Шаг спирали Глава Зарок, данный Богу - Моя книга

Любовь Горбатенко
Но будем надеяться на лучшее. Мне выжить и не сломаться помогла моя книга. Я выполнила свой зарок, который дала Богу, когда Андрей был в коме. Бог мне поверил, и Андрей остался жив. А я написала книгу, которая, может быть поможет другим матерям, поможет выжить их детям. Соня помогла мне найти всероссийское издательство, книгу опубликовали.

Я очень хочу донести свой опыт до других матерей. И это не только желание поделиться опытом. Это - желание помочь. И тем, кого еще не коснулась эта беда, и тем, кто сейчас в полном отчаянии. Она может быть полезна и родителям. Но, вообще, она построена, как универсальная, постоянно действующая программа профилактики наркомании. Она построена так, что преподаватели любого предмета могут взять там какие-то основные идеи, нарастить их своими знаниями и своим пониманием всего этого, и, начиная с младших классов, проводить разъяснительную работу. Знаешь, в написании книги помогло все. И то, что я закончила химическое отделение университета, получив специализацию спектроскописта. И то, что увлеклась новым тогда направлением исследования жидких кристаллов, где для моей диссертационной работы мне пришлось освоить биохимию органических веществ, разобраться в специфике межмолекулярных взаимодействий в биологических структурах и их изменениях при нагревании. Пригодилось и то, что я всю жизнь пишу стихи и прозу. Пригодилась "легкая" рука.
Ладно, постучим по дереву. Радоваться пока нечему. Поживем, увидим. Я уже привыкла понижать свой эмоциональный уровень, потому что очень больно, когда падаешь с большой высоты...
Итак, книга написана. Я отпечатала тебе заключение моей книги. Прочитай его. Если будут замечания, пришли мне, пожалуйста.
                .
«Нас могут спросить, зачем в этой почти специальной книге такая большая литературная часть? Как она связана с основной темой книги? Мы ответим, что наркомания - болезнь необычная. И лечить или предотвращать ее нужно, привлекая все возможные и невозможные методы и подходы. Одни специалисты психиатры-наркологи с ней не справятся. Во-первых, они не являются специалистами в тех научных направлениях и биофизических методах, которые могут дать информацию о самом главном – о первопричине начала болезни и появления наркотической зависимости. А как можно лечить болезнь, если не знать причин ее возникновения, и не понимать глубинных процессов ее патологии? Во-вторых, человеку, впервые протягивающему руку за наркотиком, не нужна еще помощь психиатра-нарколога. Для профилактики наркомании нужны усилия специалистов многих гуманитарных специальностей, и, вообще, людей творческих, способных задеть воображение молодежи. Это могут быть музыканты, писатели и поэты, художники, режиссеры, актеры и так далее.
Восстановить в сознании наших детей общечеловеческие ценности! Суть нашего подхода заключается в том, чтобы напомнить и детям и родителям, что мы живем не в безвоздушном пространстве. У нашей страны есть прекрасная история, лучшая в мире литература, искусство, архитектура. Всем этим можно и должно гордиться. А, кроме того, своя история есть в каждой семье. Мы написали об истории своей семьи. Это хорошо, если дети знают и помнят историю своей семьи, историю своего края, гордятся ею, посвящают ей свои стихи и рассказы. Хорошо, если они заботятся о родителях, если они беспокоятся о судьбе Родины. Патриотизм – прекрасное чувство! Кто же еще позаботится о нашей России, если не мы, ее граждане? Мы уже писали о том, что в Шотландии, например, где молодежь с раннего возраста учится играть на национальных инструментах, танцевать свои танцы, петь свои песни, т.е. учится любить свой край, практически не возникает проблем с наркоманией.
