Все в памяти моей... Гл. 69. Ностальгия...

Светлана Компаниец
    А  следующим  летом  полетела  в  Россию,  в  Барнаул.

    Прошло  уже  неполных  два  года,  как  мы  уехали.  Конечно,  скучала.  Все  было  в  памяти  еще  так  живо.  Писала   длинные   письма  подругам,  высылала  фотографии,  делала  зарисовки.   Приятной   неожиданностью  было,  когда  Алла,  москвичка, из  нашей компании, подарила мне  рисунок  тушью, где была  изображена  Октябрьская  площадь  в  Барнауле. Ее  муж, известный  художник,  в  пятидесятых  годах  был   по   заданию  в   Барнауле,  где   в  то  время   строился  большой  химкомбинат  (я  уже  знала  его, как  меланжевый).  Он  должен  был  запечатлеть  в  своих  картинах  эту  стройку  века,  которая,  помимо  того, что дала  работу  тысячам  барнаульцев  и  приезжих,  еще  принесла  и  головную  боль,  в  прямом  и  переносном  смысле, тем  же барнаульцам  и  отцам - правителям  города:  очень  скоро  «меланжевый» оказался в центре  густозаселенного  района. Город  строился, - и  в  основном   вокруг  и  вблизи  промышленных  предприятий. И  если  раньше,  при  строительстве  комбината,  хоть  как-то  учитывалась роза ветров, то  теперь  это  уже  не  имело  значения, -  ветер,  меняя  направление,  разносил  по  всей  округе  вонючий,  рыжий  дым.  Когда  на  автобусной  или  трамвайной  остановке  все  начинали  прятать  носы  в  воротники  или  платки,  кто-нибудь  авторитетно
произносил:  «Это  меланжевый!»
   
    Да,  так  о  рисунке. Он  мне  очень понравился. Я поместила  его  в  рамочку  под  стекло,  повесила  на  стену, и часто  застывала  перед  ним,  рассматривая  и  узнавая  все  мелочи,   так  точно  подмеченные   и  зарисованные  художником.  Знаменитый  гастроном  «под  шпилем»  с флюгером  на  нем, автобусная  остановка,   улочка  к  магазину  «Детский  мир», выставочный  зал,   перекресток,  угол  дома  на  улице  Новой.  Тогда  этот   дом  был  розового  цвета… 
 
     1980-й  год.  Седьмое  ноября.  Праздничная  демонстрация  трудящихся. Я  со  Светой  Неволиной   в   колонне  нашего  завода.   Нас  привезли  автобусами  с  Южного.    И  от   кинотеатра  «Мир»  мы   уже  приличной  колонной   идем   по  Касноармейскому  проспекту,  где  к  нам  присоединяются  другие  предприятия  и  организации  города.  Мы  с  ней  предусмотрительно  ушли  далеко  вперед,  пока  организаторы  из  парткома  всем,   в   обязательном  порядке,   вручали  флаги,  транспаранты,  портреты  высочайших  лиц -  членов  правительства. Помню,  долгое  время  гулял  по  кухням  вопрос-анекдот:   почему   рогатый   скот   считают  по  головам (столько-то  голов  рогатого  скота...),  а  правительство  по  членам -  "член  правительства  такой-то..."?!

    Эти  яркие  транспаранты, флаги и  портреты  должны  были  украсить  колонну  и  поддержать  настроение  праздника.  Хотя  вскоре  уже  становилось  заметно  невооруженным  глазом, - праздничное  настроение  колонны стремительно  растет...  по  мере  употребления  горячительного,    время  от  времени  извлекаемого  из  «сидорков»  и  карманов. И портреты, путаясь  в  тех  же  флагах  и  перекошенных  транспарантах  уже  в  "раскачку"  плывут  мимо  трибун  с городским  начальством  под  громкие  и  о-очень  веселые  "Ура!" трудящихся!

     На  удивление – тепло,  правда,  пасмурно,  влажно,  туман.  Обычно  в  этот  день  крепкий  мороз, первая  метель, после  которой  снег  уже  остается  лежать  до  весны, - и  мы  все  в  шубах. А  сегодня на  мне светлосерое    демисезонное  пальто  с  воротником  стойкой  и  широкими  рукавами   на  манжетах,  коричневые  брюки   поверх   сапог  и  надвинутая  до   самих   бровей  шапка   из  пушистой  чернобурки.

      Настроение  и у  меня  праздничное. Вчера  утром  на  моем  столе  зазвучал  телефон, - звонил  начальник,   велел  ехать  на  опытную  станцию,  разобраться  с  отоплением  теплиц.

-    Сейчас  за  вами  придет  машина, -  сказал,  заканчивая  разговор.
 
    Сердце  мое  ухнуло  куда-то  вниз,  жаром  вспыхнули   щеки.   Прячу   лицо  от  любопытных  глаз,  быстро  натягиваю  шапку,  накидываю  пальто,  и,  схватив  сумку,  вылетаю  за  дверь.
 
-   Далеко,  Михална?  -    слышу  позади.
               
    На  площади  перед  проходной  стоит  знакомый  «газик».   Водитель,  увидев  меня,  открыл  дверку:

-   Здравствуйте, Светлана  Михайловна, - степенно отвечает  на мое   прерывистое  от  волнения  «Здра..авствуйте..». -  С  наступающим  вас!  Сказали  –  доставить  прямо  в  теплицы.
 
     Я  вдыхаю  терпкий  аромат  хризантем  и  в  конце  узкой  бетонной  дорожки  между  рядами  цветов  вижу  П.К...
               
     В  отдел  возвращаюсь  с  огромным  букетом...
          
     ...Колонна  наша  приближается  к  Октябрьской  площади. Здесь она  повернет  направо   и  уже   по  проспекту  Ленина  мы  пройдем  мимо  праздничных  трибун  на  Площади  Советов.
   
-  Посмотри  вон  туда,  -  дергает  меня  за  рукав  Светлана  и  кивком  головы  указывает  направо.
               
    Я  поворачиваюсь и  вижу  впереди,  на  тротуаре, на  розовом  фоне  углового  дома, неподвижно  стоящего  П.К.   Засунув  руки  глубоко  в   карманы   куртки -"аляски",  он  всматривается  в  проплывающую  мимо  многоликую  толпу.   Вдруг  взгляд  его  застывает,  увидев  меня.  И  я,  словно  в  гипнозе,  выбираюсь  из  этой  орущей,  поющей  и  пляшущей  толпы,  и  иду  на  этот  взгляд...

    Мы   молча   стоим,  глядя   друг  другу  в  глаза.   Нас  обходят.   Кто-то  здоровается.  А  мы  молчим.  Говорят  только  глаза. И  вдруг  губы   мои  сами,  без  меня,  произносят  почти  шепотом:
 
 -  Я  люблю  вас!...
         
    Глаза  у  него  становятся  влажными.  Еще  секунда, - и  я  убегаю  за  угол  дома.  Догоняю  Светлану...
    
     Неужели  все  это  было  со  мной?  Я  вглядываюсь  в  штрихи  на рисунке, -  все  так  узнаваемо!
 
     Ностальгия...  Да,  было. Вспоминала,  плакала, скучала. Хотелось  съездить,   посмотреть,  и,  может,  сбить  эту... -  ностальгию!

    Решилась.  Поехала.  Сбила...