Дневник врача. Жить сегодня

Полина Ребенина3
И Швеции и в Финляндии - высокий процент онкологических заболеваний. Объясняется это высоким естественным уровнем радиации в этих странах, расположенных на гористой местности, на гранитных скалах. Среди онкологических заболеваний стоят на первом месте заболеваемость раком предстательной железы у мужчин и раком груди у женщин. На втором месте после этой гормональной онкологии в скандинавских странах и у мужчин и у женщин стоит рак кишечника. Рак кишечника был раньше редким заболеванием и, по всей видимости, лавинообразное возрастание уровня заболеваемости этим недугом объясняется наличием большого количества искусственных химических добавок в пищевых продуктах. В Африке, где продукты не обрабатываются химически, до сих пор рак кишечника является крайне редкой болезнью.

В использовании этих химических добавок в продуктах питания стоят индустриально развитые «цивилизованные» страны значительно впереди России, они в этом отношении действительно сильно «продвинулись». Здесь все подчинено целям коммерции, главным является продукт продать и деньги на этом заработать. И для этого должен соответствующий продукт выглядеть свежим, быть красиво упакован и храниться на полках магазина, как можно дольше. С этой целью применяются разнообразные химический добавки, и среди всего прочего, синтетические консерванты, то есть вещества обладающие антибактериальной активностью, вещества, которые предотвращают развитие в продуктах плесени и их порчи. Но ведь совершенно ясно, что те же консерванты, при употреблении «загрязненной» ими пищи человеком убивают его кишечные бактерии, те бактерии, которые нормально присутствуют в огромном количестве в кишечнике человека и обеспечивают переваривание пищи. В результате начинаются функциональные расстройства кишечника, запоры, брожение, газообразование, которые при длительных нарушениях переходят в органические заболевания: полипы, дивертикулиты и, в итоге, могут вызвать рак кишечника.

Меня всегда удивляло наше слепое преклонение перед Западом и западным образом жизни. Я не раз видела, как в Финляндии, русские туристы расхватывают финскую икру с добавленными в нее консервантами, считая, что употребляют «чистые» импортные продукты, и ругают при этом отечественную икру, которая может быть не так красиво упакована и не так красиво выглядит, но совершенно не содержит искусственных добавок, консервантов, и  является действительно чистым биологическим продуктом. Лучше бы этикетку читали внимательно, на которой описывается содержание продаваемых консервов.

Но «это только присказка, а грустная сказка будет впереди!». В дополнение к вышесказанному, хочется мне рассказать один случай из моей практики, точнее из моего недавнего врачебного приема.

Пришел на прием пациент, ему 72 года, назовем его Лейф. Приходит в совершенном отчаянии, у него, по-видимому, простуда - кашель, температура. Но отчаяние его объясняется не этим, а тем, что из-за этой простуды не получил он сегодня лечения цитостатиками, врач-онколог отказал ему в сегодняшней капельнице из-за этой проклятой дыхательной инфекции. И он в отчаянии оттого, что это может это ему стоить недели, или даже месяца его жизни, ведь как уверяет онколог, химиотерапия продлевает жизнь онкологического больного, отодвигает наступление неизбежного конца.

У Лейфа - рак кишечника. Был он раньше относительно здоров, конечно были периодически разные болячки и недомогания, но в основном все было нормально, работал преподавателем в техникуме много лет, в 65 лет вышел на пенсию. Кишечник всегда функционировал, как часы, опорожнялся раз в день, в утренние часы, и проблем с этим никаких не было. Но три месяца назад что-то в организме разладилось, стал чувствовать, что кишечник опорожняется неполностью, и возникает потребность повторных посещений туалета, стул стал тяжелым, натужным, иногда смешанным с кровью. Стал больше гулять, старался больше пить, но тенденция к запорам продолжалась. Обратился к  врачу общей практики, послали на рентген, который показал наличие в кишечнике опухоли, но было неясно происхождение этой опухоли, была надежда на ее доброкачественность. Послали к хирургу, где взяли биопсии - кусочки ткани из этой опухоли, сделали гистологический анализ и бедный Лейф получил известие, что опухоль его - злокачественноя. 