А еще очень важно, чтобы у человека были настоящие друзья. Таких друзей находишь в юности, настоящих, с которыми столько вместе пережито, которые останутся с тобой до конца. "Старых друзей наскоро не создашь. Нет сокровища дороже, - пишет знаменитый французский летчик-писатель гуманист Антуан де Сент-Экзюпери в своей книге "Планета людей", - чем столько общих воспоминаний, столько тяжких часов, пережитых вместе, столько ссор, примирений, душевных порывов. Такая дружба - плод долгих лет. Сажая дуб, смешно думать, что скоро найдешь приют в его тени. Вот почему Земля разом и пустынна и богата. Богата потаенными оазисами дружбы". Все мы любим своих друзей.
А семья, дети дают столько радостных минут. Всем нам так очень дорого все, чего достигают в этой жизни наши дети. Каждый из них выбирает свой жизненный путь сам. Мы только помогаем им, когда они нуждаются в нашей помощи. А потом мы хотим гордиться ими!
Хочется привести здесь еще один отрывок из книги "Планета людей". Он касается именно отношения к близким. В нем автор рассказывает о своем друге-летчике Гийоме, которого друзья и родные уже считали погибшим, но оказалось, что он выжил после падения его самолета далеко в горах. Сначала два дня он пересиживал пургу под самолетом, а потом пять дней и четыре ночи без сна и без пищи шел к людям. "Довольно было бы закрыть глаза - и в мире наступил бы покой. Исчезли бы скалы, льды и снега. Нехитрое волшебство: сомкнешь веки, и все пропадет - ни ударов, ни падений, ни острой боли в каждом мускуле, ни жгучего холода, ни тяжкого груза жизни. Ты уже ощутил, как холод отравой разливается по всему телу и, словно морфий, наполняет тебя блаженством. Даже совесть твоя утихла. И наши призывные голоса (имеются в виде голоса друзей) уже не доносились до тебя, вернее, они звучали, как во сне. И во сне ты откликался, ты шел по воздуху, невесомыми счастливыми шагами, и перед тобой уже распахивались отрадные просторы равнин. Как легко ты парил в этом мире, как он стал приветлив и ласков! Жизнь отхлынула к сердцу, больше ей негде было укрыться. Там, глубоко внутри, сжалось в комочек что-то нежное, драгоценное.
- Я подумал о жене. Мой страховой полис убережет ее от нищеты. Да, но если застрахованный пропадет без вести, по закону его признают умершим только через четыре года. Я подумал - если встану, может быть, и доберусь до утеса. Прижмусь покрепче к камню, тогда летом тело найдут".
Забота о жене, фактически забота полумертвого человека о том, чтобы его жена могла продолжать достойную жизнь, - вот что спасло жизнь и ему. Как перекликаются здесь слова великих гуманистов. "Этажи заботы", - говорит наш российский гуманист Д.С. Лихачев.
"И поднявшись на ноги, ты шел еще две ночи и три дня.
- Ей-богу, я такое сумел, что никакой скотине не под силу.
Эти слова определяют высокое место человека в мире, в них - его честь и слава, его подлинное величие. Его величие - в сознании ответственности. Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хотя она как будто существует и не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир.
Спасение в том, чтобы сделать первый шаг. Еще один шаг. С него-то все и начинается заново…"
Последние слова как будто сказаны автором «Планеты людей» о наркомании. Сделать первый шаг, вспомнить о том, как тебя любят близкие, и как им плохо сейчас. Посмотреть вокруг и выбрать. Нужно выбирать или эту жизнь, или ту страшную смерть без семьи, без друзей, в беспамятстве и в страшных муках. И ради чего? Ради коротких фальшивых эмоций, вызванных химическими веществами? Ради фальшивых друзей, которые без всякой жалости губят твою жизнь, а потом обычно бросают в тот момент, когда тебе нужна помощь? Стоит ли оно того? В той жизни, которую избрал наркоман, все ненастоящее, все фальшивое.
