Один добрый, счастливый случай. Автобиографическое

Алекс Свитт
Один добрый, счастливый случай…


Сквозь дороги, утопающие в грязи, сквозь непроходимые болота, дремучие леса, высоченные и заснеженные горные вершины, сквозь глубины океана и его опасные впадины, и, наконец – сквозь лень жгучую, лень, казалось бы, непреодолимую, лень несусветную, я продолжаю кушать, поглощать, изучать, познавать и впитывать, как губка (но не Боб), весь этот огромный мир-пирог, со всеми его тайнами, загадками, былью, небывальщиной, легендами, мифами и историей!!!..



И всё же, не могу не признаться, что от сильной и беспробудной лени, мне помог проснуться один добрый, счастливый случай…

Было это осенью 2006-го года. В один из простых будних дней, когда мама пришла с работы и спросила:
«Ты случайно не знаешь, как правильно пишется: «багрец» или «багряц?»».
«А-а?», удивился я.
«Да я тут на работе, разговорившись с одной коллегой о погоде, вспомнила стихотворение «Осень» Пушкина. Дошла до «багреца»/»багряца». Тут она и спрашивает, мол, а как правильно пишется это слово? Я говорю: «Багряц». Она: «Нет, багрец». Ну, обсуждали-обсуждали, да и поспорили на 1 лат. А работы много. Решили по компьютеру не лазить, а потерпеть до завтра… Ну, ты знаешь?».
«Понятия не имею».
«Ясно. Тогда доставай книгу».
«А я знаю, где у нас Пушкин лежит?!! И где мне искать?».
«О, господи! В шкафу поищи!».
Хо-хо! Обычный разговор мамы со взрослым сыном. Ну, залезаю в шкаф, беру тряпку и начинаю сначала вытирать пыль. Я же неслучайно ворчать стал. Я знал, чем всё это для меня обернётся! «Приятным» времяпрепровождением в шкафу! Брр!.. Ну, вытер я пыль. С полок, с книг. И стал искать. Ищу, ищу, ищу. Нет Пушкина. Нет Пушкина в первом ряду. Ладно. Вытаскиваю эти толстые книги с первого ряда и думаю: «Может их выкинуть? Никто же не читает! Никто!». Долез до второго ряда. О, есть контакт! Вот он, красный трёхтомник этого самого, как там его…
«Нашёл! Как говоришь, стихотворение называется?».
«Осень».
«Сейчас поищем твою осень».
Открываю первый том. О, боже мой! Стихи по годам, а не по алфавиту!.. Это что же, всё оглавление трёх книг смотреть? Да я вас!!!..

Том 1: «Стихотворения и поэмы». Том 2: «Поэмы и драматические произведения». Том 3: «Проза».

Уф... 2-й и 3-й тома отпадают сразу. Остаётся 1-й… Ёлки! Толстоват. Долго ищу это нужное стихотворение. Никак.
«Смотри не только на первую букву «о»,  раздался добрый голос с кухни. «Оно может быть и без названия, и начинаться «Унылая пора! Очей очарованье!».
Японский городовой! Да я уже полчаса ищу!.. Прошло ещё минут 15. О! Наконец! Нашёл! Осень! На «о»! Тууу-тууу!!! Открываю и… ещё больше удивляюсь. Написано: «Осень (отрывок)». И начало:

«Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча ещё бежит за мельницу ручей…»

Первая моя мысль: вот подстава! А где же «Унылая пора!». Даже в школьных учебниках так было! Но тут замечаю, что всё пронумеровано. Римскими цифрами. Ладно. Просматриваю бегло. I, II, III, IV, V, VI, VII. Вот оно!!..

«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса».

