Учитель

Валентин Гадзиковский
Он был одним из тех, кто тысячами проходят мимо нас, но он остановился и как-то странно посмотрел в нашу сторону, и я подумал, что у него, возможно, какое-то дело к нам. Он был похож на немолодого Бродского. Это так показалось мне, потому что я видел такого Бродского когда-то по телевизору, а кого он напоминал или не напоминал моим товарищам, я не знаю, но мы тоже смотрели на него и напряженно молчали. А напряжение возникло потому, что на нас, бомжей, никто не обращает особого внимания, а если кто-то и обратит, то это не к добру… Наши лица и шеи были темны от летнего солнца, и мы почти все были трезвы, кроме двух или трех человек, у которых всегда сохранялся остаточный хмель, даже если они не пили с неделю. Но никто из нас не то что с неделю, а и дня без выпивки не мог прожить. И сегодня все мы, десять мужчин и две женщины, не могли с утра набрать денег даже на одну бутылку самого дешевого вина, но все равно верили, что выпьем, хотя и не знали, как это произойдет и где. Ни во что другое не верили, а в это верили, и мне кажется, что если во что-то веришь, то так и будет, а иначе какой смысл быть верующим…

Мужчина, похожий на Бродского, подошел к нам и несколько развязно, видимо от неуверенности в себе, сказал:

- Ну что, ополченцы, выпьем? Я угощаю… И, как это водится у нас, поговорим по душам…  Ну как?

Мы переглянулись и равнодушно пожали плечами. Возможно, он думал, что мы начнем подпрыгивать от восторга, но мы, наученные жизнью, как дворовые собаки, не у каждого с рук возьмем. Он немного постоял, а потом пошел в магазин, справедливо считая, что когда у него в руках окажется что-то существенное, то и общение наладится как-то само собой. Пока его не было, один из наших, по кличке Кощей, спросил:

- О чем он хочет с нами говорить? Да еще по душам…

- А тебе не все равно? - пробасил другой, по кличке Отвес.

- Не все равно, - не унимался Кощей. – Может это поп, которого выгнали из церкви за пьянство, и он пришел по наши пропащие души… А я бы с попом выпил, может, там зачтется…

Все засмеялись.

- Я, кажется, узнала его, - вдруг хрипловатым голосом сказала одна из женщин по кличке Мартышка. - Он у нас что-то преподавал в школе, правда, не помню что. Он учитель. А меня не признал, потому что я стала слишком взрослой.

- Значит, учитель, - сказал Кощей. –  Думаю, не надо обижать хорошего человека, с хорошим человеком и выпить не грех…

Когда учитель вышел из магазина с двумя увесистыми пакетами, то все мы без лишних слов пошли за ним. Шли молча, и через некоторое время я понял, что он ведет нас к реке. Мы все знали, что в городе нет лучшего места для выпивки, чем на берегу реки, поэтому немного оживились и стали вполголоса переговариваться.

У реки он раздал нам пластиковые стаканчики и вывалил закуску прямо на траву, и многие брали: кто конфету, кто пирожок, кто яблоко… Я ничего не взял из этого, а сел на землю, прислонившись к березе. И другие тоже стали усаживаться, кто куда, а учитель стал ходить и наливать нам красное крепленое и когда обошел всех, то налил и себе тоже. Он поднял стаканчик с вином и сказал:

- Я пью за вас, а вы за меня, аминь…

Мы переглянулись и выпили. Как мне показалось, тост всем понравился, но несколько смутило последнее слово. Учитель выпил одним махом, облизнулся и заговорил:

- Хочу говорить с вами, не призывая вас любить и быть любимыми, потому что в вас меньше всего нахожу человеческое, я бы сказал, слишком человеческое…  но все действительное разумно…

Тут учитель прервался, потому что Кощей поднял руку с пустым стаканом, показывая этим, что хочет что-то сказать.

- Вы что-то хотите добавить или возразить? – спросил учитель Кощея.

- А можно еще немного вина, а то моя душа не может врубиться… - сказал Кощей, и все загудели.

- Ну, конечно, конечно, дорогие мои, - засуетился учитель и стал разливать вино, и все стали тут же пить, не дожидаясь тоста.

Выпил и я и стал смотреть на  реку, а когда учитель, опрокинув в себя второй стаканчик вина, заговорил снова, то я слышал уже только его «бу-бу-бу», и мне захотелось уснуть. Но прежде чем уснуть, я посмотрел почему-то на небо, потом закрыл глаза и уснул…

Когда я проснулся, то увидел, что моих товарищей рядом нет, а учитель моет ноги в реке. Мне стало неудобно, что я все проспал, и, может быть, поэтому я снял сандалии, закатал по колено штаны, зашел в воду, встал рядом с учителем и тоже начал мыть себе ноги.

Учитель посмотрел на меня по-доброму, и мне стало еще совестней, и я сказал:

- Простите, учитель, что заснул, и часа не мог быть бодрствующим...

- Ты назвал меня Учителем, - задумчиво проговорил он. – Странно, за почти тридцать три года работы учителем ко мне ни разу никто не обратился так: «Учитель». А спал ты как невинное дитя…

Мы вышли на сушу, и мне захотелось поговорить с Учителем по душам о чем-нибудь, все равно о чем, лишь бы ему было приятно, но я не решался ему это предложить, потому что видел, что он пребывает в глубочайшей задумчивости. Потом он изрек, как мне показалось, самому себе:

- Зачем бросать зерна на дорогу под ноги? Их затопчут… А там, где их не затопчут, никто не ходит. 

Он отошел от меня на несколько шагов, нахмурился и сказал:

- Вера в бога – это самое великое лукавство, избавляющее нас от лукавств мелких и ничтожных…

Учитель убил присосавшегося к его лысине комара, посмотрел на кровь, размазанную по его ладони, и продолжил:

- Но не это главное.  Бог нужен для того, чтобы во имя его послать всех и вся к черту, а потом и его туда же. Путь к свободе - это путь отречения…

Мне было странно это слышать, и я, ужасно волнуясь, сказал:

- От вас, Учитель, я никогда не отрекусь.

- Не отречешься? – усмехнулся Учитель. - Тогда поцелуй меня…

Я подошел и поцеловал Учителя в небритую щеку…

- Это с кем ты там целуешься, подлец? – услышал я резкий женский голос и вздрогнул.

Я оглянулся и увидел, что к нам стремительно приближается крупная немолодая женщина, выскочившая, видимо, из кустов. Я отскочил от Учителя, а она, подбежав к нему, изо всех сил ударила его ладонью как раз по тому месту, куда я его поцеловал. Учитель повалился на колени. Она повернулась ко мне и прокричала:

- Так это ты с ним пьешь?

Я испуганно замотал головой. Где-то вдали залаяла собака. Она опять ударила его рукой по лицу и снова обратилась ко мне:

- Ты, негодяй, пил с ним? Как я вас всех, пьяниц, ненавижу!

Я пожал плечами и опять замотал головой.

Она ударила Учителя еще два раза, а потом  подошла ко мне и прошипела:

- Где и когда вы скорешились? Отвечай!

- Да я вообще его не знаю, просто шел мимо… - отвечал я.

И тут я увидел, что Учитель, стоя на коленях, смотрит прямо на меня. Я взял в руку свои сандалии и побрел босиком прочь. Где-то вновь залаяла собака.

                2015