"И я вдруг увидел лик судьбы. За всем этим вставали стены унылой тюрьмы, куда заточили себя эти люди, - пишет Антуан де Сент-Экзюпери в той же книге. Он пишет здесь об убожестве тихой мещанской жизни, но как его слова подходят к проблеме наркомании. - Никто никогда не помог тебе спастись бегством, и не твоя в том вина. Ты построил свой мирок, замуровал наглухо все выходы к свету, как делают термиты. Ты воздвиг свой убогий оплот и спрятался от ветра, от морского прибоя и звезд. Ты не желаешь утруждать себя великими задачами, тебе и так немалого труда стоило забыть, что ты - человек. Нет, ты не житель планеты, несущейся в пространстве, ты не задаешься вопросами, на которые нет ответа. Никто вовремя не схватил тебя и не удержал, а теперь уже слишком поздно. Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, может быть, жил в тебе когда-то".
Поэтому, пока не поздно, выбери настоящую, интересную, полную любви и истинных чувств жизнь»!

*   *   *

Декабрь 2003 г. «С Новым годом, дорогая! С новым счастьем! Не писала тебе больше двух лет. Столько воды утекло с тех пор, как будто несколько жизней прожито. Кручусь, ввязываюсь в какие-то «авантюры». Не буду писать много. Просто скажу, стабилизировалось все. Хотя мне горы пришлось свернуть.
Помнишь, я писала, что он уже тогда начал встречаться со своей новой девочкой, с Ирочкой. Все-таки мы сообща своей любовью вырвали его из этого ада! И с девочкой этой они уже больше года живут вместе, и договорились, что он даже пиво не пьет. И работает он уже второй год. Оценили его работу. Теперь он уже – директор небольшого магазина этой серии магазинов. Сам ведет бухгалтерию на компьютере. Его отправляли на месяц организовывать новый магазин в другой город. Справился. Все боюсь последствий его «экспериментов». Бывают головные боли, раздражительность. Но в основном, Бог милует. Какой он сейчас, и каким был два- три года назад… Страшно вспомнить! А сейчас – занят делом, зарабатывает неплохие деньги, любим, любит. И в окружении – такие же ребята и девушки. И отдыхают интересно. Оказывается, можно веселиться и совсем без допингов. Говорит, что после полугода работы директором, ребята становятся менеджерами, и зарплата вырастает в два раза. А потом, может быть, и сами организовывают бизнес.
А, вообще, Галчонок, пытаюсь проанализировать свою жизнь, и не могу понять. Планировала я в ней хоть что-нибудь, или все получалось случайно? И специальность выбрала не ту, что хотела. И встреча с Сашей – совершеннейшая случайность. И рождение детей мы никогда не планировали. А научная тематика? Если бы меня в 1968 году послали не в Минск, а в другой город, я бы, может быть, до сих пор имела смутное представление о жидких кристаллах. И последняя книга о наркомании.… Не случись всего этого с Андреем, мне бы и в голову не пришло написать нечто подобное. Вот так… Цепочка случайностей составила мою жизнь. Даже обидно как-то. У всех так, или это только я такая?
Горько только, что столкнулась в последнее время с такой черствостью, с таким непониманием, нежеланием помочь другим. Знаешь, когда я писала книгу, у меня рядом было фактически «наглядное пособие», «подопытный кролик» - мой собственный сын. Извини, теперь я уже могу себе позволить такой «черный» юмор. И я должна была найти объяснение каждому его поступку, тому, почему он чувствует себя так, а не иначе. Откуда берется зависимость? Можно ли ее преодолеть? Потом я объясняла ему. Да и сама, вооруженная этими знаниями, могла что-то предпринимать. Я разобралась во всем. Каждый раз, когда приходило понимание даже малости, я была безумно рада. А потом, когда я написала книгу, несущую в себе целую программу, я думала, что меня примут с распростертыми объятиями. Мне не нужен был даже гонорар, я написала книгу для того, чтобы сохранить жизнь многим подросткам. Просто купите ее в издательстве за треть стоимости, той стоимости, по которой она продается в магазине! Ничего подобного не произошло. Все это никому не нужно. Никого не интересует то, что наши дети гибнут! Погибшему сразу вешают ярлык. Наркоман, передозировка. А он, может быть, попробовал первый раз. И то, потому, что не имел никакой информации.
