Собачья верность

Сергей Владимирович Рыжков
Собачья верность

____Село, в котором я жил, имело обычную планировку - центральное асфальтированное шоссе и множество отходящих от него улочек и переулков. По шоссе с утра до ночи проносились потоки машин, а в улочках и переулках не спеша, размеренно протекала сельская жизнь. Мой дом был вторым от шоссе, и каждое утро я выезжал на своей машине из дома, сворачивал на это шоссе и направлялся в город, где работал мастером по ремонту холодильников, стиральных машин и другой бытовой техники. Я любил свою работу, не смотря на то, что она была не очень прибыльной. Мне нравилось видеть, как расцветает клиент, получая из моих рук исправный аппарат, способный выполнять возложенные на него задачи. С тех пор, как меня оставили жена, соблазнившись на роскошную жизнь с каким то состоятельным заезжим бизнесменом, я вел холостяцкий образ жизни, и всегда отшучивался и отнекивался, когда соседка Шура принималась уговаривать меня жениться второй раз. Шура была на пенсии, и со мной у нее были хорошие добрососедские отношения.
____Три года назад мое одиночество было нарушено. Однажды после работы, когда я, распрощавшись с друзьями, вышел на улицу и направился к своей машине, ко мне подошла пожилая женщина со щенком на руках.
____- Мужчина, Вам собачка не нужна? Возьмите, он породистый.
____- Да мне вроде не надо, - ответил я неуверенно. И, словно почувствовав это, женщина стала настаивать.
____- Возьмите, у него родители породистые, это хорошая собака, умная.
____- А что же Вы ее тогда отдаете? - полюбопытствовал я.
____- Муж принес откуда-то… сам пьет, не просыхает, за собакой не ухаживает, не кормит, не выгуливает. Живем мы в однокомнатной квартире. А он вырастет большим, что я с ним делать буду? Сама еле концы с концами свожу.
____Щенок уставился на меня своими карими глазами. Уши торчком, шерсть черная, блестящая. Я потрепал его легонько.
____- Что ж делать с тобой, а? Собака?
____- Возьмите, - продолжала женщина, - я вижу, Вы добрый человек, а он Вам верным другом будет.
____- Хорошо! - наконец согласился я, - но только я слышал, что за собаку или кошку нужно обязательно хоть рубль, но заплатить.
____- Нет, нет! Что Вы! - запротестовала женщина, - друзей нельзя покупать! - и протянула щенка.
____Я усадил его на переднее сиденье рядом с собой и хотел, было уже ехать.
____- Мужчина! Стойте! - окликнула меня женщина, - я совсем забыла, его зовут Рой.
____- Хорошо, будем знакомы!
____Я выехал на дорогу и направился домой, а женщина долго смотрела нам вслед, пока мы не скрылись из вида.
____Увидев, что я приехал с работы не один, Шура подошла поближе.
____- Батюшки! Это что ж за зверя ты привез?
____- Это собака, тетя Шура.
____- Да вижу! Вместо того чтоб девчонку в дом привести, ты собаку привел!
____- Может собака лучше…
____Я открыл дверь, и пёс пулей бросился в дом. Обнюхав стены и мебель, он запрыгнул на диван, и устроился там, уложив свою морду на лапы.
____- Э-э-э, друг! Так дело не пойдет! На диване буду спать я, а твое место, извини, на полу, - я взял щенка и отнес его на кухню. - Поживи пока здесь, а там видно будет.
____Было похоже, что родители Роя действительно были породистыми - ровный черный окрас, светлая шерсть на сильных лапах, прямой хвост, который он никогда не сворачивал в "каральку", и только встречая меня после работы, махал им так отчаянно, что все его туловище изгибалось в такт с его движениями. Делал он это, раскрыв пасть и вытащив язык, поэтому казалось, что он улыбался. Я сделал будку во дворе, к которой Рой привык достаточно быстро. К лету он заметно подрос и стал все больше походить на взрослую собаку. Мы привыкли друг к другу и подружились.
