цель, не вписывающейся по своему замыслу в рамки здравомыслия.
     Ибо его внутренний мир ничем не напоминал те общепринятые устои, которым безоговорочно подчинялась основная масса среднестатистических обывателей, привыкшая руководствоваться во всём прописанными стандартами.

     Обладая врождённым философским складом ума, он ещё в ранней юности стал задаваться довольно сложными вопросами, не находя на них хоть сколько-нибудь вразумительных ответов...

     Лишь много лет спустя у  любознательного юноши наступило прозрение: на всё, что происходит вокруг, имеется могучая воля свыше, неподвластная пониманию ни одному из смертных. И такое положение вещей надлежит либо принимать за абсолютную Истину, либо, отвергнув её, существовать по законам собственной логики.   

     Логика...
 
     А что, собственно говоря, подразумевается под этим мутновато-расплывчатым понятием? Если беспрекословное следование всеобщим тенденциям, то ломанный грош ей цена в базарный день!

     С какой стати, спрашивается, каждый индивидуум обязан вести себя по чьим-то надуманным шаблонам, дабы не выглядеть белой вороной в стаде серых баранов?
     Ибо в любых обстоятельствах надобно следовать зову своей души, а не каким-то там морально-этическим кодексам, уравнивавших всех без разбора.
     И плевать с самой высокой колокольни на мнение лицемерной общественности, по уши погрязшей в собственном дерьме!

     Светлых дней в жизни Туриста было так мало, что их можно, пожалуй, в общей совокупности уместить всего в один календарный год... А всё остальное приходилось на бесконечную череду невероятно сложных испытаний, щедро ниспосланных на его долю мало вразумительным Провидением.

     Порой они принимали такие уродливые и безнадёжные формы, что у испытуемого неоднократно возникало с трудом сдерживаемое желание раз и навсегда поставить в своей невзрачной судьбе жирную точку!..

     Однако его несгибаемый оптимизм всегда побеждал, подспудно суля некие иллюзорные перспективы в будущем.

     А между тем проходили годы, один за другим складываясь в десятилетия, но всё оставалось по-прежнему: ни малейшего сдвига к радужным надеждам.

     И вот теперь, оказавшись на склоне лет без семьи, жилья, даже без приличного дохода, в самом преддверии завершения жизненного пути он, с присущим ему стоицизмом, принялся изыскивать какой-либо оригинальный выход, дабы отведённый ему последний срок провести в тишине, покое и по возможности уединении.
 
     Ведь сколько же ещё можно бездарно прозябать, фигурально выражаясь, у разбитого корыта, поневоле взирая при этом на окружающую со всех сторон низменную грязь?..

   
                *******

      ...То и дело внешне беззаботный Турист останавливался перед большими стёклами мелких магазинчиков, за которыми виднелся аккуратно разложенный товар, но, бегло осмотрев его, внутрь не заходил, продолжая с той же неспешностью следовать дальше.

     Его интересовали только антикварные и ювелирные лавочки, встречающиеся, к сожалению, по пути следования не столь часто, нежели другие категории.

     За полтора-два часа ему удалось лишь трижды обнаружить искомое, но ни одна из этих торговых точек не соответствовала нужным требованиям.
     То она оказывалась слишком крупной, то продавец не подходил по определению.

     Турист целенаправленно искал заведение, где, во-первых, за прилавком находится сам владелец в единственном экземпляре, во-вторых, с обязательным знанием русского языка.
     Только при таких идеальных условиях имелся весомый шанс относительно уверенно рассчитывать на триумфальный успех запланированного мероприятия.

     Но, увы, первый день кропотливых поисков потерпел полное фиаско, да и второй, впрочем, тоже...

     Лишь на третий, наконец-то, забрезжила удача!



                СТРАННАЯ  МИССИЯ

      ...Весьма скромно выглядевшая снаружи ювелирная лавочка оказалась внутри намного интересней, с хорошим содержимым, а пожилой продавец воплощал в своём лице одновременно хозяина вкупе со стандартным персоналом.

      – Добрый день! – С порога поздоровался вошедший посетитель на местном наречии, – Простите, Вы случайно не говорите на русском языке?

      – Здравствуйте, сударь! – Охотно отозвался по-русски вежливо улыбнувшийся продавец, гостеприимно выходя из-за стойки навстречу клиенту.

      
      –  Да, я ещё не успел окончательно забыть родной язык. Впрочем, я как-то не стремлюсь к этому, поскольку сам не хочу терять свои исконные корни.
     А Вы, как я могу догадываться, прибыли в наш славный городок из России? Откуда, если не секрет?

      – Из Питера. – Внимательно обозревая помещение, ответил «клиент», – Мой визит носит определённый характер, и, надеюсь, та сложная миссия, с которой я прибыл сюда, вполне осуществима.

      – Ну, разумеется, разумеется! – С энтузиазмом воскликнул хозяин магазинчика, оценивающе оглядывая гостя из далёкой России, – Полагаю, на свете не так много неразрешимых проблем, особенно, между соотечественниками.

      – Вот и я так думаю, уважаемый. Именно поэтому мне уже битых три дня приходится искать то, что нужно. И, как показывает действительность, мои кропотливые поиски всё-таки увенчиваются каким-то успехом.
      Дабы не выглядеть занудой в Ваших глазах, хочу сразу же перейти к делу. Только для начала хотелось бы убедиться в том, что нашему диалогу никто и ничто не помешает. Скажите, у меня есть такие гарантии?

      – Да, безусловно, можете в этом ничуть не сомневаться! – Явно заинтриговано отреагировал обладатель ювелирных сокровищ, не подозревая об истинных намерениях потенциального покупателя, – Я весь к Вашим услугам и готов внимательно выслушать все Ваши пожелания.

      – Что ж, меня это вполне устраивает. – Загадочно улыбнулся Турист, доставая из внешних карманов два предмета – наручники и гранату Ф-1, именуемую в простонародье «лимонкой», из которой он тут же выдернул кольцо чеки.

