Государство и земство в экологическом просвещении

Скибинская Наталья Владимировна
                Путря Н.В.,               
                преподаватель  кафедры всемирной истории               
                ХНПУ им. Г.С. Сковороды
                Украина, Харьков

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ЗЕМСТВА В
ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ НАРОДА

Модернизация Российской империи 2 половины ХІХ в. требовала не только
подготовленных и компетентных специалистов для промышленности, сельского
хозяйства, но и повышение общекультурного и образовательного уровня всего
населения. Земские учреждения, созданные как органы местного управления,
развернули широкомасштабную работу по сочетанию развития народного
образования и формированию у подрастающего поколения природоохранных
знаний и культуры. По мнению земцев, начинать такое образование необходимо
было именно в школах. Для этого при начальных школах организовывались
сельскохозяйственные отделения. «Будущий хозяин уже сызмальства должен
вращаться  в  атмосфере  научного  объяснения  разнообразных  явлений
сельскохозяйственной действительности», - говорилось в докладе Валуйской
уездной управы за 1894 год [1, с. 18].
203
«Схід-Захід» - ІV (Кам’янець-Подільський - 2015)
В Смоленской губернии на земских собраниях 1880 года было обращено
внимание на неудовлетворительное состояние социальной экологии, как в целом
в империи, так и в указанной губернии, в частности. В связи с этим правительству
было предложено ввести во всех мужских и женских средних учебных заведениях
преподавание курса социальной экологии - гигиены. С целью поощрения
губернское земство обещало оказывать помощь в размере 100 рублей на год тому
школьному учреждению, где преподавался этот курс [2, с. 118-120].
Одним из первых пропагандистов идей охраны природы в школьной среде
был российский педагог А.А. Хребтов, служивший до первой мировой войны
инспектором училищ. Он распространял среди учителей специальные циркуляры,
где советовал, как и что пропагандировать школьникам. Таким образом,
А.А. Хребтов одним из первых стал использовать способ распространения
информации с помощью посредников. В 1912 г. Министерство народного
образования Российской империи предложило попечителям учебных округов
рекомендовать учителям низших школ разъяснять ученикам пользу нехищных
птиц. Несколько природоохранных брошюр в 1912-1917 гг. выпустила Постоянная
природоохранительная комиссия при Русском Географическом обществе. На защиту
природы все чаще стали выступать писатели. Еще А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов,
Ф.М.Тютчев, Н.В.Гоголь, Т.Г.Шевченко, Леся Украинка призывали любить природу
вовсе не потому, что она полезна человеку, а в силу того, что милая и красивая.
Другие – Н.А.Некрасов, Ф.И.Достоевский, В.И. Немирович-Данченко, А.П.Чехов,
Ольга Кобылянская - уже почувствовали надвигающуюся беду и призывали людей
начать защищать природу [3, с. 30-33].
Земские деятели, анализируя в своих губерниях и уездах положение природы
и природных ресурсов, не могли не видеть, что неурожаи, падеж скота и другие
негативные явления были не случайными. Они возникали в тех условиях, в которых
оказалось хозяйство в связи с отрывом от использования научных достижений. И
только земства впервые остро поставили вопрос об объединении природоохранной
пропаганды и научных достижений с сельскохозяйственным производством,
которое должно быть прочным и длительным. По их мнению необходимо шире
применять научно-исследовательские мероприятия, задача которых изучать,
проверять и раскрывать природные и хозяйственные законы в условиях
каждой данной местности. Эта позиция земств поддерживалась практическими
мерами. Как пример, можно привести организацию земских школ лесоводов,
шелководства, пчеловодства, огородничества, полеводства и др. В таких земских
школах, кроме изучения теоретического материала, прививались практические
навыки природоохранной деятельности, создавались условия для применения
полученных знаний на практике. Учителя этих школ получали необходимую
подготовку по основам сельского хозяйства на земских курсах. Для проведения
практических природоохранных занятий земства содержали пришкольные
участки, способствовали созданию школьного комплекса, включавшего школьное
помещение, хозяйственные постройки, огороды, пасеки и т.д. В 1912 г. в Самарской
губернии при земских школах работали 74 сельскохозяйственных отделения, в
Саратовской - 15, в Тамбовской - 27.
Земства  способствовали  организации  производственного  обучения  в
сельскохозяйственных школах и училищах: выплачивали стипендию ученикам,
занимались трудоустройством выпускников. Мастера, которые преподавали
204
«Схід-Захід» - IV (Кам’янець-Подільський - 2015)
специальные природоохранные предметы в этих заведениях, назначались земскими
управами. Директор профессионального заведения ежегодно отчитывался земству
о результатах работы учебного заведения. В конце учебного года устраивались
публичные выставки ученических работ, лучшие выпускники получали от земства
премии [4, с.331].
В течение 1890-1895 годов Рязанское губернское земство на своих
