Королевы, принцессы фрейлины.. Винтерхальтер

Алина Алексеева-Маркезин
Портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой.Винтерхальтер,1864

              Любопытна  судьба Варвары Римской-Корсаковой, которую художник писал дважды. Поговаривают, что он даже был в неё тайно влюблен. Она блистала в европейских столицах, в Париже её называли «Венерой из Тартара». О её красоте и остроумии ходили легенды. Считается, что отдельные её черты Лев Толстой передал одной из героинь романа «Анна Каренина». Обратите внимание – на ней нет украшений, только маленькие серьги в ушах. Она обоснованно считала, что её красоте драгоценности не нужны.
Здесь более подробная статья о её судьбе.http://www.proza.ru/2015/03/05/1268

   Иметь портреты от Винтерхальтера хотели не только коронованные особы. Вы можете себе представить принцесс и графинь, «стоящими» в очереди и пишущими чуть ли не на ладони порядковые номера?

             А великий романист Александр Дюма видел это своими глазами: «Дамы в течение месяцев ждут своей очереди, чтобы попасть в ателье Винтерхальтера и Дюбюфа, они записываются, они имеют свои порядковые номера и ждут – одна год, другая восемнадцать месяцев, третья два года.

           Наиболее титулованные имеют преимущества. Все дамы мечтают иметь в своем будуаре портрет, написанный Винтерхальтером или Дюбюфом». Добавить, как говорится, нечего.
 
       Мы уже знакомились с творчеством этого художника ,рассматривая его отдельные портреты.Его долго не признавала художественная элита того времени.

              Критики, восхвалявшие его дебют на выставке в Салоне 1836 года, отвернулись от него как от художника, которого нельзя воспринимать серьёзно. Это отношение сохранялось на всём протяжении карьеры Винтерхальтера, обрекая его работу стоять особняком в иерархии живописи

ЕГО ТВОРЧЕСТВО -ИСКРЕННЕЕ ПОКЛОНЕНИЕ КРАСОТЕ

        Франц Ксавер Винтерхальтер (1805—1873) родился в небольшой деревне Mensenschwad в Германии. Он учился живописи в Академии Монако. В 1835 году, после того как он нарисовал портрет великого князя Леопольда Бадена, Winterhalter был назначен его придворным художником. С этим портретом началась его международная карьера. Королевские семьи Англии, Франции, Бельгии старались заказывать свои портреты только у него.

            При Наполеоне III он стал главным портретистом императорской семьи и суда Франции. Среди его многочисленных царственных натурщиков также королева Виктория. Winterhalter впервые посетил Англию в 1842 году и несколько раз возвращался, чтобы нарисовать Викторию, Альберта и их растущую семью, он сделал, по меньшей мере, 120 работ на них. Winterhalter также нарисовал несколько портретов английских аристократов, в основном, членов придворных кругов.

             Русским аристократическим гостям Парижа, также нравилось, чтобы их портреты были выполнены знаменитым мастером. Хотя Winterhalter не получили высокую оценку за свою работу от серьезных критиков, его королевские покровители высоко оценили его способности.

Мечислава Rabczewska, мадам де Jurjewicz, 1860

Только платьем мимоходом
До меня коснешься ты -
По твоим следам несутся
Сердца бурные мечты.

Обернешься ты, вперится
Глаз огромных синева -
С перепугу за тобою
Сердце следует едва.

Генрих Гейне

        В Париже Винтерхальтер быстро заслужил репутацию модного художника. Он был назначен придворным художником Луи-Филиппа, короля Франции, который доверил ему создание индивидуальных портретов своей многочисленной семьи. Винтерхальтеру предстояло выполнить для него более тридцати заказов.

            Так написать женский портрет, как это делал Франц Великолепный (такое прозвище Франц Ксавьер Винтерхальтер получил в светских салонах Франции), умели в Европе середины XIX века немногие живописцы. Заказчицам импонировало, что он, как никто, умел придать фигуре грациозность и изящество, глазам – таинственность, а улыбке – легкое лукавство.

   А как он передавал изысканные дамские туалеты! Под его кистью шелковисто струится атлас, тончайшей паутиной окутывают дамские плечи кружева, искрятся драгоценные камни. Немаловажно, что он принципиально не видел у дам недостатков. На его портретах все они красивы, но при этом не просто узнаваемы, а очень похожи на самих себя. А вот это уже – великое искусство.

         Несомненный интерес представляет портрет императрицы Марии Александровны – супруги Александра II. Это ей поэт Федор Тютчев посвятил в 1864 году прекрасные строки:

«Как неразгаданная тайна,
Живая прелесть дышит в ней
– Мы смотрим с трепетом тревожным
На тихий свет ее очей.
Земное ль в ней очарованье
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать

            Ажиотаж в Европе не мог пройти мимо российских аристократок. Исконно русское – «а чем мы хуже?» – привело к тому, что в очереди появились известнейшие российские фамилии: Мусины-Пушкины, Трубецкие, Римские-Корсаковы, Нарышкины, Шуваловы, Юсуповы, Бобринские.

             Сегодня только в Эрмитаже хранится 10 портретов наших соотечественниц, написанных Винтерхальтером. Несколько подобных портретов есть в провинциальных музеях, а сколько их в частных коллекциях и зарубежных музеях, подсчитать трудно.

       За два года до смерти он переселяется в Париж. Перерыв в поступлении заказов на портреты во Франции позволил ему вернуться к тематической живописи, и он, вдохновлённый испанской легендой, пишет полотно «Флоринда» (1852, музей «Метрополитен», Нью-Йорк), являющее собой радостный праздник женской красоты. В этом же году он решил создать собственную семью, но его предложение руки и сердца было отвергнуто; Винтерхальтер остался холостяком, преданным своей работе.

                Давно уже ушел из жизни Франц Ксавьер Винтерхальтер, но живут созданные им портреты, передавая обаяние и красоту женщин той удивительной эпохи.

Галерею портретов красивых женщин можно посмотреть здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/3093309