      – Теперь, как Вы видите, данный боевой заряд активирован, остаётся лишь разжать руку для того, чтобы он сработал. Посему Вам лучше не провоцировать меня на столь крайние меры, а просто воспользоваться менее безопасными наручниками, защёлкнув их добровольно на своих запястьях вокруг вот этой вертикальной трубы. – Кивком головы посетитель указал на блестящую стойку стеллажа. – Затем я сделаю Вам в высшей степени заманчивое предложение, от которого вам не только не захочется отказаться, но даже и не удастся. Простите меня великодушно, но, поверьте на слово, я ни в коей мере не желаю Вам зла, напротив, намерен даровать такое благо, которое разве что во сне может присниться.
      А моё неприглядное поведение – это всего-навсего элементарная мера безопасности до того момента, когда Вы соизволите меня полностью выслушать.

      – Да-да, непременно... – Едва выговаривая слова непослушными губами, ответила жертва бандитского налёта, безропотно пристёгиваясь наручниками к прочной трубе, – Я подчинюсь всем Вашим требованиям, только, пожалуйста, не лишайте меня жизни...

      – Да о чём Вы, любезнейший? Откровенно говоря, в мои планы подобное никак не входит. – Перевернув на входных дверях табличку с надписью «закрыто» и запирая её на внутреннюю щеколду, от души рассмеялся «клиент», – Просто не хочется, чтобы наш взаимовыгодный диалог прервался раньше времени. Я имею в виду такие штучки, как вызов полиции посредством тревожной кнопки, которая, кстати, может находиться непосредственно у Вас в виде заурядного брелка или сотового телефона. Поэтому, ещё раз простите мне мою невоспитанность, но я вынужден в наших же общих интересах извлечь из Ваших карманов всё лишнее, чтобы надёжно предотвратить всяческие искушения... И Бога ради, заклинаю Вас, не делайте никаких резких движений, чтобы эта ужасная штука случайно не выпала из руки. Иначе мы оба досрочно вознесёмся на небеса, что, впрочем, лично меня совершенно не пугает...

     Расчёт оказался настолько верным, что у перепуганного ювелира окончательно пропал дар речи, и он в знак согласия лишь смог энергично закивать головой.

     После того, как всё содержимое его карманов перекочевало на прилавок, Турист, деловито вставив чеку лимонки на место, опустил её в карман. Затем, чуть помолчав, продолжил начатую речь:

      – Вот теперь, похоже, мы можем начать нашу светскую беседу, ради которой мне пришлось проделать такой далёкий и дорогостоящий путь.
      Итак, считаю своим долгом чётко и максимально конкретно обрисовать Вам складывающуюся ситуацию.
     То, что сейчас происходит, отнюдь не является вульгарным ограблением, поскольку, во-первых, я не отношусь к категории каких-то разбойников. А, во-вторых, что очень важно именно для Вас, меня совершенно не интересуют все эти дорогие побрякушки, которые после имитации налёта в целости и сохранности вернутся к Вам обратно.
     Полагаю, каждый экземпляр всего этого не просто застрахован на полную стоимость, но и внесен в соответствующий каталог или реестр, что в Вашей стране является нормальной практикой. В связи с этим возникает такой вопрос: какова общая сумма Вашего товара? Ответ должен быть предельно откровенным, в противном случае мы едва ли сможем достичь полного взаимопонимания.

      – Почти три миллиона евро... – Вновь обретя голос, жалобно всхлипнула жертва.

      – Допустим, так. Сделаю вид, что принял на веру. Подозреваю, сударь, что для Вас гораздо выгодней моментальное получение всей стоимости по страховке, нежели нудная распродажа всего этого по крохам в течение длительного времени. Я правильно ориентируюсь в данном вопросе?

      – Разумеется, абсолютно правильно!

      – Следовательно, любое ограбление можно расценивать, как настоящую благодать для владельца ювелирного магазина. Или это с моей стороны заблуждение?

      – Нет, никакого заблуждения здесь нет, именно всё так и есть...

      – Замечательно, так я и думал! – Удовлетворённо улыбнулся лжеграбитель, – А теперь представьте себе такой поворот событий: по прошествии какого-то срока вам сполна выплачивается стоимость всех потерь, но фактически вы ровным счётом их не понесли. Вас бы устроил такой вариант?

      – Простите, не совсем понял, о чём идёт речь... – Постепенно приходя в себя, робко произнёс ювелир, – Не могли бы Вы выразить свою мысль несколько ясней?

      – Ясней? Что ж, извольте. Видите ли, мистер, вероятно, я один из немногих людей, живущих в нашем бренном мире, на кого не распространяется тлетворное влияние так называемого «золотого тельца». Скажу больше, меня также никогда не интересовала карьера, власть, роскошь, азартные игры и тому подобные вещи. Хотя при большом желании я мог бы добиться более достойного положения в обществе, нежели сейчас, прозябая в полном одиночестве на съёмной квартире...
     По своей сути я – альтруист, можно даже сказать, филантроп, чертовски уставший  от бесконечных ударов не слишком удачно сложившейся судьбы. И если во мне есть какая-то частичка присущего людям зла, то она настолько микроскопична, что о ней не стоит и упоминать...
     Да-да, понимаю, как трудно в это поверить в Вашем положении, будучи с моей подачи насильственно закованным в кандалы! – Добавил Турист, заметив в глазах собеседника полный сомнения взгляд, – Признаюсь, на Вашем месте я тоже вряд ли проникся бы высоким доверием к такому чудовищному злодею, каковым, кстати говоря, я вовсе не являюсь.
     Как уже ранее прозвучало, Вы нисколько не пострадаете от моей, кажущейся на первый взгляд, дикой выходки. Наоборот – сплошной выигрыш!

      – До сих пор никак не могу понять... Если Вы не собираетесь меня обворовывать, то что же Вы конкретно хотите?.. – С просыпающимся интересом спросил ювелир, неуклюже присаживаясь на уголок стоящего рядом старинного стула.

      – Резонный вопрос. Постараюсь дать на него исчерпывающий ответ, правда не слишком уверен, что он до конца раскроет Вам всю полноту картины, но, тем не менее, сделаю такую попытку...
     Дело в том, что перед Вами находится писатель, автор многих увлекательных произведений, не сумевший найти признания своего таланта в отнюдь неблагополучной стране моего нынешнего обитания. До последнего времени я писал в жанре преимущественно юмористической прозы. Созданием детективных историй не увлекался по той причине, что и без этого хватало разных иных тем.
     И вот однажды мне пришла в голову абсолютно сумасбродная идея сугубо криминального характера, и я наваял своеобразный материал, персонажами которого мы с Вами сейчас и являемся. То есть, мне захотелось, чтобы все изложенные на бумаге события успешно вышли за её пределы! И пока, должен констатировать, абсолютно всё идёт строго по сценарию, что лично меня весьма радует.
     Понимаете, какой грандиознейший замысел – сначала придумать историю, а потом претворить её в реальность! Интересно, что Вы скажете на это?

