Играющий со мной

Владимир Климычев
Самые таинственные и необъяснимые явления могут скрываться за малозначащими, обыденными вещами, к существованию которых мы давно привыкли. Однажды я получил возможность убедиться в этом воочию – серьезная психологическая проблема возникла, как говорится, на пустом месте. А вот для того, чтобы избежать ощутимых последствий от случайной встречи с неведомым и отвести надвигающуюся угрозу, может потребоваться участие всех внутренних сил и даже чувств. Лично мне помогла любовь к собственному сыну. Расскажу подробнее о том, что случилось.
Больше десяти лет я живу со своей семьей в обычной трехкомнатной квартире, не предпринимая попыток переехать в другой дом или район. Семья – жена и мой сын-школьник. Ничего экстраординарного, в плане обстановки, в нашей квартире нет, живем мы скромно, но иногда у кого-то вдруг возникает желание придать окружающему домашнему пространству более оригинальный вид, так сказать, внести в интерьер разнообразие, что свойственно любому человеку. И вот однажды инициатором очередной неординарной покупки выступил я. Просто в одном из рядовых магазинов мне попался на глаза ковер с многоговорящим рисунком – совершенно не похожий на все, которые я видел раньше. Форма и размер стандартные: прямоугольник, два на три с половиной метра, зато рисунок – неожиданный. Все пространство ковра было разделено на небольшие разноцветные клеточки или ячейки, с изображенными внутри них животными, растениями, машинами и механизмами, предметами домашнего обихода или узорами, непременно что-то напоминавшими. Всего клеточек было около трехсот, сейчас я не могу сказать точнее: пятнадцать рядов ячеек по ширине и, кажется, двадцать две – по длине. Изображения почти никогда не повторялись, «почти» я употребил потому, что если даже какой-то предмет был изображен дважды, то непременно – на отличающемся фоне или с небольшими изменениями, тоже имевшими смысл. Ковер выглядел очень пестрым, и напрашивается сказать, что он был выполнен в народных традициях, только в каких именно – неясно.
В то время, когда я купил понравившуюся вещь и привез ее домой, моему сыну исполнилось семь. Было видно, что он крайне доволен приобретением, ведь под ногами лежал не обычный скучный ковер, который можно встретить почти в каждой квартире, а настоящая картина – его хотелось рассматривать. Более того, наш ковер настраивал (прежде всего, сына) на игру. Сначала Артем – именно так зовут моего наследника – стал помещать внутрь каждой клеточки маленькие игрушки и как-то замысловато их передвигать из одной в другую, а со временем на ковре начали строиться целые города из конструктора, которые органично вписывались в его ячеистый рисунок. У сына было много интересных развлечений и забав, но оригинальная покупка со временем все больше завладевала его вниманием, а точнее было бы сказать – сознанием.
Как все маленькие дети, Артем любил, когда ему на ночь рассказывали сказки. Этим умением в нашей семье – так уж получилось – отличался автор приведенных строк. Поначалу я рассказывал ему именно сказки, неважно – выдуманные или те, которые я знал с детства. Но потом на место сказок неожиданно пришли «истории» – так их почему-то стал именовать мой сын. Мне было все равно, как он их называет, истории – значит, истории, но это был целиком авторский продукт, их сочинял, причем с ходу, именно я. В отличие от сказок, истории рассказывались практически в любой момент, не только на ночь, а, например, когда мы вместе с сыном гуляли или обедали. Артем любил их слушать и постоянно просил: «Папа, расскажи историю». Естественно, одной дело не заканчивалось, и наше общение вызывало к жизни целую серию не связанных друг с другом сюжетов.
Трудно сказать, насколько хватило бы моей фантазии, но однажды нам пришла идея использовать в игре купленный недавно ковер. Возможно, это я подсознательно хотел облегчить себе жизнь в качестве рассказчика, может быть, но только в один из вечеров на просьбу сына придумать новую историю, я ответил:
- Давай так, ты называешь три любые предмета, изображенные на ковре, и я про них сочиняю.
Было ли это спасительной уловкой, благодаря которой мне больше не требовалось выдумывать героев для каждой истории, или просто желанием щегольнуть перед сыном профессионализмом в умении рассказывать, не важно. Но мое предложение вызвало у Артема бурю энтузиазма – ликованию не было предела! Сын стал называть три случайных предмета, после чего я, немного поразмыслив, или сразу, если еще не устал от бесконечных повествований, придумывал для него короткую, но вполне самостоятельную историю, с сюжетом и главными действующими лицами. Не всегда выбранные предметы были основными фигурантами, они могли неожиданно вплетаться в сюжет, а потом вдруг пропадать, упоминаться косвенно. Главное, что все они находили свое место в рассказе. Единственная сложность состояла в том, что многие рисунки внутри ячеек не были однозначно на что-то похожи, и тогда мы предварительно договаривались, что именно означает конкретный узор. Но самым забавным оказался способ, с помощью которого Артем додумался заказывать мне истории. Он больше не показывал рукой на клеточки, а бросал на ковер три маленьких кубика, которые использовались, например, для игры в кости. Бросал в разные части ковра: кубики сначала катились по нему, а затем останавливались, указывая, какие предметы я должен обязательно упомянуть.         

