1984 г. 28 авг Невольный объект желания

Вячеслав Вячеславов
            Четыре дня назад, по закону подлости, в субботу испортился телевизор, развертка съежилась по горизонтали. Лишь в понедельник Власта вызвала мастера на 18 сентября. Это 22 дня ждать. У кого годами не ломается телевизор, а мы уже четвертый раз вызываем мастера, и справку дают лишь в том случае, если не смогут отремонтировать. Их не волнует, что телевизор целый месяц не работает, хотя и стоит на гарантии.

Сегодня впервые после лета температура упала до +8. Некоторые, по инерции, вышли утром в рубашках, а женщины в блузке с коротким рукавом. Завтра будут умнее.

У Гены на телевизоре "сел" красный цвет, показывает всё в зеленом. Ранее мастер сказал, чтобы он к концу сентября, то есть гарантийного срока на кинескоп, вызвал мастера, и возьмут телевизор на замену кинескопа. И Гена не вызывал мастер до последнего.

После его отъезда на вахтовку Нина вызвала аж на 29 сентября, хотя и пришла на три дня раньше Власты делать заказ. Но в этот день Гены снова не будет дома, и ему пришлось в приезд пойти и договариваться с мастером, чтобы он пришел раньше назначенного срока. Мастер пришел и сказал, что кинескоп показывает нормально, и даже если они возьмут его на замену, то завод вернет его назад. Немного подрегулировал цвета, стал лучше показывать. Гене самому не хотелось сдавать телевизор, так как знал, что придется долго ждать замены кинескопа, так как их не хватает, и люди ждут по полгода, если не больше и всё это время надо будет брать телевизор на прокат.

Мы некоторое время смотрели свой телевизор, хотя он был сжат по горизонтали, и не было резкости, но мы наловчились — снимали яркость, и резкость увеличивалась, но через неделю начали перегорать предохранители. Поставил более сильные. Неделю смотрели, но потом я подумал, что телевизор может загореться внутри, и нас обвинят в нарушении, и я снял предохранитель, поставил сгоревший.

Начали смотреть старый телевизор, и через некоторое время увидел, что по-середине экрана пробегает яркая полоса, как  молния, я сразу понял, что  кинескоп скоро перегорит, в один день экран засветился лишь через полчаса, я решил хоть послушать, хоккейный матч с канадцами. Последующие дни телевизор работал более нормально. А я обещал Гене, что если их телевизор заберут в ремонт, то они возьмут наш старый, но теперь  ясно, что старый не выдержит ни переездки, ни длительной эксплуатации.

В последний к ним приход, я заметил на двери край тростниковой накидки с вьетнамской надписью и удивился:

— Что это такое?

— А это Сергей свою силу Лешке показывал, дверь пробивал рукой. А тут картон, силы много не надо. Потом стыдно стало — купил вот это, чтобы закрыть, — сказал Гена, приподняв накидку.

Казалось бы, сделав один удар и убедившись, что дверь пробита, можно бы и успокоиться, не портить добро, но он продолжал бить — дыр до восьми. Что это? Пренебрежение? С Геной у него нет контакта.

Гена и не старается его понять, вероятно, никогда и не беседует с ним, для него свет в окошке — это Лешка, который и на коленях посидит, и посюсюкает и поцелует, а со старшим надо беседовать наравне, а это надо уметь. Лишь с матерью Сергей находит общий язык, но и то, потому, я думаю, что она уступает ему, идет на компромиссы, чтобы и он уступил в чем-то старшим, то есть устраивает сделку, мы тебе — ты нам.

Гена рассказывал с большой обидой на Сергея, как тот, обидевшись на справедливое замечание отца, выскочил перед ним и, набычившись, спросил:

— Ты чего возникаешь?!

         Это уже демонстрация силы. Целыми днями его дома нет, и даже не подумал куда-то устроиться, чтобы заработать водительский стаж, или бы поработал в гараже на ремонте, покопался в двигателях, пошел по линии наименьшего сопротивления — устроился грузчиком в "Русь", на работу ездит на велосипеде.