собраниях систематически рассматривало вопросы развития сети заведений
сельскохозяйственного  образования,  их  финансового  и  хозяйственного
обеспечения. В частности, было решено увеличить средства на содержание
существующих сельскохозяйственных заведений и дополнительно открыть
подобные заведения в губернии [5, 6].
Уездные земства Казанской губернии разработали «Положение о народных
сельскохозяйственных школах», в котором значительное место отводились
природоохранному воспитанию. На 1887 год в Казанской губернии успешно
работали Петриковская, Чотарская, Буменская и Березовская сельскохозяйственные
школы. Обучение в этих школах длилось два года и было бесплатным. Зимой ученики
изучали общеобразовательные и агрономические дисциплины, летом работали
в собственных хозяйствах, где и закрепляли полученные знания на практике.
Хозяйство школ включало опытно-показательное поле, сад, двор для скота, пасеку,
лесные насаждения. Половину средств на содержание школы выделяло земство,
остальные ассигновал департамент земледелия [4, с. 199-200].
Сотрудничая в области природоохранного образования и воспитания с
научными учреждениями, исследовательскими станциями и лабораториями,
земства упорно работали над распространением в крестьянских хозяйствах лучших
сортов растений, открывали контрольные семенные станции, пункты спаривания
скота, ветеринарно-бактериологические лаборатории, обустраивали виноградные
питомники, бесплатно поставляли крестьянам семена технических культур, лозу
высокоурожайных сортов винограда, коконы шелкопряда, пчелиные рои и т.д. В
1911 г. на Воронежских губернских собраниях было принято решение об устройстве
в Воронеже исследовательской станции, которая занималась экологическими
вопросами метеорологии, агрохимии и агробиологии, прикладной ботаники,
луговодства, животноводства, борьбы с вредителями, садоводства, огородничества,
испытания новых машин и технологий [7, с. 100-102].
На пути земского экологического образования было много проблем и
трудностей, в том числе и связанных с непониманием государством и обществом
этой важнейшей функции земского самоуправления. Постепенно все менялось
к лучшему, хотя еще долго негативно сказывалось отсутствие законодательной
базы для ведения эколого-просветительской работы, нехватка средств и дефицит
квалифицированных кадров. Переломным моментом можно считать конец XIX
- начала ХХ ст., когда охрана природы как совокупность идей и практических
навыков не стала входить в культуру, в быт, в привычки, и стала поистине народной.
Изучены документальные источники позволяющие уверенно говорить о
достаточно высокой эффективности работы в сфере экологического просвещения,
которое проводилось силами персонала и волонтеров органов земского
самоуправления в течение второй половины ХІХ - начала ХХ ст. Были достигнуты
значительные практические результаты в отношении охраны природных
ресурсов, создана большая сеть природоохранных объектов, налажен диалог с
205
«Схід-Захід» - ІV (Кам’янець-Подільський - 2015)
государственной властью.
Природоохранному воспитанию населения, которое постоянно пытались
проводить губернские и уездные земские управы, принадлежала важная роль
в сохранении и развитии народной охраны природы Российской империи. В
процессе природоохранного образования и воспитания происходило накопление,
отбор и фиксация в сознании и поведении человека народного опыта охраны
природы, формирование системы устойчивых связей настоящего с будущим.
Благодаря земским программам образовательные и воспитательные мероприятия
исторически сформированные и усвоенные правила и нормы поведения местного
населения относительно природы становились устойчивыми стереотипами,
привычками, которые не только быстро и точно действовали, но и легко
передавались следующим поколениям.
Литература:
1.  Доклад Валуйской Уездной земской Управы Валуйскому Уездному
Земскому Собранию ХХІХ очередной сессии. – Воронеж: Тип. зем., 1894.–34 с.
2.  Программа сведений для истории земских учреждений в России. – СПб.:
Типография В. Демакова, 1890. – 34 с.
3.  Силантьев А.А. Народная школа в роли популяризатора идей
природоохранения вообще и охраны полезных для сельского хозяйства животных
– в частности /А.А. Силантьев // Журнал министерства народного просвещения. ;
1917. ; № 1. ; С. 30-33.
4.  Сборник статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству
России и некоторых иностранных государств. Год 10. – Пг.: Тип, В.Ф.Киршбаума,
1916. – 388 с.
5.  Свод Постановлений Рязанского Губернского Земского Собрания,
открытого 19-го Сентября 1895 года. – Рязань: Типография Губернского Правления,
1895. – 143 с.
6.  Доклады Самарской Губернской Земской Управы 1884 года. – Самара: Тип.
зем. управы, 1884. – 490 с.
7.  Воронежское губернское земство. Перечень докладов губернской земской
управы губернскому земскому собранию очередной сессии 1911 г. – СПб.: Тип.
МВД, 1911. – С. 100-102.


Н __ Науковий діалог «Схід-Захід». Матер. ІV всеукр. наук.
конфер. з міжнар. участю. (м. Кам’янець-Подільський, 25
травня 2015 р.): у 2-х частинах. – Д. : Видавництво «Інновація»,
2015. – Ч. 2. – 216 с.