Дальше- хуже, сделали томографическое обследование всего тела и обнаружили метастазы в легких. После врачебной хирургической конференции в операции ему было отказано, получил известие, что жить ему осталось недолго, но его жизнь возможно в какой-то степени продлить, если провести химиотерапию. Получил две капельницы с лекарством цитостатического действия, перенес лечение неплохо, и вот теперь обидная эта простуда... и врач-онколог отказал в следующей капельнице, пока он от простуды не излечится. Пришел ко мне за лечением, и я назначаю ему курс антибиотиков. А он мне рассказывает обо всем, что пришлось ему пережить и передумать в эти последние месяцы.

Рассказывает о том, что, как и все мы, думал он всегда, что жить он будет вечно. И если была теоретическая вероятность, что придется когда-то умирать, то всегда казалось, что случится это не сейчас и не здесь, а в неопределенном, очень далеком будущем. И всегда думалось, что впереди еще долгие годы, десятилетия жизни. И вдруг все после ракового диагноза радикально изменилось, и счет пошел не на годы и десятилетия предстоящей жизни, а на месяцы и недели. И он стал теперь радоваться каждому дню, и воспринимать каждый наступивший день, как подарок судьбы. Особенно, если этот день можно было прожить без сильных болей и мучений. И завтрашний день тебе теперь не обещан, неизвестно, каким он будет и будет ли вообще. И поэтому так много значит теперь прием лекарств-цитостатиков, которые, как говорят онкологи, может затормозить рост опухоли и продлить жизнь. Ведь теперь вопрос стоит о том, что каждый день растущая опухоль может полностью закрыть просвет кишечника, и возникнет его непроходимость и тогда неотвратимый мучительный конец или же немедленная операция, которая даст лишь временное облегчение.

Все мы слышали много мудрых мыслей о том, что надо жить именно сегодня, сегодняшним днем, не заглядывая далеко вперед. «Не думай о прошлом и не заботься о будущем, наслаждайся сегодняшним днем и теми мгновениями и радостями, которые неожиданно приходят и уходят!» (Бхартрихари, индийский философ). Но мы так созданы, что мы нередко живем надеждами, мы думаем и мечтаем о будущем, стремимся к нему, строим его. Мы часто верим в то, что завтра будет лучше, чем сегодня. Нам кажется неинтересным и легковесным жить только сегодняшним днем, нам нужно «планов громадье, размаха шаги саженьи», как говорил поэт.

И лишь, когда случается что-то вдруг резко угрожающее спокойному бездумному течению нашей жизни, как смертельный приговор, или как страшный диагноз, который показывает границу жизни, ее близкий конец, лишь тогда мы начинаем жить осознанно, проживать каждый день, каждый час, каждое мгновение. Ведь говорят, что у приговоренного к смерти перед самым исполнением приговора за секунды проносится перед глазами вся его жизнь. Вот тогда становится жизнь необычайно интенсивной и спрессовывается масса переживаний в часы, в минуты, и даже в секунды. «Не думай о секундах свысока, наступит время сам поймешь наверное...» - писал великий русский поэт Роберт Рождественский.

Как суметь это совместить, думать, планировать будущее и в то же время наслаждаться каждым днем, каждой минутой и секундой дня настоящего?! Иногда этому начинает человек учиться лишь после произнесения приговора: страшного диагноза или смертного приговора, в любом случае в результате события, показывающего четко, что жизнь теперь четко ограничена и не так далеко виден момент ее окончания. И поэтому, как ни странно, но я не раз слышала от пациентов, получивших страшный диагноз, что они ему в какой-то мере благодарны, потому что они стали смотреть на жизнь по-новому, стали с этого момента жить совсем по-другому, более осознанно и  осмысленно...