1984 г. 27 ноября. Слухи. Борцы за правду

Вячеслав Вячеславов
            Ночью видел вещий сон. Что он вещий, узнал днем, когда в газете прочитал, Что Карпов взял тайм-аут. Смешно. Впервые в жизни приснился вещий сон. Конечно, вчера я допускал такую возможность,  но не   с уверенностью. Скорей, думал,  он будет стремиться и в следующей игре к победе, которая так близка.

Интересно, что будет говорить Каспаров после игры? Ведь он был так уверен в своей победе, а тут такой разгромный счет всухую. Мне не нравятся самоуверенные, поэтому я и настроен против него. Мне больше нравятся скромные, хотя, возможно,  ему  трудно быть скромным, в свои года уже имеет «Оскара».

Этой же ночью снился еще один вещий сон — ел рыбные котлеты: две банки Вика вчера купила. В банке их было две, ощущал их вкус, словно наяву, но сон не сбылся, не стал есть, обе банки лежат в холодильнике и не скоро придет их очередь.

На работе Надя подошла с улыбкой.

— Помнишь наш вчерашний разговор? Оказывается, все это неправда про убитую девочку. В пятницу многие пришли к комплексному общежитию, чтобы присутствовать на суде, но, узнав, что там ничего нет, высказали предположение, что состоится во дворце спорта, и все пошли туда. Им так хотелось посмотреть в глаза учительницы, понять, каким надо быть, чтобы дойти до последней степени.

Слух, словно огонь в стоге сена, охватил город. И сегодня по заводскому радио вынуждены давать опровержение, проиграли песню Высоцкого о старушке, распускающей сплетни. Теперь возникают вопросы: кому и зачем понадобилось распускать этот слух? Причем тут Калифорнийский университет? Проверяют, насколько мы доверчивы?

И с какой скоростью бежит ложь на коротких ногах. Если это так, то мы оказались не на высоте, ложь у нас бегает семимильными шагами, и многие сейчас говорят, что так просто слух бы не вспыхнул, значит, что-то и где-то было. Кто говорит: правда, кто — нет. Кто-то усердно поддерживает правдоподобность: уже на следующий день разнесся слух, что обеим дали по 15 лет, кто говорил, что ей расстрел. Этот же слух ходит и в Сызрани и Куйбышеве, будто всё это там случилось.

Если вчера была +3, то сегодня днем -2,  а вечером, то есть ночью, когда мы возвращались после работы -21. Выпал небольшой снег, но даже землю не прикрыл после оттепели, озимые стоят голыми.

Снова снижение цен на зимние пальто и некоторые промтовары, которые никто не хочет брать. Выпущено сверх меры и низкого качества, все склады забиты устаревшими фасонами, а фабрики все продолжают шить, им то что? Свою зарплату получат, любой капиталист давно бы уже в трубу вылетел, а мы покрываем бракоделов, холим взяточников, а если в газете и выступают в защиту правды, то робко и беспомощно:

"Пора принять меры". Кому пора? Кто будет принимать меры? Тот, кто нарушает закон? Кому и сейчас и неплохо?

Рассказали, что в "Красной звезде" напечатана статья "Цена "хенде хох".

Экскаваторщики нашли подземный склад, где лежало немецкое обмундирование и оружие. Решив подшутить, переоделись и зашли в здание, где проходило собрание. Наставив на людей автоматы, сказали:

— Хенде хох! Коммунисты, выходи!

Некоторые стали выходить. Из середины раздалось:

— А ты чего стоишь? Ты тоже выходи.

Для острастки переодетые выстрелили в потолок, поэтому люди и подумали, что с ними не шутят. Тем временем кто-то позвонил в милицию, и те быстро, без сопротивления разоружили шутников. Потом состоялся суд, где им присудили по три года, а предателю дали восемь. Заслуженно.

Но все это похоже на анекдот, так неправдоподобно. Рассказал ребятам в бригаде, все смеялись:

— Да, не мешало бы некоторых так проверить.

3 декабря. В недалеком будущем будет возможно общение с компьютером. Задашь ему программу говорить от лица мужчины, женщины определенного возраста и соответствующего характера, плюс некоторой доли загадочности, неизвестности, темперамента.

Этим всем комплексом можно регулировать, прибавить лести, критики, чувство юмора, способности сочинять анекдоты. Такой собеседник будет даже лучше реального общения с человеком, который иногда бывает не в духе или просто не желает понимать тебя. Если недоволен угодливостью, можно прибавить грубости. А если всё смешать? Любопытно — что получиться? Чудовищный, беспринципный характер.

Последнее время во всех газетах, изо дня в день можно встретить статьи про компьютеры, с которыми уже работают, учатся правильно применять — в Болгарии.
Похоже на очередную компанию. Можно подумать, что наша промышленность завалила магазины этими компьютерами, поэтому нужно так рекламировать. На самом же деле, ничего этого нет. На прилавках лежат лишь калькуляторы, которые обывателю не нужны. Более совершенной техники нет, даже видеомагнитофонов, не говоря уж о прокате видеокассет, что развито за границей. Даже если и будет прокат, то большого опроса не будет, так как у нас мало хороших фильмов, на которые действительно был бы устойчивый спрос, а ерунду можно и по телевидению посмотреть. Впрочем, еще многое может измениться.

