Станицы города Черкасска

Светлана Багаевская
   Станица  Старочеркасская - это  бывший город Черкасск. Он был основан   в 1570 году на естественном острове. С южной стороны острова город омывает река Дон, а  с северной - Черкасская протока, «который выйдя из Дона близ Даниловского бастиона, проходил по всему городу; он был извилист; наибольшее его колено было против салотопленного и мыловаренного завода Менькова; у кузнец он разделялся на две ветки: из которых правая называлась Танькин ерик, левая, протекавшая по Скородумовской станице называлась Ракиткин Ерик» . 
   
   Первоначально Черкасск занимал восточную  оконечность  острова, размер которого был 500м Х 1500 метров. Река Дон ранее протекала на 400 метров севернее, в настоящее время её русло пролегало на месте современной рощи. Протоки были полноводными. Остров имел два озера: у собора Красное озеро, у Петропавловской церкви Гнилое. Красное озеро образовалось в результате взрыва порохового погреба при пожаре 1744 года. Впоследствии вокруг озера располагались войсковые дома, в которых размещались войсковой суд, войсковая капелла, духовное правление, войсковые казармы для казаков, несших городовую службу.

   Гнилое озеро находилось у Петропавловской церкви. Гнилым его называли из-за того, что вокруг озера находились бойни. Отходы от забоя скота сливались в озеро, туда же горожане сливали все нечистоты.

   Пристань находилась на южной стороне Черкасской крепости между Ивановским и Донским бастионами. «Пристань- есть одна из наилучших ибо берега Дона в сём месте весьма ровны и глубина дна оных значительна. К сей пристани во многом количестве приходят суда с хлебом, разными железными и другими товарами, также в нарочитом количестве сплавляются сверху Дона соснового лесу, лубу, досок и прочих деревянных изделий.»

   Город Черкасск первоначально делился не на кварталы, а на станицы, во главе каждой станицы стоял станичный атаман. К 1670 году Черкасск делился на три станицы: Черкасскую, Прибылянскую  и Татарскую.

   Черкасская станица городка имела  границы: на севере – протока, на юге – река Дон, западная граница завершалась  нынешней Почтовой улицей, а восточная-Даниловским бастионом.

   Прибылянская станица была основана запорожскими казаками, прибывшими в Черкасск в 1644 году. Они поселились с восточной стороны городского базара до Ивановского бастиона, на севере граница проходила возле Петропавловской церкви.

   Первоначально Татарская станица в 70-х годах   XVII века находилась на территории Черкасской станицы на левом берегу протоки, затем по приказу Петра 1 их переселили за Протоку на правый берег. В настоящее время это улицы 1 Слободская и 2 Слободская. На территории Татарской станицы была деревянная мечеть, которая сгорела в 1710 году.  С 1712  года на территории станицы был Петровский раскат. По данным на 1778 г в этой станице числилось 99 дворов многие, из которых были из камня.

   К 1672 году население города увеличилось и появилось ещё две станицы: Дурновская и Скородумовская.  Дурновская начиналась от Петропавловской церкви и на западе завершалась Протокой. Своё название получила от «дурней, которые селились в низком дурном  месте»,  которое ежегодно затапливалось весенним половодьем. Скородумовская станица была заселена вне пределов черкасского острова за Ивановским бастионом. В настоящее время это район Старочеркасской пристани. На территории этой станицы находилась деревянная Николаевская церковь , которую позже перенесли в г. Новочеркасск. Возле церкви было небольшое  кладбище и скородумовский майдан. На маленьких островках возле этой станицы находились войсковые кузнецы, а за Танькиным ериком войсковые бойни.

   К началу XVIII века Черкасский городок состоял из 12 станиц: Черкасская, Средняя, Прибылянская,  Скородумовская,  Дурновская, Ратнинская,  Татарская, Верхнерыковская, Среднерыковская, Нижнерыковская, Павловская и Тютеревская.

   Павловская станица начиналась от Прибылянской и доходила до подворья атаманов Ефремовых. Название получила от имени станичного атамана Павла Фёдорова.  На территории Павловской станицы находились торговые дома и лавки купцов Жученковых.

   Средняя станица располагалась между Черкасской и Павловской станиц  от Почтовой улицы, до торговой площади включая подворье атаманов Ефремовых.

   Тютеревская начиналась за Скородумовкой. В настоящее время по её территории проходит современное русло Дона. За Тютеревской распологались три Рыковских станицы, которые по преданию были основаны казаком Рыковым, который построил здесь рыбный завод. В настоящее время это хутор Рыков и находится он на левом берегу Дона в связи с изменением русла. В Верхне- Рыковской станице имелась деревянная Михайло-Архангельская церковь, которую в 1813 году перенесли в Новочеркасск.

   Ратнинская станица находилась в районе Преображенской церкви. В 1673 г. русскими войсками под руководством полковника и инженера Альбрехта Шневенца здесь был выстроен земляной государев Ратный городок, где разместилось войско в 6 тысяч человек. В 1677 г русский гарнизон покинул городок, в нём осталось проживать гражданское население.

   В  XVIII веке в Черкасске существовало два деревянных моста.  От торговой площади до Ратнинской церкви в честь Преображения был выстроен мост на 2 тысячи столбов протяжённостью 560 сажен, имел ширину в 3 сажени, высоту свыше 1 сажени над землёй, перила, помост из толстых досок. По нему ездили гружёные экипажи. Второй деревянный мост был пешеходным вдвое уже первого на столбах, шёл от Гостинного двора к западу до Средней  Рыковской станицы.
 
   С 1644 по 1805 год, Черкасск был столицей Войска Донского, а также военно-политическим и торгово-экономическим центром донских казаков. Здесь был построен первый храм на Дону, открыто было первое учебное заведение и впервые именно в Черкасске зажиточные казаки стали строить себе жилые  каменные дома-крепости.  В станице Старочеркасской сохранилось огромное количество памятников и памятных мест, на базе которых по инициативе М.А.Шолохова в 1970 году был создан историко-архитектурный музей-заповедник.

 

                Использованная литература и источники:

 1. А.Л. де Романо. Черкасск и войско Донское в 1802 году. Новочеркасск, 1896 г.
 
 2.Г.А Левицкий.  Старочеркасск и его достопримечательности.Новочеркасск. 1906 г.
 
 3. ГАРО ф 46, оп1 Статистическое описание Черкасского округа 1820 г.

 4. В.Д. Сухоруков. Краткое известие о бывшем на Дону городе Черкасске.

 5. С.З. Щелкунов// СОВДСК.  Новочеркасск. 1910. Вып.10. С.33

 6. П.Н.Краснов. Картины былого Тихого Дона. Репринт.издание. М., 1992 г.Т.1 с85

 7.ГАРО, ф 226, оп.19, д.977, св. 217, л 11-12

 8.ГАРО ф.№55 оп.1, ед.хр, 1487, св.57 с.1-10

 9. РГАДА. Ф111, 1672. №11. Л 27-29

 10. РГАДА. Ф. 111, оп. 1, №17, лл134-135