____Гром грянул неожиданно. Выйдя утром из дома, я увидел, что Рой не встречает меня у порога, как это было всегда, а лежит в будке. От еды отказался. Вечером после работы я обнаружил, что чашка с едой не тронута, нос у собаки сухой… Через два дня поняв, что дело серьезное, я повез Роя к ветеринару.
____- Паравирус, - поставил диагноз ветеринар, осмотрев собаку и выслушав меня.
____- Что же делать? - встревожился я.
____- Я скажу Вам прямо, заболевание тяжелое, к тому же Вы его запустили, шансов практически нет. Вы прививку не ставили?
____- Нет… Так шансов нет, или их мало?
____- Их очень мало.
____- Тогда говорите что делать.
____Всю неделю я возил Роя два раза в день на уколы и капельницу, вечером уколы ставил сам. Через неделю Рой начал проявлять активность и пытаться поесть. Я был счастлив, Рой выжил! Однако тяжелая собачья болезнь не прошла бесследно, - его рост остановился, и хотя со временем он стал крупнее, так и остался коротконогим.
____Иногда по выходным мы рано утром выезжали на машине на рыбалку. Рой как дисциплинированный пассажир молча сидел на заднем сиденьи и смотрел в окно. Зато на прудах он выкладывался на все сто, обегая и обследуя все окрестности так, что по возвращении домой съедал свой ужин и укладывался в своей будке. О чем думал в эти минуты пес - известно ему одному. Наверно он тоже по-своему, по-собачьи был счастлив. Он сильно привязался ко мне… а может это было нечто большее, чем привязанность… собачьи мысли людям не ведомы. Запах моей кожаной куртки, моей обуви чуткий нюх собаки мог бы отличить от тысячи других запахов. И машину мою Рой тоже хорошо знал, и каждый раз выходил за ворота встречать меня, когда я, возвращаясь домой, сворачивал с шоссе в свой переулок. Чужих машин Рой остерегался, особенно после того случая, когда, провожая Шуру до магазина, был сбит машиной на шоссе. К счастью тогда Рой не попал под колесо и отделался только ушибами.
____Меня редко приглашали к телефону на работе, и этот звонок меня встревожил. Звонил отец, который сообщил, что мать увезли в больницу на скорой помощи. После работы я заехал домой, приготовил Рою еду и стал собираться в дорогу. Рой, словно чуя неладное, стал проявлять беспокойство. От еды отказался, стал проситься в машину.
____- Рой, перестань! - уговаривал его я, - ты всю машину оцарапаешь своими когтями! Я утром вернусь, слышишь?
____Рой провожал меня отчаянным лаем, граничащим с визгом. И только добежав до шоссе, остановился и долго стоял, принюхиваясь к запахам и, всматриваясь в даль, где скрылась машина хозяина. За три часа я преодолел двести километров и подъехал к дому родителей поздно вечером. Выяснилось, что матери сделали операцию, и что ее состояние хорошее. После ужина, расспросив меня о житье-бытье, отец стал стелить мне на диване, но я запротестовал.
____- Я поеду назад. Я потом приеду, когда ее выпишут.
____- Да ты что! Ночь на дворе, куда ж ты?
____- Там Рой ждет меня, да и на работу завтра утром надо.
____- Отдохни, сынок, завтра рано утром поедешь. С собакой ничего не случится, да и с работой тоже.
____- Нет, пап, я поеду.
____На обратном пути я думал о престарелых родителях, о себе, о своем доме, о Рое. Мне вдруг подумалось, что родители мои уже очень старые и наверно уже не очень далек тот день, когда я буду провожать кого-то из них в последний путь. Но я ошибался…
____Приближаясь к дому, я почувствовал, что сильно устал и хочу спать. Мысли стали сбивчивыми, глаза слипались. Я закурил. После трех затяжек в сигарете обнаружился "сучок", из-за которого она стала скрючиваться и гаснуть. Я выбросил ее в окно и помассировал шею. "Надо добавить немного, может еще пару часов посплю. Да и Рой заждался, вот будет рад!"
