Дневник врача. Столетники

Полина Ребенина3
Так называю я моих пациентов, которым около 100 лет, во всяком случае всех тех, кому больше 95 лет. Такие встречаются не так уж редко, 2-3 раза в месяц. Мы все им очень рады, и я, и медсестры, весь персонал поликлиники, мы любим их, по-видимому, вселяют они во всех нас надежду, что можно жить очень долго и радоваться жизни.

Когда приходят они со своими жалобами, то стараюсь я по возможности разрешить их проблемы и начинаю засыпать их встречными вопросами, о том, как им это удалось, жить так долго и быть в основном здоровыми. «Расскажите мне, как вы живете, что едите, сколько спите, если ли у вас какие-то секреты долголетия?- надоедаю я. «Будьте добры, расскажите, ведь спрашиваю я не из праздного любопытства, может быть смогу я помочь и чему-то полезному научить других моих пациентов, страдающих, живущих в постоянных мучениях. Может быть возможно помочь не только им, но и помочь тем, кто еще здоров, чтобы предупредить заболевания, чтобы и они могли жить так же долго и без ненужных страданий.

Я могу поделиться впечатлениями от нескольких таких встреч. Одного из  «столетников» встретила я, когда работала в  небольшом поселке на юге Швеции. Открываю журнал, читаю: «Женщина, 102 года, жалобы на боли в левом ухе.» Сразу тяжелое чувство, знаю, что в этом возрасте, если уж и дожила, то очевидно болит не только ухо, а букет тяжелых заболеваний, и наверняка передвигаться самостоятельно не может, сидит в инвалидной коляске.  Выхожу в приемную, ищу глазами инвалидную коляску и вдруг подлетает ко мне женщина, на вид лет 50- 60, стройная, декольте, грудь торчком, кокетливо одетая и подкрашенная. Она, видя мое недоумение поясняет: «Доктор, это я, это мне 102 года!». Я поражена, ошарашена, предлагаю ей пройти в кабинет, осмотрела ее, назначила лечение и начинаю донимать ее своими обычными вопросами: «Как вам это удалось?». Ничего особенного она мне рассказать не может, жила как все, много работала, с 14 до 65 лет, физическая работа, потом ушла на пенсию. Была семья, муж и двое детей, муж и одна дочь уже умерли.  Живет одна, но тесно общается со своим сыном и внуками, у нее много друзей. Более подробно о ее личной жизни я спрашивать не решаюсь, но судя по ее внешнему виду и до сих пор есть у нее поклонники и воздыхатели. Всю жизнь живет на одном месте в своем маленьком поселке, несколько раз выезжала в соседний город, но где-то в более отдаленных местах, в Стокгольме или за границей никогда не была. Всегда много двигалась, любит гулять в лесу, всю жизнь поддерживает один и тот же вес. Всю жизнь была относительна здорова, не считая преходящих недомоганий, очень осторожна с лекарствами, но последние годы вынуждена принимать снотворное, чтобы уснуть.  Трудно понять в чем секрет ее необычайного долголетия и что самое главное, сохранной активности. Может быть в том, что я в ней сразу увидела, она никогда не распускалась, не переедала, много двигалась, следила за собой. Не поддавалась старению и следила за своей женской привлекательностью. Характер в ней чувствуется спокойный и доброжелательный, не бросалась в разные стороны в поисках новых ощущений, а строила свое счастье в своем маленьком родном городке среди родных и близких людей («где родилась, там и пригодилась»).