Лев, муха, лист дерева               
Однажды лев и муха поспорили между собой, кому из них легче жить в этом мире, и кто имеет больше возможностей. Лев был большой и сильный, он был уверен, что имеет власть над всеми, поэтому он сказал Мухе:
- Ты знаешь, что я царь зверей, и все меня боятся. Нет смысла демонстрировать свои возможности, ведь я могу победить любого – это и есть главное доказательство. А что ты можешь мне противопоставить, если я хоть сейчас прихлопну тебя одной лапой?
Муха не испугалась слов Льва, наоборот, она ухмыльнулась и ответила:
– Мы спорили с тобой не о том, кто кого может прихлопнуть. У меня есть свое доказательство, что мне жить намного легче, чем тебе, да и возможности имеются большие. Видишь вон тот лист, упавший с дерева?
– Конечно, вижу, – ответил Лев.
– Так вот, подумай, – продолжала Муха. – Ты такой большой, и найти подходящий дом тебе не так просто, ведь он должен быть вместительным и укрывать от солнца или дождя. А мне достаточно сесть под этот листок, и вот он – мой дом. С этими словами Муха залетела под лист и продемонстрировала Льву, насколько ей это легко удалось. – Так же со всем остальным, – убеждала Муха Льва. – Сколько времени и сил тебе нужно потратить на то, чтобы насытить себя, когда захочется есть. А мне, чтобы прокормиться, ничего не нужно искать, пища лежит почти под ногами. Значит, и возможностей у меня больше.
Лев крайне удивился. Он даже не мог предположить, что Мухе так легко будет доказать свое превосходство. Ему попросту нечем было возразить.
Царь зверей долго молчал, а потом произнес с растерянностью:
– Я и не думал, что могу проиграть кому-то в этом споре. Но ты права, Муха, тебе легче жить, чем мне. И возможностей у тебя больше.
После этих слов Лев распрощался с Мухой и куда-то побрел. А Муха улетела по своим делам, и никто про их спор ничего не узнал.

Такими, примерно, историями я и потчевал своего Артема изо дня в день. Они были самыми разными, не обязательно нравоучительными, похожими на басни, скорее наоборот – просто веселыми, развлекательными, иногда несуразными, лишенными логики. Последние, замечу, ценились у сына наравне с остальными. Но это не главное, мое дело было рассказывать, и я рассказывал, почти без устали.      

Тетрадь, снег, монета
Один мальчик встретил на улице старую женщину, которая сидела на скамейке и просила людей помочь ей, кто чем сможет. Когда мальчик приблизился, она сказала ему:
– Пожалуйста, дай мне немного денег, а я тебя щедро вознагражу.
– Но у меня только одна монета, – ответил мальчик, – и она мне нужна.
– Пожалуйста, дай мне монету, – настаивала женщина, – и ты никогда об этом не пожалеешь. В благодарность я подарю тебе волшебную вещь, которой нет ни у кого, и которая сослужит бесценную службу.
Мальчик подумал и решил расстаться с единственной монетой – так жалко стало ему старую женщину.
– Хорошо, возьмите. Но только вы собирались подарить мне редкую вещь.
– Раз обещала, значит, подарю, – с этими словами старая женщина достала из сумки обычную тетрадь. – Вот тебе моя благодарность. Только не расставайся с ней, а то не узнаешь, в чем ее сила.
– Но это же обыкновенная тетрадь, у меня таких много, что в ней волшебного? – удивился мальчик.
Он хотел еще что-то спросить у женщины, обернулся к ней, но она куда-то исчезла. Мальчик даже немного расстроился, пожалев монету, но отнес тетрадь домой, чтобы поскорее узнать, что в ней особенного.
Прошлого довольно много лет, но мальчик так и не дождался подтверждения, что ему подарили волшебную тетрадь. Бывший школьник повзрослел, у него появилось много интересных увлечений, но самой заветной мечтой стало желание написать гениальную книгу, которая покорила бы всех читателей, и о которой всегда помнили. Беда состояла в том, что он несколько раз начинал писать книгу, но понимал, что ничего стоящего у него не получается. Ему все время казалось, что в книге чего-то не хватает, и ее нельзя назвать превосходной, выдающейся.
И вот однажды мальчику, ставшему к тому времени молодым человеком, попалась на глаза подаренная старой женщиной тетрадь. Он решил так: пусть от нее хоть какой-нибудь толк будет, взял тетрадь и начал в ней писать – это была его очередная попытка сочинить гениальную книгу. Но вдохновенье опять покинуло молодого человека, результат его явно не устраивал. Расстроившись, он схватил тетрадь и выбросил в открытую форточку, надеясь, что больше никогда ее не увидит.
В тот момент на улице тихо падал снег, и молодой человек, пожалев об опрометчивом поступке, вышел из дома за тетрадью. Она лежала под окном, и на раскрытые страницы тоже падал снег. До чего же удивился хозяин, когда, подойдя к тетради, он увидел, что коснувшиеся страниц снежинки превращались в буквы, а затем – в целые слова и предложения. Молодой человек не поверил своим глазам – это было настоящее волшебство! Он стал перелистывать страницы, потому что слов появлялось так много, сколько было снежинок, при этом тетрадь становилась все толще и толще. Когда снег вдруг перестал идти, молодой человек догадался, что книга закончена, и стал лихорадочно листать страницы, чтобы узнать, о чем она. Удивлению не было предела, когда он понял, что все написанное в тетради – это его собственная книга, которую он долгое время сочинял, но не мог довести до совершенства. На этот раз в ней не к чему было придраться.