И, наконец-то, я поняла. Даже на этом страшном горе все хотят зарабатывать деньги. Сейчас за наш российский рынок сбыта наркотиков и за рынок услуг по лечению наркомании борются международные кланы. И те, кто привозит наркотики, распространяет их, получают не самые большие деньги. Самые большие деньги – это лечение. Практически бесполезное лечение, потому что след в памяти все равно остается на всю жизнь. И я не знаю, как дальше пойдут дела у Андрея. Единственно, что, может быть, спасет его от возобновления тяги, так это то, что у него все было на уровне первых проб.
А наши чиновники способны за малые деньги и легализовать наркотики, и закупить бесполезные программы по профилактике. В нашем Министерстве образования мне сказали, что моя книга им не нужна. На деньги, отпущенные для программы профилактики наркомании, они закупили обычные книжки-раскраски для третьего класса. Пусть дети привыкают к красивому! Да кто же с этим спорит? Но эти книжки-раскраски не предостерегут их. Да и предостерегать нужно постоянно. Скорее всего, с этих книжек-раскрасок чиновники что-то имеют.
Вечерами сажусь и пишу электронные письма политическим деятелям:

«Уважаемый………………….!
Когда проходила вчерашняя передача с Вашим участием, когда я писала Вам письмо, мы не знали о готовящемся чудовищном террористическом акте в московском метро. И даже когда я днем звонила Вам по телефону, я (так получилось) еще не смотрела новостей, и не знала о случившемся. Теперь я уверена, что Вы подключены к вопросам, касающимся этого террористического акта. И участники нашего движения выражают соболезнование всем пострадавшим. А психологически пострадали мы все - все жители России. Мы все чувствуем на себе гнет возможности новых террористических актов.
Я пишу Вам сейчас потому, что прошу Вас не расслаблять своих усилий в борьбе против пропаганды наркотиков. Мы, группа российских ученых впервые рассматриваем теорию социальных эпидемий, и мы связываем уже набравшую силу эпидемию наркомании с зарождающейся в России эпидемией терроризма. Нами впервые дано математическое описание эпидемии наркомании в России (популярно это изложено в нашей книге, электронный вариант которой я послала Вам.
Мне хотелось бы вкратце написать Вам о связи вопросов пропаганды наркотиков с нарождающейся эпидемией терроризма, когда взрывать будут не чеченские террористы, а наши погрязшие в наркомании подростки.
Схема такова: Сейчас идет массированное движение за легализацию "легких" наркотиков, организованная массой зарубежных организаций, и лоббируемая нашими соотечественниками. Стоят тысячи и тысячи сайтов в сети Интернета, в которых приводятся сотни аргументов за легализацию наркотиков и наркомании. Обычно там используются аргументы из области прав человека, на которые мы не научились еще грамотно и безапелляционно отвечать. Мы специально послали своего участника на Высший Хельсинский курс по правам человека в Польшу, и теперь мы знаем, как нужно отвечать тем, кто, пропагандируя наркотики, ханжески говорит при этом о демократии и о правах человека. Это они нарушают все глобальные права человека - подростка, начиная с его права на жизнь, на образование, на здоровье, на правдивую объективную информацию и т.д.