В небольшом городе в центральной Швеции, пришел ко мне на прием еще один типичный «столетник». Мужчина, 100 лет, подтянутый, худощавый, легко вошел в мой кабинет и сразу поразил меня своей подтянутостью и элегантностью - на нем серый в елочку, прекрасно сидящий на нем костюм, и белая рубашка с галстуком. Удивительно, но многие долгожители и в глубокой старости остаются привлекательными и красивыми людьми. Они уделяют внимание и своему здоровью и своей внешности. Они не желают стареть, героически борются с наступающей старостью, и нередко достигают в этом успеха. Мой «столетник» живет вместе со своей женой в доме за городом. Он производит впечатление доброго, гармоничного и приветливого человека. Работал всю жизнь, ушел на пенсию по возрасту в 65 лет. Переживает, что ему пришлось так рано закончить работать, хотел бы работать дольше. Жена у него "молодая", ей всего 92 года, но болезненная. Мой пациент любит свою жену, беспокоится о ней, заботится о ней, считает, что она без него не справится, пропадет. Это он ее поддержка и опора. Он чувствует себя нужным и необходимым. Любит он и свой дом и работает много по дому- красит, строит, подправляет заборы, настилает полы, и в саду - копает, сажает, подстригает траву, подрезает плодовые деревья. Работы у него много, особенно весной, летом и ранней осенью. А поздней осенью и зимой ходит он на долгие прогулки в лесу, без движения он жить не может. Он мне рассказывает, как любит он свой сад, это его самое большое увлечение, он забывает о времени, когда занимается своим любимым делом. Может находиться в саду по 5-6 часов, пока жена не начинает волноваться и не загоняет его домой. Принимает минимум лекарств и в низких дозах: от повышенного давления, снижающее холестерин, и маленькую таблетку, снижающую вязкость крови, для профилактики инсульта и инфаркта. Принимает эти лекарства уже много лет, его организм к ним приспособился и его давление и все анализы выглядят отлично. Как и он сам.

Месяц назад встретила я еще одного типичного «столетника». Женщина 99 лет, пришла на прием по причине каких-то мелких проблем- небольшое кожное высыпание, боль в суставе. Моложавая, привлекательная, хорошо одетая. Настолько привлекательная, что вышла в 90 лет замуж за интересного 70-летнего мужчину. Я встретила их обоих в приемной, они сидят рядышком и воркуют, как голубки, и она не выглядит старше своего мужа, оба выглядят на 65-70, не старше. Она мне рассказала, что очень любит своего мужа, и что тот был тяжело болен, лежал в доме для хроников, но она ходила к нему каждый день, ухаживала за ним и его с того света вытащила.  И теперь они опять живут вместе, и относительно здоровы, и все у них хорошо. И эта женщина тоже работала всю жизнь, и выйдя на пенсию сумела создать активную интересную жизнь. Ходит на длительные прогулки, танцует. И самое главное, что у нее хватило душевных и физических сил построить семью в 90 лет, а когда ее муж заболел, то бороться за его здоровье и вернуть его назад в свою жизнь, в их маленькую семью. И этой женщине очень важно чувствовать себя нужной, необходимой, иметь рядом близкого человека! Именно это дает ей силы жить и радоваться жизни.

Вообще, в Швеции высокая средняя продолжительность жизни. Работают шведы много и живут долго. В основе они протестанты, а согласно этому религиозному учению, лютеранству, именно труд обеспечивает здоровье и благополучие. Здесь не только все много работают, но труд на каждом рабочем месте прекрасно организован и за счет этого производительность труда очень высокая. Никому на работе скучать не приходится, рабочее время спрессовано, каждая минута на учете. И я думаю, что это очень важно работать на пределе своих возможностей, это огромный стимул к дальнейшему развитию. Сейчас здесь пенсионный возраст для мужчин и женщин 67 лет, но действующий премьер-министр выступил с предложением увеличить пенсионный возраст до 75 лет. И что самое интересное, я думаю, что многие шведы, особенно мужчины, будут рады этой возможности работать до 75 лет. Ведь работа организует жизнь человека, он продолжает чувствовать себя нужным и необходимым, он находится среди людей, в гуще жизни. Согласно моему глубокому убеждению расслабленные, опустившиеся, ленивые "обломовы" долго не живут, а живут долго плодотворно и счастливо "штольцы", благодаря трудолюбию и самодисциплине. Примером этому может послужить жизнь моего дорогого учителя, хирурга Федора Ивановича Углова, который продолжал работать и оперировать до 104 лет и его имя вошло в книгу рекордов Гиннеса, как старейшего действующего хирурга!

Действительно, по-видимому, ключевыми словами к долголетию являются: трудолюбие, самодисциплина, неугасающий интерес к жизни, оптимизм, поддержание нормального веса, сохранение внешней привлекательности, чувство своей востребованности, необходимости, доброжелательность, любовь.