Акулы Канарских островов

Юрий Субботницкий
 



             ПОСВЯЩАЕТСЯ

             СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ МОЕГО ДРУГА -
             НАЗАРЕНКО ГЕННАДИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА,
             ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОРЯКА,
             ВЫСОКО КЛАССНОГО МОРСКОГО ИНЖЕНЕРА,
             ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА ПЕРВОГО РАЗРЯДА,
             ЛУЧШЕГО СУДОВОГО ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА
             ГРУЗИНСКОГО МОРСКОГО ПАРОХОДСТВА,
             ТАЛАНТЛИВЕЙШЕГО  СПЕЦИАЛИСТА  И  УЧЁНОГО
             В ОБЛАСТИ МОРСКОЙ СУДОВОЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИКИ
             И НАШЕЙ ДРУЖБЕ,
             КОТОРАЯ  ПРОДОЛЖАЛАСЬ  БОЛЕЕ ПОЛУВЕКА...

             ДРУЖИЩЕ МОЙ ДОРОГОЙ!
             ПУСТЬ ТЕБЕ ЗЕМЛЯ БУДЕТ ЛЁГКИМ, НЕВЕСОМЫМ ПУХОМ...
               
               
                АВТОР


               После окончания Одесского Высшего Инженерного Морского Училища /ОВИМУ/, мы с моим закадычным другом Генной Назаренко были направлены на работу в Грузинское Морское Пароходство /ГМП/, в Батуми /Аджария/.
               Пять незабываемых курсантских лет учёбы в Бурсе - сленг одесских морских курсантов, то есть - ОВИМУ - вожделенной  голубой мечте всех романтично сориентированных мальчишек Советского Союза, очно и заочно бесконечно влюблённых в море, стремительно промелькнули , как одно прекрасное мгновение.
               Рядом пять лет отсидели за одним столом и в учебной аудитории, и в курсантской столовой.
               Даже наши кровати  в кубрике экипажа (общежития) тоже стояли рядом.
               Почти всю самостоятельную "взрослую" жизнь рядом и вместе!
               После успешной защиты дипломных проектов, присвоения гражданского звания - инженер - электромеханик судов дальнего плавания и воинского - лейтенант-инженер мы дружно прибыли в Батуми, где в отделе кадров ГМП получили одновременно назначения  на  один и тот же теплоход - танкер "Гори" - и оба электриками.
              Более того, и на судне в течении двух долгих морских трудовых лет мы с Генной жили в одной каюте.
              В каюте находились две кровати, расположенные одна над другой со специальными "бортиками", чтобы во время шторма не вывалиться на палубу.
             Я добровольно спал на "плебейской" верхней.
             А Гена - на нижней широкой "королевской", которую между рейсами  во время перестоя в советских портах заходов, по-семейному делил с украинской красавицей женой - Людочкой.
             Люда была необычайно хороша собой.
             С полным на то основанием можно сказать - она была истинным воплощением той самой, воспетой поэтами традиционной украинской красоты.
             Людочка  являлась "хозяйкой" прекрасной внешности и изумительной толстенной косы а так же чрезвычайно выразительных, постоянно искрящиеся каким-то особенным внутренним душевным светом прекрасных глаз.
             Гена, как всегда в своем выборе поступил мудро.
             Не откладывая матримониальные дела в "долгий ящик" он сделал ей смелое и решительное предложение руки и сердца на предстоящий тур вальса  жизни.
             Его "деловое" предложение было также решительно и безоговорочно принято!
             Надо констатировать и признаться - это был тот самый счастливый случай, когда оба... не ошиблись!
             По всеобщему согласию и пониманию ценителей девичьей красоты курсантов роты ОВИМУ - "31-35", Людочка была признана самой красивой невестой.  
             Грузинское Морское Пароходство (ГМП) в те времена специализировалось на танкерных перевозках жидких грузов , то есть на перевозке в трюмах - танках сырой нефти, осветительного бытового керосина (для портов Индии и Цейлона), авиационного бензина, мазута и растительных масел.
             На тот момент  "Гори" по контракту стоял на линии Батуми или Одесса, Туапсе, Новороссийск, Феодосия - Индия, порты Бомбей / Мумбаи /, Калькутта, Цейлон /Шри Ланка /, порт Коломбо.
            Как я уже упомянул, в том направлении перевозили мы в основном бытовой  керосин.
            Для Индии и Цейлона  керосин - основной источник энергии и для освещения и для приготовления пищи.
            Поэтому потребительский спрос на такой товар в этих странах постоянно и неизменно велик.
