Последняя кража

Елена Кучеренко 2
   На станции Медвежьегорск,известной в истории  как место подписания бароном Маннергеймом акта о капитуляции.Здесь проходила мощнейшая,продуманная до мелочей "ЛИНИЯ МАННЕРГЕЙМА"-которая представляла  собой серьезное препятствие  на полях сражений.Медвежьегорск стоял в лесах,чистые быстрые реки,озера-все прелести леса.Аккуратные поляны с кострищами,грибы,ягоды,стоянки.Люди,путешествующие в лесу природу берегут,нет мусора,в лесных избушках как и прежде остаются:соль,сухари,спички,сухие  дрова  в печках.Чтобы нашедшие их сказали спасибо тому,кто оставил все,вспомнил о нуждах тех,кто пойдет за ними.
Поезд стоял долго,не спеша ходили обходчики с длинными молотками,что-то смотрели под вагонами.На перроне было малолюдно-несколько человек.Шел нудный осенний дождь.Молодой человек со спортивной сумкой через плечо торопливо сунул проводнице билет и,оглянувшись на деревянное здание вокзала,поднялся в вагон.Поезд тронулся,быстро набирая скорость.Проводница,открыв дверь одного из купе,обратилась к лежавшему на нижней полке старику:
-Соседа веду,чтоб не скучно было.
-Постель брать будете?-она повернулась к новому пассажиру.
-Да нет,обойдусь,-буркнул он,-Мне ехать-то всего несколько часов.
Молодой человек,облокотившись о столик,отвернулся к окну.Там,за окном,долго тянулся лес,потом замелькали полустанки,дороги,речушки.
Старик , кряхтя, поднялся,потер плечо:
-Богатые места,грибные,ягодные....Холодновато только.А вот у нас еще теплынь.
-А ты ,дед,откуда будешь?-спросил парень.
Старик кашлянул,протянул руку:
-Федор Егорович я.Ростовский.Ездил к сыну в Североморск.Впервые в здешних местах.
-Ростов-папа,-засмеялся парень,-слыхали.Меня Анатолием зовут,из Петрозаводска.Домой еду,к невесте.-Привстав парень легко тронул за плечо старика:
-А что, дед,не махнуть ли нам в кабак,пожевать чего-нибудь.Я голодный, как зверь.Пойдем,а?
-Что ты,отмахнулся тот,-иди коли хочешь.Твое дело молодое.А то,может моего поешь?Невестка собрала
-Спасибо,отказался Анатолий.
-Я,дедуля еще "раздавить",-парень щелкнул пальцами по горлу, собираюсь.
Потянувшись встал,глянул в зеркало. -Ну, пока.
Федор Егорович посмотрел ему вслед.Парень был высокий,светловолосый.Синий джинсовый костюм плотно облегал ладную фигуру.
"Красивый шельмец"-с удовольствием подумал Федор Егорович.-Таких девчата любят."Он сел поближе к столику,расстегнул молнию дорожной сумки,выложил на стол домашнюю снедь.
Вскоре вернулся Анатолий,раскрасневшийся,веселый.
-"Заправиться" удалось,а насчет пожрать:ку-ку!нет уже ничего,закрыт ресторан.
-Садись со мной,не побрезгуй -засуетился дед.Как говорится...Чем богаты.
Анатолий не заставил себя долго упрашивать.Расположившись напротив гостеприимного соседа,отломил кусок жареной курицы,взял помидор.А старик,обрадованный тем.что есть с кем разделить дорожную трапезу,угощал с удовольствием:
Хлеб.,хлеб возьми свежий.Как же помидоры без хлеба...
А тот улыбаясь слушал старика,который ему все больше и больше нравился возраст солидный,а сам ,видать, крепкий.
Федор Егорович придвинул всю еду Анатолию поближе,а сам поднялся:
-Пойду проведаю насчет чайку.
-Давай ,дед,я смотаюсь.
Нет,нет,сиди,я сам.

Оставшись один,Анатолий пересел поближе к окну,отодвинул висевший на крючке пиджак соседа,насторожился,  ощутив под рукой что-то твердое.Нащупав карман,он вытащил из него кошелек.Там были ключи на брелоке и 3 бумажки по 25 рублей.Почти машинально взял одну и опустил в карман своей куртки.
Вскоре Федор Егорович вернулся с 2 стаканами чая.Тепло ,приятно растекавшееся по телу ,располагало к беседе?
-Родители-то есть у тебя?-спросил Федор Егорович.