Так повзрослевший мальчик стал свидетелем обещанного ему волшебства, и так исполнилась его заветная мечта – написать выдающуюся книгу.   

Я продолжал рассказывать сыну истории, а он с удовольствием слушал, комментируя мои выдумки или даже высмеивая то, что ему меньше понравилось. Сюжеты были на любой вкус – смешные, сказочные, легкомысленные. Но всякий раз, сочиняя очередную историю, я выполнял основное условие – упоминал три предмета из клеточек на ковре, определенные случайным выбором. Эта безобидная игра, наверное, могла продолжаться вечно или, по крайне мере, до тех пор, пока не повзрослеет мой Артем. Но однажды произошла вещь, заставившая меня задуматься о ковре всерьез.
Как-то мы с сыном вспомнили о любимом занятии поздно вечером. Он, как обычно, с довольной улыбочкой прошелся по живописному шерстяному полотну, один за другим выпустив из руки три пластмассовых кубика, а затем вслух назвал предметы, словно выигрышные номера лотереи – о них я должен был рассказать историю. Но вот незадача: в тот момент меня отвлекло от забавы неотложное дело. Я провозился на кухне около часа, после чего начинать длительные повествования было уже поздно. И мне, и Артему оставалось только лечь спать. Мы решили запомнить предметы, на которые упали кубики, чтобы завтра вернуться к игре, и я сочинил историю, на которую не хватило времени.
Так бы оно и случилось, но на другой день события стали развиваться довольно странным образом. Мне казалось, что я хорошо запомнил, о чем должен рассказать сыну, тем более расположение клеточек, на которые упали разноцветные кубики, были записаны. Это выглядело, примерно, так: третий ряд с левого края, четвертый сбоку. Такая щепетильность была неслучайной, Артем любил слушать и смотреть на кубики, продолжавшие лежать в соответствующих ячейках. Пестрые рисунки на ковре оживляли мой рассказ. На следующий день я должен был положить кубики на свои места и начать выдумывать. Но после обратных действий одна из «выигравших» мини-картинок оказалась, по-моему, не той, о которой я, вдобавок к записям, помнил со вчерашнего вечера. Пришлось немедленно доложить об этом второму участнику игры:
– Артем, ты ведь помнишь, что мы вчера договорились рассказывать историю про куст, облако и курицу.
– Вроде да, – ответил ничего не подозревавший сын.
– Я даже записал расположение клеточек на ковре. А сейчас получается, что вместо курицы у нас выпала старинная лампа, курица находится совершенно в другой ячейке – пустился я в незапланированные объяснения.
– Вижу… Папа, но ты, наверное, просто неправильно вчера записал. Мне все равно, рассказывай про старинную лампу.
Отпрыск не придал значения случившемуся, но я, в отличие от него, был всерьез озадачен: такой ерунды со мной не могло произойти. Записи на листе бумаги говорили сами за себя, вернее, они указывали на положение ячеек, а в памяти у меня совершенно четко отложилось: куст, облако и курица. Я уже говорил, что некоторые предметы, изображенные на ковре, повторялись, но только они были выкрашены разными цветами. Куриц на ковре было две, желтая на синем фоне, и темно-красная – на черном. Я записал расположение клеточки для того, чтобы положить кубик на нужную курицу, которой теперь вообще не находилось места в моей истории. Бывает же такое, однако, – мелькнуло в моей голове. Но я не стал зацикливаться на проблеме, чтобы не расстраивать сына и не терять времени. Пришлось рассказать ему историю про куст, облако и старинную лампу. Не секрет, что дети любят слушать истории «о себе подобных», поэтому в моих рассказах в роли главного действующего лица частенько фигурировал «мальчик».

Куст, облако, старинная лампа
В большом городе, с высокими, мрачными домами и многолюдными улицами жил мальчик. Он очень любил заботливых родителей, свой дом, но однажды у него резко испортилось настроение. Родители были в недоумении и, конечно, поспешили узнать, отчего сыну стало так плохо. Мальчик не стал скрывать причину и пожаловался, что ему надоело жить в огромном городе с однотипными, серыми зданиями, где на улицах сплошным потоком едут машины, где мало деревьев, солнца и чистого воздуха. Ему хотелось перебраться в тихое место, где ничто не могло потревожить, и пусть семья жила бы там не так богато, как сейчас, но ему было бы намного лучше.
Родители долго оправдывались перед сыном за то, что не могут уехать из своего города, ведь у них была интересная работа, солидный заработок, множество обязательств перед людьми. Да и сын в дальнейшем, как они надеялись, мог бы поступить в престижный университет. В общем, перебраться в другое место у мальчика не было возможности. Кстати, в завершение разговора он упомянул родителям о недавнем сне, который должен был обязательно сбыться и сделать его счастливым. Сон был коротким: мальчику приснился живописный вид, в котором присутствовали только приземистый куст посреди поля и облако, неподвижно висевшее над ним. И ни единой души вокруг. Для него это был безупречный пейзаж, на такой вид мальчик и хотел любоваться всю жизнь.
Родители не знали, как поддержать сына. В их местности сложно было найти такой пейзаж, чтобы хоть раз показать ему. Тогда отец стал рассказывать знакомым и просто случайным людям о мечте сына, а заодно интересоваться, как можно помочь в этом случае. Прошло немало времени, прежде чем в одном магазине подержанных вещей продавец не предложил ему приобрести старую лампу.