В начале октября должны взять в армию, а он себе купил туфли за 50 рублей. Гена себе тоже за 45. Я никогда не носил такие дорогие, за 25 — больше  не платил.  Они же почувствовали большие деньги, всё покупают, показывали нам покупки, и мне даже завидно стало, что мы себе не может такого позволить.

Нина на работе записалась на строительство кооперативного гаража, а Гена хочет продать свой "запорожец" и со временем купить "Жигули", не думает, что с каждым годом ему будет всё труднее зарабатывать северные деньги, и зачем, ему это? Может быть, я и не прав, сужу со своей колокольни, мне машина не нужна, и мне кажется, что и ему тоже.

Я всё больше убеждаюсь, что у нас с ним очень схожие характеры, словно он родной брат, прямо даже становится удивительно. Он такой же обидчивый, все мои недостатки у него, зная себя, могу сказать, какой и он. Правда, некоторые качества у нас в разной пропорции, но, вероятно, и достоинства, и хорошие черты тоже у нас одинаковы, то есть присутствуют, и тоже в разных пропорциях.

На работе почему-то вспомнил мать и свой побег в 58 году, и вдруг подумал, если бы я не объявился, она бы и не стала печалиться, её это больше бы устроило.  Эта мысль пришла впервые лишь только потому, что раньше я гнал подобную мысль, не допускал, смутно понимал, что с такой мыслью будет трудно жить, общаться с матерью, но в тайне сознавал, что это так.

 Меня и тогда удивляло, что она целый месяц не знала ничего обо мне, и когда узнала, то даже не приехала забрать, хотя путь был и не дальний. Был август, то есть она в школе еще не работала. И встретила в приемнике без радости, словно по обязанности, показывала своё недовольство моим побегом, но одновременно и давала понять, что я для неё ничто. Ей всегда было не до меня.
Я раньше этого не понимал, только став отцом, понял это.

Правда, и в детстве мелькала мысль, что она не родная мать. Значит, были причины так думать? Лишь присутствие многочисленной родни, которая признавала меня за своего родственника, убеждало меня, что она родная. Но я и раньше думал, что другие матери лучше относятся к своим сыновьям. Я же был предоставлен сам себе, а она в это время устраивала свои дела, ей было некогда снизойти ко мне. Она считала, что если сама терпит лишения, то и я должен  тоже самое переносить, и ничего не делала, чтобы как-то избежать неприятностей и лишений. Сумасбродство и эгоизм был присущ ей с самого раннего детства.

В воскресенье Вика уехала к Свете, вызвал Володя, сказав, что у нее в желудке опухоль и врачи собираются делать сложнейшую операцию, подозревают рак.
Алла уже нагадала Вике на кофейной гуще два гроба.

Алла занялась частной практикой — массажисткой. Берет по 2-50 за сеанс. Самоуверенная женщина, не пройдя никаких курсов, лишь зная по себе, как ей самой делали массаж, так и она другим делает: подопытный кролик сам ставит эксперимент.

Ровно через неделю поехал на аэровокзал встречать Вику. Догадывался, что самолет должен прилететь в 24, но решил подстраховаться, может быть, не так понял, подошел к справочной. Стояло пять человек у окна, но в будке никого не было.

Пока  занимал очередь и оглядывался, к справочной приблизилась стройная, молодая женщина с невозмутимым лицом, через плечо переброшена сумочка, как сейчас модно, сумочка из мягкой кожи, бесформенна. Она прошла в справочную и сразу начала отвечать на вопросы, никуда не заглядывая. Люди не задерживались и трех секунд. Очередь моментально рассосалась. И я, глядя в красивое, бесстрастное лицо, коротко спросил:

— Из Ростова самолет, когда прилетает? 

Она ответила, почти не разжимая губ, и довольно тихо, для меня. Я не расслышал и переспросил. Она равнодушно продолжала смотреть на меня, не дрогнув ни одним мускулом лица, мол, я ответила, ты услышал, зачем же переспрашивать? Немного ошалелый от ее олимпийского спокойствия, и непостижимо красивого лица, отошел от справочной.