«Мам!».
«Да?».
«Ты лат свой проиграла. Здесь сказано: «…в багрец»».
«Ну, что ж. Ничего страшного. Главное выяснили. Спасибо! Можешь книги убирать и идти кушать».
«Ага».
Но книгу закрывать не хотелось. Мне вдруг стало интересно: а почему это в школьных учебниках стихотворение начинается с 9-й строфы? Что, всё остальное бред, что ли? Недостойное программы среднеобразовательного заведения? Мол, как песни выбирают на диск (в студии звукозаписи), так и тут?
И я стал читать. Всё стихотворение с самого начала.

Осень
(отрывок)
 
«Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?»

Державин

I

«Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

II

Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю её снега; в присутствии луны
Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!».

«Как? Уже две строфы слопал?» подумал я. «Вот это да! Легко читается. И понятно. Даже что-то, вроде, короткометражного фильма в голове возникает. Хм, смотри-ка, не нудно. Это интересно! Ладно, читаем дальше».

III

«Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?..
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это, наконец, и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стёклами двойными.

IV

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи».

«ТАК ЭТО ОН?!! ЧТОБ МНЕ ВСЮ ЖИЗНЬ ЕЖЕЙ РОЖАТЬ!!! ЭТО ЖЕ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР!!!».

«Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить да освежить себя –
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив её блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом».

«…Это всё он?!! Какой стиль! Какой порыв чувств!!! А сколько боли и обид!!! Сколько наблюдательности жизни!!! Сильно режет правду-матку!!! Силён парнишка!!! Ох, силён!!!».

«Леша! Дважды звать не буду!!!».

«Мам! Я попозже подойду! Я тут увлёкся. Потом скажу».
Я сидел на стуле, возле открытого стенного шкафа, с томом стихов А.С.Пушкина. И не только не мог оторвать глаз от книги, я растворился в ней! Оказался внутри! Передо мной ясно вычерчивались картинки прочитанных строк. Я чувствовал, я видел, я переживал!!!..

V

«Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.

VI

Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице ещё багровый цвет.
Она жива ещё сегодня, завтра нет».

«Господи! Я сейчас разорвусь на тысячу частей! Говоря современным языком, этот человек – старший менеджер в крупной компании! Талантливый, мозговитый и опытный. Его пытаются затмить, сместить конкуренты, зависть которых съедает всех окружающих до мозга костей. Но он избегает все ловушки, и с честью выходит из них!!!
Он, как Джеймс Бонд – много чего знает, много чего умеет и, попробуй его остановить! Так просто в руки он никому не дастся!!!..
Он – первоклассный адвокат, который не только грамотно защищает кого попало, но и с успехом распознаёт в клиенте подлеца!!!..
Мать моя! Какой стиль! Как чётко подбирает слова! Да он музыкант, как Макар! (Андрей Макаревич – лидер группы «Машина Времени» - примечание автора)".

VII

«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

VIII

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь;
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн – таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм)».


«Сильно… Что-то я начинаю запутываться… Навязали стереотип, что литература для ботанов… И, мол, кто знает и цитирует Пушкина, тот зубрила и отстой в компании… Вот негодяи… Да какой он нам чужой? Для каких ботанов создан? Он не соплями плещётся и сентиментальщину разводит, он – настоящий мужик, который обладает сильным, твёрдым словом! Он умело говорит о том, что его окружает, что чувствует, что видит! Какой он Пушкин! Он Сашка, Сашок! На худой конец - Александр Сергеевич! Но, не как не отдалённый от нас субъект, которого можно коверкать и втаптывать в грязь, дурацкими байками и анекдотами!..».

«Что? Не выучил? А кто за тебя будет учить? Пушкин?».

«Да… Зачем так обижать человека?.. Так издеваться над его фамилией… Он САШКА! САША! Наш парень! Свой в доску! Как рэперы, уличные танцоры или талантливые рок-легенды… Он нормальный, реальный пацан!..
Уф… Навязали нам то, чего в этом человеке нет – нудности…».

