Домашняя экономика по-американски

Алекс Росс
Уровень жизни американцев поражает уже на подлете к знаменитому аэропорту "Джон Ф. Кеннеди" в Нью-Йорке. Когда самолет ложится на крыло, внизу, в заливе и на Гудзоне хорошо видны ровные ряды сотен пирсов с тысячами элегантных яхт, мощных океанских катеров и небольших рыбацких тральщиков. В городе же, блуждая букашкой в сумерках лабиринтов среди небоскребов, приезжий может легко получить шок, ибо головокружительную роскошь от отчаянной нищеты здесь отделяют порой десятки метров.

В США есть невообразимо богатые люди, им принадлежат 59% капитала всего мира. Это владельцы тех же небоскребов, такие как Дональд Трамп, живущий в апартаменте стоимостью шестьдесят миллионов долларов, или основатель компании Микрософт, Билл Гейтс, один обед с которым в его доме стоит сто тысяч долларов. И есть страшная, совсем несвойственная другим западным странам нищета с десятками тысяч бездомных, ночующих в картонных коробках. Однако, нивелирует американскую действительность большой процент населения, относимый статистикой к среднему классу. Не так давно преуспевающими в среднем слое этого класса считались те, чей годовой доход равнялся возрасту, то есть тридцатилетние получали в районе тридцати, сорокалетние по сорок тысяч долларов. С появлением новых технологий перестали быть редкостью зарплаты в сто тысяч в год.

Эти люди больше прагматики, чем романтики. Ориентируясь на перспективу, они предпочитают иметь жилье в собственности. С кредитом на постройку дома площадью 200-300 м2 и земельный участок в один-два гектара они рассчитываются за пять - десять лет. Самая популярная книга в США – "У озера", Генри Дэвида Торо. В ней рассказывается об опыте счастливой жизни в природе, без излишеств. Следуя ему, многие покупают или строят себе дома в зеленой, экологически чистой среде пригородов больших городов, куда ежедневно ездят на работу на своих машинах. Там нет общественного транспорта, совсем нет тротуаров. Маргиналы обретаются где-то далеко, в городских кварталах, поэтому средний американец чувствует себя в лесу в безопасности. Вокруг своего участка он не строит даже забора.

Американцы берут кредит в банке обыкновенно только на образование или на жилье, все остальное, включая и автомобиль, доступно каждому с зарплаты. На подержанную машину у них при желании может накопить даже бездомный. Скоро будет уже сто лет, как президент Томас Вудро Вильсон провозгласил: «каждой американской семье ежедневно по курице в кастрюлю и в гараж по две легковые машины». Жесткая конкуренция дала фантастические результаты. При сравнительно высоких средних зарплатах в США все намного дешевле, чем где либо. Так телефон въезжающему на новое место подключается в течение часа бесплатно. В некоторых местах Интернетом люди пользуются дома бесплатно. Водительские права, включая медицинское освидетельствование на месте, фотографию, письменный экзамен и три попытки сдачи вождения, обходятся в двенадцать долларов! А поскольку в борьбе за избирателя правительство делает все, чтобы бензин в стране был дешевле, чем там, где его производят, американцы разъезжают на огромных машинах. Многие беспечны, легко становятся от изобилия обжорами, покупают много ненужных вещей, и живут от получки до получки. Те, кто любит здоровый образ жизни, пробавляются витаминными комплексами и занимаются спортом. Денег хватает на все, и на одежду, и на инвентарь. Например, баскетбольные корзины есть у всех американских домов, где живут дети. Полно там и теннисных кортов, и бассейнов. Джакузи американцы пристрастились ставить дома прямо в спальнях, а один туалет на семью, считают, поводом для развода...
Словом то, на что в других странах людям приходится копить, в США занимает в домашних бюджетах незначительную долю.

А вот цена образованию там известна. Молодые люди инвестируют в него большие деньги, которые чаще всего берут в кредит у банков. Кроме тридцати – сорока тысяч долларов за учебу, средства уходят на одежду, питание и жилье. То есть можно сказать, что самостоятельная жизнь тех, кто не полагается на помощь родителей (их половина), начинается со стресса. Одних растущая банковская задолженность стимулирует к более усердной учебе, других к жесткой экономии, еще кого-то к поиску работы или альтернативы рассчитаться с долгами разом. Экономия некоторых доводит до паранойи, преследующей их потом всю жизнь. Такие выискивают и выстригают из газет купоны достоинством 50 центов, прилагаемые к рекламе неходовых продуктов, периодически ходят питаться в рестораны, в которых есть так называемые happy hour или счастливые часы, где они платят только за напитки, а салаты и куриные крылышки со шведского стола получают бесплатно! В целях экономии они не пользуются дома отоплением, кто-то не смывает даже воду в унитазе. По этому поводу я слышал поговорку: if it is yellow, leave it there, if it is brown shift it down. Чтобы обустроить комнаты, студенты не брезгуют старой мебелью и отбракованным в магазинах товаром. Я был знаком с ребятами, сдававшими под жилье гараж. Они же рассказывали мне, что за учебу за последние два семестра платить не собираются, так как довольны и тем, что «курс прослушан». Конечно, много и таких студентов, которые во время учебы работают в небольших фирмах. А государство, всегда имеющее политические и экономические интересы за рубежом, отслужившим или отработавшим после учебы по контракту пару лет за океаном списывает их банковские кредиты за учебу.