– Именно она сделает твоего сына счастливым, и он долго будет благодарен за покупку, – произнес незнакомый мужчина, протягивая родителю старую и давно не чищенную керосиновую лампу.
– Лампа? – удивился отец. – Как она поможет сыну… Вы, наверное, меня разыгрываете.
– Купите, она недорого стоит, и получите именно то, что ищете, – убеждал хозяин магазина, так и не объяснив смысл своих слов.
Отец не стал спорить, он просто расплатился, взял лампу и отправился домой. А дома произошло вот что. Как только отец вошел на порог дома и развернул покупку, сын подбежал к нему и радостно закричал:
– Ты нашел ее, наконец-то!
Родители были крайне удивлены такому повороту событий, ведь мальчик никогда не видел старинной вещи и не умел ей пользоваться.
– Эта лампа мне тоже приснилась, в самом начале, я должен был ее увидеть, как и тот пейзаж, о котором вам рассказывал.
Действительно, в доме никогда не заходила речь о лампе и ее предназначении. А сын как будто знал все заранее: к тому времени за окнами совершенно стемнело, и тогда он взял купленную отцом лампу, зажег ее и поднес к окну, словно хотел что-то осветить за ним. Родители не поверили собственным глазам: за окном возник именно тот пейзаж, который приснился сыну, и о котором он рассказал. Светило яркое солнце, а под ним находился одинокий куст и облако, висевшее в небе совершенно неподвижно. Мальчик вдоволь налюбовался картинкой, а когда он убрал лампу от окна, пейзаж исчез, и на его месте появилась каменная пустота, напомнившая о гнетущей атмосфере большого города.   
С тех пор мальчик, если хотел побыть наедине и отвлечься от суетной городской жизни, подносил к окну старинную лампу и любовался приснившимся ему однажды видом, на котором не было ни единого человека – только одинокий куст и облако, освещенные солнцем.

История понравилась сыну, но лично у меня после известного случая остался неприятный осадок, как будто меня кто-то обманул или разыграл. Не могло произойти такой досадной путаницы, ведь я опытный рассказчик, и вдруг ошибся с сюжетом еще не придуманной истории. Случай, произошедший со мной и сыном спустя несколько дней, только усилил мои подозрения.
Был воскресный день, и мы всей семьей решили ехать в парк, немного погулять на свежем воздухе. Сын, как всегда, собрался быстрее всех: просто сменил одни джинсы на другие, и стал ждать. А пока мы с женой готовились к выходу, конечно, схватил кубики и бросил их на ковер – эта процедура была в нашем доме самым обычным занятием. Артему даже не приходило в голову спрашивать, собираюсь я с ним играть или нет. Ход был сделан, и за несколько минут до того, как я закрыл входную дверь, и вся наша компания отправилась на прогулку, мне пришлось зафиксировать очередную комбинацию рисунков. Отчетливо помню, как один из кубиков катился к краю ковра и остановился вблизи от него. Я специально отметил его положение в блокноте: второй квадратик строго по диагонали от левого угла. На нем была изображена картина. Два других кубика упали в самом центре ковра, записать их положение на бумаге было сложнее – нужно было высчитывать ряды от обоих краев, а я сильно торопился, подначиваемый репликами жены и сына, стоявших в открытых дверях. Как и в прошлый раз, я запомнил выпавшую комбинацию предметов, которую требовалось обыграть в импровизированном рассказе. На семейном совете было принято решение рассказывать историю во время прогулки. О чем? О картине, кольце и заборе…

Картина, кольцо, забор
У одной женщины в квартире висела на стене картина неизвестного художника. Когда-то владелица увидела ее в специализированном салоне, «влюбилась» и купила за приемлемые деньги. На картине была изображена заброшенная деревня – несколько старых бревенчатых домов, лес река, и от нее веяло какой-то тихой радостью. Автор был неизвестен, так как подпись отсутствовала. О времени создания тоже оставалось догадываться, но, судя по состоянию полотна, оно было нарисовано лет тридцать назад. Хозяйка картины не собиралась с ней расставаться, но однажды в квартиру позвонили. Женщина открыла дверь – на пороге стоял совершенно незнакомый мужчина, который обратился со странной просьбой.
– Здравствуйте, вы меня не знаете, но я приехал по неотложному делу. У вас дома висит картина, которую я нарисовал много лет назад. Я считаю, что она должна принадлежать мне и прошу вас ее отдать.
Женщина крайне удивилась незваному гостю и тому, что он сказал.
– Простите, а как вы можете подтвердить, что именно вы нарисовали картину, и что можете хоть в какой-то степени претендовать на нее? – поинтересовалась владелица холста.
– На картине изображена деревня, лес и река, а если вы приглядитесь, то за одним из домов увидите невысокий забор. Обратите на него внимание: весь забор выкрашен серой краской, две рейки черной, а одной – совсем не хватает. Именно так и было, когда я молодым человеком рисовал картину, находясь в той деревне.
Во время разговора мужчина находился в прихожей и не мог видеть картину, висевшую в комнате. Чтобы проверить слова незнакомца, женщина подошла к полотну, внимательно посмотрела на него и к своему удивлению увидела забор, который раньше даже не замечала. Две рейки в заборе были черного цвета, а одна отсутствовала. Хозяйка квартиры вернулась к мужчине и продолжила говорить:
– Пусть вы действительно нарисовали картину, но ведь я заплатила за нее немало денег. Почему я должна преподносить вам такие подарки?
