Глава 13 Сепаратисты

Сергей Гурджиянц
Сепаратисты (1)

Гнездо орла железом пахнет. (2)

Любая армия мира в период долгого вынужденного бездействия начинает разлагаться. Разгильдяйство, самоволки, хромает дисциплина. Незаконные бандформирования подвержены этому разложению в еще большей степени, чем регулярная армия, поэтому дядя Гусейн не давал своим ребятам расслабляться. День начинался с зарядки и пробежки по крутым горным склонам. Миша не был от нее освобожден. После завтрака начинались занятия по военной подготовке, чистка оружия, теория и практика взрывного дела. Один из немногих опытных бойцов в группе учил ребят ставить мины, изготавливать пояс Шахида. Во время этих занятий Миша обычно пас коз.  Их группа в основном состояла из необстрелянных ребят, понюхавших порох лишь однажды, когда федералы захватили их врасплох и уничтожили прежнюю базу. Но проявили они себя тогда блестяще. Это были еще не волки, хотя они называли себя волками, а волчата, – злые, отважные, готовые огрызнуться в любую минуту. Группа росла. Откуда-то все время подвозили оружие и продовольствие. Ожидалось соединение с другими отрядами и крупномасштабная боевая операция под единым руководством. Рация трещала без умолку. Толковали о скором выступлении. Все горели желанием отомстить.
Трижды в неделю после обеда из долины на базу поднимался мужчина с круглым приятным лицом, румяным и улыбчивым. Он умел смотреть так, словно стрелял из пистолета. Звали его дядя Гулям. Он приносил с собой Слово Аллаха – литературу и диски с фильмами. На базе были телевизор и DVD проигрыватель, запитанные от переносного генератора. Этот человек совмещал две армейские обязанности: политрука (3) и особиста (4). Гусейн не очень жаловал его, но никогда не подавал вида, просто ваххабизм (5) был далек от его жизненных понятий. Вся группа собиралась перед телевизором. Шли задушевные беседы об истории Чечни, о корнях и истоках народа. Потом все смотрели фильмы. По тематике они были самыми разными, от документальных, по истории и религии, до реальных съемок показательных казней и боевых операций, снятых федералами и мятежными полевыми командирами. По этим съемкам было видно, до какой степени накала дошла их обоюдная ненависть друг к другу. Федералы отрезали у убитых чеченцев носы и уши. Сепаратисты отрезали головы пленным федералам. Были и развлекательные комедии, типа «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая и крутые американские боевики. На этих занятиях Миша присутствовал, он уже довольно сносно понимал по-чеченски. Ему нравилось узнавать что-то новое. К примеру, он с удивлением узнал, что чеченцы имеют какое-то отношение к древнему государству Урарту (6). Впрочем, кроме того, на его обязательном присутствии на этих занятиях настоял сам дядя Гусейн.
Однажды дядя Гулям пришел к нему на пастбище. Он приветливо улыбался и глаза у него были добрыми-добрыми, как две овечки. Он не лез в душу, но расспросил о Питере, о матери, о планах. Жизнь Миши в Питере интересовала его во всех подробностях. Насколько хорошо он знает город? Остались ли у Миши там друзья? Как тамошняя милиция относится к нерусским? Есть ли у него в Питере где остановиться? Прописка? Миша мало что мог ему поведать, он жил под крылышком у матери, учился хорошо, в милицию никогда не попадал, а постоянную прописку мать ему купила за большие деньги, чтобы у него не было проблем в школе с медицинским страхованием. У дяди Гуляма стало задумчивым лицо. Он вынул из кармана какие-то листки.
– Я захватил с собой памятку российского солдата. Правила поведения армии, воюющей в Чечне, – объяснил он. – Распространяется в войсках. Послушай, как тут звучит один из пунктов. «Избегайте любых высказываний в адрес чеченцев, которые дают понять, что Вы считаете их низшей расой. Никогда, даже вспылив, не называйте чеченцев «чурками», «черножопыми» и тому подобное». Видишь, если разобраться, они тут в открытую заявляют, что считают нас низшей расой, только пока еще вынуждены притворяться.
– Я никогда с этим не сталкивался, – возразил Миша. – Я был как все, и отношение было одинаковое.
– Рад за тебя, – рассеяно сказал дядя Гулям, прикидывая что-то в уме и одновременно поднимаясь с камня, на котором сидел. – У меня тоже есть несколько знакомых офицеров, семьи которых живут в Питере. Питерскую прописку ты, надеюсь, сохранил?
Миша смотрел ему вслед, когда он уходил и думал, к чему все это? Что ему было нужно? Зачем он приходил?

Продолжение повести на http://www.proza.ru/2015/06/28/1361
_________________________________________________

   1. От французского слова «отдельный». Здесь: движение, целью которого является отделение и образование нового независимого государства.
   2. Ингушская пословица.
   3. Назначенный в воинскую часть специальный представитель командования, осуществляющий политический надзор за офицерами и личным составом, а также ведущий политико-просветительскую и воспитательную работу в войсках.
   4. Сотрудник особого отдела армии, имеющего отношение к разведке.
   5. С XVIII в. религиозно-политическое движение в исламе. Своей основной задачей ваххабиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях разных мусульманских народов. В европейской литературе их называют «пуританами» и «протестантами» ислама. Их деятельность в ряде стран приравнена к экстремистской и находится под запретом.
   6. Древнейшее государство на территории Армянского нагорья, VIII – VI вв. до н. э. В Бехистунской клинописи персидского царя Дария I (522 – 486 гг. до н.э.) идентифицируется с Арменией. Оставило большое культурное наследие. Некоторые исследователи видят близость корней отдельных слов чеченского языка с древним языком урартов.