Теософия для чайников 2

Елена Конюшкова
В первой статье я попыталась изложить свое понимание некоторых базовых понятий, используемых в теософической литературе и, крайне сжато, ход развития событий при воссоздании очередной мировой реализации с точки зрения «Тайной доктрины» («ТД») Блаватской Е.П.
Естественно, многое осталось за кадром. И потому мне хочется вернуться к этой теме и поговорить еще о некоторых не менее важных понятиях с точки зрения «ТД»: нирвана (просветление), иллюзорность мира, монада, элементарные частицы. Естественно, т.к. это продолжение темы, я буду опираться на выводы, сделанные в первой статье, и рекомендую её прочитать, чтобы все было понятно.

Хочу сказать, что я здесь не рассматриваю вопрос о соответствии теософии реальности. Я лишь пытаюсь придать внятность  крайне запутанному и местами противоречивому изложению теософии в «ТД». Так что интересна эта статья может быть в основном тем, кто уже пытался понять «ТД», но безуспешно. А также тем, кто знаком с теософией, для сопоставления собственных выводов с моими.

Вероятно, кому-то мои выводы покажутся спорными, ну так я излагаю лишь свое понимание данной темы, но в полном соответствии с источником. По крайней мере, хоть какая-то внятная картина, с которой можно соглашаться или спорить, но несложно понять. И недолго читать. В отличие от подлинника.
В связи со сложностью некоторых понятий я порой допускаю повторения, рассмотрение термина под разными углами. Это я делаю намеренно, пытаясь изложить как можно более понятно.

В ТД многократно упоминается нирвана или, как у нас нередко говорят, просветление. Но, как обычно, там  нет внятного объяснения процессов, которые соответствуют этому состоянию, или приводят к нему. Кроме того, мне доводилось слышать, что в «ТД», якобы, говорится о сохранении субъекта и после состояния нирваны. И, действительно, там встречаются весьма невнятные высказывания на эту тему. Попробую сопоставить фрагменты источников и придти к какому-то выводу.

Далее в кавычках даны цитаты как из «ТД», так и из «Протоколов ложи Блаватской».

«Нирвана – так искушала и возбуждала любопытство ученых, изучавших ее, что, будучи не в состоянии разрешить это логически и удовлетворительно, развязав ее Гордиев узел, они разрубили его, объявив, что Нирвана означает  абсолютное уничтожение.»

Хочу заметить, что, на мой взгляд, с позиций нашего мира, они были недалеки от истины. По крайней мере, личность, похоже, действительно перестает существовать при переходе в это состояние. Хотя ТД, по неизвестным причинам,  порой старается затушевать данный факт, а порой признает. Об этом мы сейчас и поговорим.

Данная цитата признает фактическое уничтожение личности в состоянии нирваны:
«Индивидуальная Пралайа или Нирвана, по достижении которой нет более возможности нового существования, нет более нового воплощения, как только после Маха-Пралайи»

Ну  что там будет в новом цикле миров вообще неизвестно. Блаватская  говорила, что там могут быть совсем иные, не семеричные принципы и вообще все совершенно иначе. Зачем об этом сейчас говорить? Я склоняюсь к тому, что в новой Манвантаре могут остаться только некоторые базовые принципы, но никак уж не субъекты, тем более с памятью. Потому будем рассматривать лишь наш виток мироздания. Значит, в нашей Манвантаре личность более не может существовать. Почему?

Опираясь на идеи, изложенные в предыдущей статье, о том, что мы все находимся в пространстве сознания Творца и, в свою очередь, также обладаем своим пространством сознания, я попытаюсь  изложить свое понимание ситуации.

Сначала повторю основные тезисы, чтобы было понятно, о чем речь.
Сознание - это, в значительной степени, есть восприятие. Воспринятое где-то размещается, обрабатывается, хранится... Я думаю, что для этого формируется отдельное поле (пространство) со своей собственной структурой. Потому что нет места внутри нашего организма, где может храниться этот огромный объем информации и вся эта работа может производиться. Да и достижения науки к тому же подводят. Что это за пространство? 

