Новопровинциал теа-троль и загадки продюсирования

Антон Данилец
Рисунок: Стива Данильца НОВОПРОВИНЦИАЛ

Ночь перед выходным…
Выходная ночь…
В эту ночь – можно всё…
Можно гулять и путешествовать…
Можно, переживать приключения…
И начинать длинные проекты…
Приключение, для разминки…
Я уже пережил,
А вот как с длинным проектом?
- Отличная идея!
- Урррра!
- Эврика!
- Длинный проект…
- И звёзды мне благоволят…
В этот день…
В день – после ночи…
…Ночи – перед выходным.
А сам день,
Таким образом,
Выходной…
Свободный…
День,
Когда, что хочешь,
То и делаешь…
А, если хочешь,
Не делаешь –
- Ничего…
И у меня есть «Бриф» проекта…
И я хочу, открыть собственный сайт,
Для НОВОПРОВИНЦИАЛА…
Напомню, НОВОПРОВИНЦИАЛ – это я.
А, я, это НОВОПРОВИНЦИАЛ…
Если, кто-то думает, что это простая книга…
Он, этот «кто-то»…
Не прав.
Это – не простая книга, да и не книга –
- Вовсе…
Это, Манифест сети, и в ней, как и во мне, нет, начала…
Есть – День рождения…
У меня оно приходиться на 7 июня 1967 года…
У меня – НОВОПРОВИНЦИАЛА – 6 апреля 2015 года…
Но, конца, точно нет…
Точнее, «конец» - то есть…
Вот он, я его ощущаю…
Иногда, он неплохо дает о себе знать…
А вот окончания…
Оно – будет…
Будет – конечно…
Все мы – смертны и,
Все имеем свое окончание…
- Правда, не знаем, когда…
Поэтому, НВОВОПРОВИНЦИАЛ, не имеет окончание,
Во всяком случае, не знает, о времени его наступления…
А, значит,
Его пока – НЕТ…
Есть только жизненные и творческие планы…
Эти планы, совершенно, не укладываются в последовательность…
И, не предполагают этапов и подведений итогов…
Чего только не случается в жизни…
Как только не оборачивается она к нам…
Приходится, и отступать, и – обходить, и – лавировать…
А вот, в момент, когда, вдруг, начинает «везти»…
Быть готовым, и резко, продвигаться вперед…
Вот и теперь.
У меня – НОВОПРОВИНЦИАЛА.
Был какой-то застой…
Я с удовольствием и даже наслаждением, возился с интермедиями и беседами.
Холил и лелеял их…
Думаю, даже, незаметно двигался с ними, к каой-то, неведомо мне цели…
- Ведь, цель-то, наверняка есть.
Просто. Я её не знаю –
Пока…
Интермедии и беседы, становились все лучше…
И, видимо, будут становиться лучшее и изящнее, еще некоторое время…
НОВОПРОВИНЦИАЛ, живет,а новых идей, открытий, озарений – нет…
Пока…
И – ЧАС КОМПОЗИЦИИ…
Не наступает…
А вот – длинный проект есть.
И, о нем, надо подумать…
- Отлично, - подумал я отрываясь от сонно-мечтательного состояния.
- Вот она, новая тема, для беседы, со стариной Теа-троллем…
Назовем его:
- Прдюсирование будущего…
С легкой поправкой.
«На – Теа-тролля»!
Ведь все его «взгляды на будущее», вытекают из самого глубокого прошлого.
Договариваться о встрече с ним, мне не надо…
Всегда – в 17-15…
Всегда – в Поварешке…
Время и места встречи – изменить нельзя…
Не уверен точно, но у Теа, по-моему, вообще, нет телефона…
Или я не знаю, его номера…
Я даже не знаю, где он живет…
И не, могу, как Шерлок Холмс, посслать ему телеграмму, на его «Бейкер-стрит»…
Зато знаю, что ровно, в 17-15, он, появится в «Поварешке»,
А если, вдруг не появиться…
То появится, на следующий день,
Завтра,
Послезавтра…
Третьего дня…
Мы оба любим и понимаем – Время…
И, потому, Его ход, совсем не болезненен для нас…
Впрочем, как и для других.
Просто, другие, считаю, что воспринимают Его болезнено…
Думают, почему-то что «теряют» Его…
Обменивают, на деньги…
Время же, этого не любит.