Мужчина был готов к такому повороту событий:
– Конечно, я отблагодарю вас. Правда, денег у меня нет, но я дам вам, в обмен на картину, кольцо, которое мне совсем не нужно. Оно вполне окупит ваши затраты.
Женщина не хотела уступать и сказала, что расстанется с картиной только при одном условии. Она решила разыскать нарисованную деревню и окончательно убедиться в том, что мужчина действительно мог ее запечатлеть.
– Что ж, – ответил художник, – ваше право. Я приеду через месяц, думаю, времени на поездку будет достаточно, и тогда мы окончательно договоримся.
На этом они и распрощались.
Прошел месяц, и незнакомец снова приехал к женщине, в надежде получить картину. Но женщина встретила его настороженно:
– Я побывала в той деревне. Она действительно существует и выглядит так, как на картине. Но совершенно случайно я разговорилась с пожилой женщиной и призналась, зачем пожаловала в такую даль. Мои слова крайне расстроили собеседницу, не поверите – она даже расплакалась. А потом рассказала о деревенском парне, которого когда-то сильно любила, было это почти тридцать лет назад.
Выяснилось, что парень был местным художником, но однажды решил уехать из деревни, чем сильно расстроил молодую девушку. Взять ее с собой он наотрез отказался. Тогда девушка попросила знакомого написать ей на память картину, которая изображала бы родную деревню. Парень нарисовал пейзаж, причем, талантливо, но оказался настолько бессердечным, что потребовал расплатиться за работу. У девушки не было денег, и она отдала художнику кольцо, которым сильно дорожила. А через некоторое время картину у нее украли, кто-то проник в дом и просто снял ее со стены. Так девушка осталась без любимого парня, картины и без кольца.
– Вы поступили с той девушкой не очень красиво, – продолжила хозяйка живописного полотна. К тому же я побывала не только в деревне, но и в салоне, где купила картину. Ведь именно вы сдали ее туда для продажи, а значит, вы и украли…
После этих слов настойчивый гость сильно занервничал. Но женщина успокоила его:
– Я не собираюсь обращаться по поводу кражи в полицию. Слишком давно эта история произошла, к тому же она меня мало интересует. Я думаю о другом. Если вы отдадите мне взамен картины кольцо, то я все равно отвезу его в деревню несчастной женщине, ведь она так сильно дорожила им. Но тогда я останусь и без картины, которая мне нравится, и без кольца, как та самая женщина. Вы должны исправить ситуацию и нарисовать копию своей же собственной картины, чтобы все получили то, что хотят иметь. Я согласна оставить себе копию, но вы должны нарисовать ее так же талантливо, как оригинал. И мне останется надеяться, что картину не украдут, иначе эта история никогда не закончится.
Мужчина явно не ожидал такого поворота. Но ему хотелось заполучить пейзаж, которым он дорожил, но с которым, в силу жизненных обстоятельств, пришлось расстаться. История повторилась, и художник снова, по просьбе женщины, отправился рисовать ту же самую картину.

Мы с женой и сыном какое-то время гуляли, а потом вернулись домой, надо заметить, в неплохом расположении духа. И как только я сменил ботинки на домашнюю обувь, вошел в большую комнату и оказался рядом с ковром, то сразу посмотрел на оставшиеся лежать на нем кубики. И вот тогда мое настроение резко испортилось. Нет, все кубики лежали на тех же самых клеточках, на которые упали, брошенные сыном. Но изображение картины находилось отнюдь не на диагонали, исходившей из угла ковра, оно как будто переместилось на один квадратик вбок. Я присел на ковер и в срочном порядке вызвал к себе Артема.
– Папа, ты просто торопился перед выходом на улицу и перепутал, – спокойно ответил сын и удалился в свою комнату.
Сразу после него вошла жена, поинтересовалась, в чем дело, и отреагировала на мои слова более категорично:
– Слушай, ты ведь раньше задавал нам подобный вопрос. Ты взрослый человек, а такие вещи ребенку говоришь. Отдохни немного от своих историй.
Тут я понял, что с возникшими у меня подозрениями нужно разбираться самому, не травмируя и не привлекая других членов семьи. И я взялся за дело самым решительным образом: за пару вечеров составил подробную схему ковра. Для этого я разбил лист ватмана на соответствующее число рядов и столбцов, а затем схематично, но в точном соответствии с расположением ячеек на ковре, изобразил все предметы и узоры. Мои усилия должны были развеять любые сомнения в несоответствии выпавших комбинаций рисунков. Замечу: чем больше я уделял времени и внимания ковру – разработке схемы и самой игре – тем лучше запоминал изображенных на нем животных и птиц, растения, предметы одежды, кухонную утварь, музыкальные инструменты, спортивные снаряды и механизмы, а также расположение этих вещей. Попросту говоря, я стал прекрасно ориентироваться в этом лабиринте из нарисованных предметов, превратился в настоящего знатока ковра. И мне начало казаться, что в моих отношениях с ним и самой игрой не может быть ничего неопределенного.
Наконец пришло время разыграть очередную вечернюю партию. Кубики были брошены, сын устроился на диване в предвкушении очередной истории. Выпали: портфель, телефон, арфа.
