Труба

Анатолий Торопкин
                Предисловие
      
     С внучкой Машенькой мы постоянно чем-то занимаемся. Причём наши занятия не только подвижно-игровые, но и познавательные: Мы изучаем буквы, складываем из них слова, делаем поделки из пластилина, много рисуем и любим беседовать на различные темы.
     Она, как и все дети, очень любопытная и любит задавать неожиданные, с точки зрения взрослого, вопросы. В народе говорят «что старый, что малый» и это, я думаю, правда. Я привык к её вопросам, и задаю ей такие же. Мы  даже придумали с ней игру, в которую часто играем.
     Я, например, спрашиваю:
- Машенька, а что тебе больше нравится: кустик или облако?
- Кустик.
- А почему?
- Его можно потрогать, а облако нет.
- А тебе, деда?
- Облако.
- А почему?
- Облако может плыть по небу, а кустик нет.
     Но задаёт внучка и жизненные вопросы:
- Деда, а ты, когда был маленьким, ходил в детский сад?
- Конечно, ходил, Машенька.
- А что ты любил там делать?
- Играть и рисовать.
- А расскажи, деда, что-нибудь про свой детский сад.
- Хорошо, внученька, слушай.

                Случай из детства.

     Это было в далёкие пятидесятые годы. Наш детский сад располагался в самом центре Октябрьского района на улице Кирова. Здание сада, кстати, и сейчас там стоит. Через дорогу от сада был большой базар. Сейчас на этом месте стоит библиотека ГПНТБ, а базар с крытым рынком перенесли в другое место, неподалёку.
     Мы в то время с мамой и бабушкой жили в частном доме на улице Артиллерийской.  Он стоял в четырёх остановках от сада, и нам с мамой приходилось пользоваться автобусом. В те далёкие времена это было нормально, так как детских садов в городе было мало.  Мама работала на радиозаводе и ей, как матери одиночке, выделили место в садике.
     Больше всего на свете я не любил утром подниматься и идти на автобусную остановку. Ведь утренние часы самые сладкие. Сейчас тоже самое только дорога у малышей значительно короче. Детские сады стоят в каждом дворе.     После завтрака, когда мы приступали к играм, недовольство ранним подъёмом проходило до следующего утра. 
      Из любимых занятий в саду у меня было рисование и строительство из конструктора. Сейчас почему-то таких не делают. Всё больше кубики или ЛЕГО. А наш состоял из полых деревянных цилиндров с отверстиями по бокам и деревянных стержней. Стержни вставлялись в эти отверстия и позволяли элементы конструктора крепить между собой.
     Сами цилиндры были с ногу слона, только короткие. Из них можно было собрать всё, что угодно: дом, коня, машину и даже паровоз. Всё зависело от творческой мысли автора. Если собирали дом, то это обязательно был штаб, только без крыши. А потом мы играли в войну. Все мальчишки в то время любили играть в войну.
     Рисовать я любил на свободные тему. Помню один свой рисунок, который всем понравился. На нём я изобразил наш Коммунальный мост, реку Обь и пароход. Правда, он получился крупным, и было не совсем понятно, как он проплывёт под мостом. Но это никого не волновало, и автора тоже.
     Но больше всего мы, малышня, любили гулять на территории детского сада. Там были грибки, песочницы и прочие развлекательные атрибуты. Воспитатели в пол глаза следили за нами позволяя насладиться самостоятельностью. Однажды, во время такой прогулки, я нашёл отрезок трубы. Она лежала в траве возле самого забора.
     Это была замечательная труба. Чуть меньше метра длиной и совсем без ржавчины. И диаметр был подходящий, примерно с детский кулак. Похоже, что хозяина у неё не было, а мне она была нужна. Моё воображение сразу нарисовало цветную картинку. На ней во всей красе стояла пушка со стволом именно из этой трубы. Где брать лафет, щиток и колёса я не думал. Главное был ствол.
     Я приподнял её, осмотрел. Трава под ней была чуть примята. Похоже, что появилась она здесь недавно. Оглядевшись по сторонам, я понял, что никому не было дела до этой трубы. Это меня успокоило. Вернув трубу на место, я присоединился к играющим одногруппникам и стал разрабатывать план по доставки трубы до дома.
