Марсель 4й день путешествия

Аркадий Костерин
   На следующий день завтрак был в половине восьмого. Безоблачное небо обещало жаркий день, а нам предстояла большая программа. Французский «шведский стол» был не хуже итальянского, но есть так рано не хотелось. Пришлось взять несколько булочек и йогурты с собой, чтобы подкрепиться в ходе напряжённой поездки. Собрались у автобуса вовремя, даже молодёжь и дети. Вообще, меня всегда радует и удивляет дисциплина наших паломников, хотя, если вдуматься, то всё закономерно. — Бог помогает, и в этом тоже! Отдельно должен выразить своё восхищение путешествовашим с нами колясочником Ваней и его мамой — Людмилой. Их трудности и заботы были, наверное, вчетверо посложней наших, однако никогда они не создавали проблем для общего движения, никогда не жаловались и не роптали. Честь им и хвала!

   Проехав несколько километров мы втянулись в мегаполис Марселя. Город расположен на холмах, застройка его многообразна а улицы, кроме центральных, извилисты и узки. Наши польские водители трудились в поте лица, но не смогли за час подвезти нас к первой цели путешествия — аббатству св. Виктора. Зато мы успели за это время неплохо ознакомиться с архитектурой города и с уличной жизнью. Надо сказать, что в основном, центр застроен большими домами 18-19 века, многоэтажными, с красивыми коваными балконами, как в Париже. Улицы многолюдны, повсюду красочная реклама. Довольно развита сеть метро, но уличное движение, всё равно, медленное. Зелени относительно немного. В скверах стоят, как правило, памятники и обелиски. Половина пешеходов на улицах явно арабского или африканского происхождения.

   Между тем, мы уже минут 20 объезжали грандиозную арабо-африканскую «барахолку». Когда наш гид увидел, что мы в третий раз проезжаем по тем же улицам, он дал команду: вылезать. Посоветовал только перед высадкой крепче держать свои кошельки и сумочки. (Как мы потом узнали, это предупреждение не помогло. По дороге к аббатству, у нашей прихожанки Татьяны прохожие девушки стянули из сумки кошелёк и фотоаппарат. Хорошо хоть, что денег в кошельке было немного.) Но, пока что мы не знали об этих лукавых происках и у всех было бодрое приподнятое настроение, оттого, что мы двигались к замечательной цели. Примерно 1,5 км мы шли по двухэтажным и трёхэтажным улицам под палящим солнцем и, наконец, увидели мощные крепостные стены. Это и было аббатство св. Виктора. Оказалось, что ворота этой крепости ведут в прекрасный готический собор.

   В соборе, мы окунулись в прохладу и полумрак, здесь тихо звучало духовное пение. Не знаю, есть ли реальное содержание в выражении «намоленные стены», но тут мы сразу почувствовали какую-то особую духовную ауру, связанную, может быть, с находящимися в храме святынями. Сперва мы подошли к раке, где находились мощи св. равноапостольного императора Константина. Эти святые останки — единственные сохранившиеся в мире, поскольку мощи святого, находившиеся в Константинополе были уничтожены при взятии города турками. Рядом с этой святыней находится честная глава св. преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, основателя европейского монашества и мощи других святых. Благоговейно преклонились мы перед мощами великих христианских подвижников, прочитали молитвы и пропели им тропари.

    О святом равноапостольном императоре Константине написано много. Жизнь его была удивительной и яркой, она наполнена подвигами и великими свершениями. Но первое из его великих деяний — это признание христианства равноправной религией в Римской империи, выраженное в знаменитом Миланском эдикте. Прекратились многовековые гонения на христиан, христианство привнесло новое, духовное, содержание в римскую государственность. Это привело к цивилизационному перевороту — христианскому просвещению многих народов тогдашнего мира на огромных пространствах империи. Христианская империя просуществовала после этого ещё тысячелетие, а христианство стало главной созидающей силой истории. Император Константин много содействовал развитию христианства. Так, по его инициативе был созван 1-й Вселенский Собор в Никее.

   После этого мы пошли к следующей нише, чтобы поклониться и помолиться у мощей св. Виктора. Он был марсельским сенатором и римским офицером, и при этом публично отказался приносить языческие жертвы. Это было при жестоком гонителе христиан императоре Максимиане. Брошеный в темницу, Виктор сумел обратить в христианство ещё трёх римлян. После того, как Виктор при всём народе пнул ногой и свалил идола Юпитера, его жестоко бичевали, пытали, давили мельничными жерновами а потом отрубили голову. Св. мученик Виктор очень почитается в Европе. Имя этого великого святого тесно связано с именем Иоанна Кассиана Римлянина. Дело в том, что останки святого Виктора и мучеников, обращённых им, были брошены палачами в море, но, чудесным образом сохранились и были погребены христианами под скалой. На этом месте Иоанн Кассиан Римлянин (360 — 435гг) и заложил первый в Европе монастырь. Сам же преподобный Иоанн Кассиан соединил в своей личности православные традиции Востока и Запада.