Вдруг вспомнил, «дежа вю», несколько лет назад у меня была точно такая же ситуация: я переспросил, и она точно так же на меня смотрела. Конечно, это она! Еще тогда мне показалось, что она не человек, а робот, не знающий чувств и эмоций. Трудно представить её смеющейся, влюбленной, и от этого её немного жаль, обедняет свою жизнь на работе:  не живет, а отбывает время, позволяя посторонним задавать вопросы и попутно любоваться собой. Но я так и не мог вспомнить, когда же это было, сколько лет назад? Точно так же встречал Вику из Ростова.

Самолет тогда даже ещё и не вылетел из Курумоча, и мне пришлось ждать, пока он слетает туда и обратно, и я несколько раз подходил к справочной. Меня она очень впечатлила своей красотой, и было стыдно надоедать, подходить и спрашивать.  И всё же, еще раз подошел, но там была уже другая, которая сказала, что самолет уже прилетел, было объявление по радио, а я не расслышал. Бегом побежал на улицу, хорошо, люди из самолета только входили в зал, а то бы Вика подумала, что я не встречаю.

Неужели все эти года она так и работает в справочной? Мало того, что на лицо совсем не постарела, как было лет 20, так и осталось. Если она будет себя так беречь, то и через десять лет останется такой же. Интересно, как она с мужем и детьми разговаривает? Тоже бесстрастно и бесчувственно?

Размышляя об этом, прошелся по вокзалу, улице: ничего не изменилось с последнего раза, правда,  меньше стало диванов, если раньше было много свободных мест, то сейчас многие сидят на полу, ступеньках, чемоданах, сервис улучшается, так же работают телевизоры.

Не успел досмотреть сопотский фестиваль песен и Ане Вески, как объявили о посадке самолета, и я забыл о своем желании ещё раз посмотреть на вечную женщину.  Запомнить её лицо? Пожалуй, оно и так запомнилось: молодое, красивое и холодное, как у Медузы Горгоны. Просто надеялся подсмотреть, может быть, мелькнет на её лице хоть капелька жизни?

Вероятно, она знает, если не улыбаться, не плакать, то не будет морщин. Вот она и хочет сохранить себя. Люди сейчас пошли культурные, вежливые. Взглянет   этакий привереда на ее лицо и оторопеет: «Да что взять с нее, с такой маленькой пешки?»
Вот и сидит годами, безучастно взирая на людские переживания, и даже не может радоваться своей вечной молодости.

Минут через пять подошли прилетевшие, и Вика рассказала, что Свете осталось жить не более трех месяцев: врачи разрезали, ничего не став делать, снова зашили, все поражено, удивляются, что у нее без болей и бессимптомно. Она ничего не подозревает, строит планы на будущее: поеду туда, сделаю то-то и то-то. Володя расстроен и напуган, все-таки она на десять лет моложе его, и он не ожидал подобного. Недавно он   сам был при смерти, цирроз печени, врачи удивлялись, как он живет? И он не обращает внимания на запреты,  продолжает пить.

"Лучшие шахматисты среди извозчиков: что ни шаг, то мат".

Советская литература кастрирована: писатели пишут с оглядкой, а это уже не искусство, а фальсификация, подтасовка и лакировка вроде Семена Бабаевского "Кавалер золотой звезды". Стоило Штемлеру, чуть правдивее других написать, как его смешали о грязью, обвинили во всех грехах, что писать не умеет, хотя у него уже несколько книг вышло.

31 августа. Игонина все же уволили, хотя он и надеялся, что всё обойдется. Паше Кульгину тоже сказали, что уволят, и он сразу перестал приходить на работу — надоело работать, и брата его тоже не видно. Третий брат сидит в тюрьме за попытку разврата с пятилетней девочкой. Дали восемь лет, в этом году должен выйти.

Иное сновидение очень трудно различить от яви. Утром вдруг вспомнил эпизод: игроки играют в баскетбол: чтобы охватить сильно посланный мяч, игрок прижал его согнувшись, и в прыжке так и упал на пол с высоты в метр, потом перекувыркнулся. Что значит, тренировка и умение правильно падать, подумал я. А я так не умею.

Сначала показалось, что  вспомнил фрагмент из баскетбольной игры по телевидению, но смутило то, что в баскетбол так не играют, то есть так не принимают мяч, и эту игру с олимпиады не смотрел. Выходит, во сне всё это видел?

Вчера и сегодня заметно потеплело до +15.  А я уже подумывал, не надеть ли мне плащ?