«Вопрос. Какое отношение имеют астральный свет и акаша к памяти?
Ответ. Первый — это "таблица памяти" животного человека, последняя — духовного я»

Акаша, кто не знает, это как бы первоначальное пространство любого уровня проявления.
Таблица памяти – неотделима от души по определению и предполагает наличие структурированного адресуемого пространства, т.к. иначе мы это не можем себе представить.
То есть, получаем, что  пространство - это адресуемый банк данных, говоря современным языком. Разнится только план бытия. На каждом плане – всё по новой.  Каждый сам воссоздает свое пространство на нижнем уровне, кое и есть жилище души. Значит, для перехода в нирвану нужно уничтожить это пространство.

Как известно из многочисленной литературы, одним из путей  достижения просветления является отказ от восприятия, сведение его к минимуму. Так описываются случаи достижения нирваны в результате ухода от общения с человеческим сообществом, сидением, глядя в стенку, в буквальном смысле.  Многочисленные практики медитации направлены также на прекращение процесса восприятия и переработки информации.
Что этим достигается? Информация перестает попадать в пространство сознания. Мыслительная деятельность постепенно затухает, т.к. она неразрывно связана с воспринятой информацией. Мозгу просто нечего больше обдумывать. Сначала он, конечно, занят перевариванием прошлых впечатлений. Но, сколько же можно? А новых впечатлений почти нет. Значит, что? Значит, пространство сознания становится все более пустым, слабым энергетически и, вероятно, постепенно затухает за ненадобностью.

То есть органы восприятия еще есть у человека, но они больше не формируют информационных потоков. Конечно, какое-то минимальное восприятие все равно есть, но лишь на физиологическом уровне.
Значит своего пространства сознания у человека практически нет, и его дух автоматически  оказывается в пространстве верхнего уровня. То есть в пространстве сознания Бога, "большого человека" в котором мы и находимся физически (но не психически). А куда еще он мог  попасть?  То есть свое собственное пространство сознания  либо отсутствует, либо столь слабо, что уже не создает преграды, отделенности и человек объединяется с верхним пространством.
Он перестает быть частью человеческого сообщества, коей был ранее, а становится частью организма Бога. То есть он уже как бы фрагмент бытия иного, высшего уровня. "Божественный перст". Сознание у него общее с божественным, а тело пока индивидуально. Но общее сознание, конечно же, не значит, что он стал богом, но лишь то, что через него могут транслироваться мысли или указания Бога, а других у него уже нет.

И, хотя формальное восприятие он сохраняет, все, что он делает и говорит, уже диктуется напрямую тем, иным существом. Потому что он уже в поле действия его механизмов.
У него больше нет своего "Я", хотя при этом он что-то говорит и внешне, наверное,  невозможно понять, что это уже не человек.
Таким образом, нельзя сказать, что у него полностью отсутствует всякое сознание, но можно сказать, что у него больше нет никаких собственных мнений, убеждений, нет психической отделённости. Он - просто передаточное звено. Его больше нет как разумного сознающего человека и, главное, разрушены те механизмы, которые могли бы повернуть процесс вспять.

«Когда Буддхи поглощает наш Эготизм (уничтожает его) со всеми его Викара, Авалокитешвара становится уявленным нам, и Нирвана или Мукти достигнута». Мукти то же, что и Нирвана, освобождение от тенет Майи или Иллюзии.»

«Эготизм … непереводимый термин «Я есмь-ность»

Вроде всё ясно – души больше нет. В ТД есть, однако, утверждение, которое на первый взгляд может противоречить вышесказанному. Но только на первый взгляд. Приведу цитату.

