Воскресное Евангельское чтение. Сотник

Иустин Александров
Воскресное Евангельское чтение. 28 июня. (Мф 8.5-13).


Мф 8.5-13 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.

Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.


ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА.

Воспользуемся некоторыми комментариями Уильяма Баркли на Священное Писание, в которых он показывает исторические реалии времен Иисуса.

В Евангельских текстах, сотники, римские воины, являются одними из самых привлекательных характеров. «Сотники были лучшие люди римской армии – пишет Баркли. И далее – «Интересно отметить, что о всех сотниках, которые упоминаются в Новом Завете, говорится с почтением: сотник, признавший в Иисусе на Кресте Сына Божия; Корнилий, первый обращенный в христианство язычник; сотник, внезапно обнаруживший, что Павел является римским гражданином и спасший его от ярости взбунтовавшейся толпы; сотник, узнавший, что иудеи собираются убить Павла на пути из Иерусалима в Кесарию и предпринявший шаги к разрушению их планов; сотник, которому римский прокуратор Иудеи Феликс поручил охрану Павла; сотник, сопровождавший Павла во время поездки в Рим, который вежливо с ним обращался и даже признал его руководство всеми действиями, когда буря разбила корабль (Мат. 27,54; Деян. 10,22; 23,17.23; 24,23; 27,43)».

Во времена Римской империи, сотники (или центурионы), составляли ядро, костяк римской армии. Каждый центурион командовал как правило, сотней воинов: эти сотни (центурии) входили в легион где было 5-6 тысяч человек (слово легион в переводе, происходит от латинского – «собирать»). Сотники отвечали за дисциплину в полку, в их обязанности входила организация повседневной жизни легиона и военное обучение солдат. Сотники назначались полководцем, как правило, из известных ему лично наиболее опытных солдат, они не могли быть моложе 30 лет. «В центурионы должен выбираться человек большой физической силы, высокого роста, умеющий ловко и сильно бросать копья и дротики, постигший искусство сражаться мечом или манипулировать щитом, который вполне усвоил искусство владения оружием, бдительный, выдержанный, подвижной, более готовый исполнять, что ему прикажут, чем разговаривать (об этом), умеющий держать в дисциплине своих товарищей по палатке, побуждать к военным упражнениям, заботящиеся о том, чтобы они были хорошо одеты и обуты, чтобы оружие у них всех было хорошо вычищено и блестело» - так сообщает Флавий Вегеций — римский военный историк.

Греческий историк Полибий, так характеризует сотника: "Они должны быть не столько безрассудно храбрыми искателями опасности, сколько людьми, которые могут командовать другими; твердыми и уравновешенными в действии и надежными. Они не должны слишком рваться в бой, но при ожесточенном натиске врага должны удерживать свою позицию и быть готовы умереть на своем месте".

Как в мирное, так и в военное время на сотниках держалось моральное состояние армии.

Сотник из Капернаума, который говорил со Спасителем, примечателен особо. Его неподдельная забота о своем слуге необычна для того времени. Если это был раб, то, тем более удивительна эта забота – ведь к рабам относились как бессловесным животным или просто орудиям труда. (Римский писатель Варрон в книге "Сельское хозяйство" делит сельскохозяйственные орудия на три класса: говорящие членораздельно, нечленораздельно и немые. Говорящие членораздельно - это рабы; говорящие нечленораздельно - скот; немые - повозки).

Сотник из Евангельского рассказа любил своего слугу. Может быть, именно это и тронуло Иисуса, когда сотник пришел к Нему с просьбой. Мало того – сотник обладал простотой и глубиной веры. Эта вера - в естественный ход вещей, с опытом более чем житейским («говорю одному: пойди, и идет /…/ и слуге моему: сделай то, и делает»). Эта вера – незыблема, и она распространяется и далее, включая просьбу к Иисусу.
Действительно, где нам еще повстречать такую веру? Это сродни, как сказать горе - "перейди отсюда туда", и быть уверенным, что она перейдет (Мф 17.20). Такая вера даже не требует личного «контакта» с Исцеляющим - она уверена, что исцеление обязательно будет «на любом расстоянии». И это говорится о язычнике, не просвещенном Светом Истины Христовой! Хотя наверняка, сотник и слышал о чудесах Иисуса, и иначе не подошел бы к нему.
Удивительно смирение сотника – «я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». По обычаю, иудеям нельзя было входить в дом язычника (в Мишне сказано: "Жилища язычников нечисты"). Но Иисус, Сам предложил придти к сотнику. Казалось бы, сотнику теперь не надо переживать об исцелении слуги, но нет, он говорит – «скажи только слово» - и тем выявляет для нас и глубину своего смирения, и снова – незыблемой веры.
Воистину, сотник из Капернаума – необычайная личность, и служит нам образцом! Как он послужил образцом для Спасителя, и образом грядущего прихода к Иисусу Христу всех народов.