В автобусе, перед предпоследней остановкой освободилось место, и я сел, устал за день ходить возле станков. Рядом увидел веснушчатую женщину, с которой одновременно получал квартиру. Чтобы не молчать, из вежливости спросил про жизнь.

— Очень плохо. Не знаю, когда кончится этот високосный год. Муж заболел остеохондрозом, положили в больницу.
— Ну, это не смертельно.

— Нога отнимается, ступня потеряла чувствительность, после больницы сразу в профилакторий пойду. У дочки сотрясение мозга, сшиб велосипедист. И от врачей ничего толком не добьешься. «Все нормально», и больше ничего не говорят, а сам еле языком ворочает.

Автобус подъехал к остановке, и я распрощался.

Вчера после работы нагнал ее в коридоре раздевалок.

— Ну, как дочка?

В это время ее подруга давала ей половинку яблока, ей хотелось откусить его, но надо было бы отвечать с набитым ртом, и она задержала:

— Завтра обеих выписывают.
— Значит, всё хорошо? 
— У дочки совсем аппетита лет, даже фрукты не ест.

 Она всё держала яблоко в руках, ожидая дальнейших расспросов, я прибавил шаг и обогнал.

После отпуска меня увидела на работе белобрысая, и удивленно радостно вскинулась, ожидая моих расспросов. Я сделал вид, что занят работой, чистил центрифугу, никак не прореагировал. Вчера она видела, что я иду мимо, но тоже никак не отреагировала. Так и должно быть.

Она работает на клапане, и, в последнее время, заметил, что стал объектом её неустанного внимания: когда бы ни прошел, то всегда встречал её взгляд, явно выжидающий и заинтересованный. Она давала понять, что интересуется мной, но я делал вид, что ничего не замечаю. Она маленького роста, в молодости была довольно миловидной, не страшна и сейчас, волосы окрашены перекисью водорода.

Однажды она решилась на контакт. Подошла и вежливо попросила резиновые перчатки. Я кивнул и пошел искать. Через минуту нашел кем-то оставленные старые, тонкие перчатки. Она поблагодарила и ушла. После этот она всегда смотрела на меня при встрече, и это даже вынудило меня как-то кивнуть ей вроде приветствия, все-таки, старые знакомые.

Потом я ушел в отпуск. Видно, несладко ей приходится, если вынуждена заигрывать с мужчинами, не зная, свободны они или нет? Или я ей так понравился, что она решила увлечь меня, несмотря ни на что? Смешно и грустно. Жаль женщину, и ничем помочь не могу. Здесь многие женщины ловят мой взгляд и здороваются со мной, хотя  с ними не знаком.

Вспомнилась даже молодая спортсменка по бегу, тоже вдруг, ни с того ни с сего, начала здороваться со мной, я был удивлен, но пришлось отвечать. А 25 сентября встретил в лесу, бежала навстречу. Мы не виделись года четыре, и она не ожидала увидеть меня  в лесу, но узнала, хотя оба не поздоровались, не среагировали. В тот день пробегал 67 минут, день чудесный, 20 градусов тепла.

Но эта перещеголяла всех,  еще никто не смотрел на меня с такой лаской и обожанием во взоре. Со всеми я здороваюсь, и только. С веснушчатой завязываю иногда разговор, только потому, что когда-то, вместе обсуждали наши квартирные проблемы. Тюстиной  нашел ее часы, и она еще больше стала уважать меня. Может быть, моя писательская слава на них так действует?

Вчера стоял у 25-го станка, проверял детали, как вдруг пошатнулся, словно от головокружения, может быть, отказывает вестибулярный аппарат? Или просто от простуды? Сегодня тоже пошатывало, но самочувствие лучше, чем в первый день, насморка почти нет.

Целую неделю не бегал и чувствовал, как ноги зудят от желания побегать, и бегал с легкостью и удовольствием 50 минут. Было желание еще побегать, но опасался, что будут ноги болеть, если перебегаю. Сегодня лишь небольшая тяжесть, значит, в самый раз побегать. В этом году бегаю значительно чаще и больше, чем в прошлом, только ленюсь бегать после первой смены, зато во второй бегаю почти каждый день.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/07/26/950