   Будучи уроженцем Марселя, Иоанн Кассиан Римлянин принял монашество в Вифлеемском монастыре, а затем 10 лет скитался по Синайской пустыне. После этого подвижник Кассиан прибыл в Константинополь и стал учеником великого святого Иоанна Златоуста. После того, как Златоуст впал в немилость у императора и был репрессирован, Иоанн Кассиан отправился в Рим к папе Иннокентию искать помощи и защиты своему учителю. Защитить Златоуста не удалось, поэтому Иоанн Кассиан отправился в свой родной Марсель и занялся там организацией монашества. Здеь, впервые на территории Франции, великий подвижник основал два монастыря: женский и мужской, в которых ввёл устав восточных общежительных монастырей. Тем самым было положено начало европейскому монашеству.

  Преподобный Иоанн Кассиан написал 12 книг "О постановлениях киновий" палестинских и египетских и 10 бесед с пустынными отцами, чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока. В последующие годы преподобным Кассианом написано еще четырнадцать бесед: о совершенной любви, о чистоте, о Божией помощи, о разумении Писания, о дарованиях Божиих, о дружбе, об употреблении языка, о четырех родах иноков, о жизни отшельнической и общежительной, о покаянии, о посте и др. В своих трудах он отстаивал взгляды Восточной церкви на синергию (соединение) Воли Божьей, с волей человеческой, он писал о слиянии двух свобод, и критиковал позицию по этому вопросу бл. Августина. Поэтому католическая церковь заподозрила его в ереси, и почитается он сейчас только на местном уровне — в Марселе.

   Как прекрасно, как глубоко и трогательно звучали православные тропари в древнем соборе! Как благостно и хорошо там было! Но, пора было уходить. Мы вышли из аббатства св. Виктора свежими и духовно обогащёнными. Прошли по набережной старой гавани и сели снова в свой автобус. Следующей нашей целью был собор  Нотр-Дам-де-ла-Гард. По русски это звучит как Божья Матерь Заступница. Здесь, в этом соборе Божьей Матери молятся как Заступнице всех рыбаков и мореходов. Он и выстроен, в основном, на их пожертвования на месте древней часовни. Собор виден со всех точек Марселя, потому что стоит на высокой горе (154м), да и сам он имеет высоту 100м. Часть подъёма к собору мы совершили пешком от первой смотровой площадки по широкой лестнице. Собор выстроен как византийская базилика, т. е. имеет один большой купол и колокольню. В нижнем этаже размещена крипта, где находятся мощи св. мученников Марсельских и усыпальницы знаменитых горожан.

   Верхний зал собора имеет радостный и праздничный вид. Возможно, дело в том, что здесь много изображений кораблей и самодельных резных фигурок святых. Каждый марсельский рыбак, капитан и судовладелец приносит сюда изображение своего судна. Всякий моряк может рассчитывать на покровительство Пречистой Девы. Горожане прибегают к ее заступничеству и в обыкновенных житейских делах – и в благодарность несут в ее обитель вырезанные из дерева фигурки святых. Все стены храма покрыты мраморными табличками с благодарностями Богородице и святым. На верхнем уровне стен расположены красочные мозаики по библейским сюжетам. Прекрасный собор! Даже не верится, что эту радостную красоту хотели уничтожить немцы в конце войны. Но, это им не удалось, и для верующих это явилось ещё одним чудом, сотворённым Богородицей.

   Из собора мы вышли на смотровую площадку в виде балкона, которая опоясывает собор. Перспективы, открывающиеся отсюда изумительны! Особенно красив вид на ярко-синюю бухту, в обрамлении гор! В морской синеве залива как-будто плывёт романтический замок Иф, описанный Дюма. Мы знаем, что это страшная тюрьма, но уж больно красиво она смотрится сверху! Над нами, в сияющем небе как будто парит золотая скульптура Богородицы, установленная на вершине колокольни. Эта статуя — один из символов Марселя и не зря. Не пропадёт город с такой Покровительницей! Видимо, Марсель расположен на очень благодатном месте, ведь не случайно он всего на 200 лет младше Вечного города — Рима. Ну, а мы, полюбовавшись на всю эту красоту отправляемся опять на набережную, у нас 1,5 часа свободного времени.

   Фотографируем гавань с мачтами, старую крепость на берегу. Кто-то зашёл в кафе перекусить, многие прихожане, и я, в том числе, отправились в привычный демократичный  Макдональдс. Я купил мороженное, мы посидели здесь в прохладе, затем прогулялись до ближайшей церкви. Как жаль, что я не увидел сообщения моего сына, который подсказывал, что справа от аббатства св. Виктора расположен замечательный пляж! Значит, не судьба мне была искупаться напоследок в Средиземном море... Вот и пора снова в путь! Мимо окон проплывает бухта, лес мачт, большие пароходы, высотные оффисы. Можно перекусить и даже вздремнуть — езды 2 часа. Впереди нас ждёт «жемчужина Прованса» — древний Арль.


Июнь 2015.