Я весь горел. Не раз приходилось прерываться и вытирать пот со лба... От переизбытка чувств голова гудела, как мощный генератор на атомной электростанции. Я никак не мог понять: зачем люди делают из него икону и навязывают нам своё фанатично-маниакальное видение дела? Не так всё это должно быть! Не так! Подход у них не верный! Так никого ничему не научишь!..

Да… Я неистовствовал. Мысли одна за другой возникали в неспокойной голове...
На секунду я закрыл книгу. Тот ли это, вообще, человек, что мы проходили в школе?..
Я вздрогнул, вытер снова пот со лба, понемногу успокоился, улыбнулся, громко крикнул: «Тот!», и снова открыл книгу… 

IX

«Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несёт,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промёрзлый дол и трескается лёд.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит – то яркий свет лиет,
То тлеет медленно – а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю».
 
И тут я понял, почему школьники не любят этого человека. Вопрос, мучивший меня несколько минут назад, нашёл свой ответ: они его не понимают! Не понимают стиль начала XIX-го века! Для них он чужд и отдалён! Вот, если бы его стихи перевели на современный язык, доступный каждому школьнику, то тогда бы… А так…

Ясно… Теперь мне стало ясно, что передо мной открылась дверь, доселе закрытая… Я смог полностью окунутся в ту эпоху, почувствовать её и понять. Понять! Как жили тогда люди. Что ели, что носили, чем занимались. Я смог это всё почувствовать!.. И улыбнулся ещё раз. Но, уже более эротичнее, чем прежде. Затем любовно погладил книжный переплёт, и, наклонившись над книгой, тихо прошептал:
«А вечер-то перестаёт быть томным, ы-ы-ы! Я, буду не я, если не перечитаю всего АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА имеющегося в доме!!! А школьники? Пусть локти себе кусают. Им же хуже. Самообразование – это сила!!!..».


X

«И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем –
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.

XI

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! – матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз – и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.

XII

Плывёт. Куда ж нам плыть? . .
. . . . . . . .
. . . . . . . .».


1833 год.


Всё. Вот такое вот стихотворение «Осень»…
Я закрыл книгу и пошёл ужинать. В тот же вечер я начал читать первый том…
Не прошло и недели, а в городе не осталось ни одного моего знакомого, кто бы не знал, что я подсел на Александра Сергеевича…

Прочитав три тома, я стал искать ещё книги, касающиеся данного выдающегося человека. Нашёл «Повести Белкина», 2 книги о его биографии, сборник поэм и три маленьких детских книжки со сказками… Конечно, всё это уже было в его трёхтомнике. Но мне показалось мало. Ничтожно мало! И я с удовольствием прочитал снова эти творения замечательного автора.
Но! Этим дело не кончилось! О! Это было только началом!.. Прошёл ровно месяц, как я подсел на классика, и я понял, что огонь во мне горит нешуточный…

750 страниц о Пушкине, собранных в Интернете с 7-ми разных источников (“Wikipedia”, «Кругосвет» и т.д.). Ещё позже, знакомые продавщицы из книжного клуба подкинули пару книжек. Среди работников, кстати, прошёл слух, что бывший наш сотрудник Лёха метит прямиком в «Кто хочет стать миллионером?». На худой конец, в местный «Что? Где? Когда?». Вот знаниями и запасается. Хи-хи!
Видите, как всё может поменяться из-за доброго, счастливого случая?..

Да… Забавно... Нашёл тогда интересных себе собеседников старшего поколения... Приятно было, что они смогли оценить мою неподдельную и не наигранную   привязанность. И уважение к данному делу. Вот!..


