Межигорский монастырь в Киеве. Часть 3

Пётр Лавренчук
        Остаётся только догадываться какими были в Межигорье времена от
Кия до окончания времён Аскольдовых.Летописи нам ничего не сообщают в свою очередь нет загадок и у исследователей истории Межигорского монастыря.Христиаский период ознаменовался на Руси и Киеве крещением Киевлян в речке Почайна, что впадает в Днепр возможно, это происходило в гирле речки по этому ошибочно считают что киевлян крестили на Днепре.В Киев вместе с крещённым Владимиром приехали греческие монахи вмест6е с первым митрополитом Михаилом именно они и облюбовали Межигорскую обитель и создали там скит для христиан. Первые християне Киева освятили новыми обрядами дубравы и источники Межигорья.А на Пекараской горе возможно стали рыть пещеры и подземелья как на Афоне.Святой источник стал святым и для христян которые там проводили обряды Йордана.Так что до возможных храмов времён Ярослава и Андрея Боголюбского и 17 века Межигорье для християн стал храмом под открытым небом.Источник в Межигорье являлся в священным не даром сохранились былины как "калеки перехожие" в Муровийске,Муромеске,Моровске подняли на ноги "Чоботка"по былинах читатели знают как Иллю Моровца(ничего общего с Ильей Муромцем не имеет) ибо это другой персонаж.На честь которого под Киевом назван остров.А прозвали его так, что он Чоботком (сапогом) побил нападающих на него розбойников.Межигорский источник стоял какраз на Вишгородском перевозе который вёл в Мурамеск( Моровск)и был от Межигорья в пятидесяти верстах и стоял по дороге на Чернигов.Позже во времена сына Ярослава Мудрого что звался Владимир Мономах и имел греческие корни, как утверждают археологи, через летописные Лутаву и Моровск прошёл "Мономахов путь".Казаки же считали Иллюшу Моровца свои " старым козаком"об этом свидетельстуют старые козацкие песни.( исследовал С.Хведченя).Исследователь  Олександр Оглоблин пришёл к выводу описывая историю Межигорской магистратской фаянсовой фабрики, что "Белый Спас" храм в Межигорье был построен ещё в домонгольский период нападения орд хана Батыя.
     Князь Киевский Ярослав Мудрый лечился в Межигорьи и ему был построен деревянный замок,то почему в тот период не могли построить и Межигорский Спасо-Преображенский храм названый "Белым Спасом".Тут же появляются сказания о перевезённой с Киева библиотеке князя Ярослава, которая нужна была ему для написания свода законов "Русская правда"об этой версии поисков библитеки "клада Ярослава" не забывал упомянуть ни один из исслледователей Межигорской старины.Действительно работая над статьями, без билиотеки и Интернета уже чувствуешь себя, как без рук. Основание "Белого Спаса" ещё повязивают с митрополитом Феодором времён княжеских межусобных войн князя сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского.Первый киевкий археолог Николай Берлинский считает, что примирив Андрея Боголюбского с черниговским князем Феодор на честь мира и основал с поддержки Андрея Боголюбского каменный храм "Белого Спаса" на честь Спасителя.А храм на Межигорьей слепил всех своей белизной и поэтому получил название "Белого Спаса". постройкой "Белого Спаса" основан был и монастырь которий был уничтожен войнами и отсртроен только в первой четверти 16 столетия, но в конце столетия снова сгорел.
   
   В начале 17 века Межигорскую обитель начинают отстраивать снова стараниями игуменов  отца Афанасия и особенно отца Исаи Копинского.Во времена гонения на православных  перед освободительной войной Богдана Хмельницкого Межигорский монастырь был превращён в значительний центр християнского православного казаческого мира.Понятно, что здесь находили покой учасники казачество-крестьянских восстаний первой половины 17 века.Только официально в монастыре насчитывалось 150 монахов,а не официально было ещё больше.Монастырь стал перевалочной базой отправки беглых крестьян на Запорожскую Сечь в Войско Запорожское.Земли возвращённые монастырю ещё польским королём Сигизмундом Первым простирались и на Левобережье, Святые отцы и Монахи Межигорского монастыря были фундаторами больших монастырей и небольших монашеских скитов.Они брали участие в основании Густиского,Ладанского и Мгарского монастырей.А самое главное  что Монастырь в течени 17-18 веков формировал христиансое сознание и религиозную культуру в Войске Запорожском отправляя священнослужителей на земли Войска Запорожского в самые тяжелые времена,чем формировали сознание и патриотизм запорожских казаков.

     За времён Ивана Мазепы,Теодорий Васьковский вместе с шляхтичами Обидовским и Гурковским склонили гетьмана к востановлению Киево-Братского и Межигорского монастырей которые стали центрами православия и одими из самых багатых в Украине по земельным владениям до секуляризации церковных земель за времён Екатерины Второй.Именно тогда создан прекрасный храм Спасо-Преображенский на месте деревянного построенного в 1611 году.В 1768 году за строительство монахами двох байдаков 9больших лодок для переправы и провоза груза по Днепру кошовой отаман Пётр Калнышевкий жаловал деньги на строительство на територии монастыря церкви св.Петра и Павла.Как предчувствовал старый кошевой свою скорую судьбу как у черниговского полковника Павла Полуботка.Колокольню и Братский дом построил Иван Григорович -Барский за времён последнего гетьмана Кирила Розумовского.

   
 
   

Продолжение следует.

ФОТО 20 годов ХХ века перед уничтожение воинствующими атеистами и постройкой правительственных дач.