-Есть нехотя ответил Анатолий,-есть как же без них?
-И мама и папа.
На губах парня заиграла злая усмешка.А старик,сделав вид.что не заметил иронии,продолжал расспросы:
-А братья,сестры?
-Нет один я у них
-Родителям не до детей было.
-Отец-директор большого завода,вечно в разъездах.Мать-врач,все время в больнице.
-Одного меня лелеяли.-Взгляд его стал жестким-Слово-то какое-то дурацкое
"лелеяли".-Почему дурацкое? Хорошее слово.
-Не лелеять,а воспитывать детей надо.-со злостью ответил Анатолий.
Его собеседник деликатно промолчал
-Воспитывать нужно правдой.,примером,а они мне врали!
-Чего же они тебе наврали,если не секрет?За что так строго судишь?-спросил старик.
-За все.
И как это бывает в дороге,парню вдруг захотелось выплеснуть все,что наболело  в душе.Говорят дорожные разговоры.как правило,забываются в конце пути.И старик  забудет,хотя,как сказать...Вдруг обнаружит пропажу? ну,это еще доказать надо,ведь обронить мог.
Зачем он взял деньги,Анатолий,пожалуй,не смог бы объяснить и самому себе.
Ведь,в сущности,деньги были,получил при выходе,на освобождении.Просто плохо лежали,вот и взял.Пусть не хлопает ушами,прыткий какой.Все выспрашивает,а о себе помалкивает.И неожиданно для себя Анатолий с вызовом спросил:
-А как ты,дед,думаешь,кто я такой?
-Откуда мне знать,-ответил дед-Студент,наверное.
-Студент!-Анатолий криво усмехнулся..-Вор я.
-Так уж и вор? С любопытством оглядел его старик.,-может, воренок?
-Может,согласился парень.-Три года отсидел,без двух месяцев,акража-пустяк-продал казенную пилу "Дружба",в лесу работал. До этого по мелочам было.
  -Отчего не  учился?-спросил Федор Егорович.
-Учился.,из десятого вышибли.Пропускал много.
-Отец-то чего не помог?- в голосе старика было живое участие
-Отец?Из-за него все и началось.Отца я любил и мать тоже .Чтобы когда поругались? Да никогда.Думал семья наша-что надо.
Парень махнул рукой-Да что говорить.Но однажды они поломали мою веру...Мне было тогда лет 14.Все ребята мне завидовали,у кого отец пьет,у кого мать...Сижу как-то вечером в коридоре,отец там мне мастерскую отгородил.Сижу,делаю приемник.Телефон зазвонил.Отец дверь в комнату прикрыл,разговаривает с кем-то потихоньку.Понял я-с женщиной.А мать ыскочила в коридор?
-Опять ты за старое? И такое тут началось.Чего только я не услышал в тот вечер.Выйти не мог,стыдно было.Они так и не узнали,что я все слышал,а вместо школы-к дружкам.Я продал материнское кольцо,а деньги пропили.Уговаривали меня предки,пугали,но все напрасно.Брал из шкафа деньги,пропивали.Мечтал уехать подальше.Родителям больше не верил.Кое-как.,дотянул до  десятого.После
 украденной пилы-колония,сейчас отпустили на стройки народного хозяйства,два месяца до воли осталось.Начальник о ряда разрешил на день домой съездить..Девчонка есть,еще  со школы дружили.Ждет меня.Родители не хотят  ее за меня отдавать,а мы списались и решили в тайне от них заявление  в ЗАГС отнести.Вот еду...
-Ну а с воровством как?-напомнил Федор Егорович.
-Там посмотрим,неопределенно ответил Анатолий.
-Да,дела у тебя,парень....-качнул головой Федор Егорович.
-Подумать тебе крепко надо..-Я старый уже,семьдесят стукнуло-И помолчав добавил:
-Не говорил я последние четыре десятка лет этого никому.Мы ведьс тобой товарищи по несчастью....
-Как это  ?
-Не понять сразу,сынок.Тоже.как и ты,вором был
-Ну  да?!- Не поверил Анатолий.
-Было,сынок,было.И была у меня последняя кража..
