Рассел Де Лонг. Частичный завет

Инквизитор Эйзенхорн 2
ЧАСТИЧНЫЙ ЗАВЕТ?
Рассел Де Лонг (1970)

   
Но так как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих
Откр.3.16
   
Материалы комиссии по Частичному Завету являются самым ярким и удивительным документом, который мне попался в последние годы. Я хочу объяснить его, и уверяю, что даже среди всех дел на него стоит потратить десять минут. Он столь современен, что, не будь это известно, было бы невозможно поверить, что он написан в 1670 году законодательным собранием будущего штата Массачусетс, когда комиссия после расследования обнаружила тринадцать общественных зол и предложила восемь рекомендаций для их исправления, которые оказались столь поразительными и уместными, что они заложили в итоге основу для Великого пробуждения. 
Прежде чем дать вам эту увлекательную, интересную, но важную информацию, позвольте мне обратиться к Писанию и представить краткую историческую справку о Частичном завете. Я должен обратить внимание на очень яркие и тревожные слова в Откр.3.14-17. "И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!  Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.  Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды "; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг".
В этих сильных, ярких выражениях Бог обращается к Лаодикийской церкви. Это была одна из семи церквей Малой Азии. Каждой из этих церквей Бог направил весть огромной важности, описанную во 2 -3 главах Книги Откровения. Есть некоторые поразительные сходства между Божьим описание церкви в Лаодикии
 и нынешними условиями в христианском мире.
Лаодикийцы высоко ценили себя. Они были удовлетворены, готовы почивать на лаврах, и  были самодостаточны, как многие члены церквей сегодня. Они утверждали, что богаты, разбогатели и ни в чем не нуждаются, Но Бог сказал им: «Ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг". Какой контраст между оценкой Божьей и человеческой! И тогда Бог произносит угрозу, желая сбить удовлетворенность с самодовольных людей. "Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих". Другими словами, вы пресны, тошнотворны, отталкивающи, от вас Самому Богу противно до рвоты!
Частичный Завет обращен и к Лаодикийской церкви, и к современной. Вспомним кратко его исторический фон, составляющий наше национальное наследие. 
16 сентября 1620 группа из 102 храбрых, отважных, смелых душ отправилась из
 Англии на хорошем корабле "Мэйфлауэр". Они не видели земли до 16 ноября, когда, ровно два месяца спустя, они подошли к мысу Кейп-Код и ступили на скалы Нового Плимута. В первую же зиму, проведенную на мрачных, скалистых берегах Новой Англии, группа столкнулась с крайними тяготами и понесла огромные потери. От холода, болезней, в стычках с индейцами умерло более 50 ее членов. Оставшиеся могли бы, подумав, что они вне воли Божией, отремонтировать "Мэйфлауэр" и вернуться в Англию, но они этого не сделали. Нет, они положили свои силы на то, чтобы вспахать и засеять землю, и они посеяли семена кальвинизма глубоко в почву нашего народа.  Они остались и завоевали то, для чего пришли - свободу поклоняться Богу.
Это поколение основателей страны обладало четырьмя основными чертами - крепкой верой и решимостью, определенностью и глубиной убеждений, искренней набожностью и интенсивным нравственным чувством. Но когда за ними пришли второе и третье поколения, дух самопожертвования и преданности, возвышавший все нравственные идеалы, стал уходить. Церковь и государство были частично объединены: церковные общины начали поддерживаться за счет налогов, а их посещение стало обязательным по закону. Согласно требованиям пуритан только возрожденные люди имели право на церковное членство, а также имели право голоса в делах общины. Такое положение произвело оставляющие желать лучшего ситуации: налогообложение без представительства, обязательность посещения прихода без права какого-либо участия в его делах, а главное - детям не имевших церковного членства людей было отказано в крещении.
Для того, чтобы успокоить волнения и недовольство, и чтобы обеспечить компромисс, Верховный суд Массачусетса - законодательный орган колонии - выработал в 1662 году Частичный Завет,  предоставлявший церковное членство людям, не имевшим опыта возрождения, если они удовлетворяли одному или более из следующих условий: они были крещены в детстве, были согласны с доктринами Церкви и не допускали явных и скандальных грехов. Признанные таковыми получили церковное членство и право крестить детей,  хотя сами они не должны были быть допущены к трапезе Господней и им было отказано в голосовании в церковных делах.
Это и был частичный завет - то есть практика неполного церковного членства. Однако вместо того чтобы способствовать духовности, это породило формализм и Церковь была затоплена множеством невозрожденных людей. Постепенно, были сделаны дальнейшие компромиссы, пока трапеза Господня не была открыта для всех, и наконец Крещение стало массово преподаваться неспасенным. Падение Церкви вызвало широкое распространение отступничества и общего морального разложения, пока условия не стали настолько вопиющими, что Инкрис Мезер воскликнул: "О, трепещи, Новая Англия, ибо твоя слава отошла, и скоро ты сама исчезнешь!". Позже он добавил: "Вырождающийся народ наш, с чем ты пришел к этому дню?".
