Мой дядя во время войны обслуживал Дорогу жизни*: возил на грузовике, зимой — по льду, продукты в осаждённый Ленинград. И Ладогу я представляю ровным заснеженным полем, ледовой дорогой войны.
В северной части Ладога замерзала на два месяца, в южной - на четыре.
Северное и восточное побережья Ладожского озера относятся к подзоне средней тайги, а южное и западное — к подзоне южной тайги.
Берега озера скалистые, высокие, большинство из гранита и мрамора, изрезаны фиордами, много островов, много отмелей, уходящих далеко в глубь озера.
Ладога очень неспокойное озеро. На нем внезапно могут возникнуть штормы.
Тихая и безобидная в ясную погоду, осенью Ладога становится неузнаваемой:
ветер порой достигает силы 10 баллов, поднимая огромные волны,
опасные даже для судов озерного типа.
В годы войны для перевозок по озеру в спешном порядке были собраны все суда, какие только можно было собрать.
Ладога одно из крупнейших озер мира и самое большое озеро Европы.
Его длина составляет более 200 км, ширина - почти 140 км. Наибольшая глубина - 230 м. Климат в районе озера мягкий, влажный, с малым числом ясных дней. Чистое небо над озером, как правило, бывает лишь в июне-июле. Вода - пресная, прозрачная, приятная на вкус.
В Ладожское озеро впадают не менее 40 рек и крупных ручьёв,
а вытекает одна - река Нева.
В древнерусской Несторовой летописи XII века упоминается как «озеро великое Нево» (несомненна связь с названием реки Нева (также ср. фин. neva «болото, трясина»). В древних скандинавских сагах и договорах с ганзейскими городами озеро именуют Альдога (ср. фин. aalto — волна). Википедия.
Е.А. Хелимский предлагает германскую этимологию топонима Ладога.
По его мнению, первичным является название озера — от др.-сканд. *Aldauga «старый источник, подобный открытому морю (the Old Open-Sea-Like-Source)». Данный гидроним связан с названием Невы (которая вытекает из Ладожского озера) в германских языках — «новая». Через промежуточную форму *Aldaugja это слово дало др.-сканд. Aldeigja «Ладога (город)»
Евгений Арнольдович Хелимский (15 марта 1950, Одесса — 25 декабря 2007, Гамбург) — российский лингвист (в последние годы жизни работавший в Германии), доктор филологических наук (1988), профессор. Труды по самодийским и финно-угорским языкам, проблемам уральского и ностратического языкового родства, языковым контактам, теории генетической классификации языков, культурной истории Северной Евразии и шаманизму. Один из ведущих мировых специалистов по самодийским языкам.
...В периоды навигации связь города со страной осуществлялась по воде, по Ладожскому озеру, и судьба Ленинграда зависела от Ладожской военной флотилии**.
Со станции Волховстрой вагоны подавались на пристань Гостинополье. Оттуда грузы по Волхову доставляли на речных баржах в Новую Ладогу, где перегружали на озерные баржи, следовавшие в Осиновец на западном берегу озера. Здесь совершалась еще одна перевалка - из барж в вагоны для доставки в Ленинград. 12 сентября 1941 года в Осиновец прибыли две баржи, доставившие 800 тонн зерна. Это был первый рейс с грузами для осажденного города.
Мемориал «Дорога жизни»:
Комплекс мемориальных сооружений в «Зелёном поясе Славы Ленинграда» на рубежах Ленинградской битвы 1941—1944 годов на маршруте Дороги жизни — единственной транспортной коммуникации, связывавшей Ленинград с остальной страной.
В комплекс входят 7 монументов, 46 памятных столбов вдоль шоссе и 56 столбов вдоль железной дороги. Среди них мемориальный комплекс «Цветок жизни» на 3 км Дороги жизни (1968, архитекторы А. Д. Левенков, П. И. Мельников), памятник-паровоз на железнодорожной станции Ладожское Озеро (1974, архитектор В. И. Кузнецов), мемориальный комплекс «Разорванное кольцо» на 40 км шоссе Дороги жизни, на берегу Ладожского озера близ деревни Коккорево (монумент и зенитная пушка, 1966, арх. В. Г. Филиппов, ск. К. М. Симун, инж. И. А. Рыбин), монумент «Переправа» близ посёлка имени Морозова на правом берегу Невы, посвящённый воинам-понтонерам (1970, арх. Л. М. Дрекслер, инж. Е. Н. Луцко), стела «Стальной путь» на железнодорожной станции Петрокрепость, установленная в честь героев-железнодорожников, работавшим на Дороге жизни (1972, арх. М. Н. Мейсель, И. Г. Явейн, ск. Г. Д. Глинман) и другие.
Источники:
Сторожевые корабли
Ладожскaя военнaя флотилия
http://blokada.otrok.ru/library/volhov/8.htm
Ладожское озеро
*Дорогa жизни связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни.
**Ладожскaя военнaя флотилия базировалась на Ладожском озере и прилегающих водных путях. Существовала в период 1939—1940 годах и 1941—1944 годах. Участвовала в Советско-финской и Великой Отечественной войнах.