     Когда вечером за мной пришла мама, я показал ей эту красавицу трубу. Но она не разделила моих восторгов относительно этой ценной находки. На мою просьбу забрать трубу домой она ответила категорическим отказом. Я понял, что спорить с мамой бесполезно, но и сдаваться так просто я не собирался. У меня имелся ещё один план.
     На следующий день, когда нас вывели на прогулку, я показал трубу своему одногруппнику. Смутно помню, что он был белобрысый, с веснушками и чуть выше меня ростом. К моему удивлению, он быстро согласился помочь мне донести этот груз до моего дома. Возможно потому, что идея с пушкой ему тоже понравилась.
     Теперь нам предстояло незаметно от воспитателей покинуть территорию детского сада, да ещё и с заметной ношей. С этой задачей мы справились легко. Трубу просунули между штакетин, а сами пролезли в одну из дыр забора. Потом, укрываясь за пышными кустами, подобрали будущий ствол пушки и вышли на улицу Кирова.
     Движение на магистрали уже тогда было довольно интенсивным. Нам помог светофор. Держа бесценный груз с обоих концов, мы благополучно пересекли улицу, обогнули базар и бойко зашагали по Б. Богаткова.
     Путь был неблизким. Разрабатывая план номер два, я не учёл, что придётся добираться до моего дома пешком, а не на автобусе. На нём сразу бы заметили двух малышей без родителей. Нам предстояло пройти четыре остановки, да ещё и с трубой.
     Мой помощник начал проявлять беспокойство, когда мы прошли две остановки. А это была только половина пути. Я тоже стал волноваться, так как понял, что вернуться к окончанию прогулки мы уже не успеем. А это значит, что всё пошло не по плану. Но пути назад не было. О последствиях я старался не думать.
     Пройдя ещё остановку, мой приятель начал хныкать, но свой конец трубы не бросал. Возможно, боялся без меня не найти дорогу до сада. Я его стал подбадривать: «Потерпи, уже немного осталось. Скоро придём». Может, это как-то подействовало на него, но канючить он перестал и обречённо шагал за мной. Это придало мне сил.
     Наконец, мы добрались до моего дома. Заскочив во двор, мы бросили трубу и, не сговариваясь, пустились в обратный путь. Короткими перебежками мы преодолели его значительно быстрее. Теперь уже приятель был впереди, а я едва поспевал за ним. Поспеть к окончанию прогулки мы уже не думали. Знали, что безнадёжно опоздали.
     В детский сад мы прибежали, когда все дети уже мирно спали. Было много шума. Нас отправили сразу к заведующей. Что она нам говорила, я уже не помню. Я, конечно, взял всю вину на себя. Да так оно и было. Только на этом дело не закончилось.
     Мама иногда, перед тем как идти за мной в сад, заходила домой. Зашла она и в тот раз. А бабушка прямо с порога ей и говорит:
- В окно видела, будто Толик с каким-то мальчишкой прибегали.
- Да тебе, наверно, померещилось. Он в детском саду. Как он мог прибегать?
- Может, и померещилось, только они какую-то трубу во дворе бросили и сразу убежали.
     Мама вышла на улицу и сразу увидела её. Она узнала эту трубу. Трудно представить состояние мамы, когда она ехала в детский сад. Какие мысли крутились в её голове. К счастью, всё закончилось хорошо. Мы с мальчишкой нашлись и были целы и невредимы. Только когда мы с мамой приехали домой, я получил заслуженную взбучку. Хотя я её плохо помню.

                Эпилог

     Внучка с интересом выслушала случай с трубой, но ей было интересно продолжение.
- Деда, а что было потом с этой трубой? Ты сделал пушку?
- Да, сделал. Только тогда мне уже было двенадцать лет. Я готовил реквизит к предстоящей игре по съёмке фильма про войну, и мне нужна была пушка. Об этом я написал в своём рассказе «Велосипедный бизнес». Его можно прочитать на моей страничке в проза.ру