За окном быстро темнело.Парень щелкнул выключателем.Мягкий свет осветил лицо старика.Оно было напряженным.голос подрагивал от волнения
-Начну прямо с детства.Меня, правда,лелеять некому было:семеро у матери.Так что проходили дворовые университеты.Гоняли по улицам,ПРОМЫШЛЯЛИ В ЧУЖИХ САДАХ И ОГОРОДАХ,тем и лакомились.Летом подрабатывал пастушонком .Жили мы тогда на Козлятке,или Козловой балке правильнее.Была такая окраина в городе.Сейчас там новый микрорайон,а тогда глухое место было.
Днем на деревьях сидели,как "тарзаны",а вечером проказничали.То череп с кладбища притащим,свечку поставим и в чье-нибудь окошко сунем.то кошельки на ниточке прохожим подбросим.Чего только не придумывали. Соседи.конечно,матери жаловались,а она скорая на руку была.Без отца воспитывала,и наказывала,как сердце велит. Но мы не обижались.Никакой работы она не гнушалась-полы мыла,белье стирала,огороды полола.Подраставших детей тоже на работу определяла.Иван,брат на год старше меня,,видно,поумнее был.Пошел стрелочником на железную дорогу.Девушку завел,женился.А я в ребятах застрял.Дружков много,все праздношатающиеся,как я.На работе не задерживался=выгоняли за прогулы..Торговал гребешками,в то время из рогов делали.Толкался на базарах.Как=то помню с неделю денег у меня не водилось.И так думал и эдак,ничего не могу придумать.Прихожу к невестке, жене Ивана,говорю?"Клава,
Иван берет меня с себе, на "железку".Сказал,чтоб ты дала его костюм и ботинки.Неудобно к начальству оборванцем являться"Она дала.С костюмом этим закрутился на неделю.Очнулся,лежу в телеге,посреди двора,на мне женская юбка,кофта,босиком.Голова трещит,не помню ничего.Отошел немного,перед ноябрьскими праздниками новое дело с дружками затеял.Провели "ночной рейд"По курятникам.Улов крупный был.Многие тогда утром встали птиц кормить,а в курятниках лишь только пух и перья.Снова веселье...В доме напротив жила одна девушка,Катей звали,работала вместе с моей сестрой на табачной фабрике.Пацанкой была,дружили,а подрастать стала  -начала сторониться.Как-то сестра говорит:
-Знаешь,Федька,Катька тебя нарочно избегает
-Почему?,-спрашиваю.
-А угадай-,говорит.Разозлился я
-то ты мне загадки загадываешь?А она мне :-
-Дуракам везет,такая девка по нем сохнет,а ему хоть бы что...
тал я с той поры к Катьке присматриваться.А на гордая была,вида не показывала,что я ей нравлюсь."Что же это за любовь такая?"-думаю.Надули меня,вот я уши и развесил.Жила Катька со старухой-теткой.Та меня  никак иначе не называла как шантрапа    .А я из-за упрямства каждый вечер прохаживался под их окнами.Не выдержала она однажды,высунулась и давай ругать:"Ворюга проклятый.Носит тебя нелегкая,сбиваешь девку с толку".Обозлился я,стою,все во мне кипит,ну насолю я ей сейчас.А Вдруг калитка открывается,выходит Катя,косу теребит?
-Не обижайся на тетю,Федя,боится она за меня..
-Что я людоед какой,-говорю-чего меня бояться?Стали мы с той поры встречаться с нею.Не заметил как влюбился.Просил,чтобы замуж за меня пошла,не согласилась,говорит?"С плохими людьми водишься"
После случая с курятником мои сердечные дела совсем разладились.Сунулся я к ней вечером-не пустила.
-Посмотришь,все живут по-людски,работают.А ты на кого похож?,в юбках да кофтах бабьих мотаешься.Не приходи ко мне больше" И дверь перед самым носом захлопнула..Плюнул я с досады,к дружку пошел,к Семену.Выпили мы с ним,а вечером обчистили пивной ларек,за что получили по 3 года.Родственники на суд нре пришли,одна Катерина теплые вещи принесла.Думал не повезло просто.Приобрел в лагере специальность  каменьщика,шофера.Народ разный сидел.Были кочевники,которые между сроками не успевали белый свет оглядеть.Один из таких-заядлый картежник.Как-то вечером подошел ко мне ,говорит:
-Не пора ли нам с тобой игрануть,что-то ты нашу компанию обходишь?Чище,что ли? Играть я ,откровенно говоря, побаивался,знал,что плата разная бывает.Стою молчу.
-Что ж ты,ростовский,-говорит,-в штанах мокро?
-Свои пощупай.Игрок оскалился,повернулся к окружавшей его шпане:
-Вот это орел!Ну,что? Сейчас же и попробуем,не растеряет ли перья.