      – Да уж!.. Затея, прямо скажу, либо воистину гениальная, либо в корне безумная! – Восхищённо отозвался ювелир, округлившимися глазами созерцая сидящего напротив странного визитёра. – Всякое, знаете ли, довелось мне повидать на своём веку, но чтобы такое – увы и ах!.. А я-то, старый пень, наивно полагал, что в этой жизни больше не найдётся чего-либо, чему придётся удивиться...

     На несколько мгновений в помещении повисла пауза.

      – А могу ли я, уважаемый писатель, полюбопытствовать, что у нас там дальше следует по сценарию, к которому, вопреки здравой логике, я начал испытывать почти искреннюю симпатию? – Поинтересовался ювелир, бросив беглый тревожный взгляд куда-то в угол под потолком.

      – И вновь хороший вопрос, свидетельствующий о том, что Вы постепенно въезжаете в нужную тему. Охотно отвечу и на него.
      Кажется, назрело время более предметно обозначить наш дальнейший диалог. Моё предложение, в полном соответствии со сценарием, выглядит следующим образом. Я забираю весь имеющийся у Вас товар, упаковываю его в сумку, после чего доставляю этот дорогостоящий груз в одну из автоматических ячеек ближайшего магазина, где замки на дверцах обязательно должны быть электронными.
     Предвосхищая Ваш очередной вопрос, поясню, в чём тут заключается смысл. Это надо для того, чтобы Ваша супруга (или кто-либо из Ваших домочадцев) смог беспрепятственно извлечь из  убежища заветную сумку. Дальнейшая её судьба меня абсолютно не интересует, это уже Ваш, так сказать, лотерейный выигрыш.
     Все необходимые инструкции я сообщу нужному лицу по Вашему сотовому телефону, который также останется вместе с драгоценностями. Можете даже не сомневаться, поскольку я человек глубоко порядочный, хотя Вы вряд ли успели это заметить. Далее.
     Что касается непосредственно Вашего вызволения из плена, то это всецело задача Ваших близких, которые, надеюсь, не бросят своего кормильца в беде. Если имеются какие-то уточнения по данному пункту – милости прошу.

      – Конечно, имеются, причём, немалые! – Вдохновлено воскликнул ювелир, понявший, наконец, что ему всё это фантастическое шоу ничем не грозит, – Давайте перед продолжением нашего исключительно интересного диалога пройдём в подсобное помещение. Там у меня стоит аппаратура видеозаписи с двух скрытых здесь камер. Диски, понятное дело, Вы заберёте с собой, а перед уходом Вам следует хорошенько зафиксировать меня скотчем к стулу, дабы придать ограблению должный характер.

      – Знаете, мистер, высоко ценю Вашу откровенность, касающуюся предупреждения о ведущейся видеозаписи! Это, безусловно, вызывает у меня к Вам изрядную долю доверия, правда не на все сто процентов. Ибо, как у нас на Руси принято говорить, чужая душа – потёмки...
      Кстати, о видеоаппаратуре я и сам прекрасно догадывался, поэтому так просто отсюда не ушёл бы. Что ж, коль скоро у нас наметился кое-какой консенсус, пойдёмте в Вашу подсобку, где и решим окончательно все текущие вопросы. Только лишняя страховочка, пардон, всё же не помешает...

     В левой руке Туриста вновь образовалась давешняя граната, а правой он расстегнул на одном запястье «жертвы грабежа» наручник, который тут же защёлкнул обратно, и оба отправились вглубь помещения.


                КОНСЕНСУС

     Подсобка представляла из себя крошечный кабинет, оснащённый стандартной мебелью – небольшой письменный стол с компьютером и спецаппаратурой, рядом рабочее офисное кресло, видавший виды диван, напротив него два стула по бокам обычной тумбочки, на стене длинная полка с толстыми папками разного калибра.
     Единственное окно, выходящее во двор, компаньоны тут же закрыли жалюзями.

      –  Ну, вот мы и на месте. – Скромно усаживаясь на один из стульев, возвестил хозяин магазина, – Можете на правах уникального гостя творить здесь всё, что Ваша душа пожелает. И чем больший погром Вы устроите, тем убедительнее это покажется полиции.

      – Что-то не хочется мне заниматься вульгарным вандализмом, не в моём это духе... А вот всю видеотехнику, вероятно, придётся слегка раскурочить. Она ведь у Вас тоже как-то застрахована?

      – Естественно! Но всё это такое старьё, что мне её совсем не жалко. Зато получить первоначальную стоимость очень даже соблазнительно, поэтому не стесняйтесь в своих действиях!
     Между прочим, господин писатель, Вы имеете полное право на достойное вознаграждение за свою благородную работу. Ведь далеко не каждый день меня навещают столь порядочные люди, несущие вместо огорчений сущее добро. А всякий подобный поступок должен непременно окупиться, как Вы считаете?

      – Весьма разумный довод, против которого невозможно возразить! Правда, он несколько не вписывается в мой сценарий, однако я вовсе не отвергаю в нём позитивных коррективов. – Широко улыбнулся Турист, извлекая из видеомагнитофона два диска, – А любопытно бы узнать, во что Вы оцениваете мои... услуги, если можно так выразиться?

      – Замечательный ход, браво! Сейчас мы с Вами сделаем вот что: я открою свой сейф, где у меня имеются некоторые сбережения в наличных купюрах, а Вы сами возьмёте то количество денег, которое, на Ваш взгляд, окажется для Вас приемлемым. Идёт?

      – Пожалуй... – В некотором раздумье произнёс, Турист отнюдь не утративший обычной осторожности, – А не случится ли так, что при открытии дверцы сейфа каким-то нечаянным образом сработает сигнализация и через несколько минут здесь окажется полиция? Я хоть и не фанат детективов, но частенько смотрю их по телевизору, где среди потока прочего дерьма порой проскакивает весьма полезная информация, что даёт неплохое представление о тонкостях современных технологий... Что Вы на это имеете сказать?

