Легендарная цыганка стеша. глава из романа граф ор

Пётр Деметр
И  снова  на  реке  был  ледоход,  и  снова   приближались  именины  графа (17 марта).  Илька была на сносях,  а  тут  ещё  заболел Сметанка – поскользнулся   и  упал  в  прорубь!  Граф в спешке выехал на завод,  прихватив  с  собою  Трофима  и  Ивана. 15 –го марта  Ильке  стало  совсем  худо -  пришла  пора  рожать. Граф  был  на  заводе, и Козьма  суетился  сам  - привёз  доктора,  повитуху,  позвал  Гафицу,  собрал   дворовых  девок  -  чтобы  все  были  наготове.               
Илька (Лёжа  на  кровати, говорит  Козьме, очень  спокойно):  Помру  я  нынче (и  неожиданно назвала  Козьму,  глядя  на  его  лохматую  бороду,  так,  как  называла   отца) «Тате!» Знаю, Господь  заберёт  меня  к  себе,  так  девку  мою  не  отдавай  нашим,  сам  вырасти,  Тате.               
Козьма:  Чё  говоришь – то?  Бог  милостив!  Ты  успокойся  Илюшечка,  да  соберися  с  силами –то    -   авось,  не  ты  первая,  не  ты   последняя.  Бог  даст,  всё  хорошо  обернётся.
Пришли   доктор  и повитуха. Доктор  и  повитуха  возятся  с  Илькой. 
Доктор: Плод  ножками  пошёл,  как  бы  не  запутался  в  пуповине!( Ильке) Тужься,  тужься,  милая, не засыпай!  Ох! Граф–то  наш - великан   двухметровый,  вот  и  плод  крупный   в  него,  -  тужься,  милая!
Повитуха (стонет): Ой,  порвётся   вся,  милая!
Доктор:   Такой   боли   сердце  может не  выдержать.
Слышится женский крик и плач родившегося ребёнка.
Повитуха (показывая  новоржденную) : Девка!  Красавица вся в Барина! (И  передаёт  Девочку  крепостной  кормилице.
 Кормилица : Спаси  Христос! Ангелочка  нам  послал  Господь!  ( уносит  ребёнка).
Врач ( выходя  из  спальни): Поверьте,  я  делал  всё,  что  в  моих  силах!  Плод  очень  большой!  Сердечко  не  выдержало! Примите  мои  соболезнования.               
 Видно,  не  зря  в  народе  говорят,  что  не  врут  цыганские   карты  -   Илька умерла.  Козьма  послал вестового к графу,  и  тот примчался,  как раз к отпеванию.
В горнице Батюшка  с  монашками   отпевают   Ильку. Весь в слезах  ворвался граф и зарыдал у изголовья.   
Орлов (  рыдая) :  Зачем  ты  это  сделала? Королева  моя,  моя  фея лесная! Зачем  ты  ушла?  Господи,  зачем  ты  отнял  её  у  меня? Ведь я  её так  люблю!  Без  неё  не  мила  мне  жизнь  моя  нескладная!
Прибежала  вся  в  слезах  кормилица
Кормилица( шёпотом):  Кузьма  Пантелеймоныч,  девчушка то,  ангелочек наш, кажись,   померла  сердешная -царствие ей божие!                Козьма ( графу) : Ваше  Сиятельство,  Алексей  Григорич,  видно  правду  люди  сказывают : «Беда  не  приходить  одна»!  Доченька  Ваша тожеть,    токма  что  приставилася.
Граф (в  слезах, прижался  к  Козьме):  Козьма,  распорядись  похоронить  их  в нашем  фамильном склепе. Нет,  погоди!  Господи! Нельзя,  дорогой,  в  склеп!  Никто  меня  не  поймёт,  а  до  Государыни    дойдёт -  рассердится! Скажи,  пусть  на  погост  несут,  да  в  одном  гробу  и  похоронят.

    Перед тем как закрыть крышку гроба, состоялась панихида, куда и цыган  позвали.    Все плачут, рыдают и стенают.
Гафица (рыдает,  рвёт  на  себе  волосы):  Со  кэрдян  ту  аменца,  девлалэ?  Состаттрадян  пе   аменде   касаво  нэказо?
Трофим (дёргает  себя  за  бороду): Ой,  муры щёворры!  Ой,  мурро пуицы,   пе  касте   ощядянаме?  Акана хаисайлям,  девлалэ!
Запеленатую  девочку передали могильщику, и, когда он клал девочку в гроб,   ему вдруг почудилось, что ребёнок открыл глаза - он  перекрестился, подумал, померещилось. Гроб закрыли, все разошлись на поминки. 
Степан ( перекрестясь) : Ух  ты,  Господи!  Видать  вчера  хватил  лишку,  как  есть  почудилося,     что  малютка,  воде  бы,  как  глазёнки  открыла.  Да,  чего  с  опохмелу  не  померищится!
Степан  забил  гвоздь  в  крышку  гроба. Все  кинули  по  горсточке  земли  и  побрели  поминать  усопших .

  Поздняя ночь. Один   могильщик  Степан   не  может  найти  себе  места  -  всё  ему   чего –то  чудилось.
Степан(пробираясь  на  кладбище):  Ох, уж  скоро  петухи  закричать,  а  у  меня   -  ни  в  одном  глазе!  Всё,  чевой –то,  чудится.  Господи,  прости  меня,  старого  солдата,  грешника! (перекрестилсяё на покосившийся крест)
    Он  глядит   по  сторонам  и  прислушивается.
Степан:  О!  Навроде,  как  дитё  малое   плачет! 
 Он  подошёл   и  голыми  руками  стал   раскапывать  свежую   могилку,  достал   гроб,  открыл  крышку, и…  О  боже,   -  там   плакал ребёнок!                Степан:  Вот  она,  живёхонькая!  Я  же  говорил,  господи!  Не             почудилося   мне!               
Степан   схватил   ребёнка   и  побежал  напрямки   к  цыганам. 
Он   колотил  в  дверь,  так,  что    переполошил   всю   избу. Измученные цыгане  едва   стояли  на  ногах  и  не сразу   поняли -  в чём  дело.
Степан:   Вы  так  убивалися,  вот  я   вам  и  принёс.  Вот  она,  слава  господу,  - жива  -  живёхонька. Нате  вот! 
Гафица   схватила   ребёнка   и  прижала   к гуди.  Цыгане  так  обрадовались,  что  не  знали куда  посадить,  и  как  благодарить  мужика.                Трофим:  Надо    побечь ,   барину  сообчить!
Гафица:  Ни-ни!  Не  надо  сообчать -  можем  навредить  барину!   Молчать  надоть!  -  он  так ,  бедняжка,   убивалси!
Трофим: (Степану): Тебя  как  величают,  человек?  Чей ты будешь?
Степан: Всю  жисть воевал.  Старый  солдат   я. Степан,  Тимофея,  значит   сын,  а  теперича, вот  могилки  на  кладбИще  рою.
Трофим (наливая  в  стаканы  вино):  Так  вот,  солдат,  назовём  девку  в  честь  тебя - спасителя  Степанидой,  а  коль  ты  солдат,  так  пусть   и  будет  она -  Степанида  Солдатова.
Гафица: Значится, Стешка?      *