Британско-американское:
- Тайм из мани…
Оскорбление для Времени…
- Тайм-менеджмент, - вызывает смех и сожаление, как совсем недостижимая мечта…
Ну, какое ещё «управление Временем»…
Время – само, управляет всем и каждым…
Время – Ипостась…
Временные управленцы, черпатели из Времени – денег, не более чем, мелкие паразиты, готовые урвать от всего…
Зато, для нас, никуда не спешащих и везде успевающих, Время добро и покровительственно.
Ну, хватит предисловий…
Сегодня, не будет даже, традиционной сцены встречи…
Все условно, как в шекспировском «Глобусе» или мольеровском «Комеди Франсе»…
Просто – реплика:
- Они, встретились, почтеннейшая публика, аплодисменты, переходящие в овацию!!!
- Да здравствует, Время!
Пусть, теперь, именно такой будет, радостный, первый «тост», двух друзей, поднимающих «за встречу», свои чашечки «ирландского виски».
- Теа…, - отлично мы придумали, про Время! – я, как всегда, непосредственно радостен…
Я, что-то придумал, и ближайшие пару часов, мне «по колено» - любое море…
- Да…, так себе, средне, - Теа, как всегда, скептичен…
Он ждет…
Ему нужна тема…
Без темы – Теа, скучает…
Да что там – ИЗНЫВАЕТ…
И, я, как верный друг, не заставляю его долго ждать…
- Теа, - я говорю… ну, обычно говорю, как всегда…
- Мне сейчас надо начинать проект… Индивиуальный Сайт НОВОПРОВИНЦИАЛА…
- Представляешь…, - это снова я…
- Без начала, без конца, без рамок, - простого и длинного…
- Такого, как жизнь…
- Банально, - отвечает мне Теа…
Ну, он же, скептик…
В восхищение, его приводят, только собственные рассказы.
- Пусть, банально, - без сопротивления соглашаюсь я…
- Давай, и поговорим, о банальностях…
- О банальностях? – Теа, как будто бы сомневается, но, потом, будто бы очень легко – соглашается:
- Давай… О банальностях…
Получив разрешение, я говорю уже конкретно…
- Мне надо, разобраться, с продюссированием… Сам, понимаешь, сайт… Нуждается в продюссировании…
- И в споносрах, - совершенно логично, добавил Теа…
- Да, дело не последнее, -я заканчивал свою короткую реплику…
Упирась уже в нетерпеливое ожидание Теа, начать свое повествование…
- Знаешь, Данила, - несколько нараспев, заговорил Теа, разогревая беседу.
- Институт продюсирования в последние десятки лет занял в культуре России ведущую роль. Роль продюсера в кинопроизводстве, на телевиденье, в шоу-бизнесе, получила заслуженное признание и авторитет. Да и вообще, продюсирование в мировой практике развития культуры и шоу-бизнеса признавалось всегда. Однако, Россия в этом смысле имела «свой путь». На этом пути советские «продюссеры» часто становились «расхитителями социалистической собственности», «мошенниками», в общем, не вписывались в рамки «социалистической законности» и потому всячески порицались в прессе, а иногда и несли суровую «ответственность» по закону. Известны случаи, когда «советские продюсеры» получали значительные сроки наказания и отбывали их в полном объеме (Ю. Айзеншпис, М. Танич, А. Новиков и многие другие). Однако, современная культура и шоу-бизнес совсем не могут обходиться без продюсирования и потому профессия продюсера существовала последние три века всегда, в том числе и в СССР. Продюсеры, как бы они не назывались, вырабатывали репертуарную политику кино, телевиденья, эстрады. Они формировали творческие составы исполнителей, зажигали и гасили «звезды» отечественного культурного пространства. Так что новая Россия, образовавшаяся после распада СССР, встретила продюсеров, если и не ласково, то в полном понимании значения и роли этих людей в культуре, кинопроизводстве, шоу-бизнесе.