Проигрался я сразу.Он сапог выставил,приказывает:
-Оближи!На первый раз квиты будем.- Вижу,плохо мое дело,гвозданул его между глаз,а второй раз не успел,у самого искры посыпались-сзади тубарем по голове ахнули...
Очнулся в санчасти.Доктор сказал,что га волоске от смерти был.Лежать было скучно.И от нечего делать вспомнил свою давнюю  привычку детства-рисовать по памяти.Достал лист бумаги,попробовал Катин портрет изобразить,увлекся и не заметил,как Сергей Федорович,начальник отряда,вошел.Хотел спрятать лист,не успел.Стал он расспрашивать,кто,мол,откуда?Слово за слово,показал фотографию своей семьи.девчушка у него маленькая была,потешная очень.Через 2 дня опять пришел,попросил стенд помочь оформить.Частенько мы с ним стали беседовать,нет-нет и что-нибудь про семью расскажет... Про  себя думаю?"Вот живет человек,счастлив..." А самого тоска гложет.Человек любит семью.,а что после меня останется? Родственники не пишут,Катерина , наверное, давно замужем.Короче,до смерти буду помнить Сергея Федоровича.А как радовался он вместе со мной,когда я от Кати письмо получил.Потом,много позже я узнал.что это было дело его рук.Катя мне все рассказала.После освобождения поехал к ней.На работу устроился к брату на железную дорогу,а через месяц мы с Катей поженились.перед свадьбой она сказала?
-Дай слово,что к старому не вернешься.-Дал я ей эту клятву.
Нарушить ее пришлось 1 раз.Вскоре началась война.В военкомате меня забраковали.С легкими что-то не в порядке было.Шла эвакуация,целыми днями ре бывал дома.Работал и составителем, и стрелочником, и грузчиком, и курьером.Родные мои уехали.а Катя вместе  с ними.В город входили немцы.Прятался на чердаке.Много страшного пережить пришлось.Тогда-то и была у меня последняя кража.: украл у немцев пистолет и 2 фляжки с водой.Потом воевал 3 года.,в разведке.В Венгрии последнее ранение было.Анатолий давно перестал замечать остановки.История жизни этого человека захватила его.А старик замолчал.весть ушел в свои воспоминания.,откоторых как-то преобразился,помолодел
-А после войны как?-нарушил молчание Анатолий.
-После?-Федор Егорович полез в сумку,достал небольшой блокнот,вынул лежавшую в нем фотографию.
-Это я с товарищами,на встрече однополчан.Анатолий с любопытством взглянул на снимок и ахнул.Федор Егорович  стоял с тремя мужчинами у дерева.Пиджак его,как кольчугой был закрыт орденами и медалями
-Что говоришь после войны было?-вернулся к рассказу старик.Встретился с Катей.Из эвакуации привезли детей Ивана.Сам он с женой погиб во время бомбежки.Своих детей у нас не было.Не знаю,любил бы я своих больше,чем люблю детей Ивана.?Четверо внуков.Летом их привозят из Североморска,а двое с нами живут.Работал шофером,закончил техникум,был начальником автобазы.Сейчас пенсионер.Дел и дома много.Приезжай к нам,сынок,места красивые,тепло.,покажу город.Съездим порыбачим.Бери свою невесту и приезжай,не пожалеешь.Договорились? Вот адрес.Старик вырвал листок из блокнота,где лежала фотография.Анатолий сунул бумажку в карман,поблагодарил.Поезд подходил к Петрозаводску с небольшим опозданием,стоянку сократили.На прощанье старик пожал Анатолию руку.Выйдя на перрон,парень стукнул пальцами в стекло окна. и помахал рукой.Он шел,чувствуя,что не сказал старику самое главное,чего никак не мог вспомнить.Пройдя вокзал -вышел на площадь и полез за сигаретами.Мгновенная испарина  покрыла лоб:"Деньги забыл отдать",повернул к перрону,но поезд уже отошел.Медленно развернул бумажку с адресом,подошел к фонарю,на записке ,с обратной стороны было написано:"Пусть эта ошибка у тебя будет последней.Приезжай.Ф.Е"Значит он все знал и ничего не сказал?
Какое-тол время он сосредоточенно думал,потом решительно направился к телеграфу.на бланке денежного перевода Федору Егоровичу,в графе "для письма" он  написал:"Спасибо,отец.Летом приеду.Анатолий"