Советская продлёнка. Часть вторая

Наталья Фёдорова
...  Таких, как наша учительница, называли педагогами-новаторами.И не то чтобы она много изобрела и придумала, но относилась к работе с душой, старалась интересно и "вкусно" подать свои маленькие находки. И нам не просто нравились эти находки, они нам очень нравились! И мы сами её выбрали на специальных пробных уроках, которые устраивала администрация школы для выпускников детсада перед началом учебного года.

 Мы пришли в августе 1980 года в школу на пробные уроки, которые 4 учительницы устраивали для детей перед школой. На этих уроках мы рисовали, лепили, играли и делали ещё что-то в этом духе, что нам полагалось по возрасту. А потом сказали своим родителям в какой класс нас записать. И все мы, все 30 будущих одноклассников записались к Людмиле Михайловне -стройной и обаятельной, немного лукавой, немного лицемерной, очень благопристойной даме в синем модном платье с розово-белыми цветами. А другие дети записались к другим дамам. Или тёткам. И так возникли классы "Б", "В", "Г". Не наши классы.

 В ненаших классах были парты на двоих, а в классе Людмилы Михайловны были аккуратные столики на одного. Мы не были избалованы отдельными комнатами, небось "не баре", поэтому нам очень понравились эти отдельные парто-хозяйства. Они были из светлого полированного дерева с темными металлическими деталями. Были в них и отделения для портфеля, и выемка для ручки сверху столешницы. Этакая иллюзия независимости в 7 лет. Ничего особенного, конечно, но нам подошло...

 Эти парты сыграли со мной злую шутку такого рода. У меня в середине первого года учения стало портиться зрение, что само по себе не связано с этими партами, конечно. Пришлось надеть очки. В классе я была самой высокой вплоть до 9-ти лет. Поэтому учительница, вроде бы с полным правом отказывалась посадить меня на первую или вторую от доски парту на том основании, что из-за моей спины не будет видно, что она пишет на доске, другим детям. И она норовила задвинуть меня чуть ли не в самый последний ряд, типа "ты -высокая, сиди позади, никому не мешай". Но с последнего ряда близорукому человеку ничего не видно. И возникали разбирательства с моей мамой, которая требовала пересадить меня поближе к доске, потому что мне ничего не видно. А парты здесь имели такое значение. Из-за того, что их было не пятнадцать двойных, а тридцать одинарных, ряды парт были слишком ДЛИННЫМИ.Это и создавало проблему. Но решено это было так: добрые люди из числа чужих родителей надоумили мою идеально честную маму задобрить учительницу подарком. Она это, стиснув зубы ,сделала и меня пересадили с 9 ряда на 3-ий. Впоследствии, я всегда сидела в центре класса на второй парте, до самого десятого класса. И что интересно...Перестали особо наглые мои одноклассники шипеть на меня сзади: "Фёдорова, убери башку, сдвинься влево (или вправо)" Все как-то смирились, а потом когда появились другие дылды в классе, да и дылдари тоже, проблема решилась уже окончательно.

 ....

 Я научилась считать сама в 5 лет, читать и немного писать в 6. По сути, придя в школу, я была уже скорее второклассницей, чем первоклассницей. Но, не поощряя вундеркиндства, мама отдала меня в 7 лет в первый класс. Но я уже очень многое умела и знала. И по всем 5 предметам, которые вела Людмила Михайловна, я должна была бы учиться на пять с плюсом. Эти предметы были: русский письменный, литература, математика, изобразительное искусство и труд.( Ещё были физкультура и пение, по которым у нас были другие учителя.) Должна была бы...Но...

Но очень голодными и холодными были детство и юность нашей учительницы. Она не была в этом виновата, нет! Но ей очень хотелось компенсировать те страдания и лишения нынешним комфортом. Поэтому все пятёрки ставились только после предварительной "подмазки". И прежде чем моя мама это поняла, мне пришлось помучиться и походить в "нетвёрдых ударницах". Ударник - это тот, кто учится на четвёрки по тогдашней терминологии.

Эти взятки-подарки она брала очень хитро. Напрямую очень редко. В основном, косвенно :ей приносили разнообразные дефициты, то есть то, что не купишь в магазине, а она отдавала за это деньги...по госцене. Но по госцене, да ещё и с доставкой она не могла купить хорошую сметану, колбасу, туфли, дублёнки, платья. Этого не было в магазинах. И не потому ,что это не выпускала наша промышленность, нет. А потому что хитрые и циничные работники торговли, в основном из администрации магазинов, торговых баз, не выкладывали это на прилавок, а оставляли себе для подпольной торговли и для задабривания "своих" людей: учителей, преподавателей ВУЗов, врачей и пр.

 Но мама была не из торговли и она приносила ей книги красноярского книжного издательства, к которым имела доступ, как член Союза писателей СССР. Людмила Михайловна отдавала за них деньги. Но купить в магазине все эти фантастические и детективные романы, книги по кулинарии и прочее в том же духе, она не могла. И она смягчалась...И уже за примеры из домашней работы типа 18-4=14 или 75+4=79, я получала пятёрку, а не четвёрку. Подвижки начались. А потом оказалось, что и почерк у меня совсем не такой плохой и "жи-ши" я реально пишу с буквой "и", а не "ы". Ну и так далее. Но потом оказалось, что я плохо рисую и нечётко пишу цифры, поэтому мама срочно подарила Людмиле Михайловне пару флаконов французских духов, которые ей презентовали на каком-то мероприятии, как городской знаменитости. После этого я закончила первый класс круглой отличницей, как когда-то маленький Ульянов, будущий Ленин, о котором нам трындели каждый день как будто никаких других достойных внимания политиков не было на свете.

 Но не такова была наша изобретательная учительница, чтобы на этом успокоиться. Во втором классе она придумала такую бесплатную общественную нагрузку для наших родителей: вести в группе продлённого дня кружки для детей.

 Был, например, кружок вязания, который вела очень красивая, но совершенно бездарная,как педагог Екатерина Константиновна Б.,профессиональная спортсменка. Я пришла в этот кружок, планируя научиться вязать, но за час обучения не поняла ничего, заплакала от огорчения и ушла домой. Дома, моя бабушка научила меня вязать на спицах шарфик за 15 минут. Я и сейчас это умею делать. А вот вязание крючком забыла совершенно. Но это так, к слову. А вот Олег Г. из нашего класса, который пришёл в кружок, чтоб быть поближе ко мне, так как был моим поклонником, неожиданно для всех увлёкся вязанием и даже со временем связал себе очень красивую и изысканную синюю жилетку. (Олег Г. впоследствии попал в тюрьму, но потом "завязал" с грабежами и стал бизнесменом.) Так что кому-то Екатерина Константиновна очень подходила как педагог. Видимо, она и бездарной не была, просто со мной не поладила.

 Маму мою Людмила Михайловна впрягла в бесплатную работу, в руководство детским литературным кружком нашего класса "Лучик". Мама даже какой-то альбом, помню, ей рисовала и оформляла из работ детей и своих собственных рисунков. Этот альбом она потом показывала в районо, как доказательство своей инновационной работы...с родителями. Некоторые дети писали очень забавные и смешные вещи, например Люда П. написала рассказ про котёнка, который любит смотреть "телявизер". И это слово она повторила раз 7, пока мы все не упали от смеха в нашем кружке. В общем, этот кружок был вкладом в мои пятёрки, которые я реально зарабатывала своими знаниями. Но признавать это "учительница первая моя" не собиралась.

Были и другие кружки. Было добровольно-принудительное увлечение спортом у меня и у других детей в классе, но об этом в другой раз.

                (продолжение следует)