12 декабря. В воскресенье на два часа зашли к Хлебниковым, чтобы не целый день дома сидеть и отдать дань вежливости.

Когда через час уходили, Нина сказала, что Сергей купил себе полусапожки за сто рублей, с рук. Мы тактично промолчали. На следующий день Гена пришел ко мне за эпоксидным клеем, зеркало отстало от обложки. На мой вопрос ответил, что надоело ездить на вахтовку.

— Не думал, что в моем возрасте придется жить в общежитии.
— Так переводись сюда!

— Нет. У Нины наклевывается гараж.  Это сразу надо отдать 800 рублей. Да потом еще две тысячи. Да еще отрабатывать надо. Баснословная цена.  И машину хочу поменять.

Я больше ничего не стал говорить. Всё ясно. Надо отрабатывать непомерные запросы семьи. Почему-то не верится, что всего этого он добьется. Собирается ещё два года летать. Но за это время многое может измениться. Всё может случиться, вплоть до несчастного случая. Может быть, я как-то суеверен, но говорить так уверенно, что все это будет, преждевременно, хотя бы из скромности. Человек полагает, а судьба располагает.

Но об этом я не стал говорить. Ему виднее. Может быть, и добьется своего. Но какой ценой и для чего? Вылезать из последних сил под старость лет, чтобы сын имел возможность покупать себе с рук понравившиеся вещи. Впрочем, это у него такое хобби, цель, к которой он идет. Без нее будет пусто, скучно. Надо  остановиться, оглянуться, туда ли идешь? Не все это делают. Не всем это и надо делать.  Иначе увидят свою никчемность, бессодержательность жизни.

Сергей ни во что не ставит отца. Алексей уже сейчас  подсмеивается над не так сказанными словами матери.  И она молчит, не делает ему замечание.

13 декабря. Забрал деньги из кассы взаимопомощи. Решил, что уже крепко стою на ногах, можем обойтись без  костылей. Пришел пораньше, как она и сказала, но Кулагиной не было. Пришлось ждать 20 минут.

За это время сходил в прачечную за спецовкой, на это ушло пять минут. Женщины, сочувствуя, сказали, что она скоро придет с 23 участка, где у одной женщины пропала одежда из гардероба. Когда Кулагина подошла, я спросил:

— Нашлась одежда?
— Да.  Она перепутала свой шкаф. Как все просто и буднично, а шуму поднято на весь  цех.

Утром, ещё в закрытых глазах, в дреме увидел маленькую радугу, словно скоба, лежащая на глазах. Заметно выделялся лишь красный спектр, остальные угадывались. Удивился и в течение минуты думал об этой странной радуге. Что она означает? Болезнь глаз или просто фантом?

На участке начался демонтаж, бригаду Шептухина уже перевезли, Я немного разочаровался в нем. Недавно попросил помочь перенести мебель, несколько раз
назвал свой адрес. Он пообещал, но не пришел.

В понедельник при случайной встрече у рукомойника перед столовой он сказал:

 — Зачем ты меня обманул?
 — Не понял.

— Я искал тебя целый час и не мог найти. Зашел в 168 квартиру.

Вместе того, чтобы извиниться за то, что забыл адрес, он обвинил меня, якобы дал неправильный адрес. Интересно, с какой целью я бы это сделал? Он об этом не подумал?

Главное, он выгородил себя, и тут поставил себя выше всех.  Он с обидой смотрит на всех за то, что они недооценивают его должным образом, за то, что он честнее их, так как  не ворует, как они, и за многое другое. В мечтах он представляет себя мудрым руководителем процветающего государства. Уж он-то знает, как надо делать, чтобы навести порядок.  Он даже сейчас борется за этот порядок, всюду пишет жалобы, его доброжелатель¬но выслушивают, и все остается по-прежнему.

Так получается, если на веру принять газетные призывы, бороться с жуликами и непорядками. Наивно веришь этим призывам, начинаешь бороться, а потом с удивлением замечаешь, что тебя принимают, мягко говоря, за идиота, за несмышленыша, пытающегося перешибить плетью обуха. Впрочем, свои недостатки он осознает, в одном признался: «Я тугодум». Об остальных промолчал. Мне понравилось, что он признает свои недостатки, не все это делают, и этим он как-то старается избавиться от них.

Может быть, я слишком требователен к людям? Вообще-то я стараюсь не думать сразу о человеке плохо, даже если он не понравился с первого взгляда, нахожу сотни оправданий такого поведения. В конце концов,  сам не без недостатков, стараюсь быть терпимее, чем был в юности. Я уже знаю, отчего, те или иные недостатки. И не всегда сам человек в них  виноват.