Употребление "легких" наркотиков приводят к ряду синдромов, хорошо описанных в литературе (есть в нашей книге), в том числе к повышению внушаемости, неуправляемости поведения. Потом этими подростками можно легко руководить (скинхеды, расстрелы в Армии, участие в террористических акциях). И чем больше подростков будет вовлечено в наркоманию, тем больше вероятности развития эпидемии терроризма. Этому способствует и такие установки, которыми полны многих песен, подсказывающих выход из естественной и неоднократно возникающей у каждого подростка ситуации неразделенной любви или ссоры с подругой - "бери наркотик и кончай с собой!" И вообще, когда можно так легко покончить с собой, то жизнь других тоже не представляет никакой ценности. ЭТО  - ТА ПСИХОЛОГИЯ, КОТОРАЯ ВЕДЕТ К ЭПИДЕМИИ ТЕРРОРИЗМА!
Когда мы вели занятия в группах колледжа, где учатся дети малообеспеченных родителей, мы обнаружили, что там 100% учащихся курят анашу. Все они заражены такой точкой зрения, "что нам все равно, умирать ли от наркотика, или идти и убивать и грабить, как у нас в Ростове и происходит в некоторых районах, или участвовать в террористических актах. У нас нет пути в жизни!" - Вот так страшно они настроены! Поэтому Вы поступили очень правильно, подняв этот вопрос в таком, с точки зрения несведущих людей, казалось бы, незначительном эпизоде. Когда начнут работать законы социальной эпидемии (описанные в нашей книге), бороться будет очень трудно, а, может быть, и уже поздно.
Я знаю, что Вы - очень смелый человек! Мы очень просим Вас не снижать уровень Вашего напора в вопросах особенно первичной профилактики наркомании. И присоедините наше движение к числу тех общественных организаций, которые с Вами сотрудничают.
Можно организовать делегацию наших подростков в молодежные центры Евросовета. Все бесплатно. Все страны Кавказа активно используют эти возможности, и постепенно становятся своими в Евросовете. А Россия как всегда…Можно получить грант на мероприятия. Молодежью нужно только заниматься.
Пора создавать экспертные советы для того, чтобы хоть как-то контролировать хорошо проплачиваемые передачи, которые  идет днем, их смотрят подростки. Сколько их погибнет после такой передачи. Прошлый раз я писала и в Госдуму, и в администрацию Президента. Все бесполезно. Те, кому хорошо платят за такую пропаганду, прикрываются словами о правах человека. А на самом деле они нарушают все основные права и свободы молодежи, начиная с права на жизнь, на образование (наркоман не может учиться), на достоверную информацию и т.д.»
Я упорно пишу. Но испытываю одно разочарование за другим. Я в этот раз не пошла голосовать на выборы в Госдуму России. Еще недавно я так радовалась, когда во время приезда в Ростов руководителя той партии, за представителей которой я голосовала несколько лет подряд, мне удалось вручить ему нашу книгу и письмо. Но потом мне позвонили из его штаба.
- У нас нет средств на закупку Вашей книги.
А разве я просила этого? Значит, все эти красивые слова, эти позы…. Противно до тошноты. И страшно, потому что где-то там, в реанимационных отделениях тысяч российских городов умирают наши дети. А рядом, в коридорах сидят, взявшись за руки, их родители, и недоумевают: «За что!?»
Кто-то из нашего потока в сердцах сказал: Страна слепо глухонемых….
Недаром их партия проиграла на выборах. У меня даже ничего шевельнулось в груди. Люди поняли, что все там было ложью.

*    *    *

И когда у меня совсем опустились руки, мне позвонили. По моим меркам совсем молодые сотрудники нового ведомства Госнаркоконтроля. Оказалось, просматривают все общественные организации, которые как-то касаются проблем наркомании. Одно из направлений их деятельности – первичная профилактика наркомании. То есть как раз то, чем и я занимаюсь. «Уберечь здоровых!» Пошла к ним на прием, подарила им свою книгу. Вполне интеллигентные молодые аспиранты университета, интересующиеся, пытающиеся докопаться до научных решений. Смотришь на таких, и думаешь: Жива еще Россия! Все у нее еще будет!