«Усматривать в Нирване уничтожение равносильно тому, что сказать о человеке, погруженном в здоровый,  лишенный сновидений, сон – который не запечатлевается в физической памяти и мозгу, потому что высшее Я спящего находится тогда в его первоначальном состоянии Абсолютного Сознания – что он тоже уничтожен. Последнее сравнение отвечает лишь одной стороне вопроса, наиболее материальной; ибо  поглощение , ни в коем случае, не является подобным «сном без сновидений», но, наоборот,  Абсолютным Существованием, безусловным единением или состоянием, описать которое человеческий язык совершенно и безнадежно не способен.»

Тут подчеркивается, что речь идет именно о материальном плане. Так кто бы с этим спорил? Тело человека пока продолжает существовать, это и так очевидно. Но чьё это тело?  Души-то  нет. И, главное, безвозвратно. Ведь речь идет о поглощении высшим Я сознания человека, что лишь подтверждает сказанное мною выше. То есть в ТД поглощение представляется не равным уничтожению. Но, на мой взгляд, это лишь игра словами. От человека, в каких-то случаях, может, и остаются отдельные черты, переданные в высшее сознание и как-то переваренные там, но человеческой личности больше нет. И она не восстановима, т.к. восстанавливать ее не с чего – полная информация не сохранена. А то, что в ТД обычно называют Абсолютным бытием или Абсолютным существованием есть лишь полное небытие с нашей точки зрения. Так парадоксально тут выражаются. И странно, что многие стремятся видеть в этом некий иной смысл, хотя в ТД многократно подчеркивается, что всякое бытие прекращается.

«Атман переходит в Не-Бытие, что есть Абсолютное Бытие.»

«Но существует огромная разница между  сознательным и бессознательным Бытием. Состояние Паранишпанны без Парамартха, Само-анализирующего Сознания (Свасамведана), не есть блаженство, но лишь потухание (замирание) на протяжении Семи Вечностей. Так железный шар, помещенный под сжигающими лучами солнца, будет прокален насквозь, но не ощутит или не оценит их тепло, тогда как человек почувствует всю силу их. Лишь – « ясным умом, не затемненным Личностью, и накоплением заслуг многочисленными Существованиями, посвященными Бытию во всей его совокупности (вся живущая и сознательная Вселенная) », человек освобождается от личного существования и, погружаясь и становясь воедино с Абсолютом, продолжает существовать в полном обладании Парамартха.»

Весьма своеобразная игра словами в этой цитате. То есть быть железным шаром – это и есть желанное приближение к «освобождению». Непонятно только кому и зачем такое существование потребно? Разве тому, кто ищет небытия. Он становится «воедино с Абсолютом», т.е. перестает существовать. К чему он, собственно, стремился. Непонятно  лишь выражение «продолжает существовать». Вероятно, имеется в виду, что отдельные составляющие растворились в верхнем пространстве.

«АБСОЛЮТНОСТЬ: Парабраман ведантистов или Единая Реальность, «Сат», являющаяся, по словам Гегеля, Абсолютным Бытием и Не-Бытием одновременно.»

Смысл в этой игре словами может быть только один.  Абсолютное Бытие есть последняя стадия существования чего-либо, но это не есть существование сознательных сущностей. Это есть способ сохранения базовых данных в ожидании новой Манвантары, если говорить о вселенной в целом. Это имеет смысл лишь для будущих витков развития. 
Однако, приведу еще одну спорную цитату и потом перейду к обсуждению столь сложного понятия как монада.