Положение стало настолько тревожным, что даже политики восприняли его всерьез, так что в законодательный орган колонии в 1670 году был введен законопроект, назначивший комиссию по расследованию и поручивший ей два вопроса: 1) В чем зло, презревшее Господа и принесшее Его суды Новой Англии? 2) Что должно быть сделано, чтобы это зло прекратилось". После тщательного расследования комиссия сообщила о 13 массовых пороках, найденных ею в обществе. Трудно ли понять, что эти пороки преобладают и сегодня? Итак:
1. Распад благочестия со стороны исповедующих христиан.
2. Излишества и экстравагантность в одежде.
3.  Пренебрежение Крещением и церковным общением.
4. Бранные слова и неуважительное поведение в храме.
5. Отсутствие соблюдения субботы.
6. Отсутствие семейного правления и поклонения.
7. Раздоры, ссоры, споры между членами церкви.
8. Невоздержанность, пьянство, разврат, похотливая одежда и поведение, смешанные игры и танцы, праздность.
9. Обман.
10. Жадность и любовь к миру сему.
11. Противостояние реформам и снисхождение ко греху.
12. Нежелание поддерживать общину и школы.
13. Нежелание обратиться за помощью к благодати, отказ каяться.
Комиссия не только нашла эти распространенные пороки, но предложила рекомендации по их исправлению, поразительно острые,  глубокие, твердые и библейские. Именно они проложили путь к Великому Пробуждению и послужили его основой. Я твердо верю, что, руководствуясь ими, мы дождемся пробуждения в наше время!
Наш народ должен признать свои грехи. Дядя Сэм вполне может позволить себе пойти на исповедальную скамью и покаяться во прахе и пепле. Мы не можем служить Богу и маммоне. Мы не можем быть членами церквей ради респектабельности, а другой рукой держаться за мир ради греховных удовольствий. 
На нас как членах Церкви лежит вся ответственность за отступничество и море зол нашего времени. Мы должны вернуться к Богу в смирении и покаянии. Частичный завет никогда не произведет большое духовное пробуждение.  Мы должны принять нашу ответственность и спасти нашу нацию, наших детей и нашу Церковь,  освятив себя заново и до конца.
Комиссия 1670 года не только нашла зло, но она  также рекомендовала конкретные средства. Одно дело поставить диагноз, другое - выписать лекарства. Вот восемь рекомендаций Комиссии. Обратите внимание, как они могли бы быть применены сегодня.
1. "Ведущие люди Церкви и государства должны быть примером благочестия".
Грех и безбожие со стороны правительственных чиновников поощряет коррупцию и безбожие везде. Если президент, его кабинет, сенаторы и представители, губернаторы и должностные лица смиренно признают свою нужду в руководстве Божием и начнут жить благочестивой и высоконравственной жизнью, то это сделает для нашего народа больше, чем весь труд законодателей и все правовые механизмы. Наша беда заключается не в отсутствии знаний, не в недостатке учености и образования. Кто-то сказал: "Худшие люди в мире знают больше, чем лучшие практикуют".
Нам нужно что-то, чтобы направить и подбодрить волю к праведным делам. Наша нация нуждается не только в лидерах в области управления, финансов, труда, сельского хозяйства и образования, но мы должны иметь моральное и духовное руководство, обладающее не только правом наставления, но и примером благочестия. Такое руководство необходимо не только в Церкви, но и в делах государства и общества. Епископы и пастыри должны не только проповедовать истину - они должны быть примером праведности. Недостаточно иметь отдельных духовно настроенных людей во власти - религиозные, а лучше и светские лидеры должны быть таковы по преимуществу. Пусть рекомендация Комиссии 1670 года не будет пустым звуком.
2. "Пусть в Церковь не будет допушен никто, не исповедующий вполне спасительную веру".
Иначе говоря, только возрожденные люди должны иметь членство в Церкви. Долой Частичный завет! Пусть святую Церковь составят только христиане, которые встретили Иисуса и были рождены свыше.  Пора остановиться, и не только в Америке. Пора прекратить  вызывать к алтарю и принимать в Церковь мнимых членов, не имеющих спасительной веры.  Принимать в церковное членство всевозможных грешников, нарушителей субботы, прелюбодеев, игроков, пьяниц, завсегдатаев дискотек, лиц, никак не порвавших с миром - это открыто принимать на боевой корабль противника: судьба этого корабля не будет стоить ни гроша.  Сколько пройдет времени, прежде чем мирские грешники потопят истинную Церковь Христову в нашей стране?
Давайте прислушаемся к рекомендации Комиссии и остановим эту коварную и гнусную практику, не дающую нам хранить Церковь в чистоте и святости для духовно возрожденных христиан. Конечно, такая мера будет препятствовать служителям симулировать большой численный рост, но она сделает Церковь духовно сильной, не разбавленной множеством грехолюбивых мирских людей!
