Шаг спирали Глава Страница дневника

Любовь Горбатенко
«СТРАНИЦА ДНЕВНИКА.

02.08.1989 г., город Ростов-на-Дону

Сегодня я, Орлова (Гордеева – Карпенко) Вера Сергеевна, 28 ноября 1941 года рождения, русская по паспорту, украинка по отцу Карпенко Сергею Кузьмичу, донская казачка по матери Гордеевой Нине Михайловне, Орлова по мужу Орлову Александру Алексеевичу, еврейка по одной прабабушке, калмычка по другой, короче говоря, - настоящая южанка, в который раз начинаю свой дневник.
Основная его цель – помочь самой себе! Сохранить максимум человеческого достоинства!
Наше маразматическое общество сумело сделать самое страшное за всю историю человечества с момента его становления и по настоящее время. Оно сумело убить в каждом человеке природой (Богом) данные инстинкты, нормальное стремление человека к обзаведению домом, семьей, хозяйством. Оно убило любовь к природе, к ближнему, желание овладеть ремеслом, специальностью, а вместо этого вложило в наши головы несколько бесконечно повторяемых догм. Никакой собственной инициативы! Никакого творчества!
ТВОЯ КОЛЕЯ ИЗВЕСТНА С РОЖДЕНИЯ И ДО ГРОБА!
Наше общество вырвало нас из отцовского дома, лишило нас потомственной специальности отца, которая кормила не одно поколение украинских ремесленников - кожевников Карпенко. Оно отобрало у нас и вторую потомственную специальность крестьянина земледельца, которая кормила не одно поколения донских казаков Гордеевых и Орловых. Кстати, обе эти фамилии присутствуют в списке членов отряда Подтелкова, приговоренных 27 апреля 1918 года военно-полевым судом к смертной казни. А список этот Михаил Александрович Шолохов привел в своем лучшем романе «Тихий Дон». Я не думаю, что это мои далекие родственники. Просто, эти фамилии – очень распространены среди казачества. И, почему-то, это вызывает мою гордость, наверное, потому что я воспитана в потомственной семье казаков, знаю от бабушки и от матери о быте и укладе жизни казаков. Ведь человеку, как и растению, трудно жить без корней.
Лишив нас Земли и потомственных родительских домов, наше общество расселило нас в домах-сотах, сделав из нас нечто вроде обманщиков, которые всю жизнь шили платье королю. И ведь мы верили, что платье – великолепно. «А король-то - голый!» - закричали первые смельчаки из толпы. И все мы ясно увидели, что король – голый!
Игра в перестройку разочаровала, и я не знаю, как мы выпутаемся из этого безнадежного состояния, в котором пребывает наша страна. Человек из Будущего будет знать, какие повороты истории поднимут нас до среднего уровня цивилизации.
МОЕ ЖЕЛАНИЕ – ВЫЙТИ ИЗ ПРИВЫЧНОЙ КОЛЕИ ЖИЗНИ!
Я хочу записать историю своей семьи, так характерную для нашего общества. Важнейшим здесь являются рассказы моей матери, которая под колесом истории сохранила человеческую индивидуальность, историческую народную мудрость и честность.
«Есть святые в искусстве, которые промолчали всю жизнь, но не осквернили чистоты бумажного листа выражением того, что не было верхом красоты и соразмерности, иначе говоря, не было бы правдой» (Айрис Мердок «Черный принц»).
Я – не святая. Теперь я понимаю, что мой роман «Мир для нас» нужно переделывать, хотя все написанное «пахнет» тем временем. Повесть «Где оно, то мгновение?! (Реквием.) написана под влияние самоубийства подруги. Тогда я ужасалась смелости, с которой касалась причин этого. Теперь вижу, это – детский лепет! Повесть «Круг» написана о человеке, которого обстоятельства жизни выбили из колеи жизни, чье болезненное состояние дает ему все-таки правильное решение – вырваться из этой колеи окончательно.
Раньше мне хотелось, чтобы мои книги были опубликованы. Теперь для меня важно, чтобы все было написано честно. Пусть книги просто останутся в семье. Мои дети поймут меня так же, как я понимала свою мать. И еще я помню, как плакала над моей рукописью моя дочь Наталья, когда помогала мне печатать ее в 1983 году».