Дочь купца, погибшего за святую веру

Валерий Хлызов
               
               
     В   заброшенном    селе     Верх-Суксун    Суксунского  района    Пермского   края   и   сейчас   можно    увидеть    Церковь   Введения   во   храм    Пресвятой    Богородицы  (Введенскую  церковь).  Деревянный    храм,   построенный  в  XVII  веке,  позже  модернизировали,  сделав   его частично   каменным.   Эта   церковь  официально   была   закрыта    властями   в   августе  1934   года   и    до   сих   пор  бездействует. 
     В   семнадцатом    году    ХХ   столетия   священником   в    упомянутом   храме   был   Александр    Иванович   Малиновский.  Ранее он  служил  иереем   в  Спасо-Преображенской   церкви  села   Гамово   Пермской  губернии.    Малиновский,    двадцати   четырёх   лет  от роду,   имел   всестороннее  образование.  Окончив  духовное  училище  и  семинарию,  продолжал  учёбу   в  духовной   академии.
     В  селе  Верх-Суксун  Суксунской  волости  Красноуфимского  уезда    Пермской    губернии    Александр     Малиновский    совершал   церковные    таинства, благоустраивал    приход,    боролся    за    трезвый   образ   жизни   паствы.  Ему   помогали   в  этом    члены  приходского   попечительского   совета.    В    его   состав     входили    занимающиеся   сельским     хозяйством    и   мелкой    торговлей    крестьяне:   Николай     Кудашев,   его  сын   Алексей,   и   Василий   Будрин  —   тесть    Алексея. 
     Николай  Алексеевич   Кудашев  (1867-1918)    и    его   жена   Татьяна   (1869-1922)   преуспевали   в   жизни  благодаря   трудолюбию,   напористости   и  смекалке. Они  имели   просторный   деревянный   дом,   амбар,   хлев  и   небольшую  кирпичную  лавку.    Пермские  крестьяне   выращивали   зерновые   культуры,   овощи,  разводили   домашний   скот,   торговали    излишками.   Они    имели   средний   материальный    достаток,   да   ещё  "пропитывались от  услуг".  В   селе    Кудашевых    считали    крепкими    хозяевами,    но   к   сословию   купцов   (с учётом  малого капитала  и  товарооборота)    не  причисляли. 
     Николай  и  Татьяна   Кудашевы    воспитывали    трёх   сыновей:  Алексея,   Ивана,  Анатолия  и  трёх  дочерей:  Анну,  Наталью   и    Александру.   Среди    детей   Алексей   и   Анна   были  старшими   по  возрасту,    а   Александра —   младшей.   Она  в  восемнадцать   лет,  будучи   женой   Григория    Неофитовича   Хлызова,   родила   моего  отца.
     В   1917  году  ХХ  века  шла  Первая  мировая    война.  В   этом   столетии   российская    империя  пережила    три   революции,  на  пороге  была    гражданская    война.   В  тяжёлое   время    судьба   свела  семью   Кудашевых   с  Александром   Малиновским   и   его  женой   Верой   Дмитриевной.   В    их   лице   простые русские    крестьяне   нашли    защитников    многовековой   православной    веры,   которую   большевики,   рвавшиеся    к  власти,  решили  искоренить.
     Николай   Алексеевич   Кудашев  был   грамотным человеком.  Он    выписывал   газеты,   журналы   "Нива"   и   "Биржевые   ведомости".   Имел   в    личной    библиотеке произведения   русских   и   зарубежных   писателей.   Помимо   церковных    дел    ему     было   о   чём   поговорить   с  высокообразованным  священником  и  его  не   лишённой   учёности  и  талантов   супругой.   Именно   они  помогли   Кудашеву  узнать  его  родословную.   Выяснили,   что  ещё   в  XVIII  столетии  в  Суксуне проживал    крестьянин    Савватий   Агапитович    Кудашев, приписанный    к   железоделательному   заводу    Демидова. По   всей   видимости,   от    этого   Савватия    и    пошёл  вширь   род   Кудашевых   в   Суксунской  волости.
     В   своих   проповедях    иерей   Малиновский  гневно   осуждал    святотатство,  богохульство  новой власти,   предупреждал   паству  о    братоубийственной  войне.  Вскоре  об  этом  стало   известно  советским   властям   в  Суксуне.
     В   начале   лета   1918   года   в    Верх-Суксун    прибыл отряд  красноармейцев  во  главе  с  бывшим матросом,  председателем    Суксунского  ЧК   Павлом  Маношиным  и   военкомом  Михаилом   Семковым. Ворвавшись    во   Введенскую  церковь,  они   арестовали  священника-бунтаря, а затем   доставили   его  в   Красноуфимскую  ЧК.  Протестующих  прихожан  церкви   разогнали, применив   оружие.
     Летом  18-го  волна   массовых   крестьянских  выступлений  прокатилась  по  Прикамью.  В   июле  она  захлестнула   Суксунскую   и   прилегающие  к   ней  волости.  Сельские   труженики  были   возмущены   нарушением   привычного  уклада   жизни   крестьян,   переделами    земли,   насильственной    мобилизацией     в   Красную   армию.  Особое   недовольство   у    них   вызывали   гонения    священнослужителей.    Вскоре    в Суксуне  и   Верх-Суксуне  началась   расправа   народа, доведённого  до  отчаяния,   над  большевиками.   