 «Также, ни Индивидуальность  – ни даже сущность Личности , если таковая остается, – не теряется вследствие поглощения. Ибо как бы ни было беспредельно, с человеческой точки зрения, паранирваническое состояние, все же, оно имеет предел в Вечности. Раз оно достигнуто, то та же Монада снова  возникнет из этого состояния, как еще более возвышенное существо и на гораздо более высоком плане»

Монада не есть человек, но лишь технологическое средство для создания нового человеческого общества (об этом далее)! И после ухода человека в нирвану его монада не остается! То, что некие черты отработанных жизней как-то где-то иногда возможно запоминаются, не имеет никакого отношения к самим этим давно ушедшим людям: их больше нет. И, вообще, было бы более чем странно, если бы свернутый Абсолют являлся полной копией мира и хранил информацию о  бывших людях – это нонсенс, согласно той же ТД.
Надо заметить, что термин «Индивидуальность» имеет в ТД свой специфический смысл, отличный от того, что мы привыкли употреблять. Он  имеет весьма отдаленное отношение к конкретному земному человеку и мог бы относиться к монаде, но она же безлична!.   Так  что ее тоже никак нельзя назвать Индивидуальностью, если, конечно, хоть сколько-либо придерживаться смысла, данного в словарях. Остается только соотнести его с личностью самого Творца, т.е. человека другого уровня, для которого ввели другой термин, чтобы не путаться. Оставим пока этот вопрос, но, в любом случае, речь не идет о конкретном реальном человеке нашего мира.   И Личность не может быть сохранена, что там имеется в виду под «сущностью» сказать трудно, скорее всего, некая тень, «аромат», как говорится в ТД, но никак не самосознание и не память.

«Низшие принципы человека разлагаются со временем и употребляются Природою для формации новых человеческих принципов»

«…аромат – то, что остается от каждой Личности, если она достойна и соединена с Атма-Буддхи»

Теперь про монаду. Монада – структурная единица бытия, согласно словарю. Но на самом деле нет четкого представления о том, что же это такое.  И в ТД нет ясного определения. Потому буду вылавливать смысл из текста.

«Монада не может ни продвигаться или развиваться, ни даже подвергаться воздействию смен состояний, через которые она проходит.  Ибо она не принадлежит этому миру или плану»

Монада, значит,  вообще не имеет отношения к нашему плану бытия и, как я думаю. является просто структурой, матрицей с набором программ, на основании которой развивается  сознание очередных человеческих существ..

«Восточная Философия отвергает теологическую догму Запада о вновь созданной душе для каждого новорожденного младенца, ибо эта догма настолько же антифилософична, насколько и невозможна в экономии Природы. В каждой новой Манвантаре должно быть ограниченное число Монад, которые развиваются и становятся все более и более усовершенствованными через ассимиляцию многих последовательных личностей.»

Программный код, назовем это так за неимением лучшего термина, монад отрабатывается и совершенствуется  путем опытной эксплуатации  в течение долгих периодов, как до создания человечества («лунные питри»), так и, вероятно, отчасти прибавляя «аромат» отживших личностей. И затем с монады создаются  копии («лучи» в ТД), которые являются базисом новых личностей.  Никакого другого «духа» с зародышем не передается.

«Духовная Монада Едина, Всемирна и Беспредельна и Неделима, Лучи которой, тем не менее, образуют то, что мы в неведении нашем называем ‘Индивидуальными Монадами’ людей» 

Вот! То есть,  нет никаких монад конкретных людей, есть лишь копии единой монады, которые уже не есть собственно монады, но лишь технологические части структуры людей. А там, где выше говорилось об «ограниченном числе монад», вероятно, имелись в виду именно эти  копии монады.

Те этапы, которые монады прошли при своем первоначальном создании теперь уже не нужны при создании людей, т.к. результаты уже записаны в виде, условно говоря, генного кода.  И человек теперь может проходить настройку по ускоренной программе в утробе матери.

«В настоящую эпоху физический эмбрион является последовательно растением, пресмыкающимся, животным, прежде чем он становится, наконец, человеком»

То, что нам представляется таким простым и естественным – восприятие окружающего мира – на самом деле есть процесс совершенно не очевидный. Достаточно задуматься об этом и понятными  станут этапы продвижения монад.
Первоначально именно для того, чтобы научиться воспринимать и отображать как минералы, растения и т.д. монады проходили последовательно длительные курсы обучения. Ибо каждая разновидность материи, вероятно, имеет свои структурные особенности и монада должна приноровиться к восприятию и отражению колебаний материей данного типа. И лишь тогда, когда это умение воспринимать доведено до совершенства, т.е. до автоматизма, она может продвигаться дальше, к более сложным видам материи.  То есть, сначала нужно научиться быть камнем, воспринимать как камень. Когда это перестает быть сложным, происходит продвижение к следующему уровню. Таковы этапы творения.

