Александр Пейсахис. Мама

Наши Гениальные Матери
Опубликовано с разрешения автора. Оригинал: http://www.proza.ru/2015/06/27/742

            Мария Афанасьевна Красикова  - моя мама, родилась в деревне Давыдовка Лискинского района Воронежской области, 31 января 1925года ( по документам – 5.12. 1924 ). Она была очень способной и активной с раннего детства и до конца жизни. Будучи ученицей 1-го класса выступала на митинге во время первомайской демонстрации. Непримиримо боролась с мировым империализмом, кулачеством, хулиганством и разгильдяйством, когда состояла в рядах пионерской, а затем и комсомольской организаций. Мама с отличием закончила десятилетку в 1941 году. Осенью того же года её вызвали в военкомат и предложили 2 варианта: действующая армия или партизанский отряд. Она рассказывала, что выбрала армию потому, что боялась не выдержать партизанской жизни, пыток в случае, если попадёт в плен. Так она в возрасте 17 лет оказалась в самом пекле войны, на  Воронежском фронте, в дорожно строительном батальоне, который протопал всю эту войну ногами до самого Берлина. Строили дороги, наводили мосты и переправы, были под бомбёжками и артобстрелами, в общем хлебнули эти девчонки сполна, не каждому мужику под силу. Уже во время наступления наших войск маму разыскал дед Афанасий. Его часть находилась где - то неподалёку и он, получив увольнение, пешком и на попутках добрался до маминого батальона, чтобы побыть с ней несколько часов. Представляю себе эту встречу - найти родного человека там, где все теряют. Деда демобилизовали, когда наши войска перешли границу СССР, а мама дошла до Берлина, была награждена орденом Красной звезды, несколькими медалями, в том числе и «За взятие  Берлина».
               
        Летом 1945 года комсорг батальона, старшина Мария Красикова вернулась домой. В 1946 году она поехала в Москву поступать в Московский институт международных отношений, МГИМО. Как фронтовичка, да ещё с отличным аттестатом, она имела все шансы поступить в это, недоступное простым смертным учебное заведение, и её туда зачислили, но оказалось, что в институте нет общежития, а платить деньги за комнату на квартире у мамы не было возможности. Так и не стал я сыном дипломата.  Мама перевела документы во второй медицинский, получила комнату в общежитии и, с присущей ей старательностью, стала учиться на детского врача. Как возникла их любовь с отцом, почему из множества красивых, юных, и мечтающих  выйти замуж женщин он выбрал именно её, я не знаю, но зато знаю, что отец, фанатично интересовавшийся микробиологией по окончании института получил направление в Среднеазиатский научно - исследовательский противочумный институт. Туда же по распределению направили и маму. Пять лет проработали мои родители в самом сердце Центрального Тянь-Шаня, на границе с Китаем, в Нарынкольском противочумном отделении, а затем, как перспективные молодые учёные, были переведены в противочумный институт в городе Алма-Ата.

        В 40 лет мама, при наличии в семье двух оболтусов сыновей, блестяще защитила кандидатскую диссертацию и до пенсии заведовала лабораторией диагностических препаратов. Она умерла в 1991 году, в возрасте 67 лет.