3. "Пусть исполняется церковная дисциплина". Иначе говоря, пусть соблюдаются хотя бы те идеалы и нормы, которые есть в наших старых руководствах.
4. "Пусть Церковь возобновит свой завет с Богом". Вернемся же к Богу и вновь подтвердим торжественно поклянемся соблюдать наши программы, заявления веры и кодекс поведения!
5. "Пусть Церковь выступит против массовых грехов нашего времени".
Иными словами, Церковь должна восстановить свою ограду. Если бы наши служители хоть как-то изливали святое негодование на массовые грехи и пороки! Слишком многие просто боятся исключить из Церкви явных грешников. Но если мы хотим начать избавляться от зла, такие решения должны быть приняты. Служители должны быть готовы проповедовать без страха и пристрастия, должны быть готовы к последствиям этого, как прежде пророки.
6. "Пусть Церковь поощряет святость и близкое хождение с Богом". Не будем кивать на святую жизнь как просто идеал. Пусть святость станет ясной целью всей жизни Церкви и для служителей, и для простых верующих.
7.  "Поддержка Гарвардского колледжа". Сегодня это будет означать - любого колледжа, который верит Церкви! Гарвард был основан группой служителей в Церкви и для содействия религии.  Если у нас будет возрождение сегодня, мы должны смотреть на христианское образование как на источник всего духовного и морального лидерства. Для этого недостаточно той малой помощи, которая приходит из государственных и частных учреждений.
8. "Взывайте крепко к Богу, чтобы Он благоволил излить дождем правду Свою".
Вот поистине сильная рекомендация: молитва, заступничество и настойчивость! Молитва - это ключ, открывающий сокровищницу Божью. Молитва меняет вещи и меняет людей. И она меняет мир и раскрывает к нам дело Божье.
Я призываю всех членов Церкви Христовой исполнять эти восемь рекомендаций. Если это будет сделано, мощное пробуждение последует неизбежно. Тринадцать зол распространились к концу XVII века. Эти рекомендации вспомнили, когда Джонатан Эдвардс и Джордж Уайтфилд начали проповедовать с бесстрашием и властью, возродились десятки тысяч людей и Великое Пробуждение в Новой Англии покатилось по всей стране. Церкви и школы были переполнены.  Уайтфилд однажды собрал в поле 30000 человек. В Йельском университете открыто читались лекции о "страшных плодах необращенного служения". Пришло огромное, изменяющее миллионы душ дело Божье.
Нынешнее зло много больше того, что было в Новой Англии. Преступность затопила нашу страну. Пьянство, азартные игры, убийства, кражи со взломом и разводы достигают новых максимумов. Наши церкви затоплены людьми Частичного завета, которые хотят пользоваться привилегиями Церкви, но уклоняться от своих обязанностей. Они хотят иметь Христа в одной руке и мир в другой, они теплы, равнодушны и вялы. Но Бог говорит: если ты не холоден и не горяч, то извергну тебя из уст Моих!
О, как Эдвардс проповедовал суверенитет и справедливость Бога! Как Уайтфилд представил красоту Христа, когда Великое Пробуждение пошло по следам великого греха и колоссального отступничества!
Великое возрождение наших дней может прийти и придет, если миллионы теплых членов Церкви отбросят частичный завет и целиком и полностью отдадут себя Богу. Нельзя служить Богу и маммоне. Вы не можете иметь греховные удовольствия мира сего и в то же время духовное счастье, которое приходит от Бога. Вы не можете держать зло в одной руке и добро в другой. Вы должны быть на одной или другой стороне. Вы не можете принадлежать к  армии сатаны и к армии Христа. Вы должны выбрать то или другое. Иисус сказал: «Кто не за Меня, тот против Меня». На чьей вы стороне?
Иисус спрашивает вас сегодня. Отдайте себя Ему полностью. Отбросьте мирские вещи, нечестивые компании и распри. Не живите по частичному завету, не будьте христианами наполовину. Живите для Бога и Его Царства, и отдайте себя Ему целиком, искренне и вполне. Огонь Святого Духа может выжечь все мирские наклонности из вашего сердца.
Дай Бог, чтобы тысячи теплых, половинчатых членов церкви могли отдаться Ему сегодня. Давайте склонимся в молитве.
Боже, мы отдаем Тебе всех, кто слышит нас. Многие пытаются держать Тебя в одной руке и мир и грех в другой.  Они хотели преимуществ Церкви, но отказались платить полную цену за эти блага. Они теплы, не заботятся о своих душах и равнодушны к требованиям Царства. Мы молимся, чтобы они отдали себя Тебе целиком, а не служили сатане и греховным удовольствиям. Помоги им безоговорочно  и полностью отдаться воле Твоей. Аминь.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn