А может так?

Алеша Кравченко
В горьком одиночестве, покинутый друзьями и подданными, под грузом болезней и лет первый император Рима Гай Юлий Цезарь умирал… (Я, конечно, изучал когда-то историю и помню прекрасно, что ничего этого не было на самом деле, но… рискну-ка предположить, как это могло случиться).

Итак, старый, больной Гай Юлий Цезарь умирал.

Тот, кто видел последние дни Помпея, тот, кто переходил Рубикон… И ничто уже не могло его спасти. Только имел ли великий Цезарь право умереть просто так? Первый Цезарь Рима? В своей постели, как обыкновенный смертный?! Конечно же, нет! И тогда…

Тогда он разослал своим бывшим друзьям строжайший приказ явиться в условленный час к нему в покои. Ослушаться императора никто не осмелился. Хоть и умирающий, но это был лев.

И вот настал назначенный момент. Все бывшие друзья собрались вокруг Цезаря. Одни испытывали неприкрытую жалость к умирающему предводителю, другие – презрение, третьи – вообще ничего. Однако выслушать его последнюю речь были готовы все.

Тихим, но властным голосом Цезарь начал:

«Друзья мои. Я умираю. Все вы знаете об этом не хуже меня. Я любил вас когда-то, вы меня, кажется, тоже. И вот я собрал вас, чтобы попросить о последней услуге, исполнив которую, вы на деле докажете, что действительно уважали, пусть не меня, а данную мне власть, но – уважали. Сейчас только от вас зависит, кем именно будут считать меня потомки: великим кесарем, завоевателем и победителем во славу гордого Рима или же обыкновенным выскочкой, захватившим трон и тихо умершим от болезней. Так вот, друзья, я вас прошу убить меня!.. И все мы станем бессмертными, иначе умрем навсегда, и вспомнить о нас потомкам будет нечего…».

Цезарь замолчал. Послышался ропот, который вскоре стих – собравшиеся патриции были людьми серьезными. Потом поднялся Юний Брут, лучший друг Цезаря. Он был лаконичен:

«Хорошо, Цезарь, я возглавлю заговор против тебя и спасу тебя для истории. Завтра ты должен быть в Сенате. Я кончил».

Брут сел на свое место. Собравшиеся молча кивнули в знак согласия с ним. Вопрос был решен.

Гай Юлий Цезарь, покидаемый друзьями, обвел их благодарным прощальным взглядом.

На следующий день, превозмогая боль, он добрался в Сенат.

Остальное есть в любом учебнике по истории древнего Рима.

(Из книги "Листая Путь")