На американском долларе написано: «На Бога мы надеемся». Надеются, но и сами не плошают. Большинство из них – трудоголики, сколачивающие состояния со спортивным азартом. Они легко кооперируются. Свободный капитал  вкладывают в какой-то бизнес и рискуют, инвестируя деньги в ценные бумаги. Отпуска их мизерны, неделя-две в год. При этом они не забывают о благотворительности. Это престижно, и обязательно указывается в биографиях. Сами они не шикуют, но и не отказывают себе. Иметь где-то на живописном побережье озера или океана небольшой домик с яхтой, считается вполне обычным делом. По-настоящему же отдыхать американцы предпочитают на пенсии. Благо средняя продолжительности жизни – 80 лет – позволяет наверстать упущенное. Путешествуют они по национальным паркам, таким как Грэнд Кеньон, Йосемити, Йеллоустоун, гора Рашмор, непременно бывают на Ниагарских водопадах. Ездят и живут многие пенсионеры в машинах типа «Караван». Это своеобразные дома на колесах со всеми удобствами. Для них повсеместно оборудованы специальные стоянки, где можно утилизировать отходы и заправиться необходимым. Интерес к такому роду путешествий привил американцам еще один популярный писатель, Джон Стейнбек. Можно сказать, что все американцы на своих машинах пишут различные высказывания, лозунги или кредо. Где-то в горах Невады на одной дорогой машине я прочитал: «Пенсионеры. Тратим деньги наследников!»

Самые необходимые для жизни вещи в США достаются совсем легко. Приобретение их американцы научились совмещать с удовольствием. На распродажах, так называемых yard sales и garage sales, устраиваемых в садах у частных домов или в гаражах, можно найти все, от продвинутого цифрового телевизора до экстравагантного розового бархатного дивана из семидесятых. В городках с населением двадцать –тридцать тысяч человек таких распродаж по выходным бывает от десяти до двадцати. Объявления о них организаторы помещают в газетах (бесплатно) и развешивают вдоль дорог на столбах. Есть три причины широкого распространения этой традиции. Первая и самая серьезная: дефицит общения. Ведь из дома американцы, как правило, попадают на своей машине куда угодно, соответственно при этом неизменно находясь в своей собственной атмосфере. На работе в США о личном говорить не принято. То есть люди, не делясь друг с другом естественными вещами, находятся в самоизоляции. А вот на yard sales они дают себе волю. Во-вторых, американцы непоседы, они легко оставляют насиженные места и уезжают в поисках новых ощущений и работы. И, чтобы не собирать, не паковать и не тратиться на перевозку, они распродают свое «барахло» без сожаления, зная, что такое же точно найдут на новом месте, на yard sale. И в-третьих, старые вещи в США выбрасывать не принято, их качество из-за аккуратности пользователей сохраняется, а цена бывает много ниже новых. Старые вещи люди собирают, кто-то их продает, кто-то коллекционирует, кто-то ими украшает интерьеры жилых домов, гостиниц и даже ультрамодных ресторанов.

Спешка, боязнь опоздать и стремление опередить стали причиной появления в США культуры питания, известной как fast food, с сервисом stop and go (или drive by), то есть быстрая еда, остановись и следуй дальше. Миллионы людей берут в обед в забегаловках типа McDonalds и Burger King сэндвичи, картошку фри и кока-колу. В полдень улицы деловых центров Сан-Франциско, Нью-Йорка и Вашингтона заполняются людьми в строгих костюмах, несущих в руках бумажные пакеты. И не только из-за быстроты, но и из-за дешевизны этой, как они сами называют junk food, в переводе – некачественной пищи. Привыкают к этому с детства, потом не замечают, что пьют суррогатный кофе и пиво украденной у чехов известной на весь мир марки «Бадвайзер», качество которого ниже всякой критики!

Очень возможно, что из-за обеих причин люди становятся обжорами. Лишний вес в США имеют более 60% населения. Для армии обжор там появились специальные рестораны, порции в них в два-три раза больше обычных. А власти Лас-Вегаса как то были вынуждены снабдить службу скорой помощи новыми крупногабаритными машинами повышенной прочности, так как за год в госпитали города доставляются до двухсот пациентов, вес которых превышает двести семьдесят килограмм.

В США человека скорее оценят по запаху в доме, чем по одежде. Ведь большинство предпочитает носить что-то простое и удобное. И расходы на одежду составляют небольшую долю в домашних бюджетах. В провинции, например, в теплых краях помимо костюмов для офисной работы народ носит футболки, парусиновые штаны, мокасины или штиблеты без носков, а бейсболки не снимает даже во время еды. Где прохладно, люди носят джинсы, байковые рубахи в клетку, кроссовки или кожаные с вышивкой ковбойские сапоги с узкими носками и широкополые шляпы. Городскому стилю одежды в стране задают тон нью-йоркеры, точнее жители Манхэттена. Обитатели Нижнего города, в основном это богема, творят все, что в последствии становится модным для всех слоев общества. Сами они любят смесь этнических и культурных традиций. Например, пончо, пирсинг в носу и на губах, ярко-зеленые колготки и опять же ковбойские сапоги. В Верхнем городе, Гарлеме живут жертвы массовой моды, это в основном афроамериканцы и доминиканцы. За последнюю модель джинсов они готовы отдать все. За товаром с рекламы они выстраиваются в очереди. Красавицы их обязательно обзаводятся большущими шубами и крупными украшениями. Самые богатые – люди Среднего города научились скрываться за простотой, о цене которой можно только гадать. Эти господа носят черные пальто из кашемира, костюмы из твида и обувь за несколько сот долларов, их дамы – облегающие скромные наряды. Порой только бриллиант размером с орех и указывает на их статус. Именно эти люди являются клиентами известных модельеров. Но когда они делают покупки в самых дорогих магазинах мира на Пятой Авеню, наряд их бывает неприметен, все те же джинсы и простенькие короткие блузки.