           Маршрут движения нашего танкера  пролегал через египетский Суэцкий канал и занимал около трёх недель в один конец.
           Но после пятидневной, (быстрой - скоротечной) войны Израиля с Египтом,  Суэцкий канал стал не судоходен.
           Израильские истребители  в русле канале затопили несколько торговых судов.
           Как результат, все пароходы с грузами из Европы на  Индию и Дальний Восток  пошли по Атлантике,  вдоль и вокруг Африки, Кейптауна  и мыса Доброй Надежды, а далее, через Индийский океан.
          Аналогично и в  обратном  направлении тоже же.
          Таким образом и по этой причине, расстояние до конечного порта или портов и время нахождения в рейсе  без берега, без возможности сойти на берег, на твёрдую землю - значительно удлинялось.
          Например  рейс Новороссийск - Калькутта вместо трёх недель теперь стал занимать тридцать пять суток.
          После выгрузки керосина в портах Индии и Цейлона, танкер шёл пустым /в балласте/, как правило, через Аравийское море и прикрываясь островом Сокотра, от часто бушующих здесь свирепых штормов, входил в Аденский залив  и,  "протиснувшись", проскользнув через узкое горло Баб-эль-Мандебского пролива, вползал в Красное море и на внешнем рейде  египетского Рас-Шухейра загружался новой "порцией" сырой нефтью.
            Загрузившись "по-горло" египетской нефтью "Гори" далее перевозил ее на порты западной Европы, как правило либо немецкий Гамбург, либо голландский Роттердам.
            На тот момент  война Израиля с Египтом, всё ещё "тлея" продолжалась и лихие израильские лётчики без содрогания, колебания и промедления могли, радостно потирая руки, "всадить" самонаводящуюся ракету в плавающую бочку с нефтью объёмом 25000 тонн.
            И именно этой соблазнительной и удобной бочкой - целью, неподвижно стоящей на рейде Рас-Шухейра и являлся грузинский беспомощный и беззащитный мирный танкер.
          Этот период времени загрузки /приёма груза/ был крайне, чрезвычайно опасен. 
          При неблагоприятном  развитии событий наш танкер вместе с тридцатью пятью членами экипажа  в одно мгновение, в любой момент мог превратиться в пылающее пламя  адского факела...         
          Прекрасно понимая всю сложность и опасность такой экстремальной ситуации, экипажем и "египетским берегом" предпринимались все возможные меры для максимально эффективной скорости загрузки.
         Успешно, вырвавшись из негостеприимного Красного моря, наш танкер последовал с этим, высоко взрывоопасным грузом сырой нефти уже египетской, как и предполагалось на Европу, в голландский порт Роттердам.
          А далее из Роттердама планировалось перегнать "Гори"- либо в латвийский Вентспилс и обратно в Роттердам, либо за Северный полярный круг вокруг Скандинавии в Мурманск и Североморск.
          После загрузки в портах Кольского полуострова руководством пароходства также рассматривалась вероятность направить  "Гори"  далее в Карское море, на Югорский полуостров в Амдерму, с грузом уже авиационного керосина для гражданской и военной полярной авиации.
          В конечном же результате экипажу "Гори" довелось выполнить один из самых сумасшедших рейсов не только в истории Грузинского морского пароходства, но и вообще в истории Министерства морского флота СССР продолжительностью почти шесть месяцев по маршруту - Феодосия -(загрузка)- далее вокруг африканского континента и мыса Доброй Надежды в Бомбей и Мадрас - (Индия) - Коломбо -(Цейлон)-Калькутту и Бадж-Бадж -(Индия)- Рас-Шухейр -(Красное море, Египет)- еще раз вокруг Африки и Европы в Роттердам -(Голландия)и Антверпен - (Бельгия)- далее Вентспилс - Латвия - еще раз доставка нефти в Роттердам - опять в Вентспилс - далее Мурманск и Североморск - затем в Карское море Северного ледовитого океана в порт Амдерма на Югорском полуострове - затем еще раз в Вентспилс и еще раз в Роттердам и... наконец в Батуми.
          Чтобы хоть как-то "скрасить" однотонные, невероятно нудные, невероятно длительные морские переходы, для пополнения запасов и воды, и продовольствия, и для "отоваривания'', то есть для того, чтобы моряки могли потратить заработанную валюту,  танкеру предоставлялся на обратном пути в Европу заход на Канарские острова, либо в порт Лас-Пальмас, либо в Санта-Крус-де-Тенерифе...
          Для экономии  расхода валюты на портовых сборах, танкер бросал якорь на внешнем рейде, не заходя в сам порт.
