В. Борхерт. По ночам крысы спят

Лана Кузьмина
Впалое окно в единственной стене сияло сине-красным светом вечернего солнца. Облака пыли мерцали между кривыми остатками дымовых труб. Мусорная пустыня дремала.
Он закрыл глаза. Внезапно стало ещё темнее. Он заметил, что кто-то пришёл и теперь стоял перед ним, тёмный и тихий.  «Они меня поймали!» подумал он.  Но когда пригляделся, то увидел только две ноги в обтрёпанных брюках. Они стояли перед ним, искривлённые так, что он мог смотреть между ними. Он рискнул взглянуть выше и увидел пожилого мужчину. В его руках был нож и корзина. А ещё немного земли на кончиках пальцев.

- Ты должно быть спишь здесь? А? - спросил мужчина и посмотрел на спутанную копну волос. Юрген бросил взгляд на солнце, сиявшее между ног мужчины и сказал:
- Нет. Я не сплю. Я сторожу.
Мужчина кивнул:
 - Итак, для этого тебе и нужна эта большая палка? А?
- Да, - мужественно ответил Юрген и крепче сжал палку.               
- Что ты сторожишь?
- Этого я не могу сказать, - он ещё крепче вцепился в палку.
- Должно быть, деньги? А? - Мужчина поставил корзину и вытер нож о брюки.
- Нет, вовсе деньги, - сказал Юрген с презрением. - Что-то совсем другое.
- Ну и что же?
- Я не могу это сказать. Что-то совсем другое.
- Так не пойдёт. Тогда я тебе тоже не скажу, что у меня в корзине, - мужчина пнул корзину и сложил нож.
- Могу себе представить, - пренебрежительно сказал Юрген. -  Кроличий корм.
- Чёрт побери! Ты прав! - удивился мужчина. - Расторопный малый! Сколько тебе лет?
- Девять.
- О! Подумать только! Девять. Тогда ты наверняка знаешь, сколько будет три на девять! А?
- Конечно, - ответил Юрген, и, чтобы выиграть время, добавил. - Это же совсем просто, - и посмотрел сквозь ноги мужчины.
- Три на девять? Так? - спросил он ещё раз. - Двадцать семь. Это я точно знаю.
- Верно, - сказал мужчина, - у меня ровно столько кроликов.

Юрген округлил рот:
- Двадцать семь?
- Можешь на них посмотреть. Многие из них совсем маленькие. Хочешь?
- Я же не могу! Я должен сторожить, - растерянно сказал Юрген.
- Всё время? - спросил мужчина. - Даже по ночам?
- По ночам тоже. Всё время. Всегда, - Юрген поднял взгляд на кривые ноги.
- С субботы, - прошептал он.
- Ты что не ходишь домой? Ты же должен есть!
Юрген поднял один камень. Там лежала половинка батона и стальная коробка.
- Ты куришь? - спросил мужчина. - У тебя есть трубка?
Юрген крепко сжал свою палку и робко сказал:
- Я делаю самокрутки. Трубка мне не нравится.
- Жаль, - мужчина присел рядом с корзиной, - ты мог бы спокойно посмотреть на кроликов. Особенно на маленьких. Ты мог бы даже выбрать одного. Но ты же не можешь уйти.
- Нет, - грустно сказал Юрген, - нет, нет.
Мужчина взял корзину и поднялся на ноги.
- Ну да, жаль, если тебе придётся остаться.
Он повернулся.
- Если ты меня не выдашь, - быстро сказал Юрген, - это из-за крыс.
 Кривые ноги сделали шаг назад.
- Из-за крыс?
- Да. Они же едят мертвецов. Людей. Они ими питаются.
- Кто так говорит?
- Наш учитель.
- И ты следишь за крысами? - спросил мужчина.
- Не за ними же! - потом добавил совсем тихо. - Мой брат. Он лежит там, внизу. Там.

Юрген показал палкой на сложившиеся стены.
- В наш дом попала бомба. Свет в подвале сразу исчез. Он тоже. Мы его звали. Ему было меньше, чем мне. Только четыре. Он должен ещё быть здесь. Он же намного меньше меня.
Мужчина посмотрел на копну волос. Потом внезапно спросил:
- Разве ваш учитель не говорил, что крысы ночью спят?
- Нет, - устало прошептал Юрген, - этого он не говорил.
- Ну, - сказал мужчина, - что же это за учитель, если он этого не знает. По ночам крысы спят. Ночью ты можешь спокойно пойти домой. По ночам они всега спят. Когда стемнеет.
Юрген сделал палкой небольшие ямки в мусоре.
- Это маленькие кроватки, - думал он. - Всё маленькие кроватки.
Тут мужчина сказал (его кривые ноги задрожали):
- Знаешь что? Сейчас я быстро покормлю своих кроликов, а когда стемнеет, я тебя заберу. Может быть, я принесу тебе одного. Маленького. Хочешь?
Юрген делал маленькие ямки в мусоре. Маленькие кролики. Белые, серые, бело-серые.
- Я не знаю, - сказал он тихо и посмотрел на кривые ноги, - только если они действительно по ночам спят.
Мужчина перешагнул через остатки стен.
- Конечно, - сказал он. - Ваш учитель должен уйти, если он даже этого не знает.
Юрген поднялся и спросил:
- А если я возьму одного? Белого?
- Я попробую, - уже на бегу крикнул мужчина, - но ты должен подождать здесь. Я отведу тебя домой. Понятно? Я покажу твоему отцу, как соорудить загон для кроликов. Вы же должны это знать.
- Да, - крикнул Юрген, - я жду. Я должен следить, пока не стемнеет. Я непременно дождусь.

И он крикнул:
- У нас дома есть доски. Доски от ящика.
Но этого мужчина уже не слышал. Он бежал на своих кривых ногах к солнцу. Вечер окрасил всё в красный цвет, и Юрген видел, как солнце светило между ног, такими кривыми они были. И корзина криво покачивалась туда-сюда. Кроличий корм был внутри. Зелёный кроличий корм, немного серый от мусора.