– Папа, а мы с тобой про арфу, по-моему, еще ни разу не рассказывали. Ты помнишь, чтобы она здесь была?
Длительная пауза в моем исполнении, и полное недоумение на лице.
– Конечно, помню, сынок, не рассказывали. Но как она могла здесь отсутствовать! Ведь ковер не живой. Он сам рисунки не рисует. Измениться на нем ничего не могло.
Если бы слова Артема произнес я, то супруга непременно сочла бы меня душевно больным. Но, к счастью, я не успел этого сказать, да и жена находилась на кухне, пока мы проводили время за любимым занятием. Что касается арфы, то на нашем ковре ее никогда не было, это я заявляю вам со всей ответственностью. К тому времени я изучил ковер, как свои пять пальцев. «Так у меня же есть точная схема!» – мелькнуло в тот момент в моей голове. Я кинулся к листку бумаги, испещренному мелкими рисунками, и к своему ужасу обнаружил на нем арфу, причем, изображенную на том же самом месте, то есть в той же самой клеточке, что и на ковре. Нарисована она была моей собственной рукой, хотя я на сто процентов был уверен, что за всю жизнь не нарисовал ни одной арфы.
История о названных предметах была рассказана, но, признаться, игра перестала доставлять мне радость. Скорее она выглядела для меня наваждением, сложным психологическим испытанием.

Портфель, телефон, арфа
Сотрудник одной крупной компании, занимавшейся страхованием людей от несчастных случаев, выявил таинственную закономерность, которая его страшно напугала. Когда в помещении компании, арендовавшей многоэтажное здание, с множеством коридоров и кабинетов, появлялся мужчина с необычным черным портфелем, с ее сотрудниками один за другим происходили несчастные случаи. На кого-то сверху неожиданно падал цветочный горшок, или вдруг кто-то по неосторожности ломал ногу, упав с лестницы. При входе в офис компании сотрудники зачем-то прищемляли себе пальцы в дверях, с другими случались сердечные приступы. Нелепых случайностей происходило подозрительно много, и, тем не менее, выявить за этими происшествиями какую-либо закономерность можно было, только обладая феноменальной проницательностью. Потому что никакой видимой связи между ними не было.
Но один наблюдательный молодой человек, специализировавшийся на страховании случаев токсических отравлений, заметил, что накануне массовых ЧП незнакомый ему мужчина появлялся в офисе с большим черным портфелем. Происходило это, примерно, раз в два-три месяца. Обычно незнакомец приезжал на работу с коричневым портфелем, но в те, зловещие дни – с большим черным. И как только это происходило, в компании все шло наперекосяк: в лифте застревали старушки, которым сразу становилось плохо, из кабинетов бухгалтеров исчезали квартальные отчеты, одна женщина даже умудрилась выпасть на улицу из окна первого этажа. Молодой человек был настолько напуган собственным открытием, что стал следить за подозрительным сотрудником и даже вести своеобразный дневник происшествий. Наблюдатель решил во что бы то ни стало раскрыть тайну человека с черным портфелем и связанных с ним многочисленных несчастных случаев.
Следить пришлось довольно долго. Но один раз молодому человеку удалось выждать момент, когда таинственный мужчина оставил черный портфель на стуле без присмотра – кабинет было совершенно пустым. Наблюдатель подошел к портфелю, быстро расстегнул замок и открыл. В нем оказался неподписанный компьютерный диск – и больше ничего. Молодой человек колебался, взять диск из портфеля или нет, ведь у него могли возникнуть серьезные неприятности из-за кражи. Но другой такой возможности могло не появиться, и он быстро положил диск в карман своего пиджака.
Страховой агент вернулся домой раньше обычного, вставил диск в компьютер и стал изучать, что за информация на нем записана. Ожидания привели к новому разочарованию – только один аудио файл. Наблюдатель крайне удивился, но из любопытства все равно кликнул по значку файла мышкой и приготовился слушать. Почти сразу из колонок, подключенных к компьютеру, полилась спокойная, переливчатая музыка, которую хозяину квартиры редко доводилось слышать. Звучала арфа: мелодия была завораживающей, но она не могла пролить свет на происходившие в компании мрачные события. И предназначение черного портфеля волшебные звуки арфы тоже не объясняли. Молодой человек прослушал музыку и не знал, что ему делать дальше.
Вдруг в комнате зазвонил телефон. Охотник за тайнами протянул руку к трубке и обмер…  На его столе стоял и издавал тревожные звуки телефонный аппарат, которого в его комнате никогда не было. Набравшись смелости, страховой агент все-таки поднял трубку и что-то робко произнес.         
– Вы сорвали наши планы, – железным голосом проговорил незнакомый мужчина. – И теперь вам не остается ничего другого, как следовать моим инструкциям. Неповиновение карается смертью. Вы готовы выполнять задания?
После этого незнакомец что-то еще долго говорил, но молодому человеку было уже не до чего. Он почувствовал, как между лопатками пробежал холодок, его ноги и руки обмякли, язык перестал слушаться. Хозяин квартиры хотел что-то сказать в ответ, но упал, потеряв сознание.
А утром произошло вот что. Когда наблюдатель очнулся, он увидел прямо перед собой черный портфель, стоявший на полу. Но в этом не было ничего странного, потому что агент уже твердо знал, как себя вести. Молодой человек позавтракал, оделся, взял черный портфель и спокойно поехал в офис компании. И ему показалось, что с этой обязанностью он давно свыкся, и что она не доставляет ему никаких хлопот, ведь нужно было всего-то раз в два-три месяца появляться на работе с черным портфелем.   

