Акулы Канарских островов
ПОСВЯЩАЕТСЯ
СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ МОЕГО ДРУГА -
НАЗАРЕНКО ГЕННАДИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА,
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОРЯКА,
ВЫСОКО КЛАССНОГО МОРСКОГО ИНЖЕНЕРА,
ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА ПЕРВОГО РАЗРЯДА,
ЛУЧШЕГО СУДОВОГО ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА
ГРУЗИНСКОГО МОРСКОГО ПАРОХОДСТВА,
ТАЛАНТЛИВЕЙШЕГО СПЕЦИАЛИСТА И УЧЁНОГО
В ОБЛАСТИ МОРСКОЙ СУДОВОЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИКИ
И НАШЕЙ ДРУЖБЕ,
КОТОРАЯ ПРОДОЛЖАЛАСЬ БОЛЕЕ ПОЛУВЕКА...
ДРУЖИЩЕ МОЙ ДОРОГОЙ!
ПУСТЬ ТЕБЕ ЗЕМЛЯ БУДЕТ ЛЁГКИМ, НЕВЕСОМЫМ ПУХОМ...
АВТОР
После окончания Одесского Высшего Инженерного Морского Училища /ОВИМУ/, мы с моим закадычным другом Генной Назаренко были направлены на работу в Грузинское Морское Пароходство /ГМП/, в Батуми /Аджария/.
Пять незабываемых курсантских лет учёбы в Бурсе - сленг одесских морских курсантов, то есть - ОВИМУ - вожделенной голубой мечте всех романтично сориентированных мальчишек Советского Союза, очно и заочно бесконечно влюблённых в море, стремительно промелькнули , как одно прекрасное мгновение.
Рядом пять лет отсидели за одним столом и в учебной аудитории, и в курсантской столовой.
Даже наши кровати в кубрике экипажа (общежития) тоже стояли рядом.
Почти всю самостоятельную "взрослую" жизнь рядом и вместе!
После успешной защиты дипломных проектов, присвоения гражданского звания - инженер - электромеханик судов дальнего плавания и воинского - лейтенант-инженер мы дружно прибыли в Батуми, где в отделе кадров ГМП получили одновременно назначения на один и тот же теплоход - танкер "Гори" - и оба электриками.
Более того, и на судне в течении двух долгих морских трудовых лет мы с Генной жили в одной каюте.
В каюте находились две кровати, расположенные одна над другой со специальными "бортиками", чтобы во время шторма не вывалиться на палубу.
Я добровольно спал на "плебейской" верхней.
А Гена - на нижней широкой "королевской", которую между рейсами во время перестоя в советских портах заходов, по-семейному делил с украинской красавицей женой - Людочкой.
Люда была необычайно хороша собой.
С полным на то основанием можно сказать - она была истинным воплощением той самой, воспетой поэтами традиционной украинской красоты.
Людочка являлась "хозяйкой" прекрасной внешности и изумительной толстенной косы а так же чрезвычайно выразительных, постоянно искрящиеся каким-то особенным внутренним душевным светом прекрасных глаз.
Гена, как всегда в своем выборе поступил мудро.
Не откладывая матримониальные дела в "долгий ящик" он сделал ей смелое и решительное предложение руки и сердца на предстоящий тур вальса жизни.
Его "деловое" предложение было также решительно и безоговорочно принято!
Надо констатировать и признаться - это был тот самый счастливый случай, когда оба... не ошиблись!
По всеобщему согласию и пониманию ценителей девичьей красоты курсантов роты ОВИМУ - "31-35", Людочка была признана самой красивой невестой.
Грузинское Морское Пароходство (ГМП) в те времена специализировалось на танкерных перевозках жидких грузов , то есть на перевозке в трюмах - танках сырой нефти, осветительного бытового керосина (для портов Индии и Цейлона), авиационного бензина, мазута и растительных масел.
На тот момент "Гори" по контракту стоял на линии Батуми или Одесса, Туапсе, Новороссийск, Феодосия - Индия, порты Бомбей / Мумбаи /, Калькутта, Цейлон /Шри Ланка /, порт Коломбо.
Как я уже упомянул, в том направлении перевозили мы в основном бытовой керосин.
Для Индии и Цейлона керосин - основной источник энергии и для освещения и для приготовления пищи.
Поэтому потребительский спрос на такой товар в этих странах постоянно и неизменно велик.