Комаров сказал:

— А разве государство нас не обманывает? За мой труд я должен получать всё самое необходимое.  Не надо мне автомобиля. Пусть меня обеспечат одеждой и едой, чтобы я мог пойти в магазин и взять себе нужные сапоги для зимы. Я согласен работать без денег.

Он и в самом деле так глуп. Уверен, что имеет полное право обманывать государство лишь только потому, что он не обеспечен так, как ему хочется. У него уже сложилась своя, оправдывающая философия. Мечтает работать инспектором ГАИ, чтобы брать взятки с лихачей и прочих нарушителей, 30 рублей с носа.

— ЕМУ ведь выгодно, если я отпущу так.

Искренне возмутился, когда я рассказал о вчерашней, передаче "Человек и закон", где пощадили взяточника главного инженера по госстраху авто.  Брал 10%. Дали десять лет и конфискацию. Рабочий заявил в ОБХСС о взятке. И этот поступок Комарова возмутил:

— Он же больше выиграл бы, если бы не заявил!

Он ведёт себя так, словно хочет выявить единомышленников и составить из них преступную группу по хищениям деталей. Он прямо так и заявляет, что если бы была возможность, он бы начал воровать, потому что хочет жить нормально, точно так же как и другие, воры.

Недавно пришел Сорокин, не таясь, подошел к Исаеву. Они полезли в ящик за деталями. Мальков презрительно сказал:

— Не иначе, у него на проходной кто-то есть, не боится таскать, ни разу не попался.

14 декабря. Вчера на обед я пришел последним. Как всегда сел за дальний стул. Попросил передать хлеб. На тарелке лежала последняя горбушка, а возле Николая Ярушина нетронутый кусок, который он отложил запасливо, если одного не хватит. 
Ребята упрекнули его, но он и ухом не повел. Мне хватило половины куска, а Ярушину одного. Все допивали компот, когда он отложил второй кусок от себя, мол, кто хочет, может взять.

— Сам не съел и людям не дал, — сказал Мыльцин.

Когда за столом   кого-то нет, Ярушин сразу ставит возле себя второй стакан компота, ни с кем не делясь. И, если целую неделю место будет пустовать, то каждый раз он будет забирать себе второй стакан, чтобы другой не перехватил. Эгоистично думая только о себе, и даже не волнуясь, какое это впечатление производит на других. Его не волнует, что все подсмеиваются над его жадностью.

Сегодня я сразу положил возле себя коржик, а Мыльцин не заметив, положил мне еще один. Я свой отдал Исаеву, а Иван тоже подал ему, и на нашем столе оказался лишний коржик. Я сказал:

— Коле надо отдать, — так как видел, что у него нет коржика.

Но Иван заговорщицки, подмигнул, мол, посмотрим, что он будет делать?
Когда Коля расправился со вторым и увидел, что для него не хватает коржика, то он, не долго думая, взял коржик со стакана Бычкова. Все рассмеялись. Бычков, шутя, отвел коржик от его рта, но не пожурил его за наглость, или как это можно назвать?

Не теряя самообладания, Коля спросил:

 — А что, больше нет?

Он поискал глазами и рукой по столу,  но лишний корж не заметил.

— Ты от скромности не умрешь, — сказал Иван;

Когда Иван отдал Бычкову лишний корж, Коля сказал:

— Опозорили только. 

Значит, он понимает неблаговидность своих поступков, но, нисколько не смущаясь, продолжает действовать в том же духе, словно от лишнего стакана компота зависит вся его жизнь. Ему около 23 лет, щеки налиты, на боках жировые складки. Чуть постареет, и начнет неудержимо толстеть.

19 декабря начали вывозить станки нашей бригады, а в субботу  утром, по морозу я пошел с вещами в новый цех за КВЦ. Теперь дорога на работу будет дальше на десять минут.

Перед цехом встретил Букина, он поздоровался. Я думал,  кроме нас там ещё кто-то работает, но нет, мы первые. Начали привозить стояки конвейера. Комаров послал меня и Ивана выгружать. Последний стояк зацепился за куртку Ивана и потащил его за собой. Хорошо, что  заканчивали погрузку, и падать было невысоко, он уперся руками на уже набросанные стояки, и даже не ушибся.

Могло кончиться все гораздо хуже. И мне досталось, когда выгружали подвески.
Костин почему-то спешил, и я не поостерегся, и подвеска упала на ногу. Боль быстро прошла,  но на следующий день напомнила о себе, больно было ступать.

Запустил два станка, и Коля сказал, что можно включать и остальные два.
Я проверил, они не были подключены. Я, шутя, сказал ему:

— Что же, ты обманываешь? Станки не подключены. — И показал ему.

Рядом стоявший начальник цеха Сирота вскинулся и раздражённо закричал:

— Возьми и подсоедини! Здесь нянек не будет!

 Я разозлился. Это не моя обязанность. Другое дело, если бы он сказал не таким тоном. У меня от такого тона только руки опускаются. И я тоже закричал ему:

— Чем я подсоединю? Ключи только у наладчика.

Он, видимо, понял, что криком много не добьется и ушел. Сорвался. Переезд всем потрепал нервы.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/07/27/1290