В моем доме не должно быть никакой чертовщины – эта мысль не оставляла меня все время, пока я рассказывал Артему историю. Придется действовать решительнее и выставить против ковра двойную защиту – такой у меня был настрой. Во-первых, я сфотографирую его, а во-вторых, буду записывать все комбинации рисунков, выпавших во время игры. В тот момент из обычного любящего отца, развлекавшего сына, я превратился в настоящего служителя ковра. Все мои мысли были посвящены только ему, и иногда мне стало казаться, что я действительно схожу с ума.
Играли с Артемом мы по-прежнему регулярно, но я додумался до того, что даже в его отсутствие стал бросать кубики и записывать выпавшие комбинации предметов, чтобы спровоцировать несоответствие расположения рисунков или что-то подобное, о чем в тот момент я мог не знать. Мои записи стали похожи на дневник психически больного. Разумеется, я никому не показывал их, иначе это могло плохо для меня закончиться. «Третий ряд с правой стороны, седьмой ряд от левого края – корова. Второй ряд с левой стороны, четвертый ряд от правого края – ручей. Пятый ряд с левой стороны, второй ряд от левого края – чашка. Первый ряд от правой стороны, четвертый ряд от левого края – цветок». И так до бесконечности. Я действительно помешался на этом занятии, хотя каким-то чудом мне удавалось записывать выпавшие комбинации рисунков втайне от всех. Трудно было предположить, к чему приведут отчаянные попытки «разоблачить» ковер, пока не произошло то, на что я, в глубине сознания, надеялся больше всего. Я поймал ковер на несоответствии!
Произошло все предельно просто. Когда в очередной раз я записал комбинацию рисунков в дневник и сравнил ее с предыдущими, то в записях, сделанных несколько дней назад, обнаружил: «Третий ряд с левой стороны, шестой от правого края – стол». Но теперь в этой клеточке была изображена лошадь, а не стол! От дневников я кинулся к схеме: координаты стола оказались теми же, что и на ковре – подобное обманчивое совпадение один раз уже отмечалось, и оно меня не расстроило. Вы скажете, что я снова ошибся в записях, но этого не могло быть! Просто расположение рисунков, вслед за ковром, изменилось и на нарисованной мною схеме – я был в этом уверен. Разумеется, та же самая ситуация повторилась и с фотографией ковра – все предметы были на своих «законных» местах. Вы спросите, а почему не изменились записи в дневнике? Ведь тогда и они могли опровергнуть мои догадки, зафиксировав сходное расположение клеточек. На это я отвечу, да потому, что в один прекрасный момент я должен был обнаружить странное несоответствие. Вы скажете, что я действительно сошел с ума, а я отвечу – нет! «Разоблачение» ковра должно было состояться, иначе эта история могла закончиться для меня плачевно. Сейчас я все объясню окончательно.
В запасе у меня был оригинальный ход, который я берег, словно козырную карту при игре в покер. Я давно собирался найти в интернете сайт компании-изготовителя ковра, странным образом проявлявшего себя и уже начинавшего действовать мне на нервы. К счастью, торговая бирка на его оборотной стороне сохранилась, и можно было без особого труда рассмотреть название предприятия и даже артикул, присваиваемый любому изделию. За несколько секунд я набрал комбинацию нужных цифр, и вот на экране монитора, наконец-то, появилось цветное изображение моего ковра. Впрочем, я не стал бы торопиться называть его «моим». Было очевидно, что ковер, лежавший передо мной на полу и тот, что был изображен в каталоге, имеют несомненное сходство: одинаковый ячеистый рисунок с многочисленными предметами, преобладание одних тех же тонов, но и различий было столько, что их можно было принять за совершенно разные изделия. Я не поленился сосчитать количество предметов, изображенных на моем ковре, но отсутствовавших у его собрата на сайте. Несоответствий было ровно 13.
А дальше произошло вот что: я схватил телефон и набрал номер, указанный на сайте предприятия-изготовителя. Меня интересовал только один вопрос: существовал ли другой вариант рисунка у купленного мною ковра? Пусть чем-то отличающийся, но главное – однотипный.
– Нет, то, что видите на сайте – это оригинальный дизайн, ни в каких других вариантах он не повторялся. Вообще таких ковров очень мало, они производятся в ограниченном количестве.
После этих слов мне стало ясно все. Я никогда не верил в существование темных, иррациональных сил, но то, что происходило в моем доме, не поддавалось разумному объяснению. Ковер пытался подчинить меня себе, повлиять на мое сознание, подтасовывая рисунки и добавляя те, которых не было в его оригинальном варианте. И как я, опытный рассказчик, не заметил опасной ловушки раньше! Я стал лихорадочно вспоминать и анализировать истории, в последнее время рассказанные мной сыну. Какой же я глупец – мелькнуло тогда в моей голове. Ведь характер этих повествований менялся, что называется, на глазах. Первые истории, рассказанные «по мотивам» ковра, были вполне безобидными, детскими, романтическими, но затем в одном сюжете откуда-то появилась детективная линия, основанная на краже картины, да и сам персонаж – вдруг объявившийся художник – оказался весьма одиозной фигурой. Я вспомнил и другие истории, содержание которых задним числом показалось мне весьма сомнительным. А в последней истории, о таинственном человеке с черным портфелем, кроме мистики вообще ничего не было. Зачем я рассказывал всю эту ерунду про бесконечные происшествия и непонятные звонки с угрозами маленькому Артему? Почему утратил бдительность и вовремя не остановился? Ведь это могло нанести ему непоправимый вред. Кстати, никаких черных портфелей среди изображений, имевшихся на «оригинальном» варианте ковра, в интернете я не обнаружил. И передо мной в тот момент встал единственный вопрос: что ждать от ковра дальше? Чью волю он исполнял и какие неприятности еще может доставить? Дальнейший ход событий я даже не мог предсказать.