      – Да упаси меня Господь, чтобы я совершил такую подлость по отношению к Вам! – Побагровев от искреннего возмущения, в  сердцах воскликнул ювелир, – Как Вы могли такое обо мне подумать, о том, кто видит в Вашем лице светлого ангела?! Или я недостойный персонаж вашей же пьесы?!?
     Нет, знаете ли, достопочтенный сударь, мне больше нравится честно сыграть свою роль на сцене вашего театра!
     Быть может, мне следует поклясться, скажем, здоровьем самого Папы Римского?

      – Ну, да! Ещё лучше благополучием самого Барака Обамы, творящего против человечества такие злодеяния, что все его предшественники – сущие дети в песочнице.
     А Вы что, разве католик?

      – Нет, конечно! Чистой воды православный, крещённый по соответствующим канонам. И пусть я не так часто хожу в церковь, но имя Бога чту свято. Господи, почему Вы мне так не доверяете?

     Неудивительно, что такой неподдельный взрыв эмоций произвёл на Туриста положительное впечатление, тем не менее, до конца его бдительность не усыпил...

      – Хорошо-хорошо, пожалуйста, успокойтесь, мистер, ибо я не хотел Вас как-то обидеть. Но давайте поступим так: Вы продиктуете мне правильный код сейфа, а я сам открою его. Кстати, а где он есть?

      – Да прямо над Вашей головой, под картиной. Снимите её, и всё сразу станет ясным.

     «До чего примитивно!», – Подумал Турист, – «Прямо как в плохом кино...», но вслух эту мысль не выразил.

      –  Чудеса какие-то... Вы играете свою роль так безукоризненно, словно сами участвовали в создании этого сценария!
     Однако пора заглянуть в Ваш тайник, в котором, по идее, находятся сокрытые от всевидящего ока налоговых служб финансы. Ну, называйте Ваш код. – Аккуратно снимая картину со стены, весело произнёс Турист.

     Под ней, как и следовало ожидать, его взору предстала матовая металлическая дверка, оснащённая кнопками с цифровыми и буквенными символами.

     С момента своего появления, по-прежнему находящийся в кожаных перчатках, сценарист уверенно набрал продиктованный ему код, после чего...

     Перед невозмутимом взором Туриста предстало такое зрелище, которое повергло бы любого зрителя если не в состояние ступора, то в алчное искушение наверняка.
     Более чем наполовину сейф был наполнен аккуратно уложенными пачками евро разного достоинства.

     Через несколько секунд созерцания «грабитель» перевёл свой равнодушный взгляд на обладателя этих богатств:

      – А Вы не боитесь, мистер, что я захочу все эти фантики у Вас забрать?

      – Нет, сейчас уже ничуть не боюсь. Ибо Вы вовсе не похожи на какого-то бандита с большой дороги, тем более что сами себя позиционируете как порядочного человека. И если у Вас всё ещё осталось какое-то недоверие ко мне, то я никак не могу сказать это про себя. Иначе зачем бы я сам сделал Вам предложение о вознаграждении за Ваши труды праведные? Ведь с моей стороны куда разумней было бы смириться с обычным ограблением, а потом, выдав Вас с потрохами полиции, получить либо компенсацию, либо весь товар обратно, не находите?

      – Что ж, звучит в высшей степени убедительно... – Задумчиво проронил Турист, пристально вглядываясь в глаза пленённой жертвы, – Может, пора уже снять с Вас эти невзрачные браслеты за полной их ненадобностью?

      – А зачем это делать, если у Вас ещё остаются какие-то сомнения в моей лояльности? – С недоумением пожал плечами ювелир, – Знаете ли, мой симпатичный мучитель, мне даже как-то стало нравится хоть раз в жизни ощутить на своих руках такие зловещие игрушки, которые я видел только в кино. А тут, надо же, буквально Голливуд наяву! Да и Вам, полагаю, куда спокойней видеть меня полностью нейтрализованным.
     Кстати, а не выпить ли нам по поводу... нет, не знакомства, а такой доброй встречи или в честь, скажем, удачно проведённого гешефта? Что Вы на это скажете? Только не говорите мне, пожалуйста, что на работе Вы не пьёте!

      – И не ждите такого! – Разразился искристым смехом «мучитель», – Ведь я всё-таки не какой-то чиновник при исполнении обязанностей, а самый что ни наесть приземлённый человек!

      – Человек ли? – С большой долей скепсиса вопросил ювелир, – Вот в этом позвольте мне усомниться! Скорее некий инопланетянин или какое-то иное существо в людском обличии...

      – Так-так-так, чертовски любопытный вывод! И какими, интересно бы знать, соображениями он продиктован? – Весь обратившись во внимание, отреагировал «пришелец», явно польщённый таким сравнением, – Требую немедленных аргументов!

      –  Ну, во-первых, Вы ведёте себя совсем не так, как полагается жителям Земли, – начал перечислять доводы владелец лавки, загибая при этом пальцы, – предъявляя с первой же встречи оружие, способное немедленно убить всё живое вокруг, но сам почему-то не боясь собственной смерти.
     Во-вторых, что особенно подозрительно, спокойно сидите перед сейфом с изрядными деньгами, не изволив даже их пощупать. Что за непонятное равнодушие к ним?
     В-третьих, откуда в Вас такое безоблачное, ничем неоправданное спокойствие, когда у Вас нет никаких гарантий во внезапном появлении полиции?
     В-четвёртых, что это за заранее написанный сценарий, планомерно развивающийся исключительно с Вашей подачи?
     В-пятых, ловко увильнув от дружеского предложения совместно выпить, Вы по-прежнему продолжаете играть некую непонятную для меня роль...

      – Вот это монолог! – В полном восторге воскликнул восхищённый Турист, – Настолько убедительный, что я и в самом деле едва ли не почувствовал светящийся нимб над головой и пышные крылья за спиной!
     Да уж, аргументы и вправду железобетонные, но, увы, мой друг, к сожалению, я отнюдь не тот, за кого Вы меня принимаете. Ни инопланетянин, ни ангел воплоти, а самый обыкновенный смертный, разве что с изрядно сдвинутой по оси психикой...
     И в качестве наглядного доказательства, дабы хоть отчасти развеять Ваши фантазии, давайте всё же дружески выпьем чего-нибудь не слишком ядовитого.    
     Где тут у Вас хранятся горючие напитки?