Маршрут движения нашего танкера пролегал через египетский Суэцкий канал и занимал около трёх недель в один конец.
Но после пятидневной, (быстрой - скоротечной) войны Израиля с Египтом, Суэцкий канал стал не судоходен.
Израильские истребители в русле канале затопили несколько торговых судов.
Как результат, все пароходы с грузами из Европы на Индию и Дальний Восток пошли по Атлантике, вдоль и вокруг Африки, Кейптауна и мыса Доброй Надежды, а далее, через Индийский океан.
Аналогично и в обратном направлении тоже же.
Таким образом и по этой причине, расстояние до конечного порта или портов и время нахождения в рейсе без берега, без возможности сойти на берег, на твёрдую землю - значительно удлинялось.
Например рейс Новороссийск - Калькутта вместо трёх недель теперь стал занимать тридцать пять суток.
После выгрузки керосина в портах Индии и Цейлона, танкер шёл пустым /в балласте/, как правило, через Аравийское море и прикрываясь островом Сокотра, от часто бушующих здесь свирепых штормов, входил в Аденский залив и, "протиснувшись", проскользнув через узкое горло Баб-эль-Мандебского пролива, вползал в Красное море и на внешнем рейде египетского Рас-Шухейра загружался новой "порцией" сырой нефтью.
Загрузившись "по-горло" египетской нефтью "Гори" далее перевозил ее на порты западной Европы, как правило либо немецкий Гамбург, либо голландский Роттердам.
На тот момент война Израиля с Египтом, всё ещё "тлея" продолжалась и лихие израильские лётчики без содрогания, колебания и промедления могли, радостно потирая руки, "всадить" самонаводящуюся ракету в плавающую бочку с нефтью объёмом 25000 тонн.
И именно этой соблазнительной и удобной бочкой - целью, неподвижно стоящей на рейде Рас-Шухейра и являлся грузинский беспомощный и беззащитный мирный танкер.
Этот период времени загрузки /приёма груза/ был крайне, чрезвычайно опасен.
При неблагоприятном развитии событий наш танкер вместе с тридцатью пятью членами экипажа в одно мгновение, в любой момент мог превратиться в пылающее пламя адского факела...
Прекрасно понимая всю сложность и опасность такой экстремальной ситуации, экипажем и "египетским берегом" предпринимались все возможные меры для максимально эффективной скорости загрузки.
Успешно, вырвавшись из негостеприимного Красного моря, наш танкер последовал с этим, высоко взрывоопасным грузом сырой нефти уже египетской, как и предполагалось на Европу, в голландский порт Роттердам.
А далее из Роттердама планировалось перегнать "Гори"- либо в латвийский Вентспилс и обратно в Роттердам, либо за Северный полярный круг вокруг Скандинавии в Мурманск и Североморск.
После загрузки в портах Кольского полуострова руководством пароходства также рассматривалась вероятность направить "Гори" далее в Карское море, на Югорский полуостров в Амдерму, с грузом уже авиационного керосина для гражданской и военной полярной авиации.
В конечном же результате экипажу "Гори" довелось выполнить один из самых сумасшедших рейсов не только в истории Грузинского морского пароходства, но и вообще в истории Министерства морского флота СССР продолжительностью почти шесть месяцев по маршруту - Феодосия -(загрузка)- далее вокруг африканского континента и мыса Доброй Надежды в Бомбей и Мадрас - (Индия) - Коломбо -(Цейлон)-Калькутту и Бадж-Бадж -(Индия)- Рас-Шухейр -(Красное море, Египет)- еще раз вокруг Африки и Европы в Роттердам -(Голландия)и Антверпен - (Бельгия)- далее Вентспилс - Латвия - еще раз доставка нефти в Роттердам - опять в Вентспилс - далее Мурманск и Североморск - затем в Карское море Северного ледовитого океана в порт Амдерма на Югорском полуострове - затем еще раз в Вентспилс и еще раз в Роттердам и... наконец в Батуми.
Чтобы хоть как-то "скрасить" однотонные, невероятно нудные, невероятно длительные морские переходы, для пополнения запасов и воды, и продовольствия, и для "отоваривания'', то есть для того, чтобы моряки могли потратить заработанную валюту, танкеру предоставлялся на обратном пути в Европу заход на Канарские острова, либо в порт Лас-Пальмас, либо в Санта-Крус-де-Тенерифе...