Теа, разошелся, его монолог, уже можно было бы и не прерывать, но я, по традиции, «запустил» своего «наводящего»:
- Шоу-бизнес и кинопроизводство вернулись в рынок и здесь продюсеры получили свою законную роль. При этом, они не могут похвастаться тем, что они пришли в страну, где роль и значение продюсирования поняли совсем недавно, - моя реплика, как всегда, раззадорила, уже итак, разогретого Теа…
Он, продолжал, уже с «жаром»:
- Наоборот, в России имеются глубокие традиции этого дела. О них (традициях) необходимо знать и современным российским продюсерам, для того чтобы не забывать о своих предшественниках. Современным продюсерам необходимо изучать то, что было создано до них, строить «свое дело» на твердом знании и уверенности в том, что они продолжатели важного и интересного дела, который имеет в нашей стране знаменитую историю. В 1928 году в Москве была создана советско – германская киноорганизация «Межрабпомфильм». Она разместилась в помещении закрытого рестораня «Яръ». «Межрабпомфильм» стал наследником расформированного акционерного общества «Межрабпом-Русь».
«Межрабпом – Русь» открылась в 1924 году тоже в Москве. Её производственной и организационной базой стало киноателье «Русь», принадлежавшее Михаилу Трофимовову и кино-бюро Общества Международной рабочей помощи («Межрабпом»).
Кинокомпания «Межрабпом – Русь» выпустила в свет фильмы: «Аэлита» (1924 г.), «Закройщик из Торжка» (1925 г.), «Мать» и «Мисс Менд» (1926 г.), «Поцелуй Мэри Пикфорд» и «Сорок первый» (1927 г.), «Ледяной дом» и многие другие.
- Я. Когда-то, в детстве еще, смотрел в ленинградском ТЮЗе., поставновку, «Месс Менд», - вставил я реплику, во вдохновенный монолог Теа…
Но, он не желал прерываться, и ограничился, только кивком…
А сам, так же вдохновенно, продолжал:
- «Межрабпом-Русь» делал так же анимационные фильмы, в том числе: «Межпланетная революция» (1924 г.), «Старт» (1925 г.), «Два оркестра» (1926 г.), «Будем зорки» (1927 г.), «Сказ про бедняка и батрака»(1928 г.) и др. «Межрабпом-Русь» издавала свою газету, которая так и называлась «Кино-газета». В 1928 году как я уже говорил, «Межрабпом – Русь» была преобразована в киностудию «Межрабпомфильм». Немецкая сторона созданного предприятия обеспечила для совместного проекта качественную кинопленку и аппаратура. С точки зрения техники, поэтому, сравняться могли очень не многие кинопроизводства, а уж в СССР, так и вообще – никто. Так что не удивительно, что первые советские звуковой и цветной фильмы появились именно здесь. При этом, студия сохраняла значительную степень независимости от государства и не входила в структуру «Госкино», как например «Ленфильм» и «Мосфильм».
Зримым результатом работы «Межрабпомфильма» стали, среди прочих: «Потомок Чингисхана» (1928), «Путёвка в жизнь» (Рис. 3. Кадр из фильма «Путёвка в жизнь»), (1931), «Три песни о Ленине» (1934) и другие.
Независимость, материальная и организационная, позволяла киностудии осуществлять инновационние проекты. В том числе, именно на этой студии была создана одна из систем звукового кино Петра Тагера. Это же способствовало культивированию на студии творческой, свободной и деловой атмосферы актуальности. Она рассматривалась руководством киностудии, как важнейший элемент творческого процесса, плодотворного содружества.
Именно, пордюсерская сущность проекта обеспечивала желание сотрудников киностудии «Межрабпома» привлекать к фильмам собственного производства особый, повышенный интерес зрительской аудитории. Интересы партнеров-учредителей при этом, учитывались только в том случае, если они совпадали с интересами производства и проката фильмов и их успеха у зрителей.
В результате студия «Межрабпомфильм» до 1932 г. лидировала по всем показателям, в сравнении с другими кинопроизводствами Советской России. Техническая база, полученная из Берлина и заводов «Карл Цейс Йена», обеспечивала безоговорочное техническое превосходство фирмы, в том числе звуковых и цветных кинофильмов. Но этого было мало, так как «Межрабпомфильм» выпускал не только художественное кино, но и культурфильмы, и мультипликацию.