      – В тумбочке кое-что найдётся... – Несколько разочарованно промямлил ювелир, предпочитавший всё же видеть в лице визитёра некую таинственную сущность.

     «Кое-чем» оказался целый набор спиртных напитков – выбор, можно сказать, на любой вкус.

     До самого последнего момента хозяин лавки всё ещё лелеял тайную мечту о том, что удивительный гость чем-нибудь выдаст своё неземное происхождение. Но, узрев, как тот типично по-людски залпом опорожнил стопку ликёра, оставил свои радужные надежды. Ну, а после третьего совместного захода, он уже окончательно утратил свои былые иллюзии.

     Их дальнейшая беседа, после лёгкого возлияния, стала протекать в несколько ином русле.

      – И всё-таки я никак не могу понять, – лакомясь засахаренным миндалём, задумчиво размышлял взбодрившийся ювелир, – откуда в Вас столько поистине преступного равнодушия к деньгам, которые Вы даже не удосужились взять в руки? Ведь с точки зрения любого здравого человека – это предел мечты! А что я тут вижу? Как можно спокойно сидеть за какой-то паршивой рюмкой, когда буквально на расстоянии вытянутой руки, прямо над головой находятся абсолютно дармовые ассигнации?!

      – Да и пусть себе там покоятся дальше с миром. – Невозмутимо пожал плечами удивительный гость, впервые за всё время закуривая сигарету, – Не мною они добыты, а на чужое я, знаете ли, как-то не привык зариться... Но ежели Вам так не терпится с частью из них расстаться, то мне это не составит ни малейшего труда.
     Вот где-то лет 10-15 назад, когда я крайне остро нуждался в собственном жилье, они, пожалуй, вдохновили бы меня, но не теперь, поскольку мои планы поменялись коренным образом. Впрочем, небольшую сумму, так и быть, я захвачу с собой. И то лишь для того, чтобы оправдать все затраты на поездку в ваши славные места. Думаю, вот этого с лихвой хватит. – Небрежно выудив наугад из распахнутого над головой сейфа пачку банкнот, провозгласил Турист. При этом он даже не потрудился повернуть голову, просто протянув вверх одну из рук. – И что тут у нас образовалось? Ага, понятно, сотня ассигнаций, каждая достоинством в 500 евро. Нет, это чересчур много!

      – Много? – В полном недоумении вскочил с места ювелир, – Да откуда Вы, не от мира сего, свалились на мою голову? Боже мой, надо же такому случиться!.. Прямо-таки потрясающая скромность!!!
     Нет, я не успокоюсь до тех пор, пока Вы, уважаемый писатель, или кто там на самом деле, не вознаградите себя более достойно. У Вас что, нет семьи, которая нуждается в средствах, да?

      – Почему же нет? – С прежней невозмутимостью ответил вопросом на вопрос безалаберный Турист, – Конечно, есть, хотя мы живём порознь... А, между прочим, это замечательная идея – сделать моим родным царский подарок! Вот спасибо-то за подсказку, ведь есть прямой смысл ею воспользоваться.
      Думаю, этих пятидесяти тысяч и мне, и им хватит. Скажем, себе оставлю пару тысчёнок, остальное – семье, справедливо ведь, а?

      – Вы что – издеваетесь надо мной или просто дурака валяете? – Не на шутку рассвирепел осмелевший под воздействием зелёного змия хозяин, – Семья – это и в самом деле святое, ценю, конечно, Ваш благородный порыв, браво! Но себя-то на старости лет зачем так беспардонно ущемлять, когда в кои-то веки появилась такая блестящая возможность?!
     Вот что я Вам скажу, одно из трёх: либо вы возьмёте ещё столько же, либо Вы – полный псих, не заслуживающий ни малейшего уважения!

      – Ну-ну, полно Вам, любезнейший, угомонитесь. Однако Вы назвали из трёх обозначенных пунктов всего два, а как выглядит третий?

      – Ага, вижу зацепил за живое! Так вот учтите, третий пункт Вам меньше всего понравится, а означает он, что я немедленно расторгаю с Вами все наши соглашения и знать Вас больше не желаю!

      – Круто! Так кто же после этого из нас псих? Неужели же тот, кто не хочет брать чужие деньги или тот, кто с пеной у рта норовит их всучить случайному человеку? Кажется, зря мы с Вами взялись за спиртное. Оно явно не пошло Вам на пользу...
     А ситуация, хоть и вышла за рамки предначертанного сценария, приняла довольно комичную окраску. Впрочем, так становится даже интересней!
Однако к какому всё-таки консенсусу мы придём? Или...

      – Никаких «или». – Устало откинувшись на спинку стула, почти простонал ювелир, – Начнём всё сначала. И вот мой сценарий, только, пожалуйста, не перебивайте.
     Итак, ко мне в магазин перед обедом зашли двое мужчин в обычных неброских одеяниях с низко надвинутыми капюшонами, почти полностью скрывающими лицами. Я в этот момент находился в зале, поэтому не имел возможности воспользоваться сигнализацией. Один из вошедших сходу направил на меня пистолет с глушителем, второй в это время молниеносно запер входную дверь. Вслед за этим меня скрутили, прочно привязали к стулу и, заклеив чем-то рот, повернули лицом к стенке. Что происходило дальше, я не мог видеть, но хорошо слышал звуки выдвигаемых ящиков и звон ссыпаемых куда-то из них изделий.
     Пока один из налётчиков занимался этим, второй прошёл в подсобное помещение, откуда раздался характерный треск разбиваемой аппаратуры. Акция прошла очень быстро и в полном молчании, а ушли грабители из магазина, насколько я понял, через заднюю дверь, выходящую во двор. Обнаружила меня моя жена, которая пыталась несколько раз позвонить мне, но бесплодно. А поскольку ранее такого никогда не случалось, то это и послужило для неё поводом для тревоги.
     Вот такая легенда, не знаю, годится ли она?