          Экипаж и приобретённые на полученную зарплату товары, а также снабжение перевозились на береговых баржах и судовых мотоботах.
          После удачного "отоваривания" на берегу, то есть покупки - приобретения вожделенно горячо востребованных  в нашей стране дефицитных колониальных товаров, "финансово - деловые" операции завершались  традиционным  дружным употреблением - распитием  нескольких банок испанского пива или чего-нибудь покрепче,
         Здесь надо отметить и подчеркнуть, что на морских судах, а особенно на танкерах, перевозящих особо опасные в пожарном отношении грузы, в рейсе существует и строго соблюдается "сухой закон",
          Но в данном случае, весь экипаж после нудного, утомительно продолжительного "стрессового" рейса пошёл "в разнос" и демонстративно проявил полную забывчивость к требованиям "Устава службы на судах Министерства Морского Флота СССР"!..
          Наконец наш мотобот, доверху затоваренный соблазнительными и изысканными товарами, которые с таким нетерпением ожидались на родном берегу, вернулся к борту "Гори".
         С борта судна, в таких случаях, спускается на тросе крюк (гак), на который цепляются тщательно упакованные в магазине товары для экипажа и снабжение, заказанное через судового агента - шипшандлера.
         При очередном подъёме гака одна из упаковок  неожиданно оборвалась и  рассыпалась в воздухе!!!
         Очевидно слишком небрежно хозяин магазина запаковал  именно мою покупку , торопясь обслужить побыстрее большее количество моряков в единицу времени. 
         Все, кто в этот самый ответственный, завершающий момент стоял и на борту судна, и находился в мотоботе... охнули и ахнули...
         На каждом  паке - упаковке  упаковки была надписана фамилия владельца.
         И...упаковка, которая оборвалась...оказалась именно... моей...
         Стремительное местное океанское отжимное течение затягивало мой рассыпавшийся пакет  с такими, неимоверно востребованными и ожидаемыми на далёкой родине нейлоновыми пальтуганами - (пальто, очень модными на тот период в СССР)и мужскими, и женскими в количестве десяти штук, да и ещё кое с чем, под корпус судна...
         На раздумья времени не оставалось.
         Я быстренько стал стаскивать с себя туфли, чтобы немедленно броситься в воду для спасения драгоценного груза!
      -  Ты что, совсем идиот, что ли?!, - заорал  боцман Гиви Имнадзе, крепко вцепившись в мой брючный ремень:
       - Опомнись и внимательно посмотри, сколько здесь плавает акул!
         В один миг от тебя  останутся только бледные воспоминания!
         Сожрут и не улыбнутся!
         Здесь руку в воду даже опустить нельзя - отхватят по плечо!
         С высокого борта судна, который нависал над мотоботом  до меня долетели истошные вопли - крики моего друга Гены, который метался по палубе и  махал мне руками, чтобы привлечь моё внимание:               
       - Юра! Не дури!
          Не прыгай!
          Чёрт с ними, с этими проклятыми  шмотками!
          Не последний раз плаваем, не последний раз в рейсе!
          Не последний раз отовариваемся!
          Ещё купим! Ещё заработаем!
          Гори они голубым пламенем, эти "паршивые пальтуганы"!
          Надо будет - весь  экипаж на тебя "сбросится"!!!..
          Никто не обеднеет!!!
          Всё это меня, как-то отрезвило и я, уже реально, стал воспринимать текущую обстановку.
          Внимательно  присмотревшись - я действительно увидел просто фантастическое изобилие акульих плавников,  постоянно вспарывавших водную поверхность океана, то здесь, то там...
          Мои ошалевшие от произошедшего мозги наконец, почти полностью вернулись на то место, а вернее в то место, где им и полагалось по логике и находиться.
          Прощально покачиваясь от ударов непрерывных атак  разъярённой  акульей стаи,  мои  трёхмесячные финансово - предметные капиталловложения, честно заработанные "каторжным" плаванием в тропиках, беззаботно удалялись в безбрежные просторы Атлантического океана.   
          С  какой-то уже обречённо - облегчённой грустью, я печально смотрел им вслед.
          Но чёрт побери!!!
          На прощание - пара риторических вопросов в НИКУДА...
        - Всё же, почему это случилось  именно со мной и почему это был именно мой пакет?!!!..


          © Copyright: Юрий Субботницкий,
 2015Свидетельство о публикации №215061402021