«Духовные Монады… проходят несколько раз весь круг, как минералы, и затем снова несколько раз, как растения, и несколько раз, как животные.»

«Монада или Джива, как сказано в « Разоблаченной Изиде », прежде всего устремляется Законом Эволюции в низшую форму материи – в минералы. После семеричного круговращения, заключенная в камне или в том, что станет минералом и камнем в Четвертом Круге, она выходит из него, скажем, как лишайник.»

 «Монады ограничены не объектом, но модификациями в познавании объекта. Все они стремятся (беспорядочно) к беспредельности, к целому, но они ограничены и различаются по степени отчетливости в своих восприятиях».

Обобщенно говоря, получаем, что монада – это комплекс технологий, порождающих структуру   пространства отображения, т.е. души, а также отвечающий за наполнение данной структуры содержимым – отражениями внешнего мира. С другой стороны, монада – это то, через что идет связь разных планов бытия, потому что пространство души не принадлежит тому плану, в котором существует тело человека или иного существа. Монада, создавая пространство души, тем самым, создает новый план бытия

«Говоря метафизически, конечно, нелепо говорить о «развитии» Монады или сказать, что она становится «человеком»... Конечно, Монада не может ни продвигаться или развиваться, ни даже подвергаться воздействию смен состояний, через которые она проходит.  Ибо она не принадлежит этому миру или плану и может быть сравниваема лишь с нерушимою звездою божественного света и огня, низвергнутою на нашу Землю, как доска спасения для Личностей, в которых она обитает.»

 «Было бы крайне ошибочным представить себе Монаду, как отдельную Сущность, прокладывающую свой медленный путь определенною тропою через низшие царства и после бесчисленных серий преображении, расцветающую в человеческое существо»

Конечно, монада не оживляет человека в  буквальном смысле. Это лишь технологии, отвечающие за восприятие и переработку воспринятой информации. Развитие сознания происходит лишь в результате длительного взаимодействия организма с внешним миром, отражения мира во внутреннем пространстве в результате действия тех самых программ. Все мы знаем, что, например, самосознание появляется у ребенка достаточно поздно – когда его программная копия монады освоила все предыдущие этапы жизнедеятельности. Это и есть на практике один из тех самых этапов обучения или самонастройки, которые непрерывно проходит любое существо  - в данном случае переход от существования сугубо физиологического на первых этапах жизни к самосознающему.

«Пусть читатель запомнит эти «Монады» Лейбница, из которых каждая есть живое зеркало Вселенной, ибо каждая Монада отражает каждую другую,»

«Все части Вселенной четко представлены в монадах, но одни отображены в одной монаде, другие в другой»

«Термин Монада может быть одинаково применен, как к обширнейшей Солнечной Системе, так и к малейшему атому.»

«каждый атом Вселенной имеет в себе потенциальность самосознания»

«Как конус стоит на своей точке, или, как перпендикулярная прямая линия пересекает горизонтальный план лишь в одной математической точке, но может бесконечно продолжиться в высоту и глубину, так же и сущности  вещей истинных имеют лишь существование точки в этом физическом мире пространства; но имеют бесконечную глубину внутренней жизни в метафизическом мире мысли»

«Лейбниц представляет себе Монады, как элементарные и неразрушимые единицы, одаренные мощью  выдачи и  восприятия по отношению к другим единицам и, таким образом, определяющие все духовные и физические феномены..»