     Николай  Кудашев  в  погромах  и  убийствах  представителей  советской   власти  не  участвовал.   Он  был  неглупым  и  прозорливым   человеком.   По   его   разумению,   большевики    утвердились  в   российском  государстве,   пусть  не  навсегда,  но  надолго. Самодержавие  пало,  как  и  буржуазное   Временное   правительство.   Белое    движение,   несмотря    на    помощь   из-за   границы,  не  было  монолитно   ни   идейно,  ни  организационно.  Оставалось   молить   Господа  Бога,  чтобы  он  избавил  людей  от  хаоса  и  насилия.
     Подавление  крестьян,  взбунтовавшихся  против  советской   власти,   большевики   возложили   на   отряды под  командованием  революционеров  Звонарского,  Агафонова,   Скворцова.   Спустя    столетие    трудно   установить,   кто   именно   провёл    карательную  операцию  в   Верх-Суксуне.   Бесспорно  одно,   что   эта  операция  имела  место.  С  зачинщиками  обошлись  жестоко,    нескольких   человек   расстреляли,   в   том  числе   и   Николая   Кудашева.  По  доносам    тайных  агентов    ЧК   он   был   не   только   "купцом-мироедом", но   и  дружком   попа    Малиновского.   Жертв   акта    революционного    возмездия   предали   земле    у   ограды   Введенской   церкви.  В  то  время,   когда  Малиновский   содержался   в   застенках     Красноуфимской   ЧК,    его    верный    помощник     Кудашев    уже   погиб    за    святую   веру.    В  сентябре   1918 года    (по новому стилю)  Александр   Малиновский   также  был    расстрелян   чекистами   после  издевательств  и  глумлений.
     Жизнь  детей   Николая  Алексеевича  Кудашева  полвека  спустя   и  позже  сложилась  по-разному. 
     Большинство  из  них,  переехав  в  Свердловск,  трудились  на   Верх-Исетском   металлургическом   заводе: Кудашевы  Иван  и  Анатолий   в  мартеновском  цехе; жена   Ивана — Мария  в листопрокатном  цехе;  сын  Анны  Кудашевой (Щелконоговой)* — Александр   в  автотранспортном  цехе;   муж   Александры   Кудашевой  (Хлызовой)   —  Григорий    в  отделе  снабжения  завода.  Моя  бабушка   Хлызова  Александра  Николаевна,  1908  года   рождения,   работала   до   пенсии     на    Свердловской  обувной  фабрике. Она  умерла  в  городе Шадринске Курганской  области   в   конце   девяностых.   
     Алексей  и  Наталья  Кудашевы остались   в Пермской   области.   Алексей,   похоронив   жену   Надежду   (дочь  Василия  Будрина),  был  на  административной работе в  Суксуне.  В  годы  Великой  Отечественной  войны   за   мужество  и  героизм   награждался   медалями "За боевые заслуги",  "За  отвагу"  и  Орденом  Красной Звезды.  Наталья   Кудашева (Щелконогова)**   жила   в  селе    Большие  Ключи.  Её   муж    Николай     в    44-м      погиб  на   фронте,  а  дочь   Валентина  (Исаева),  став  педагогом,   имела  звание  "Заслуженный  учитель  РСФСР"  и  Орден  Трудового Красного Знамени.
После  злодейского  убийства  отца   и  смерти  матери    все    дети    Николая   Кудашева   навсегда   покинули  отчий   дом.  Предвидя  нарастающие   политические   репрессии,  добровольно  сдали   колхозу "Уралец"   излишки   земли,   домашний   скот,  инвентарь  и  прочее  имущество. До  последних   дней  своей  жизни  Кудашевы младшие оставались  добросовестными  и  благочестивыми   людьми,   лишёнными   корыстолюбия  и  гордыни.  В   мир  иной  они  ушли  естественным  путём  по  закону  великой  природы.  Природы,  непостижимой   для   человеческого   разума.   Ибо,   как  сказал  один   мудрец:  "Всё, что ты видишь, — не существует.  Всё,  что  ты  не  видишь,  — истина!". В  эту  истину  и  верили   мой  прадед  Николай   Кудашев  и  иерей  Александр   Малиновский.

     Примечания: *,** Следует  внести  ясность. Мужья  Анны и  Натальи Щелконоговых (Кудашевых)  были  однофамильцами.

     P.S.
     В  2000  году  Архиерейский  Собор  Русской  Православной   Церкви   канонизировал   священника  Малиновского.  Найденные останки   новомученика   ныне   хранятся  в  Свято-Троицком   соборе  города   Красноуфимска, Свердловской области.

     Выражаю благодарность за  помощь  в  подготовке документального очерка:  научному  сотруднику Суксунского историко-краеведческого музея  Наталье Николаевне Токаревой. Собранный   Токаревой архивный  материал  явился   для  меня  краеугольным   камнем  при  описании  исторических событий;  Кудашеву Виктору Ивановичу, дневник  которого стал  мне полезен  при  изложении  родословной   Кудашевых,  анализа  их  жития  в  недавнем  прошлом  и  в  минувшие  столетия.