Дальний Восток, Сахалин

Александра Шатагина
             В июле-августе 1981 года мы с моим отцом были на Дальнем Востоке, и, конечно -  на самом острове Сахалин.
     Старшая сестра моей мамы, военврач, кавалер многих боевых орденов и медалей, подполковник медицинской службы, много лет после Победы служила на Сахалине. Она годами рассказывала мне о Сахалине, о жизни на этом острове… но особенно запомнилось, как сильно она хотела домой, в Одессу, куда после эвакуации возвратились ее мама, папа, сестра… Уже в конце 50-х, после демобилизации, и она приехала домой.
       По дороге на Сахалин, мы с отцом изъездили и исшагали огромные пространства Дальнего Востока - были в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, плыли на корабле по сурово-горделивой реке Амур, ходили по залитым солнцем улицам и набережной Владивостока. Подумалось, что Владивосток похож с нашей Одессой – такой же, или, почти такой же, красивый. Также во всем, в самом его пропитанном морем воздухе, чувствуется, что это - большой порт.…  И это совсем не случайно – Владивосток и Одессу, Дальневосточное и Черноморское морские пароходства связывают, вообще говоря, близкие родственные связи.
         У меня, конечно,  был с собой этюдник, и я всю дорогу рисовала, делала наброски, писала этюды. И фотографировала…
         Владивосток. Знаменитая Бухта Золотой Рог. Прямо из окна нашего номера в гостинице я сделала быстрый этюд мастихином.  Через много лет я подарила этот этюд профессору Илье Григорьевичу Белявскому, в день его Рождения – 2 февраля. Я закончила у него докторантуру по психологии,  этот этюд ему очень понравился, а в живописи он разбирался…
        Владивосток, Морское кладбище. Мой отец вообще считал, и я всю жизнь убеждаюсь, что это очень правильно - самое интересное, характерное для каждого города – это его кладбища и его базары. В большой степени это касается Морского кладбища, одного из самых старых и знаменитых кладбищ Владивостока. Расположено оно в южной части города, недалеко от бухты Патрокл, открыто в первые годы ХХ века. Значительное место здесь – мемориальная часть кладбища.  Одно из самых знаменитых здесь захоронений -  могила, перенесенная после уничтожения "Морского кладбища" на полуострове Эгершельда, путешественника, исследователя, писателя, очень знаменитого и заслуженно почитаемого здесь человека Владимира Клавдиевича Арсеньева, скончавшегося 4 сентября 1930 года.  Оказалось, что кроме широко известного"Дерсу Узала",   Арсеньев опубликовал много и других книг -  "По Уссурийскому краю", "В горах Сихотэ-Алиня" и др.  Владимир Клавдиевич  был известен в литературных кругах, переписывался с Максимом Горьким, который считал, что Арсеньеву "удалось объединить в себе Брема и Купера"…
          А на острове Сахалине мы совершенно неожиданно попадаем в Тайфун 1981 года - знаменитый Филлис.…   Гораздо позже, уже будучи на «Большой земле» мы прочитали о Филлисе:
        «…Август 1981 года для многих сахалинцев ассоциируется со словом «Филлис». Обозначает оно название тайфуна. Разумеется, подобные погодные явления для Сахалина и Курил не редкость, но Филлис стал для острова событием далеко не рядовым, можно сказать, знаковым. У очевидцев, наверное, не всегда хватает красок, чтобы описать его последствия и свои ощущения от такой демонстрации природной мощи. Впрочем, эмоциональное потрясение можно испытать даже от сухих данных, собранных островными синоптиками. Оказывается, августовское наводнение 1981 года было самым сильным за 50 лет (то есть за период с 1931 по 1981 год)…»
      На острове Сахалине, в его столице – Южно-Сахалинске, мы с отцом искали  «следы» Исая Павловича Шмидта – ректора нашего Одесского университета имени И.И.Мечникова в 1933 – 1938 г.г. Исай Павлович много лет дружил с отцом, летом  1973 года  он с женой Тамарой Георгиевной был проездом в Одессе, встречался с Яковом Мироновичем, я фотографировала. Это, видимо, был последний приезд Шмидта в Одессу – город, где он родился, сражался и работал, и… последняя встреча с моим отцом. В героической биографии Исая Павловича, наряду с царской каторгой, отрядом Котовского, ректорством в Одесском университете и многим другим, есть и  многолетняя работа в должности профессора истории на Сахалине: с 1965 по 1974 годы  Шмидт преподавал в Южно-Сахалинском педагогическом институте. Но тогда, во время нашего приезда на Сахалин, в его столицу – Южно-Сахалинск в августе 1981, Исая Павловича там уже не было. Его вообще уже не было…
       Сахалинское кладбище. Возможно, именно здесь похоронена знаменитая, Одесская и не только, мошенница – Сонька Золотая Ручка (Софья Блювштейн). В ноябре 1885 года именно в Одессе она была осуждена судом на каторгу на острове Сахалин. О встречах с Сонькой Золотой Ручкой на Сахалине писал особо почитаемый на этом острове Антон Чехов. Здесь очень гордятся и уважают Антона Павловича еще и  за предпринятую им летом 1890 года подвижническую поездку на этот «остров ссыльных и каторжан». Уже больной чахоткой, Чехов был на острове чуть больше трех месяцев, и описал свои впечатления, мысли и размышления в очень популярной здесь, но почему-то мало известной у нас, книге «Остров Сахалин». В ней он оставил и свои впечатления от встречи с королевой преступного мира, которая к тому времени, в тяжелейших условиях каторги, видимо уже королевой не казалась:
        « …маленькая, худенькая, уже седеющая женщина с помятым старушечьим лицом... Она ходит по своей камере из угла в угол, и кажется, что она все время нюхает воздух, как мышь в мышеловке, и выражение лица у нее мышиное».
 К моменту описываемых Чеховым событий, то есть в 1891 году, Соньке Золотой Ручке, как свидетельствуют источники, было всего сорок пять лет...