Медлить было нельзя. Я быстро скрутил ковер, вынес его на улицу и оставил лежать рядом с мусорным баком – это было самым простым решением проблемы. Утром его вместе с другим мусором должны были отвезти на городскую свалку. Но как только я вернулся в квартиру, ощущение тревоги вновь напомнило о себе, и я понял, что этих мер недостаточно, для безопасности семьи нужно было предпринять более решительные действия. Я снова вышел из дома, поймал машину и отвез ковер подальше от жилых кварталов, чтобы... сжечь.
Признаюсь, такого жуткого зрелища мне никогда не доводилось видеть. Когда пламя охватило ковер, с ним происходило что-то невероятное: изображения предметов внутри ячеек лихорадочно меняли цвет, а когда какой-нибудь рисунок совсем исчезал в огне, на его месте вдруг возникал другой, причем это мог быть предмет, которого я раньше на ковре вообще не видел – зрелище выглядело настоящим кошмаром. Но больше всех меня напугало изображение черного портфеля, наугад мелькавшего, как в агонии, то в одной ячейке, то в другой. Так продолжалось до того момента, пока весь ковер не сгорел и превратился в груду пепла. Я не находил логических объяснений происшедшему и поклялся никогда и никому не рассказывать о том, что видел в тот день.
Теперь должно быть ясно, почему я начал рассказ с отношения к своему сыну. Ведь только любовь к нему помогла мне в нужный момент понять объективный смысл происходящего, оценить надвигавшуюся угрозу и принять единственно правильное решение. Именно любовь придала сил и решительности противостоять необъяснимому явлению, вызванному присутствием странного ковра и грозившему непредсказуемыми последствиями.

Отец, сын, ковер
В одной семье отец любил играть с сыном в своеобразную игру, которую они придумали сами. В их комнате на полу лежал ковер с необычным рисунком: все его пространство было разделено на небольшие разноцветные клеточки или ячейки, внутри которых находились изображения различных предметов и узоров, напоминавших что-то. Игра состояла в том, что сын называл три любых предмета, а отец рассказывал ему историю, которая должна была их объединить. Истории были самыми разными – смешными, нелепыми, сказочными, и благодаря ковру родилось немыслимое количество оригинальных сюжетов. Причем, отец справлялся с любой, самой сложной комбинацией предметов, его ни разу не удавалось поставить в тупик. Но однажды сын обратился с просьбой придумать историю о самом ковре и о пристрастии рассказывать истории одновременно. Это оказалось нелегкой задачей, но в тот день отец сочинил, наверное, самую лучшую свою историю.
В ней все было очень похоже на жизнь: отец, сын и их любимая игра. Но однажды выдуманные персонажи обнаружили, что клеточки на ковре стали непроизвольно меняться местами, мало того, в них начали появляться изображения предметов, которых раньше вообще не было. Поначалу герои рассказа отказывались верить в то, что рисунок ковра может измениться сам собой, они думали, что по невнимательности ошиблись в расположении ячеек. Но вскоре подозрения нашли окончательное подтверждение – ковер жил своей жизнью, не зависевшей от воли или желаний окружавших людей.
Странное открытие сильно напугало мужчину, потому что он не находил ему разумного объяснения. К тому же опытный рассказчик догадался, что ковер влиял на выбор предметов, о которых он сочинял истории, и потому они становились мрачными, мистическими или просто злыми. Глава семьи решил раз и навсегда избавиться от ковра и всего подозрительного, что с ним было связано. Но это вовсе не значило, что он перестал рассказывать свои истории.               
Сын оценил выдумку отца, и они вместе довольно долго обсуждали историю о загадочном ковре:
– Папа, а ты здорово придумал, что я бросаю на ковер кубики, чтобы выбрать предметы для новой истории. Может, будем делать так по-настоящему? – с надеждой спросил сын.
– Конечно, будем. Бросай кубики, а я буду рассказывать, – согласился отец.
– И вставные истории мне тоже понравились, ну, те, которые ты как бы внутри основной истории про ковер рассказывал.
– Какая тебе больше запомнилась: про Льва и Муху или про старинную лампу?
– Все хорошие, но про черный портфель самая необычная, наверное – она. А ковер все-таки жалко, хоть он и оказался злым. Наш точно не такой, наш – добрый.
– Ладно, сынок, ложись спать, уже поздно. Завтра еще что-нибудь придумаем.
– И кубики будем бросать?
– Конечно, и кубики будем бросать. Спи…   
Я укрыл Артема одеялом, поцеловал и вышел из его комнаты. «Нужно завтра найти кубики от старой игры, чтобы бросать на ковер» – подумал я. Сочинил на свою голову, а он ведь теперь не отстанет…