Севастопольские рассказки - 5

Владимир Островитянин
               
                Древний Херсонес и Ялта.
     Часть 5
   И, конечно, древний Херсонес. Для меня это было особое место. Князь Владимир до своего крещения был настолько суровым и независимым язычником, что даже невозможно было подумать о переходе его в христианское воздержание.
   Воин, которому  стало тесно в своих пределах, пошел с дружиной помогать императору Византии Вассилиану Второму. Тот в это время вел тяжелые боевые действия с мятежниками Вардой Склиром и Вардой Фокой. Они родственники бывшего императора Никифора привлекли на свою сторону много регулярных войск империи.

       И вот во время праздника  победы после заключительной битвы два соратника и друга Василий и Владимир пируют.
 - Ты так мне помог! Проси Володька, что хочешь! (вольно, конечно и по нашенски)
 - А вот кто тут недавно мимо нас  прошел? Сестра твоя Анна! Отдай мне ее в жены. И в расчете будем.
Император, понимая абсурдность просьбы, тем не менее сразу не отказал – мощная киевская дружина была рядом и в случае чего…  В общем, позвали Анну. И эта умнейшая девушка, оценив ситуацию, дипломатично разложила все по полочкам. Она согласна, но она христианка и может принадлежать только христианину. Крестись! И я твоя!

     Порешили так. Владимир уходит на родину. Думает. И,  если согласен,  то ждет ее в крымском Херсонесе через год,  но уже  крещеным.
 Владимир призадумался поначалу. Ведь христианство это единобрачие. А как же его 160 жен и наложниц? Но, тем не менее согласился. Стал христианином, крестился в Херсонесе и стал ее ждать, а коварная Анька ему новое условие – Покрести Русь.  А то куда я к язычникам. Ну тут было проще – загнал подданных в Днепр, решил вопрос кардинально и препятствия к женитьбе на Анне отпали.

      В связи с этим огромное впечатление произвел на меня подземный христианский монастырь  в Инкерманской скале. Кельи,  усыпальницы, переходы с пробитыми наружу маленькими окошечками. И, конечно, античные развалины Херсонеса.
       Экскурсии на Малахов курган и Сапун-гору мы посещали с нашей группой. Экскурсионное бюро выделяло автобус,  и это было очень удобно.

        А в самом конце нашего экскурсионного срока было организовано морское путешествие в Ялту. Отправлялись рано утром на «Метеоре» - судно на подводных крыльях – из Казачьей бухты.  Помню, когда плыли,  справа по ходу неподалеку всплыла подводная лодка.

    Пришли в Ялту. В Севастополе погода в начале октября уже изменилась – значительно похолодало. А в Ялте под горами к морю еще стояла теплая сиреневая дымка и лето было -  вот оно! Не пошли мы с Витьком на экскурсии в Ливадию, ботанический сод Юсуповский и Воронцовский дворцы. Ушли за дальний мол с традиционным арбузом и крымским портвейном.  Ласты и маски привезли с собой. Поныряли и накупались всласть напоследок.

       Сбор группы был на набережной. Очень интересно было наблюдать за старенькими еврейчиками, что в шортиках и сандаликах шлеп-шлеп исполняли пробежки-променады между пальмами в кадках.

       А вот и наши. Бабенки раскрепостились. Здесь же на набережной  они  сдвинули несколько скамеек. На них наладили бутылки, стаканы и закусь. Что интересно, я увидел там соленые огурцы! Это при полном изобилии фруктов и свежих овощей на местном рынке!  Наш групповод был в тесном кругу ХАМАРЬЯЛОВ (К) – это по чувашски ЗЕМЛЯКОВ.
     А в «Метеоре» наши  поддатые дамы разошлись по полной -   Ой! Ой! В глазах туман, кружиться голова-а-а! Едва стою я на ногах! А я ведь не пьяна-а-а!
    И так до самого Севастополя.

      Вот и все.  Мы в поезде едем домой. Холодный северный ветер. За окнами вагона в полях убирают кукурузу. На подъезде к Джанкою Витек затосковал и сказал, что в Алатыре ему делать нечего. А вот в Краснодар попасть бы надо. Есть там интерес. Сошел в Джанкое и направился в сторону Керченской переправы.
 
        Потерял я его из виду надолго. А он через год позвонил ко мне в дверь и как будто только вчера простились, сказал: «Я тебе там мотор привез. Куда сгружать-то?»
Вот это да! Во время наших вечерних бесед в Севастополе рассказывал я ему о своей мечте иметь собственный большой каютный катер для дальних семейных путешествий. Но проблема была  в экономичном стационарном двигателе – дизеле. Вот Витек мне такой и привез. Где взял не сказал, но вспомнил же!
    А большой катер я так и не построил. Появился дом в Волжской деревне. Мое убежище на 20 с лишним лет. Но об этом в следующих рассказах.

 На фото. Развалины древнего Херсонеса