В этой зеркальности отображений мира и заключен смысл той самой иллюзорности мира, о которой столько говорят, но мало кто понимает. Весь мир – лишь набор зеркальных отражений проявленными монадами той среды, в которой находится физический носитель данной копии монады. А само «зеркало» (или душа) - лишь результат изощренных программных технологий. Так что, в некотором смысле, это иллюзорность того же плана, как иллюзорность компьютерных миров. Нет ничего «твердого» в основании мира. То есть весь мир существует на столь шатком основании, как отражение.  Отсюда и вся эта иллюзорность.

«Материя есть Дух  на седьмом плане; Дух есть Материя на низшей точке своей деятельности, и оба суть Майа.»

А то, что всё в мире живо, как говорится в ТД, означает лишь то, что все частицы воспринимают и отображают внешнюю реальность. Уж какая досталась. На первых этапах разворачивания, вероятно, эта реальность крайне бедна и представляет собой отсутствие/наличие энергетических импульсов. Потому и полноценное сознание на таком основании развиться не может. Лишь восприятие разнообразного окружающего мира позволяет настраивать и тренировать алгоритмы обработки, которые и приводят в дальнейшем к сознанию. Потому что, чем богаче окружающая среда – тем богаче внутренний мир (отражение этой среды).

«Эзотерическая Философия учит, что все живет и имеет сознание, но не утверждает, что вся жизнь и сознание тождественны с сознанием человека или даже животных сущностей.»

А для полноценного восприятия нужна полноценная внешняя форма, обеспечивающая непосредственный контакт (т.е. познание)  любой, программной по существу, сущности с окружающим, столь же эфемерным по сути миром. Причем детализация в таком «зеркале» напрямую зависит от существующих органов восприятия существа. Понятно, что камень не может отражать действительность так же как человек, который обладает иными, гораздо более изощренными органами восприятия. И монаде чтобы научиться воспринимать как человек нужно гораздо больше времени и большая предварительная подготовка на уровне иных сущностей.

«Только то, что заключено в форму, в ограничение материи, сознаёт себя на этом плане.»

«Лунные Монады не могли прогрессировать, ибо они не имели достаточного контакта с формами, созданными «Природою», чтобы посредством этих форм накопить достаточный опыт.»

«Наиболее развитые Лунные Монады достигают человеческую зачаточную стадию в Первом Круге; становятся земными, хотя очень эфирными человеческими существами к концу Третьего Круга»

Так что мир – цепочка вложенных отражений на базе программ. в широком смысле этого слова. Я бы даже сказала – фейерверк отражений, потому как один уровень может порождать много отраженных миров низшего уровня. И элементарные частицы – не исключение. Они тоже лишь порождение отражения согласно ТД.

Немного поговорим на тему элементарных частиц и электричества, как жизненной основы, всё-таки весь наш мир базируется на этом.

«…в нашей философии жизнь и электричество едины. Говорят — жизнь есть электричество, и если так, тогда Единая Жизнь — сущность и корень всех электрических и магнитных явлений на этом проявленном плане»

«В Эзотерической Философии каждая частица соответствует и зависит от своего высшего нумена – Существа, к естеству которого она принадлежит»

Фактически, учитывая контекст, тут совершенно ясно сказано, что элементарная частица – это душа некой сущности верхнего плана. Посредством чего, как я уже говорила, осуществляется связь между уровнями бытия. И даже еще яснее:

«Элементарные частицы суть жизненные силы, действующие не механически, но побуждаемые внутренним принципом. Они есть бесплотные, духовные единицы»

«Каждая клетка в человеческом теле (как и в каждом животном) наделена своим собственным
особым различением, инстинктом, и говоря относительно, разумом»

Взаимосвязь между существом и его душой во всех случаях именно такова – душа есть отражение мира на другом плане бытия – уже много об этом сказано выше. Значит, согласно ТД, носители («нумены») этих «духовных единиц» неизбежно должны существовать на верхнем уровне бытия.