____Через какое-то время, я уже мчался по сельскому шоссе. Было очень рано, дорога была пуста, и никто не видел, как машина стала медленно уходить с дороги. Первый удар пришелся вскользь по газетному киоску. Вторым ударом о бетонную балку у машины разбило колесо и порвало подвеску. Неуправляемая, она несколько раз перевернулась через крышу и закончила свое движение, ударившись левым боком в бетонный столб…
____
____***
____
____Безжизненное тело, с трудом извлеченное из машины из-за сильных деформаций кузова, лежало на земле, накрытое какой-то тканью. Не смотря на ранний час, на месте происшествия постепенно собрались люди. Два инспектора ГИБДД осматривали машину и что-то записывали. Врачи скорой помощи вытаскивали носилки из своего фургона. Шура тихо причитала. Рой стоял, задрав морду, и втягивал своим чутким носом воздух. Этот запах, запах своего хозяина он ждал всю ночь. Но хозяин был неподвижен.
____- Уберите собаку! Чья это собака? - нарушил безмолвие один из врачей скорой помощи.
____- Это его собака, - ответила Шура и, взяв Роя за ошейник, оттащила в сторону. - Мой хороший, ты весь дрожишь.
____Рой действительно дрожал и изредка тихо скулил, глядя в сторону тела. Знал он, что такое смерть или не знал? Возможно и знал, по-своему, ибо сам уже дважды был на грани смерти. Но то, что с хозяином случилось что-то очень плохое, Рой понимал. Шура одной рукой держала его за ошейник, другой гладила и уговаривала, как будто это была не собака, а человек. Носилки с телом погрузили в фургон, врачи сели на свои места и машина тронулась. Рой вздрогнул, тихо заскулил и вдруг изо всех сил рванулся в сторону отъезжающего фургона. От неожиданности Шура выпустила ошейник из рук.
____- Рой, остановись! Рой!…
____Домой Рой больше не вернулся. Где он был - никому не известно. А может и приходил, но, видя, что их дом, их с хозяином дом пуст, уходил опять. Кто-то говорил, что видел его на городской свалке вместе с другими брошенными собаками, которые питаются там пищевыми отходами. Через какое то время ранним утром Шура увидела Роя возле шоссе, на том самом месте, где погиб хозяин. Рой, склонив голову, обнюхивал землю, траву, словно пытаясь найти хорошо знакомый ему запах кожаной куртки хозяина.
____- Рой! Иди ко мне!
____Узнав Шуру, Рой опустил голову, сделал виноватый вид и завилял хвостом, но не так, как он им махал, встречая хозяина после работы, а как-то почти поджав под себя, как простая трусливая дворняга.
____- Пойдем ко мне! Пойдем, мой хороший, пойдем. Голодный ведь! Будешь жить у меня.
____- Шура стала приближаться к Рою, но тот все с тем же виноватым видом, медленно побежал прочь, изредка оглядываясь на Шуру.
____Незаметно пролетело лето, закончилась осень, наступили первые заморозки. Почти всякий раз, выходя рано утром на шоссе, Шура видела Роя. Иногда он лежал в траве и провожал взглядом машины, проезжавшие мимо, иногда обнюхивал землю… Когда выпал первый снег, все побелело. Заметив издалека черную шерсть Роя на фоне белого снега, Шура подошла к нему. Рой сидел на снегу, смотрел на Шуру и едва заметно шевелил хвостом, пытаясь показать, что рад встрече.
____- Все ждешь, мой хороший…
____Шуре казалось, что в глазах Роя она видела нестерпимую боль и горечь утраты близкого ему человека. Возможно он понимал, что хозяина он уже больше никогда не увидит, но сменить его на другого хозяина он не хотел, и по-своему, по собачьи выражал протест этой безысходности.
-----------------------------------

© Goliaf, 2002 г.