      – В целом, пожалуй, выглядит достаточно правдоподобной, но требует кое-каких поправок. Думаю, не мешало бы добавить ещё парочку более  существенных штрихов с учётом того, что въедливой полиции покажется слишком мало зацепок для расследования. 
     Например,  для полноты картины стоит несколько подробней описать внешность грабителей. Скажем, один был среднего роста и обычной комплекции, примерно как мы с Вами, а ещё заметно прихрамывал. Почему-то он показался Вам значительно старше своего напарника – плотного и высокого, где-нибудь в пределах 180-185-ти см. Оба, естественно, находились в перчатках – незыблемый закон жанра. Вели они себя не слишком жёстко, возможно, потому что находились не на своей территории. Это Вы поняли по одной единственной фразе, сказанной по-русски здоровяку.

      – А надо ли обозначать национальность бандитов? – С сомнением спросил внимательно слушающий ювелир, – И что это за фраза?

      – Да, надо. Ибо такая дерзкая манера ограбления очень присуща нашим браткам. Ну, а голос, отчётливо прозвучавший в приказном тоне, гласил следующее: «Учти, Лихой, никакой мокрухи, пойду быстренько разберусь с видиком!».
     По моему мнению, вполне логично предположить, что обоим и в голову не приходило встретить в немецкой глубинке местного продавца, прекрасно знающего русский язык. Впрочем, и сам  короткий текст не несёт в себе какой-либо смысловой нагрузки, но след даёт нужный. Вот и пусть сыщики работают в том направлении...

      – Так ведь и Вы сами, уважаемый писатель, можете оказаться под тем же колпаком. Вас, как я вижу, это не слишком пугает?

      – Нисколько. Прежде всего, моя персона никак не подпадает под определение «криминальная личность», да и с походкой у меня всё в порядке. Кроме того, к моменту появления здесь полиции, я буду давно уже в пути, причём совершенно инкогнито, не оставив в этом городе ни следов, ни даже чьих-либо воспоминаний о себе.
     Что касается непредсказуемых превратностей злодейки-судьбы, то в данном случае моя жизненная позиция такова – никогда ни от чего не зарекайся! Ибо если что суждено, то от этого никак не отвертишься...

     Чуть помолчав, Турист с лёгкой загадочной улыбкой продолжил:

      – Следуя такой установке, не исключаю вероятности проколоться на какой-то ничтожной мелочи и, как следствие этого, попасться в капкан.
Перспектива, надо заметить, отнюдь не из радужных, но когда идёшь, как говорится, ва-банк, то обязательно нужно предусмотреть не только успешное проведение операции, но и её полный провал... То есть, изначально быть готовым к любому повороту событий. Как по-Вашему мнению, разумный подход?

      – Более чем! Вот только не совсем ясно, а в чём, собственно, может выразиться Ваш прокол? Ведь при Вас, насколько я понимаю, не будет ни одного предмета из похищенного. Проще говоря, ни одной улики, доказывающей хотя бы косвенно Вашу причастность к ограблению... – Пребывая в слабом алкогольном недоумении, размышлял ювелир.

      – Напрасно Вы так полагаете... – Иронично отреагировал Турист, небрежно вертя в руках пачку презентованных ассигнаций, – Во-первых, ликвидация Ваших видеозаписей вовсе не гарантирует того, что до визита к Вам я не попал в поле зрения других уличных видеокамер – уже весомый след. А произвести идентификацию снимка с оригиналом для спецслужб – сущий пустяк!
     Во-вторых, в случае какой-то возможной проверки, при мне обнаружится весьма существенная сумма денег, происхождение которой придётся как-то вразумительно объяснять.
     В-третьих, логично следуя по этой цепочке, мне надо будет достаточно убедительно аргументировать своё присутствие в данном городе.
     Ну и?

      – Так ведь выходит, что Вы, в сущности, сами себя загоняете в полный тупик! – Мгновенно проанализировав все эти доводы, ошарашено воскликнул владелец лавки, – Следовательно, наше совместное мероприятие, не успев толком начаться, уже обречено на безнадёжный крах, да?

      – Вовсе нет, и поясню почему. – Резким движением Турист с хрустом сломал компрометирующие диски, продолжив ломать их на мелкие куски, которые затем аккуратно сложил в свой карман.

      – Да, я могу попасться в руки сыщиков, но, конечно же, не сразу, а когда успею отправить эти деньги по нужному адресу. Однако моя возможная поимка ни в кой мере не отразится лично на Вас, поскольку, можете быть уверенны, я не расколюсь до конца, но признаюсь в организации и участии преступления. Мало того, полностью подтвержу Вашу легенду, мол, нас действительно было двое, а мой напарник вместе с награбленным товаром внезапно исчез в неизвестном направлении. Пусть потом ищут ветра в поле!
Думаю, при таком раскладе, нам непременно устроят очную ставку, где Вы опознаете меня не столько внешне, сколько по голосу, я же со своей стороны обещаю согласиться и с этим. Разумеется, мне впаяют изрядный срок, но Вам-то какое огорчение от этого?
     Быть может, заточение в Ваши комфортабельные темницы мне покажется даже привлекательнее, нежели жалкая жизнь в свободной России, кто знает...
     По крайней мере, лишний раз роптать на судьбу не буду, тем более, не стану винить кого-либо в своей карме. А Вы продолжайте спокойно жить, приумножая попутно своё процветающее благосостояние. И храни Вас Господь!

      – Нет, сударь, Вы точно посланник какой-то неведомой мне планеты, выполняющий некую маловразумительную миссию! – Взорвался бурей эмоций вконец растерянный ювелир, – И ничуть не удивлюсь, если Вы в следующую секунду, прямо на моих глазах растаете как призрак! Да где же это видано, чтобы земной человек вёл себя таким неподобающим образом?!?

      – Увы, рассосаться на глазах уже не удастся...

      – Почему???

      – Так ведь я слегка опьянел, и все мои чары от этого рассеялись...

      – Опять шутить изволите, да?

      – Какие там к чёрту шутки! – Наливая очередную стопку ликёра себе и партнёру, со смехом парировал выпад Турист, – Интересно, а где Вы видели инопланетян или ангелов, которые с такой охотой употребляли бы сугубо земные напитки? Даже Голливуд, склонный к разным авантюрам, не осмеливается на такие глупые штучки. Идея-то совсем лошадиная, мягко говоря...

