Севок-однолюб

Лара Ищенко
- Ты в магазин? Купи нам хлеба,если нетрудно, -увидев меня идущей мимо её дома, просит соседка Вера, дочь  Севка.- Дед наш заболел. Он же любит ходить
в сельпо, поговорить там, порассуждать о политике. А тут никак: занемог.
Мне-то некогда. Варенье из вишни варю.

Конечно, я согласилась. Купила всё, что мне нужно было, и буханку сосе-
дям.

Дед Севок сидел на скамейке возле их дома. Грустный, поникший. Больной.
- Раиска, сидай биля мэнэ. Побалакай зи мной,- позвал он меня.

- Что случилось, Савелий Петрович?

- Ось бачишь, спИна заболила. Не можу далэко ходиты.
ДочкА говОрыть, що лита (годы) вже мои таки. А яки лита? Я вже й не
памъятаю, скилькы мени рокив. Ранише щитав, а зараз ни.

Я-то знала, что ему восемьдесят два,но сделала вид, что об этом мне
неизвестно.

- Вы отлично выглядите,- старалась успокоить соседа.- И память отличная.
Вон сколько разных забавных историй мне рассказали. А ведь давно всё
это было.

- Звычайно (конечно) давно. А що? Цикавы (интересные)?- хитро щуря
глаза, спрашивает дед.

- Очень забавные и интересные. Слушать - не переслушать.

Севок довольный улыбается.

- Я тоби нэ вси розповив. У мэнэ ще их багато. Ось як я оженывся на
своеи Маруси знаешь?

- Нет. Вы никогда не рассказывали.

- Вона жила у другому сели. Мы и знайоми не булы. И ось я продавав на
базари огиркы (огурцы), а дивчина поряд торгувала. Мени и подобалась
(понравилась). Така гарна, чорнява, тыха. Одягнута приемно (приятно).
Да бэз хусткы (платка), як инши дивкы. Я нэ любыв, колы в хустках.
Намисто (бусы), сирьгы (серьги) -всэ такэ красыво. А вона на мэнэ нияк.

Деда прервала Вера, вышедшая за ворота:
- Что, опять рассказует правду-неправду?

- Как с твоей мамой познакомился.

- А! Ну так он всегда такой был... находчивый.
Представляешь, она распродалась, взяла две сумки в обе руки и на автобус. А у него ещё товар есть. Так он оставил огурцы на продавца,что рядом был, и пошёл
за ней. Девушка, мол, давайте я Вам помогу. Она никакого внимания.
Тогда он и говорит:
- Такие красивые серёжки были. Жаль, наверно, одну потеряли. Мамка сумки-
то из рук выпустила и за уши схватилась. Тут отец поднял её поклажу и
смеётся:

-Звиняйтэ, я пожартував.

Так и дошли до автобуса. Он донёс сумки и выспросил-таки, где она живёт.
А потом зачастил на танцы в клуб того села. Было, и тумаков получал. Чужаков
молодёжь не любила. Да к тому же, оказалось, что раньше дрались парни
село именно на это село. Но на своём настоял: сватов заслал. Оженились.
Да сюда переехали.

Дед слушал рассказ дочки молча, лишь улыбался довольно: наверно, вспоминал-
переживал снова те события.

Вера ушла доваривать варенье, а мы с соседом ещё посидели. Я ему посоветовала
некоторые средства от радикулита.

- Дякую, Раиска, що посЫдила,- на прощанье сказал мне Савелий Петрович.
Заходь до нас.

Я ему пожелала, конечно, здоровья. Грустно стало, что вот ушла из жизни
его жена, которую он, по словам дочери, любил до последних  дней.
Уже десять лет, как её нет. И сватался он вроде к женщинам, но ни с одной
не сложились отношения. Да и вряд ли кто заменил бы ему Марусю...