Итог: прочитал 21 книгу о классике и его произведениях. Большим потрясением была «100 самых великих любовников всех времён». Я не ожидал, что у него было 118 женщин, (до женитьбы).
Ещё я поразился тому, что его лирическое стихотворение, посвящённое Анне Керн, имело сильное действие на саму молодую женщину. Она ушла от мужа и готова была выйти за Сашу, но… Он остыл. И того, что к ней испытывал, больше не было. Такой поворот событий не пришёлся по душе обоим. Но он был честен с ней. И это мне понравилось. Он не врал ей! Конечно, его стихотворение свалило бы с ног любую, но раз так сложилось, то самое правильное: быть честным по отношению к другому человеку!.. Он поступил правильно...
Оставив богатого мужа, Анна осталась ни с чем. Но она не пала духом. Женщина стала преподавателем иностранных языков! Потом уехала. Но, вряд ли, она когда-нибудь забудет то, что стало нетленной классикой на века:    



К***

«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь».


А.С.Пушкин

Да… Сильно сказано… Уважаемые парни! Когда будете читать эти строки своим любимым дамам, помните: вы несёте большую ответственность!!!..

Данная тема не была бы полной, если не скажу ещё, две последние вещи о том, как повлиял на меня этот человек…

1. Благодаря Саше… я… (с новой силой)… засел за стол писать… стихи (временно, но сел).


«Лёша?».
«Да?».
«А ты не хочешь нам что-нибудь спеть сегодня? Думаю, что всем будет приятно, как и в прошлый год».
«Ну, вы знаете, тетя Вера... Я сегодня, идя на этот день рожденья, никакую песню не готовил».
«Ой, не скромничай. Тогда ты тоже готов не был. Однако спел же!».
«Но в этом году у меня не то состояние души… Позвольте-ка я вам прочту один из последних своих стихов, который…».
«Вы пишите стихи, молодой человек?», прервал меня один из гостей.
«Э-э, да».
«Хм. Тогда вы ещё довольно молоды».
«А?».
«Те, кто пишет стихи, поверьте мне, ещё живы. Живее всех живых».
«Ой! Виктор Павлович! Не нужно так в дебри забираться. Ну, пишет мальчик и пишет. Читай, Лёш».


* * *

Как человек, которому всегда есть, что сказать,
Как современник, познающий лиру,
Во мне горит желанье рассказать,
О том, что я питаю к миру.

Но руки опустилися в неволе…
Ведь молод я, и мало, что видал.
А, значит, глупо начинать про «русско-поле»,
Которого я сам и не пахал.

Что ж... Плакать я не стану, право,
Не буду тратить время зря.
Скажу вам честно, не лукаво –
Я буду познавать себя!..

 

2. Прочитав три раза роман в стихах «Евгений Онегин», я осознал, что автор необычайно развит и знает столько всего, что, я ему невольно позавидовал, и, решил, что настал мой черёд стать чуть-чуть умнее.
И это выли-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-лось… в изучение мира нашего, большого и необъятного…

Я стал читать различные статьи и заметки… Какие? Хм… Разные…
А именно: про… Римскую Империю, Древнюю Грецию, тайны и мифы Древней Греции, Аристотеля, Плутарха, Сократа, Платона, Персидскую Империю, Саади (персидский поэт), Мухаммеда (пророка), Омара Хайяма, Конфуция, Лао-Цы, Ходжу Насреддина, Чингисхана (Темуджина), Тамерлана (Тимура), Самарканд, Гражданскую войну в Америке, Николу Тесла, Николая Коперника, Фернандо Магеллана, Голландию, Латвию, Литву, Николая Валуева, мультфильмы «Губка Боб квадратные штаны», «Эй, Арнольд!», «Чип и Дэйл спешат на помощь», «Утиные истории», рок-группы “Deep Purple”, “The Beatles” и многое-многое-многое другое!!!!!..
 
Из последнего: прочитал 7 статей о Жюль Верне. Теперь наслаждаюсь его бессмертными произведениями.
Уже оценил: «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», «Вокруг света за 80 дней» и «20 тысяч лье под водой». Эх, мало. Больше дома книжек нету!!! Видно, опять придётся по друзьям пройтись…

На этом всё.

Вот такой вот был забавный со мною случай, положивший началу саморазвития, а также концу беспробудной лени, хоть я и до сих пор люблю бить баклуши…

Конец…