      – Убедительный довод, ничего не скажешь. – Опрокидывая содержимое наполненной ёмкости в нужное русло, прокомментировал ювелир, давно уже освобождённый от стальных браслетов, – Между прочим, с минуты на минуту может позвонить моя благоверная. Я смогу ей ответить?

      – Естественно. Но только, пожалуйста, по-русски и по громкой связи, чтобы меня не нервировать, договорились? Кстати, вот Ваш мобильник, который я предусмотрительно захватил с собой сюда.

      – Потрясающая прозорливость, слов нет! Хотя... И как я раньше не догадался, кто Вы в действительности?!

      – И кто же?

      – Раз не ангел и не пришелец, то один из посланников самого Дьявола! А что? Без зазрения совести чёрта всуе поминаете – раз. К зелёному змию относитесь положительно – два. Готовы чуть ли не к добровольному восхождению на Голгофу – три. Смерти не боитесь – четыре. К материальным благам проявляете преступное равнодушие – пять, да и вообще ведёте себя так непринуждённо, будто заглянули мимоходом к старому доброму знакомому перекинуться парой-тройкой ничего незначащих реплик – шесть!
     Что на это скажете, достопочтенный сударь? Ага, вижу крыть нечем?! А ну, доставайте сейчас же из рукава свой последний козырь!

     Ответом на столь яркую тираду послышался гомерический хохот собеседника.

      – Ой, уморили Вы меня, мистер! Да Вам, право, писателем надобно бы стать с такой фонтанирующей фантазией!!!
     Козырный туз у меня, конечно же, имеется в резерве, только он прибережён мною для последнего раунда в моей далеко непростой игре. Вам он, поверьте, совершенно ни к чему... Пусть моя партия разыгрывается так, как я её изначально определил.
     А финал этого забега всецело зависит не от Дьявола, нет, а от нашего Господа Бога! Ибо на всё в этом мире воля Его. Так было раньше, так есть сейчас, так будет и потом.

     Новая пауза тут же заполнилась игривым звонком. Ювелир взял трубку.

      – Да, дорогая, у меня всё хорошо. Прости, передо мной, кажется, стоит хороший клиент, занят. Перезвоню чуть позже, целую.

     Отключив телефон, он сказал:

      – Моя жена – немка. – Будто извиняясь на свой супружеский выбор, пояснил ювелир, – Говорит хоть и не слишком хорошо на русском языке, но понимает его отлично. Поэтому можете смело, в любых вариантах обрисовать ей всё, что надо.
     А теперь, я думаю, настала пора меня связывать и грабить. Вижу, что Вы часто стали посматривать на часы...

      – Да, Вы правы, лимит моего времени постепенно подходит к концу. Так что, вставайте, сударь, пойдёмте на эшафот разыгрывать финальную сцену.

     Тщательно убрав за собой следы дружеских возлияний и вдребезги разбив об пол стоящую на столе видеотехнику, компаньоны вновь отправились в торговый зал, преисполненные твёрдого желания довести обоюдный замысел до конца.

      – Вот уж не подозревал, что буду когда-нибудь охотно принимать участие в такой рискованной афере... – Послушно усаживаясь на приготовленный для «экзекуции» стул, с апломбом сказала жертва разбойного нападения, – Только не вяжите меня, пожалуйста, слишком туго, хорошо?

      – Yes, sir! Не беспокойтесь, в кокон Вас не превращу, но и скотча не пожалею, дабы картинка получилась убедительной. Надеюсь, Ваши муки не затянутся надолго – всего на какой-то часик-полтора, может, чуть больше. Всё дальнейшее будет зависеть от оперативности Вашей дражайшей половины. Кстати, пока я не успел ещё Вас надёжно зафиксировать, есть смысл позвонить ей, предписав строго следовать моим инструкциям.

      – Мысль на первый взгляд вроде бы хорошая, но не стоит этого делать, поскольку вдруг полиция захочет отследить наши звонки. А гарантий, что в наше время тотальной слежки спецслужб за своими гражданами, нет никаких. Поэтому не стоит лишний раз рисковать...
     Ну, а относительно своей супруги могу сказать, что она у меня дамочка весьма сообразительная, умеет всё понимать буквально с полуслова, уверяю Вас.
     В общем, кем бы Вы ни были на самом деле и какие бы тайные планы не вынашивали, я почему-то проникся полным доверием к Вашей туманной персоне, так что давайте  продолжим начатую авантюру. Да поможет нам обоим Бог!


                ФИНАЛ

     Пока Турист деловито опустошал выдвижные ящики настольной витрины от выставленных на обозрение ценностей, хаотично ссыпая их в одну из сумок хозяина, ювелир писал жене чёткие указания относительно её действий. По общему замыслу эта записка должна была лежать в той же сумке поверх всего содержимого.

     Затем компаньоны  приступили к следующей стадии операции.

     Прочно примотав широкой клейкой лентой ювелира к стулу, грабитель, по-прежнему находясь в кожаных перчатках, выгреб из кассы все имеющиеся там купюры, парочку из которых якобы в спешке случайно уронил на пол.

     Завершив эту процедуру, налётчик подошёл к своей жертве, достал из кармана уже знакомую гранату и, выдернув чеку, к ужасу хозяина лавки, игриво подбросил её на ладони.

      – Сюр-приз! – Весело по слогам продекламировал он, – Обыкновенная пустышка, которую, как Вы сами знаете, можно без всяких сложностей приобрести в любом сувенирном отделе. Внешне вроде бы ничем не отличается от подлинника, а на самом деле абсолютно безобидная игрушка...
     Итак, сударь, искренне благодарю Вас за плодотворное сотрудничество, прощайте!

     Неспешно проследовав вглубь помещения, где находился уже знакомый ему офис, злоумышленник спокойно вышел через чёрный ход во двор.

     Перед тем, как пройти на улицу, нарочито прихрамывая, прошёл вдоль самой стены дома мимо трёх подъездов, затруднив тем самым возможность жильцам из окон точно определить, откуда именно вышла данная фигура.
 
     Конечно, вовсе не факт, что он случайно попался кому-то на глаза. А если даже и так, то возможный очевидец прежде всего запомнит изрядную хромоту шедшего, что, безусловно, окажется для полиции существенной приметой – прекрасным ложным следом в розыске подозреваемого.
     Кроме того, он позаботился также и о чисто физическом следе, который могли взять поисковые собаки – проехал пару остановок на первом попавшемся автобусе.