Для экономии расхода валюты на портовых сборах, танкер бросал якорь на внешнем рейде, не заходя в сам порт.
Экипаж и приобретённые на полученную зарплату товары, а также снабжение перевозились на береговых баржах и судовых мотоботах.
После удачного "отоваривания" на берегу, то есть покупки - приобретения вожделенно горячо востребованных в нашей стране дефицитных колониальных товаров, "финансово - деловые" операции завершались традиционным дружным употреблением - распитием нескольких банок испанского пива или чего-нибудь покрепче,
Здесь надо отметить и подчеркнуть, что на морских судах, а особенно на танкерах, перевозящих особо опасные в пожарном отношении грузы, в рейсе существует и строго соблюдается "сухой закон",
Но в данном случае, весь экипаж после нудного, утомительно продолжительного "стрессового" рейса пошёл "в разнос" и демонстративно проявил полную забывчивость к требованиям "Устава службы на судах Министерства Морского Флота СССР"!..
Наконец наш мотобот, доверху затоваренный соблазнительными и изысканными товарами, которые с таким нетерпением ожидались на родном берегу, вернулся к борту "Гори".
С борта судна, в таких случаях, спускается на тросе крюк (гак), на который цепляются тщательно упакованные в магазине товары для экипажа и снабжение, заказанное через судового агента - шипшандлера.
При очередном подъёме гака одна из упаковок неожиданно оборвалась и рассыпалась в воздухе!!!
Очевидно слишком небрежно хозяин магазина запаковал именно мою покупку , торопясь обслужить побыстрее большее количество моряков в единицу времени.
Все, кто в этот самый ответственный, завершающий момент стоял и на борту судна, и находился в мотоботе... охнули и ахнули...
На каждом паке - упаковке упаковки была надписана фамилия владельца.
И...упаковка, которая оборвалась...оказалась именно... моей...
Стремительное местное океанское отжимное течение затягивало мой рассыпавшийся пакет с такими, неимоверно востребованными и ожидаемыми на далёкой родине нейлоновыми пальтуганами - (пальто, очень модными на тот период в СССР)и мужскими, и женскими в количестве десяти штук, да и ещё кое с чем, под корпус судна...
На раздумья времени не оставалось.
Я быстренько стал стаскивать с себя туфли, чтобы немедленно броситься в воду для спасения драгоценного груза!
- Ты что, совсем идиот, что ли?!, - заорал боцман Гиви Имнадзе, крепко вцепившись в мой брючный ремень:
- Опомнись и внимательно посмотри, сколько здесь плавает акул!
В один миг от тебя останутся только бледные воспоминания!
Сожрут и не улыбнутся!
Здесь руку в воду даже опустить нельзя - отхватят по плечо!
С высокого борта судна, который нависал над мотоботом до меня долетели истошные вопли - крики моего друга Гены, который метался по палубе и махал мне руками, чтобы привлечь моё внимание:
- Юра! Не дури!
Не прыгай!
Чёрт с ними, с этими проклятыми шмотками!
Не последний раз плаваем, не последний раз в рейсе!
Не последний раз отовариваемся!
Ещё купим! Ещё заработаем!
Гори они голубым пламенем, эти "паршивые пальтуганы"!
Надо будет - весь экипаж на тебя "сбросится"!!!..
Никто не обеднеет!!!
Всё это меня, как-то отрезвило и я, уже реально, стал воспринимать текущую обстановку.
Внимательно присмотревшись - я действительно увидел просто фантастическое изобилие акульих плавников, постоянно вспарывавших водную поверхность океана, то здесь, то там...
Мои ошалевшие от произошедшего мозги наконец, почти полностью вернулись на то место, а вернее в то место, где им и полагалось по логике и находиться.
Прощально покачиваясь от ударов непрерывных атак разъярённой акульей стаи, мои трёхмесячные финансово - предметные капиталловложения, честно заработанные "каторжным" плаванием в тропиках, беззаботно удалялись в безбрежные просторы Атлантического океана.
С какой-то уже обречённо - облегчённой грустью, я печально смотрел им вслед.
Но чёрт побери!!!
На прощание - пара риторических вопросов в НИКУДА...
- Всё же, почему это случилось именно со мной и почему это был именно мой пакет?!!!..
© Copyright: Юрий Субботницкий,
2015Свидетельство о публикации №215061402021