Тогда совершенно естественно, что все электрические и магнитные   явления в своей основе проистекают из того, иного плана бытия, где существуют эти самые сущности.

 Учитывая, что мы говорим о пространстве сознания, резонно предположить, что нашим элементарным частицам на другом плане соответствуют такие сущности, как, например, клетки мозга Творца.

Если же говорить об электричестве, то резонно вспомнить, что управление клетками все же производится из некоего центра. При необходимости клеткам поступают команды на выполнение определенных действий. Потому естественные электрические явления могут быть лишь визуализацией этого процесса передачи цепочки управляющих команд изнутри.

«Солнце есть хранилище Жизненной Силы, которая есть Нумен электричества;»

«Единая Жизнь — сущность и корень всех электрических и магнитных явлений на этом проявленном плане.»

Допустим. Однако мы здесь говорим об элементарных частицах - душах клеток, а получать и выполнять команды должны клетки. А как они должны получать эти команды? Я могу допустить некоторую сознательность клеток, но предположить, что они общаются посредством подобия  языка, подобно нам,  на мой взгляд, было бы странно. Мне проще допустить, так сказать, телепатическое общение между ними. То есть просто передачу некоего импульса от одной души клетки к другой, что собственно и происходит в случае электрического тока. Конечно, с точки зрения реальности, здесь слишком много допущений. Но я пока пытаюсь соответствовать лишь ТД.

Например, молния при таком подходе, может оказаться  длинной цепочкой управляющих команд, корректирующихся на верхнем уровне в связи с изменением ситуации в организме. У нас – молния, а на другом плане – Некто  за ухом почесал. Забавно, не правда ли?

«Электричество не только Субстанция, но оно есть эманация Сущности, являющейся ни Богом, ни Дьяволом, но одной из бесчисленных Сущностей, управляющих и руководящих нашим миром»
 
Однако наши технологические достижения в области электричества не могут учитывать влияние этих процессов на другом плане. Да мы и не знаем о нем достоверно. И лишь на своем плане создаем мощные энергетические потоки. И к чему они  приводят на другом плане совершенно непонятно, вероятно вносят какой-то хаос в дело управления организмом. Интересный вопрос, об этом же есть и у Блавтской.

«Всё содержит электричество и является им — от крапивы, которая обжигает, до молнии, которая убивает, от искры камня до крови в теле. Но электричество, которое наблюдается, например, в электрической лампе, вещь совсем от фохата отличная»
«Фохат … есть Космическое Электричество.»

Безусловно, это лишь забавная гипотеза. Но на ее основании загадка электричества получает простое и ясное объяснение: электричество – это процесс передачи информации  между сущностями, находящимися в ином пространстве, посредством духа. То есть мы видим «кухню» управления неким организмом. Хотя, конечно же, все это очень сыро и требует многочисленных уточнений, изучений, сопоставлений либо опровержений. 
Кстати, при таком подходе,  притяжение и отталкивание заряженных частиц может означать передачу – прием импульсов между ними тем же телепатическим способом. Возможно, там, у клеток специализация такая – одни отвечают преимущественно за прием информации, а другие – за передачу.
«Электричество, свет, теплота и т. д., были остроумно названы, как «Призраки или Тени Материи в Движении», т. е. сверхчувственными состояниями Материи, лишь следствия которых мы можем постичь.»
Собственно, эта цитата говорит о том же, подтверждая мою забавную гипотезу. Так что  ТД  я вроде бы нигде не противоречу, лишь дополняю намёки внятным содержанием. А вот соответствует ли это всё реальности – другой вопрос. И тут ответом могут быть лишь научные эксперименты, пока даже не знаю какие. Например, проверка возможности телепатии у клеток организма. Или уже было нечто такое?
 В общем, картина получается на первый взгляд весьма целостная и гармоничная. Хотя, конечно, многие места ещё не прорисованы. А представляете, как забавно было бы, если бы всё оказалось   именно так?!