     По предварительным расчётам у грабителя имелось достаточно времени, минимум 3-4 часа, дабы окончательно и успешно закончить начатую акцию.
     Ну, а потом...
     Потом как карта ляжет!.. Во всяком случае, он был полностью готов к развитию всех вариантов ситуации без исключения.

                *****

     ...Между делом Турист избавился по пути от обременительных уже предметов – наручников и игрушечной лимонки, заодно от осколков дисков.
     Зайдя в ближайший банк, он произвёл анонимный перевод сыну, но не на его имя (впрочем, это не суть важно!) в виде основной суммы имеющийся наличности.

     Затем, благополучно добравшись до нужного супермаркета, он сделал вызов на чужом телефоне последнего номера, с которого ювелир звонил своей жене.

     Сообщение было коротким, ёмким и хорошо продуманным. После его завершения Турист, заранее выбравший наиболее удобную, на его взгляд, ячейку, водворил внутрь сумку с выключенным телефоном и тщательно захлопнул дверку.

     Он прекрасно знал о системе видеоконтроля, поэтому сразу из магазина выходить не стал, а, рассеянно походив около кассовых терминалов, демонстративно достал портсигар, несколько секунд задумчиво покрутил его в руках и с видом заядлого курильщика направился к выходу.
 
     Со стороны даже самому внимательному наблюдателю могло показаться, что некий покупатель, собравшийся длительное время провести среди бесконечных стеллажей, решил сначала просто-напросто покурить...

     В виду изрядной интенсивности движения посетителей, Турист метров на 20 отошёл в сторону от входа, и, раскурив сигарету, медленной походкой двинулся в сторону от супермаркета.

     ...К нужному автобусу он добрался минут за пять до отправления, с удовлетворением отметив, что всё пока идёт по строго намеченному плану...


                ********

     В полном соответствии с ним, спустя некоторый отрезок времени, Турист (уже в соседнем городе) зашёл в туалет одного из крупных универмагов, где принялся за небольшую коррекцию своей внешности.
 
     Прежде всего, он снял с себя очки, расстался с бейсболкой и рыжим париком, длинные волосы которого прекрасно виднелись из-под головного убора. Затем, пользуясь увеличительным зеркальцем, влажными салфетками тщательно стёр с бороды и усов хорошо смываемую краску того же цвета. Все эти несложные манипуляции происходили в обычной кабинке.

     В итоге из магазина выходил практически другой человек – с открытой головой, увенчанной густой тёмной гривой, и с совершенно седой растительностью на лице. Разве что самая обыкновенная, неброская одежда в серых тонах оставалась прежней.

     Но с этим не столь уж значительным нюансом он справился уже в своём номере, видоизменившись до полной неузнаваемости в сравнении с изображениями случайной видеозаписи на улицах того городка.

     Теперь, после трудов праведных, сей почтенный джентльмен, наоборот, пребывал в самом элегантном и ярком наряде.
     По его соображениям полицейская суета по поводу ограбления ювелирной лавочки начнётся где-то лишь через полчаса, никак не раньше.

     Отсюда проистекал вполне обоснованный повод – можно наведаться в любой фешенебельный кабачок и от души в нём расслабиться, благо имеющиеся бабки не в каких-то там деревянных рублях, а в солидной валюте, сполна позволяли допустить себе такую барскую роскошь.

     Задумано – сделано!

     ...Праздновал удачу Турист цивилизованно, соблюдая допустимые приличия не только по местным меркам, но и общечеловеческие в целом.
     Сидя за столиком на двоих в отдалённом уголке тихого кафе, он пытался представить себе, по какому сценарию сейчас развиваются события в ювелирной лавке.

     Творческий полёт его богатой фантазии рисовал в воображении такой спектакль.

     Сразу после звонка незнакомца Марта, супруга ювелира, поехала в указанный ей супермаркет. Заранее зная номер и код ячейки, забрала оттуда заветную сумку, с содержимым которой ознакомилась уже в своём авто.

     Естественно, первым её порывом было немедленно помчаться в лавку спасать от пут своего супруга. Но предписанная ей инструкция предупреждала, что во избежание возникновения каких-либо сложностей пороть горячку ни в коем случае нельзя, ибо можно тем самым подставить под удар мужа!

     Поэтому, здраво поразмыслив и скрупулёзно взвесив все возможные варианты, Марта решила спрятать сумку в надёжный тайник, а записку сжечь. И когда она это сделала, то терпеливо принялась дожидаться нужного времени для посещения магазина, предварительно попытавшись несколько раз туда позвонить.

     Лишь после последнего звонка взволнованная жена понеслась к мужу выяснять, почему он так упорно не отвечает, уж не случилось ли чего-либо с ним?
     На всякий случай она захватила с собой второй экземпляр ключей от обоих входов, но они ей не потребовались, поскольку задняя дверь магазина оказалась не на замке, а лишь только прикрытой.

     Прямо с порога взору Марты представилось жуткое зрелище: пол офиса был сплошь усеян обломками разбитой аппаратуры!

     Кое-как обойдя их, она устремилась в торговый зал, где и обнаружила привязанного к стулу супруга...
     Согласно инструктажу, крайне взволнованная женщина не стала касаться руками клейких пут мужа, а только освободила его рот, дабы он мог хоть что-то вразумительно объяснить.

     О чём супружеская чета говорила – неизвестно, но то, что Марта вызвала полицию – это уже факт.

     Всё дальнейшее также покрыто мраком тумана...
 
    Понятно, что при таких минимальных показаниях ни о каких фотороботах не могло быть и речи. Однако власти наверняка дали соответствующую ориентировку во все аэропорты, вокзалы и другие транспортные точки на двоих русских, имеющих приблизительные приметы.
     Словом, какие строились версии и по какому руслу пошло расследование – Туристу оставалось лишь догадываться.

     Он не расценивал свой поступок в качестве какого-то злодеяния. Ведь никто не пострадал от причинённого ущерба, напротив, две семьи смогли благодаря ему повысить своё благосостояние – ювелира и его собственная.

     А ему, давно привыкшему к аскетическому образу жизни, все вместе взятые материальные блага уже совершенно не требовались.
     Ибо земной путь неуклонно подходил к концу, и к нему следовало готовится уже исключительно духовно...