В заключительной стадии работы «Межрабпомфильма» студия стала медленно угасать и уходить со сцены. Её ярко выраженная, продуссерская сущность, не устраивала более бюрократическое советское руководство. Терпеть свободных и независимых кинопроизводителей в «сталинском СССР» было более невозможно. Студию «Межробпомфильм» расформировали в после расформирования 1936 году. На её базе был создан «Союздетфильм». а в 1948 году была переименована в Киностудию им. М. Горького.
Теа, явно заканчивал монолог…
Точнее, искал новое направление: куда его продолжить?
Это снова было время, моей реплики…
Как и положено, я её, сказал:
- Да, Теа, а что же с продюсерами…
Теа, как будто бы ждал этого уточнения…
Времени на подготовку или, даже, на новый «разогрев», ему было не нужно…
Он, начал, с места – в картер…
- Да, Данила…
Несомненно, Але;йников, был одним из таких, первых, российских продюсеров…
- Алейников, - фамилия известная в кино и театральном мире, - снова не мог не вступить в разговор я…
- Да, ты питерец, и поэтому, наверное, вспоминаешь Илью Алейникова, который вместе с Юрией Стояновым, делал «Городок» и другой питерский юморной контент, на недавнем Российском телевидении, - Теа, нашел возможным откликнуться на мою реплику…
Это было необычно…
И я смело добавл…
- Ну, еще и Петра Алейникова, партнера Бориса Андреева, Николая Крючков и иже с ними…
- Ну, конечно-конечно… Впрочем, этого Алейникова, звали Моисе;й Ники;форович… И он родился в ноябре 1885 года, а, со временем, получил образование инженера. Он имел значительный опыт работы в кинематографии еще до Октябрьского переворота 1917 год, сотрудничал в журнале «Сине-фоно» и редактировал журнал «Проэктор». А в 1915 году, стал одним из соучредителей московского киноателье «Русь» (вместе с предпринимателем Михаилом Трофимовым)
Это киноателье стало в 1924 году учредителем киностудии «Межрабпом – Русь», с тех пор деятельность Моисея Алейникова была связана с этой киностудией, до самого её расформирования в 1936 году. В его бытность директором «Межрабпом-Русь» и «Межрабяпомфильм» особенно ярко проявились творческие продюсерские качества Моисея Алейникова. Он ревностно сохранял независимость марки «Межрабпом» и не позволял её сотрудникам ходить на заседания и «разносы» в Госкино и самотоятельно решал вопросы репертуарной политики. Режиссеры «Межрабпомфилма» могли запустить в производство фильм, который забраковали цензоры Госкино и Главреперткома. В конечном счете, автономность работы студии «Межрабпомфильм» перестала устраивать руководство Советского Союза. Моисей Алейников был арестован, а впоследствии, отстранен от своей продюсерской деятельности в советском кинопроизводстве.
- Чем не типичная, в последствии, судьба, российского продюсера, - заметил я.
Теа, вновь, кивнул…
И – продолжил…
- С 1936 по 1944 год Моисей Алейников был редактором киностудии «Мосфильм». С 1945 года он перешел на преподавательскую и литературную работу. Его перу принадлежать несколько популярных работ о кинематографе, в том числе: «Разумный кинематограф» (1912—1914 гг.), «Практическое руководство по кинематографии» (1916 г.) в соавторстве с С Ермольевым, «Пути советского кино и МХАТ» (1947 г.), «Яков Протазанов» (1961 г.).
Теа, заканчивал, а я, снова подводил итог, копошась в своем маленьком КПК:
- Правильно, я пишу, - говорил я, обращаясь к Теа, и, оновременно, читая, только что набранный текст..,
- Делая вывод по результатам беседы можно сказать, что независимые киностудии в СССР на начальном периоде его существования имелись и, в частности таковой была с 1928 по 1932 гг. киностудия «Межрабпомфильм». Благодаря независимой автономной политике, эта «кинофабрика» обеспечивала выпуск разноплановой кинопродукции, пользующейся успехом у зрителей, в том числе художественных, документальных и анимационных фильмов. Директор этого кинопроизводства, Моисей Алейников, выступал в ней в качестве полноценного кинопродюсера и стал по сути одним из первых организаторов кинопроизводства в Советской России. Его, несомненно, следует считать так же одним из основоположников российского продюсирования кинопроизводства новой России.
Теа, кивал мне, вполне удовлетворенно…
Беседу можно было заканчивать…
И браться, за бриф…